Общественная палата подготовила ряд предложений по введению законодательных ограничений на осуществление чиновниками прямых платежей в адрес компаний Google, Facebook и Twitter.
Какие ограничения готовятся
Комиссия общественной палаты по развитию информационного сообщества (седьмого состава 2020-2023 года) разработала предложения для Федерального собрания по регулированию социальных сетей в России.
В частности, предложено запретить государственным органам осуществлять прямые платежи в адрес компаний Google, Facebook и Twitter и заключать с ними сделки, связанные с рекламой, продвижением и платным размещением контента, покупкой товаров и услуг. Платежи могут осуществляться только в адрес филиалов, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
Также члены комиссии предложили запретить отечественным госорганам иметь аккаунты в зарубежных социальных сетях.
Предполагается, что запрет может быть отменен, если иностранная компания согласится соблюдать российские законы и платить налоги, а также будет находиться в правовом поле России – откроет филиал на территории РФ с руководителем – гражданином России.
Какие претензии к зарубежным компаниям у комиссии
Помимо запрета чиновникам устанавливать на свои устройства иностранные приложения зампред комиссии ОП Александр Малькевич предлагает запретить закупать оборудование с предустановленным иностранным ПО. Также он считает логичным запретить аккаунты государственных органов на зарубежных площадках, т.к. государственные деньги и усилия специалистов по наполнению и продвижению тратятся на порталах, которые не принадлежат РФ.
Напоминаем, что согласно статье 18.5 закона №152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные граждан должны быть полностью запрещены для передачи в иностранные компании (в качестве персональных данных подразумевается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу).
Взаимоотношение зарубежных компаний с госорганами сейчас
Отношения с зарубежными компаниями и особенно с владельцами социальных сетей на государственном уровне стали непростыми. Кроме нашумевшей истории с запретом и затем с таким же неожиданным разрешением мессенджера Telegram (о его разблокировке мы сообщали ранее), на иностранные компании регулярно подают в суд и налагают штрафы. Несколько примеров таких историй:
- Компания Google выплатила денежный штраф в размере 700 тысяч рублей за неисполнение обязательства по прекращению выдачи сведений об информационных ресурсах, доступ к которым ограничивается на территории России.
- Московский мировой суд оштрафовал компании Twitter и Facebook на 4 млн рублей за отказ от хранения персональных данных россиян на территории РФ. Компании проигнорировали требование по уплате штрафов, при этом эксперты признают, что их принудительное взыскание нереализуемо.
Как видно из инициативы общественной палаты, штрафами дело не закончится. Предполагается разработка дальнейших мер по принуждению иностранных компаний к соблюдению российских законов.