Вот и я дожился. 1 ноября запускаю кампанию по разработке бизнес-плана нашего холдинга на 2011 год, и понимаю, что некоторые вещи не совсем понимаю. Т.е. совсем не понимаю. Да бизнес-план сделать это не проблема, все что нужно более-менее отлажено, посчитаем, разберемся. Но через несколько месяцев будет факт, который нужно будет сопоставить с планом.
Слава богу, инициативу по разработке единой учетной политики по группе взял на себя наш отдел, так что теперь все зависит от нас. По большому счету и с учетной политикой разберемся, уже аудиторы подключены, шаблон есть, спорные вопросы выписаны. Осталось концептуально разработать только один единственный блок – блок по методике консолидации отчетности.
Точнее не консолидации, а о составлении сводной отчетности. Насколько мне стало понятно, теперь у нас составление консолидированной отчетности регламентируется новым, нашумевшим федеральным законом № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», но этот закон применим только к отчетности по МСФО, а у нас в группе только РСБУ. Выходит следует руководствоваться доисторическим приказом Минфина № 112 от 30.12.1996 г. «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности».
Хорошо, с терминами определились – сводная отчетность.
Теперь вопрос – как ее получить? Сначала мне показалось, что все очень просто – отнимаем от отчетности каждой компании внутригрупповые операции, складываем получившиеся данные – и вот тебе сводная отчетность. При проверки это предположение подтвердило себя на операциях по взаиморасчетам и актах об оказании услуг.
Но еще есть внутригрупповая реализация товаров, материалов и ОС. По ОС вообще жуткая ситуация. Допустим наша компания «А» купила автомобиль за 500 т.р., амортизировала его на 100 т.р., а потом продала нашей же компании «Б» за 450 т.р. Налицо прибыль в 50 т.р., но загвоздка в том, что этой прибыли у группы нет.
Положим прибыль эту отнять просто, но как быть с изменившейся суммой амортизации, которая накопится к моменту вывода ОС с баланса у «Б»? Что, теперь постоянно, каждый месяц равномерно добавлять эту прибыль? К счастью выход есть очень простой и эффективный – не заморачиваться! Закрепляем в учетной политике запрет на продажу ОС внутри группы по цене отличной от балансовой. Одной проблемой меньше.
Идем дальше – а дальше товары. Опять же, наша компания «А» покупает у внешнего поставщика товаров на 100 т.р., и продает эти товары нашей компании «Б» по цене 150 т.р., получая прибыль в 50 т.р. Это так называемая нереализованная прибыль, можно сказать она «бумажная». Эти 50 т.р. мы должны отнять от прибыли группы. Вот когда «Б» продаст внешнему покупателю эту же партию товара допусти за 140 т.р. мы поймем, что прибыль реально составила 40 т.р.
На таком примере звучит несложно, но на практике это нужно как-то посчитать, операции могут быть в разных периодах и пропорциях. Нужна методика, которой мне нигде найти не удалось. Наверняка она где-то есть, но найти не смог.
Уверен, многие читая эти строки испытают сильное желание утереть мне лицо обложкой от рекламных буклетов 1С:Консолидация. Господа (и дамы тоже), охотно верю в 1С:Консолидацию, но или старость уже пришла, или звезды не сошлись, но при том количестве времени и ресурсов, которые есть в наличии – 1С:Консолидация - это не для меня. По-крайней мере сейчас. Пугает перспектива идти убеждать акционеров о необходимости потратить пару миллионов рублей, на то, что бы несколько присланных подрядчиком прыщавых юнцов с растопыренными пальцами училась на нас этому программного продукту.
Мы лучше По-старинке, научимся сначала на бумажном документообороте, а потом и видно будет. Это я вам как автоматизатор со стажем заявляю. А вот как организовать бумажный документооборот, который позволит исключать из сводной отчетности нереализованную прибыль – это большой вопрос. Придется изобретать велосипед – механизм элиминации внутригрупповых оборотов. Точнее элимосипед. Слово новое, запоминающиеся, авось и в историю войду таким словотворчеством.
Но к делу. Во-первых нужно прослеживать всю цепочку реализации товаров внутри группы. Возникло рабочее предложение – к каждой внутригрупповой реализации товаров прикладывать справку по первоначальной себестоимости товаров, с указанием документов первичной доставки и компании из нашей группы, которая произвела первичную покупку этих товаров.
Справка по первоначальной стоимости товаров
№ | Артикул | Наименование | Ед.изм | Количество | Себестоимость | Партия | Компания | Покупатель | Поставщик |
По окончании отчетного месяца бухгалтерия составляет справку по расчету нереализованной прибыли, в которой перечисляет суммы наценки, пришедшейся на продажи внутригрупповым покупателям.
Кроме того, составляет справку по реализованной прибыли, где суммы кумулятивной наценки (собравшейся пока товар проходил через цепочку внутригрупповых операций) в части реализации внешнему покупателю признаются реализованной прибылью.
По итогам этих двух справок от чистой прибыли группы отнимаются суммы нереализованной прибыли, и добавляются суммы реализованной прибыли. Естественно возникает вопрос об исключении ошибок, дело-то непростое, новое, да еще и трудоемкое.
Тут стоит использовать два механизма:
- проведение стандартных актов сверок ежемесячно перекрестно между всеми участниками группы;
- перекрестная сверка внутригрупповых операций путем проверки реестров документов, тоже ежемесячно.
Насчет автоматизации наверное я погорячился, утверждая, что можно обойтись только бумажным документооборотом. На наших объемах не получится, нужно ввести, например, забалансовые счета для автоматизации партионного учета нереализованной прибыли по товарам, а также автоматизировать справку по первоначальной стоимости, которая бы двигала движения по забалансовому счету.
Что касается материалов – принцип тот же самый, что и с товарами, только учет реализованной прибыли должен производится по факту списания материалов в производство (при реализации материалов схема полностью идентична товарам). При списании в производство возникает следующее затруднение – а что если по оказанным услугам возникло незавершенное производство?
Конечно, самый идеальный вариант – признание кумулятивной внутригрупповой наценки в момент реализации продукции (работ, услуг), но полагаю будет правильно (как минимум на нашем предприятии) с точки зрения соотношения значимости, пользы и трудозатрат на подобные расчеты высчитать долю возникшего НЗП в сумме производства, и на эту долю умножить кумулятивную внутригрупповую наценку по списанным материалам, полученную сумму исключить из прибыли до момента закрытия НЗП.
После прочтения просьба учесть мнение автора о том, что настоящая статья не является учебным материалом, применение на практике любых изложенных здесь мыслей должно производиться на свой страх и риск и может привести к непредсказуемым последствиям, т.к. методика находится в стадии разработки и еще не проверена временем.
Все конструктивные замечания приветствуются, дебаты ожидаются.
По ссылке бонусное видео.