Сижу за компом в своей квартире в Москве, вспоминаю что год назад я поехал покорять столицу. А почему бы не написать как все было? Собственно мысль закралась где-то четыре года назад. Сначала сидел на сайтах анализируя сколько стоит жилье, кто сколько зарабатывает и стоит ли овчинка выделки. Прикинув все за и против, понял что ситуация не такая уж радужная. Ключевой момент это квалификация.
Вернемся еще раньше в начало девяностых. С программированием не было проблем никогда. Мой первый ПК Партнер 01.01 был куплен исключительно для игр, но через месяц играть надоело, еще через месяц я уже вдоль и поперек изучил встроенный бэйсик, а через полгода была написана игра на ассемблере. Потом поступил в универ, купил спектрум, это были счастливые годы кодинга всякой хрени. Далее работа, приходилось программировать на Си, Паскале и естественно 1С. Со временем актуальным остался только 1С, ну и пожалуй макросы для эксель.
И вот мне уже 37 лет, семья, вполне нормальная работа (для небольшого провинциального города), и тут происходит переосмысление жизни. Из года в год престиж айтишников падает, речь идет о небольших городах, где нужны только разносчики картриджей. В тот момент работал в Ростелекоме инженером-программистом, а по сути эникейщиком. Помимо основной работы поддерживал 1С Бухгалтерию в небольшой фирме. Москва манила, дело не только в зарплатах, хотелось другого отношения.
А теперь перейдем к основному вопросу, как стать одинэсником, да таким, чтобы можно было покорять столицу.
Во-первых, естественно нужно уметь программировать. Для меня это не было проблемой. Если умеешь программировать хоть на чем-то, то понять язык 1С не составит никакого труда. Я лично уже не помню, как начал писать на 1С, тогда ни книг толковых не было, ни курсов, это не помешало.
Во-вторых, нужно знать предметную область. Не у всех получается говорить с бухгалтером на его языке. Некоторые знакомые личности гнули пальцы «да что там эта 1С, любой дурак сможет», но на практике получался фейл «я в сальдо-бульдо ничего не понимаю».
В-третьих, нужен опыт работы. Это вроде бы понятно и очевидно. Только часто в резюме вижу «доработка баз данных 1С предприятия, написание дополнительных отчетов, печатных форм, анализ и выполнение поступающих заявок» и т.п. То есть работу работаю. Нужны конкретные достижения.
Что я сделал, проанализировал десятки вакансий. Выписал список требований и ключевых навыков, отсортировал и составил приоритеты.
- Нужны знания типовых конфигураций (опыт 2-3 года),бухгалтерского и управленческого учета.
- Работодателя чаще всего интересуют навыки - СКД, Уф, КД, обмены со сторонними системами, RLS, работа с хранилищем.
- Нужны сертификаты специалиста и опыт работы во франчайзи (хоть многие и не согласятся, тем не менее в вакансиях упоминаются довольно часто).
Пол, возраст, прописка почти никому не интересны. Прочие требования типа «Аналитические способности, ответственность, исполнительность, ориентированность на результат, самостоятельность в работе, стремление к развитию» и т.п. не рассматривал.
Первая проблема, как получать опыт программистом 1С, работая в техподдержке? Понятное дело надо увольняться и искать новую работу одинэсником. Всякие халтурки и подработки 1С не годятся. В городе с населением около 100 тыс. это может оказаться просто нереальным, т.к. таких вакансий на весь город обычно несколько штук, и там уже кто-то сидит. Чтобы не терять время, сдал два экзамена профессионал по бухгалтерии и платформе. Смысла в этих бумажках никакого, нужны они только для сдачи специалиста. Сейчас разумнее сдавать ERP и платформу, они откроют доступ ко всем специалистам. Где-то через два месяца появилась вакансия инженер-программист 1С на местном разрезе. Малое количество потенциальных мест работы имеет и свой плюс – это отсутствие конкуренции. Устроиться оказалось легко, достаточно того что я уже работал с 1С. Кто не имеет опыта, либо нужны связи, либо франч, других вариантов не вижу.
Лед тронулся, работа есть, базы БУХ2.0 и ЗУП2.5, обе нетиповые с дописками. Вот тут нужно составить четкий план прокачки на два года. Из самых востребованных навыков я немного знал СКД, и совсем не знал УФ и КД. Получился такой список:
- Изучить в достаточном объеме СКД, УФ и КД (желательно пройти курсы, а то без поллитра не разобраться).
- Перевести БУХ на 3.0, ЗУП на 3.0 (одновременно получаю прокачку УФ)
- Сдать спецов по платформе, БУХ и ЗУП.
На первый взгляд вполне реально, только вот учиться чему-то новому в больших объемах в возрасте далеко за тридцать не так-то легко.
Первые три месяца просто вникал в специфику предприятия, много работал вечерами. Стал слышать положительные отзывы от бухгалтеров, многие говорили, что я хороший программист. Через некоторое время стал понимать, почему меня называют хорошим программистом. Тут все просто, в провинции нет деления на эникейщика и программиста, умеешь программировать – хороший, не умеешь - плохой. Да, именно так, я реально знал людей на должности программистов 1С, которые вообще не умели программировать! Например, весь код дописок типовых был сделан франчайзи, чем занимался прежний одинэсник - загадка. Аналогичная ситуация была на некоторых других предприятиях. Разгадка сего феномена очень проста, зарплата эникейщика и программиста одинакова, но я то работал еще из дома, получается что мое время ценится меньше разносчика картриджей. Тут остается два варианта, либо работаешь ради опыта и сваливаешь, либо делаешь вид что работаешь. Опыт работы провинциального программиста 1С в трудовой не имеет особой ценности. Вот поэтому нужны сертификаты специалиста. Во-первых, это показатель того что человек инициативен и старается развиваться. Во-вторых, сертификат позволяет хоть как-то оценить свою квалификацию. В обработках/отчетах своих коллег программистов по холдингу я довольно часто встречал неоптимальный код , например в запросе к регистру бухгалтерии «ГДЕ Хозрасчетный.СчетДт.Код = &Счет». На «правильность» всем плевать, лишь бы работало.
Первым делом решил сдать сертификат на специалиста по платформе. Билеты экзамена честно говоря обескуражили. Я вообще не понимал, как это возможно сделать в столь ограниченное время. Пришлось купить курсы Чистова. Днем смотрел на работе по мере возможности, вечером решал задачу дома по памяти. Подготовка заняла три месяца, практически ежедневно. Экзамен принимали только в областном центре (200 км), поехал, когда уже был уверен в положительном результате. Сдал с первого раза. Месяца два тупо ходил на работу, не изучая ничего нового, настолько меня вымотал спец по платформе, что вообще не хотел больше сдавать никакие сертификаты. Да и желание покорять столицу поубавилось. И тут бац вызывает главбух и говорит переходим на Бухгалтерию 3.0 в ближайшее время. Ладно, думаю, надо собрать волю в кулак и продолжать свой план. Переход как раз кстати, занял он еще три месяца, за которые я переписал весь дополнительный функционал на УФ.
Подвел итоги года. Сделано половина запланированного, осталось получить два спеца, изучить КД и перевести ЗУП на 3.0. В отпуск вместе с семьей съездил в Питер и Москву. Города понравились, никто не верил в возможность переезда кроме меня. Второй год оказался полегче. Курсы по КД получилось купить за счет предприятия. По бухгалтерии и ЗУП решил сдавать специалиста-консультанта, т.к. мне нужнее были знания именно как консультанта. Сначала сдал Бухгалтерию (подготовка заняла около месяца, причем пришлось ехать в свой день рождения, ждать следующего экзамена времени не было. Потом сразу прошел курсы по КД и начал готовиться к переходу ЗУП на 3.0. Курсы очень пригодились, пришлось исправлять ошибки в правилах обмена ЗУП. Через месяц после перехода сдал консультанта по ЗУП практически не готовясь, на раз пробежался по билетам. Февраль 2016, зимой ехать в Москву не очень удобно, зимние вещи занимают много места. Работать дальше на том же месте нет смысла, решено устроиться в крупный франч, хотел понять что это такое на собственной шкуре.
Франчайзи 1С - удивительное место работы. Работать пришлось в соседнем городе за 70 км. По местным меркам это очень далеко, добирался чуть больше часа. Собеседовался в двух самых крупных франчах. Пошел туда, где больше понравилось. Устроиться не составило никакого труда. Настолько тяжелой работы не было никогда в моей жизни. Я работал с 9 до 18 с пятнадцатиминутным перерывом на обед, ехал домой ужинал и снова работал по 2-3 часа. Закрывать удавалось по 100-110 часов максимум, причем клиенты всегда считали, что мы халявничаем и выставляем слишком много. Зарабатывал больше чем раньше, у меня была самая высокая часовая ставка, я практически не общался с клиентами напрямую, получал задания от руководителя, мне не надо было подписывать акты выполненных работ и при этом было постоянное желание уволиться. За полгода двое уехали в Москву и Питер. Крупные города высасывают самых лучших как пылесос. Где еще можно увидеть такое объявление?
Только в секте наверно какой-нибудь. Я раньше замечал, что код франча напоминает письмо дяди Федора из Простоквашино, теперь понял почему. В тех условиях работы, почасовой оплате и постоянной текучки кадров ничего другого быть не может. Большинство работников сбегают как только появляется приличное место на фикси. Затыкают дыры кем угодно, в том числе и стажерами.
Во франче либо зарабатываешь, либо учишься. Идти туда ради опыта можно только молодежи без семьи. В июле 2016 года уволился, деньги мне выплатили все сразу (включая черную з/п). Люди во франче были хорошими. Не было негатива при увольнении, просто наверно это не мое.
Еду вместе с женой в Москву, она пока на время отпуска (две недели жили в гостинице).
Сам переезд отдельная большая тема. Опишу кратко основные моменты.
- Не стоит ожидать какой-то поддержки со стороны родственников. Мне приводили совершенно абсурдные примеры каких-то знакомых «вон у Петьки сын ездил - с голой жопой вернулся», «больше тридцати тысяч не заработаешь, кому ты там нужен», «жилье никогда не купишь», «будешь в шесть вставать и два часа до работы ехать» и т.д. Не стоит обращать внимания на «добрые» советы. В провинции программист, как правило, низкооплачиваемый сотрудник, я говорю о городах стотысячниках и меньше. При этом квалификация не сильно влияет на оплату, единственный способ поднять доход, это переезд.
- Москва большая, этот фактор я недооценил. Любая поездка куда-то отнимает много времени. Поэтому не нужно сразу снимать жилье! Так советуют многие, но это плохой совет. Оптимально заселиться в хостеле в центре, место не меньше 700р/сутки, ниже скорее всего будет общага с кучей гастарбайтеров.Можно сразу на месяц, будет скидка за съем. Месяца достаточно найти работу и понять что за контора.В день получится попасть максимум на два собеседования. Жилье снимать нужно рядом с работой!
- Нужно составить план доходов и расходов заранее.Цель - покупка собственного жилья в ближайший год.К концу этого срока должна быть сумма на первый взнос за ипотеку и уже найденный вариант жилья.Т.е. заранее нужно прикинуть минимальную сумму заработка и отсеивать работодателей с меньшим предложением.Я ждал 6 месяцев стажа для справки банку. Вариант был уже подобран. Еще через 2 месяца заселился в новостройку и перевез семью.
- Квартиру советую покупать исключительно рядом с метро, или с перспективой постройки метро в будущем. Никаких «всего 15 минут до метро на машине».Москва в час пик это одна большая пробка, 15 минут могут превратиться в час!Я ездил в выходные в потенциальные районы покупки жилья и лично оценивал инфраструктуру и транспортную доступность. Мне не посчастливилось купить у метро по финансовым возможностям, сроки поджимали.Копить дольше на первый взнос и залазить в еще большую кабалу не хотелось.
- Ну и самый главный вопрос – поиск работы.До приезда посмотрел много роликов на ютубе на эту тему.В основном советуют слать резюме во все места, лишь бы взяли. На хедхантере выбрал всего семь вакансий, которые были наиболее интересны и под вечер отправил свое резюме. Утром поехали с женой посмотреть достопримечательности, уже в обед пошли отклики с приглашением. Договорился на два собеседования на следующий день.На что обратил внимание,отбор происходит в несколько этапов. Сначала отсеивают кадры, по общению понял, что много претендентов с низкой квалификацией. Нужно быть готовым к тестам. В обоих случаях был тест на знание бухучета. На первом собеседовании было общение с начальником айти, на втором дали практическое задание похожее на задачу оперативного учета из спеца по платформе.В итоге стандартная фраза - мы вам сообщим через две недели.Позвонили на следующий день в 9 утра с вопросом не передумал ли я у них работать. Честно говоря, даже не ожидал. Согласился сразу, во-первых меня взяли на сумму, которую я озвучил, во-вторых полностью белая зарплата.Еще важный момент,проверка службой безопасности, вплоть до звонков на прежнее место работы. Советую увольняться без скандалов, лучше с хорошими отношениями. Но и это еще не все, скорее всего будет испытательный срок. Причем первые месяцы самые тяжелее, очень вероятно придется работать вечерами чтобы сделать больше работы или более качественно. Вот именно поэтому нужно снимать жилье рядом с работой. Я снял комнату на той же улице в 10 минутах ходьбы, сэкономив кучу времени. В итоге оценивали меня наш главбух и 14 главбухов филиалов. Все оценили положительно.
Подведу итоги. Москва не резиновая.