В данной статье я предлагаю рассмотреть принципы пополнения товара на складе с помощью метода описанного в книге Элия М. Голдратта «Я так и знал! Теория ограничений для розничной торговли».
Несмотря на то, что книга написана в художественном стиле в ней подробно рассматривается алгоритм пополнения товара для магазина, регионального склада и торговой сети в целом.
Для нашего упрощенного примера можно выделить 3 основных принципа:
- Товар пополняется по принципу восполнения того что истратили за время прошедшее с момента прошлого пополнения (глава 6).
Количество к закупке = Целевой уровень- текущий остаток на складе
- В 14 главе книги описываются принципы изменения целевого уровня:
- Если товар долго находится в зеленой зоне – целевой уровень уменьшаем
- Если товар долго находится в красной зоне – целевой уровень увеличиваем
При этом при попадании в красную зону мы должны быстрее увеличивать целевой уровень: «В конце концов, вы меня учили, что если в результате чего-либо мы можем потерять часть продаж, лучше проявить паранойю».
- Восполнять товар необходимо регулярно. Понятно, что на практике маловероятно, что мы сможем всегда пополнять с периодичностью, например, 7 дней. Отклонения будут из-за различных событий как-то праздники, сломалась машина, поставщик не успел отгрузить вовремя и т.п. Но мы не должны пропускать заказы по своему усмотрению (глава 18).
Для того чтобы проверить, как эти правила будут работать на реальных данных сделаем внешнюю обработку 1С. В качестве исходных данных возьмем конечный остаток номенклатуры на каждый день. Остаток товара можно представить в виде графика:
Ключевые показатели по данной номенклатуре за 2016 год у нас следующие:
Средний остаток за 2016 год составил 21,65 шт., 10 дней товар отсутствовал на складе, всего со склада было отгружено 108 штук товара. Соответственно оборачиваемость товара составила 73,37 дня.
Теперь уберем из исходных данных все поступления товара с центрального склада – их мы будем рассчитывать. По этой позиции заказ формируется каждые 7 дней, а срок пополнения составляет 2 дня (через 2 дня после размещения заказа нам привозят товар). Снижать целевой уровень будем, если товар находится в зеленой зоне 21 день, а поднимать будем если товар в красной зоне пробудет 3 дня.
В результате симуляции мы получим следующий график остатка:
Как видно из графика один раз остаток опускался до нуля. Если сравнить количество отгруженного товара, то он составляет 104 штуки, что на 4 штуки меньше чем на реальных данных. Разница это фактически несостоявшиеся продажи за то время, когда наш остаток был равен нулю.
Давайте сравним другие показатели:
Дней отсутствия товара на складе сократилось бы с начальных 10 дней до 3, при этом средний остаток уменьшился до 16,95 штук, а оборачиваемость товара сократилась до 59 дней.
Воспроизвести расчеты на своих данных можно с помощью обработки которая приложена к статье. Данная обработка с открытым кодом, поэтому ее можете доработать под свои требования, например такие:
- В качестве остатка использовать не фактический, а свободный остаток.
- Реализовать механизм пополнения товара когда заказ формируется чаще чем поступает на склад (при больших сроках пополнения).