В 2020 году рынок ИТ в России смог удержать позиции: значительная часть показателей осталась на уровне 2019 года. Но не всем компаниям в пандемию было одинаково легко. Крупные игроки продемонстрировали рост, а мелкие и средние пошли вниз из-за отмены части госконтрактов, заявили аналитики IDC.
Локдаун – не помеха
Из-за пандемии аналитики IDC ожидали значительное падение выручки. В апреле они предполагали, что рынок сократится сразу на 30%, осенью пересмотрели свой прогноз до 8%. Но реальная ситуация оказалась значительно лучше.
В оценке динамики компания ориентировалась на данные интеграторов и крупных поставщиков программного обеспечения. По словам вице-президента IDC в России и СНГ Роберта Фариша, итоговый разрыв между цифрами 2019 и 2020 года оказался близок к нулю.
Эксперт добавил, что российский ИТ-сектор пострадал от пандемии и локдауна не так сильно, как европейский. Компании в РФ продолжали инвестировать в ИТ на протяжении всего года, тогда как заказчики из Европы сокращали расходы на внедрение и развитие информационных технологий.
Как следствие, российские разработчики сократили присутствие за рубежом. Если в 2019 году компании делали основную ставку на рынки США (58,3%) и Европы (51,4%), то в 2020-м цифры сократились до 42,5% и 39,4% соответственно.
Свою роль в стабилизации российской ИТ-сферы сыграла господдержка. Отрасль включили в общенациональный план восстановления экономики. В январе ИТ-компаниям предоставили налоговый маневр: снизили ставку налога на прибыль с 20% до 3%, страховые взносы – с 14% до 7,6%. Также для софта, включенного в реестр отечественного ПО, сохранили нулевой НДС.
Взгляд изнутри
Представители рынка согласились с выводами IDC. Так, вице-президент Oracle Олег Жуков заявил, что во втором квартале 2020 года выручка компании в России и странах СНГ выросла на 20%. Компании, которые смогли внедрить новые технологии и перестроить процессы, оказались в выигрыше, несмотря на пандемию, добавил эксперт.
ABBYY удалось увеличить инвестиции в новые продукты и нарастить темпы разработки, рассказал глава компании в России Дмитрий Шушкин. По его словам, 94% российских компаний изменили приоритеты и не стали сокращать расходы. Спрос на готовые решения вырос, интерес к продуктам с длинным циклом внедрения снизился.
Гендиректор Step Logic Антон Прокофьев отметил: выручка в 2020 году оказалась выше, чем прогнозировалось – поднялась на 4%. Глава NetApp в России и странах СНГ Татьяна Бочарникова заявила, что на фоне пандемии увеличились инвестиции в сегмент хранения и управления данными. Благодаря этому компания зафиксировала 20% рост продаж.
Разработка офисного ПО, напротив, сократилась. По словам главы АО «Новые коммуникационные технологии» (основной продукт – «Р7-Офис») Натальи Агафоновой, из-за пандемии госзаказчики урезали бюджеты на ИТ и не закупали такие продукты.
Перспективы отрасли
Многие ИТ-компании и их заказчики в период пандемии сосредоточились на проектах с краткосрочной отдачей инвестиций, считают в IDC. Вероятно, этот тренд сохранится и в 2021 году: игроки рынка будут меньше инвестировать в интернет вещей, робототехнику и другие направления, где быстрой отдачи ожидать не стоит.
Глава Step Logic Антон Прокофьев убежден, что в этом году рост отрасли будет нулевым. Гендиректор АО «Новые коммуникационные технологии» Наталия Агафонова подчеркнула: госорганы в ближайшие пять лет будут закупать больше офисного ПО российской разработки. Но обеспечить создание и выполнение таких контрактов без господдержки будет сложно.
Также в 2021 году ИТ-компании намерены вернуться на международный рынок. С заказчиками из США планируют работать 45,5%, из стран Европы — 42,4%. Среди других перспективных международных направлений называют Бразилию и Японию.