Тестирован на конфигурациях:
- бухучет 4.5
- УСН 1.4
- бюджетный бухучет 5
- бухучет для Украины 254
- бухучет для Республики Беларусь 5.06
- бухучет для Казахстана 210
=====================================================================
Что, как и зачем
=====================================================================
Бухгалтерские конфигурации 1С имеют ряд неудобств при ведении количественного учета.
Во-первых, виды субконто, предназначенные для учета ТМЦ (т.е. "материалы", "номенклатура" и т.д.) никак не отличаются от все прочих видов субконто, субконто для учета мест хранения тоже ничем не отличаются от других.
Во-вторых, по Местам Хранения не ведется суммовой учет.
Как следствие первых двух, в типовых бухгалтерских конфигурациях (Бухгалтерия и УСН) нет "Материального отчета".
Отчет успешно решает эти проблемы.
Первая проблема решается на уровне пользовательских настроек отчета. В параметрах отчета можно явно указать, какое из субконто в отчете будет интерпретироваться как ТМЦ, а какое - как место хранения.
Например, для счета 10.11.1 в качестве "места хранения" нужно установить "Сотрудника", а для 10.7 - "Контрагента" (или "Договор").
Проблему с отсутствием суммового учета по местам хранения отчет решает следующим образом - в таком случае суммы будут рассчитываться исходя из общей суммы остатка (или оборота) по виду ТМЦ по организации в целом (если количество по месту хранения совпадает с общим), или по усредненной цене. Решены возникающие при этом проблемы:
- «убегание копеек» за счет округления, в процессе построения отчета контролируется общая сумма по предприятию
- внутренние перемещения идут без цены, поэтому для расчета средней цены прихода и списания общий оборот уменьшается на внутренние перемещения.
В некоторых конфигурациях (УСН и Бюджет-5) на балансовом количественном счете аналитика по МХ не ведется, но ведется дополнительно на забалансовом счете. Отчет позволяет в таких случаях настроить сбор информации с двух счетов.
=====================================================================
Конфигурирование
=====================================================================
Хотя отчет создавался как универсальный, все варианты различных конфигураций предусмотреть невозможно.
Отчет содержит ряд настроек, которые позволяют программисту адаптировать его к особенностям конкретных конфигураций.
Настройки, без изменения которых отчет все равно будет работать в любой конфигурации:
Лк_ИмяКонтрагента - список имен справочников, которые можно отнести к категории "контрагент"
Лк_ИмяМестХранения - список имен справочников, которые могут фигурировать в качестве "мест хранения"
Лк_ИмяНоменклатуры - список имен справочников, которые могут фигурировать в качестве "ТМЦ".
Список заполняется автоматически. При этом исключаются из рассмотрения субконто, которые перечислены в списке "НеБываетНоменклатура". При желании список "Лк_ИмяНоменклатуры" можно заполнить конкретными наименованиями справочников, убрав автоматическое заполнение.
Если содержание этих списков не будет соответствовать метаданным конкретной конфигурации, то на функциональности отчета это не скажется. Только отчет не сможет сам определять назначение вида субконто при выборе нового счета и правильно его предустанавливать. Пользователю придется делать это самостоятельно.
Лк_ИмяСотрудников - название справочника сотрудников - для выбора ФИО сотрудника в подпись.
Список "БываютЕдиницы" содержит возможные наименования справочника единиц измерения. Если в конфигурации справочник единиц измерения назван как-то иначе, то в отчете единиц измерения не будет.
Список "БываетПолное" содержит возможные наименования поля "Полное наименование" в справочниках ТМЦ. Если в конфигурации реквизит полного наименования назван как-то иначе, то печать отчета с полными наименованиями ТМЦ станет недоступной.
Список "БываетЦена" содержит возможные фрагменты наименования реквизита "Цена" в справочниках ТМЦ. Если в конфигурации реквизит цены назван как-то иначе, то печать остатка в ценах из этого реквизита станет невозможной.
Список "БываютСвоиФирмы" содержит возможные наименования константы, содержащей наименование своей организации. =====================================================================
Что из стандартных средств «1С» было переделано.
=====================================================================
1.Выбор периода отчета.
Стандартная процедура ВыборПериода() явно слабовата по части интерактивности. Недаром сплошь и рядом программисты делают свои варианты "листания периода". Даже и сама «1С» - например, в "Книге доходов и расходов" в УСН.
2."Сохранить" и "Восстановить" значение.
При большом размере файла 1Сv7.CFG "СохранитьЗначение" заметно тормозит.
3.Функция "ПериодСтр". Не наглядно отображает период в один день и период в несколько месяцев, не совпадающий с целыми кварталами.
4.Логика связи Владелец-Подчиненный.
Стандартный механизм "Связан с", конечно же, неплох. Но не отслеживает всех возможных коллизий:
- если сразу выбрать подчиненный элемент, то владельца надо заполнить автоматически, так как он уже будет определен однозначно
- если в поле владельца выбрана группа, то подчиненного выбирать бессмысленно, поле нужно сделать недоступным
Стандартный механизм "Связан с" работает только "вперед". То есть, только при входе в подчиненного, если уже выбран владелец.
Но если сделать вот так:
- "контрагент" - Фирма А
- "договор" - Основной
- меняем "контрагент" - Фирма Б
- а в "договоре" по-прежнему остается договор Фирмы А, и пользователь этого не видит, т.к. и тот, и другой - "Основной"
Или же:
- "контрагент" - Фирма А
- "договор" - Основной
Очищаем контрагента. Что само по себе - бессмысленно, т.к. в поле контрагента может быть только "Фирма А", и ничего другого.
Далее, отчеты, использующие стандартный механизм "Связан с" предполагают, что субконто "владелец" и "подчиненный" следуют один за другим. В стандартных конфигурациях это именно так. Но кто мешает программисту, например, присоединить к "владельцу" двух "подчиненных" - два разреза аналитики? Стандартный вариант этого "не скушает".