Поздним московским вечером зазвонил мой телефон. Звонил приятель. “Слушай, ты ж 1с-ник, подскажи – как быстро можно стать 1с программистом?”. Что ответить на этот вопрос? Я работал в крупнейшем российском холдинге. Работал с предприятиями из мирового промышленного топ-100. В крупной международной аудиторско-консалтинговой фирме был экспертом по бизнес-процессам. У меня десятки успешных внедрений и стаж программиста не первый десяток. И я не считаю себя сильным программистом – еще учиться и учиться.
Я вежливо ответил приятелю, что ему стоит взять какую-нибудь типовую конфигурацию, Бухгалтерию или Торговлю – и с ней разобраться. Как будет ясность – можно будет сказать, что начало положено. “Ну, бухгалтерию я знаю”, - нетерпеливо перебил приятель: “Ты скажи, двух недель хватит?”. Я подумал – ну чему можно за две недели выучиться? Оператором-фактуровщиком разве что. Но вежливо ответил; “Да ты посмотри, это по-разному у всех”.
Я забыл об этом разговоре. Но через какое-то время приятель снова позвонил. “Смотри,” – возбужденно вещал он: “Я создал справочник "Товары", справочник "Приход" и справочник "Расход"! Как сделать, чтобы при заведении новой продажи реквизит в поступлении уменьшался?” Мне показалось, что я схожу с ума. Такой дичи я лет пять как не слышал – с тех пор, как телевизор перестал смотреть. Я реально растерялся. Что было ответить на такое? “Не знаешь, да?” – в голосе приятеля слышалось злорадство, как оказалось, не такой я сильный программист, раз на такую элементарную вещь ответить не смог. Я попытался объяснить, что такое документ и чем документы отличаются от справочников. И даже книжку Радченко посоветовал, там был сквозной пример создания конфигурации с нуля фирмы “Рога и копыта”.
На пару писем приятеля на предмет как сохранить базу можно, я даже не отвечал – в своей жизни мне приходилось это объяснять никак не меньше ста раз, и делать это на сто первый раз человеку, который себя позиционировать программистом хочет – желания не было. На вопрос – как посчитать итог в колонке по документу, я посоветовал ему поглядеть типовые конфигурации и даже дал доступ к своей КА. Человек был поражен, чувствуется. Он спрашивал – а бывают ли конфигурации еще сложнее? И работаю ли я с такими сложными конфигурациями, или у меня проще. У меня на тот момент было в работе с десяток разных конфигураций и под 200 баз – я скромно сказал, что работаю как с более простыми, так и с более сложными.
Потом было письмо: “А я ведь могу сам с нуля создать свою торговлю и бухгалтерию? Тут ведь нет ничего невозможного?”. Я ответил вопросом на вопрос: “А ты можешь выкопать руды, выплавить из нее сталь и потом автомобиль < Toyota > соорудить? Невозможного ведь нет ничего?”
И вдруг очередное письмо: “Алекс,я на внедрении. Внедряю свою конфигурацию. Подскажи, как мне в нее добавить бланки счета, ТОРГ-12 и счет-фактуры?” “Друг дорогой,” – отвечал я: ”А ты помнишь я тебе приводил пример про руду и автомобиль < Toyota >? Я ведь не просто так пример этот приводил. В типовых конфигурациях 1с есть огромная куча фич, как там счет-фактуры, книги продаж, - а дальше ты столкнешься с необходимостью регламентированных отчетов – да много всего будет дальше”. “Ты не понимаешь,” – был ответ: “Я уже внедрился, надо только бланки добавить! А на бухгалтеров плевать – мы им распечатанные документы отдадим, пусть руками в 1с 7.7 Бухгалтерию свою заводят!”
“Слушай, а не секрет, если” – мной реально овладело любопытство: “Насколько у тебя конфигурация велика? Сколько там, к примеру, справочников и сколько документов?” “Два! Два справочника -ии два документаи”!
И я снова почувствовал, что схожу с ума. Два документа! Два справочника! И несколько отчетов – как с особой гордостью было подчеркнуто! Это ведь работа студента по книжке Радченко – полдня работы. Собственно – можно было бы бесплатную конфигурацию Радченко взять к этой книжке – там было б больше функционала. И человек это внедряет!!! На живой фирме! Я осторожно спросил – а отчего типовую “Управление торговлей” не поставили? “Да вот, у них была купленная 8.1 “Бухгалтерия” – никто не знает как она работает, приходящий бух работает в своей 7.7 – ей распечатки отдаем, - а у меня ломанная 8.2 есть!
Словом, ситуация с рудой и автомобилем < Toyota > была еще смешнее, чем я думал вначале. У человека была < Toyota > подержанная. И все, что нужно было сделать – профилактику провести. Обновить подписку, скачать 8.2 платформу(а не ломать) и бухгалтерию –вторую или третью. Скачать, разобраться и внедрить. Не есть good, вести торговую фирму в бухгалтерии, но это всяко было бы веселее, чем вести торговлю в конфигурации с двумя документами. То есть человек от подержанной < Toyota > ломом отломал два колеса – взял платформу, к двум колесам присобачил тачку (конфу из двух документов) и на полученном творении бодро отправился бороздить просторы вселенной. На деревянной тачке с колесами от < Toyota >.
Я спросил робко: “А может надо было разобраться сперва?” “А некогда разбираться! Работать надо! Люди внедрения ждут! Но – я разбираюсь! Скачал 20 видео-лекций по 1с и уже 6 прослушал!”
Кто сказал, что быстрый старт в 1с и успешные внедрения невозможны??