Но сегодня мой клиент, где я ставил в столовой свою "Кассирочку" (*) для учета продаж их сотрудникам в счет зарплаты, по меркам нашего города, средне-крупное предприятие, дало мне в "сопровождающие" настоящего сисадмина, работу которого я мог увидеть, как говорится, впервые изнутри...
Он
Оказалось, что он - тоже с Инфостарта (может даже сейчас это читает :) ). Сказал, что наш портал помог ему заинтересоваться 1C в плане конфигурирования. Меня это очень порадовало. Оказывается, идея Доржи дать старт начинающим почувствовать себя уверенно живет и приносит плоды. Не знаю, как вам, а мне приятно осознавать, что наше тут общение кого-то способно вдохновить на творчество. Но это отступление.
Меня встретил приятный во всех отношениях коллега, в задачи которого, как выяснилось на практике, входило обеспечение функционирования всего, предполагающего наличие интеллекта, от чайника шефа до калькулятора секретутки. И он с этим уверенно справлялся, сохраняя завидное спокойствие, оптимизм, иногда подшучивая над вечным напрягом, свалившимся на него. Меня это откровенно удивило. Как понимаете, удивиться мне еще предстояло не раз...
"Кабинет"
Кабинет сисадмина можно сравнить с конурой. В конуре тоже хозяину уютно, также душно, есть своя миска и подстилка. Но все же конура - это более сакраментальное явление в жизни пса, чем кабинет для сисадмина. Я сразу представляю, как при приеме на работу иной начальник бодрым тоном сообщает, что "Вам выделят уголок"... На деле - это может оказаться конец коридора, отделенный фанерной перегородкой даже не до потолка, где стоит комп сисадмина, действительно крутой, но почти всегда разобранный и заваленный кучей "полезных вещей". В дальнем конце этой "комнаты", как правило, находится таинственная, массивная дверь. При ближайшем рассмотрении полномочий и субординации, становится ясно, что сисадмину правильнее в трудовой писать должность секретаря в приемной у господина Сервера. А вообще, на фоне этого было интересно читать на стенах той конторы разные похвальные грамоты и благодарности от мэра, разных чиновников и представителей в адрес руководства фирмы за деятельность на благо общества. Хотя... Возможно, преуспевающему руководителю, метящему в политику, действительно, невдомек, что человек, обеспечивающий биение сердца киберорганизма компании, достоин более лучших условий труда. Да и кто поймет, что надо «этим программистам»...
Посетители
У "кабинета" сисадмина есть явное преимущество: он обычно располагается по пути в туалет, поэтому, сотрудникам бывает удобно совмещать полезное с приятным. То, что сисадмин не занимает одну из кабинок туалета - очень правильно: кому же понравится, пардон, какать, когда рядом будет «пахнуть сисадмином»!
Наверное, посетителей уголка сисадмина можно как-то грамотно классифицировать, но у меня не слишком большой опыт общения с ними. Все они говорят сисадмину "ты", почти половина не знает, как его зовут. Мне показалось, что самые наглые - это учредители и менеджеры. При их появлении сразу «веяло харизмой», отзвуками неуемной деятельности, бурлящей мысли и незаменимости для производственного процесса. То, что им приходилось сейчас тратить время на непонятно кого, занимающегося непонятно чем, а не их важными и срочными поручениями - явно их не устраивало, и они этого не особо скрывали. А как же! Восстановление допотопного, неработающего компа тестя своячницы дальнего друга троюродной сестры - задача первоочередной важности, и завтра - крайний срок. Странно, что кто-то этого может не понимать!
Признаюсь честно, что я, как 100-ый фри, избирательно отношусь к клиентам, предполагая у них понимание важности нашей с ними работы, и там, где такого понимания не нахожу, просто даже не начинаю работать. Наверное, это преимущество, но я точно этим избалован, потому что, видя контингент, с кем работал мой сисадмин, я подумал, что не смог бы выдержать ни дня. Да, не смог бы выдержать ни дня, чтобы кого-то не послать. Вновь хочется посетовать, что для многих IT-специалист - не тот, чьими стараниями все работает, а всего лишь "непонятно кто", занимающийся "непонятно чем", сумасшедший, для которого лучшей наградой за труды будет возможность еще с чем-нибудь покопаться.
Телефон и все такое
Я раньше думал, что мне клиенты звонят часто. Так и было на самом деле. Впрочем, как приглашаемый специалист (а не фикси), я могу себе позволить "пожурить" бухшу, которая не умеет пользоваться флэшкой и заставить при мне засунуть себе эту флэшку раз десять! (В комп, конечно) Легче дать толчок (или пиннок) кому-то, чтобы он начал думать и пробовать самостоятельно что-то решать, чем разрешить просто записывать, на какие кнопочки нажимать, чтобы потом снова звонить мне. При долгосрочных отношениях такого рода, некоторые бухгалтера становятся завидными специалистами с точки зрения компьютерной грамотности и даже потом благодарят, особенно, когда находят более высокооплачиваемую работу. Но сисадминам, похоже, выбирать не приходится. Как сказал классик: "На Сивцев Вражке не возражают"... Аргумент: "могут не заплатить". Поэтому, приходится бегать. Много. Приходится отвечать на глупые звонки, быть вежливым и снисходительным к кому-то, кто этого не совсем заслуживает.
Я вновь вспоминаю тех своих первых сисадминов, и кажется теперь начинаю их немного понимать. Но тогда, на заре появления "пней", на человка, умеющего над ними колдовать, «молились», его берегли, терпели его причуды, потому что таких людей было все-таки очень мало. Сейчас популяризация программинга и конкуренция заставляют IT-специалиста, крутиться, лишний раз подчеркивать свою компетентность, а порой и отчитываться перед руководителями, ничего не смыслящими в компьютерах, но начитавшимися популярных компьютерных журналов. И это - сложно, ведь доказать программисту, что и мы не лыком шиты, и идем в ногу с прогрессом - дело почти благое и для него полезное. Пусть этот мальчик не слишком о себе думает, и поучится у старших, умудренных жизненным опытом, ведь на кнопочки нажимать - не за станком работать...
Собственно, о главном
Кто подумал, что это я тут над сисадминами потешаюсь, тот ничего не понял. Все достаточно грустно.
На этой фирме меня немного развлекла толпа охранников, которые несколько раз участливо интересовались, кто я, когда я бесцельно шатался в коридоре около стендов, ожидая, пока мой коллега был у руководства. Наверное, им есть что охранять, это их работа, и она видна…
Но вот мы занялись установкой и настройкой программы. Меня привлекло пару раз вылезшее сообщение о пресечении сканирования портов извне. Сложно представить кто и с какой целью это делал. Печально предположить, какими последствиями для фирмы чревата удавшаяся попытка такого сканирования. Может, это всего лишь потерявшаяся в Интернет программа-шпион случайно забрела на огонек IP, а может … Но мой друг просто махнул рукой, типа, рабочий момент, тут часто что-то такое происходит: сканирование портов, отлов троянов, вирусов… Разумеется, директор никогда не спросит и не узнает, сколько раз этот «странный программист» спасал его контору от кражи и порчи информации, от финансового и морального ущерба и даже краха…
К огромному сожалению, в Росси сложилась смехотворная ситуация. Руководители со стажем просто не понимают важность и истинную стоимость грамотной организации киберпространства предприятия. Молодые понимают, но не хотят платить. Руководство фирмы чаще всего не способно адекватно поставить задачу организации работы и защиты электронных коммуникаций. На западе обычно этим занимаются крупные компании, выставляя счета не на одну сотню тысяч долларов. У нас говорят: «Да ладно!» Говорят: «За что тут платить!» Верят, что придет «мальчик», что-то там настроит за 1000 руб, и все будет работать, и все будет защищено. Странно, но так и происходит. Действительно, все чаще всего работает и бывает защищено, и надо отдать должное этим «мальчикам». Хотя, я просто не представляю, как бы работал, скажем, отдел маркетинга, без четких указаний сверху. А вот IT-отделы обычно так и работают, варясь в собственном соку, руководствуясь собственными знаниями, интуицией и энтузиазмом, и руководство даже не подозревает, как они рискуют, и скольким они обязаны такому отделу, а иногда специалисту-одиночке.
Вы слышали хоть один случай, чтобы сисадмин получил премию за пресечение атак по Интернет? Я – нет. Обычно IT-специалиста вспоминают только тогда, когда что-то перестает работать. Вспоминают, а порой и бездумно винят в этом. Вспоминают, когда он чего-то обещал и не успел. Вспоминают, чтобы поругать. Когда же предприятие заключает выгодный договор и в срок его исполняет, то премия достается почти всем, кроме отдела IT, благодаря которому работать было, собственно говоря, возможно, а возможно, и достаточно комфортно.
Странная, и парадоксальная ситуация, требующая обсуждения, анализа и принятия каких-то решений на уровне организации профсоюза! Связано все это и с компьютерной безграмотностью, и с откровенной недалекостью, самодурством некоторых руководителей. И я предполагаю, что это еще отзвуки пост социализма. Ситуация эта не статична. Понемногу, и в России, как во всем мире, лучшие руководители всерьез начинают заниматься поиском и привлечением к себе в штат лучших специалистов, не жалея на это времени и средств. Что ж, в добрый час! Остается надеяться, что над теми, кто до этого никогда не дорастет, ссылаясь на пресловутое «да ладно», нам представится не один еще случай без зазрения совести позлорадствовать за их скупость и недальновидность…
______________________
(*) Кассовая программа "Кассирочка": //infostart.ru/projects/250/
Удобное средство организации розничного учета на точках.