Как не нужно "запускать" проекты 1С

16.06.13

Управление проектом - Взгляд со стороны Заказчика

Описываю мою практику работы над проектами совместно с компаниями Франчайзи. И рекомендации по работе с такими проектами.

Предыстория:

Я работаю в достаточно большой Группе компаний, которая занимается и производством и реализацией собственной продукции. Устроился у нас руководитель проектов, которому руководство (самое высокое руководство) дало "зеленый свет" для запуска проектов. Сразу хочу сказать, что он никогда не занимался 1С, был успешный опыт запуска Axapta на нескольких заводах. Позиция нового руководителя была достаточно проста: содержать собственных программистов - дорого и не всегда эффективно, вот нанять компанию, в которой работают профессионалы и запустить быстро проект - вот это дело! И вот на волне этого позитивного заявления стартануло 2 проекта: на заводе и в торговой компании. Для внедрения привлекли не какие-то мелкие компании Франчайзи, а достаточно крупные и известные. Чем это закончилось для нас?

Кому адресована эта статья:

Кому предстоит первый раз работать с Франчайзи и у кого нет пока опыта в запуске больших проектов.

Некоторые уточнения:

Здесь я выражаю свою точку зрения. И смотрю я на эти проекты с позиции Заказчика. Позиция Франчайзи относительно результатов наверняка будет другой. Подключился к этим проектам уже на этапе запуска в эксплуатацию, когда проекты находились в достаточно плачевном состоянии. Имена Франчайзи я не буду называть. Т.к. не всегда важны имена, - а руководители проектов, как со стороны Франчайзи, так и со стороны Заказчика. Указывать компании, в которых запускались проекты тоже не имеет смысла, т.к. любая компания может повторить этот печальный опыт при стечении определенных обстоятельств.
Все гипертекстовые ссылки в этой статье ведут к открытию новых окон, чтобы не помешать чтению. 

Проект 1. Внедрение системы управления складом (WMS)

Конфигурация: Управление складом

Срок подготовки проекта к запуску: 2 месяца.

Продолжительность проекта от начала до полноценной работы: 4 месяца.

Особенность проекта: WMS должна была обеспечить работу дистрибуционного и оптового склада с многоярусными стеллажами (5 и 6 уровней).

Какие главные ошибки Франчайзи: не умели работать с быстрооборачиваемыми складами и полагали, что накопленный опыт поможет запустить проект. Была предложена провальная схема работы: учитывала только обработку оптовых заказов. Также схема не соответствовала предоставленным сведениям о входящих, внутренних и исходящих товарных потоках. Не была учтена скорость работы штабелёров паллет. В итоге, предложенная Франчайзи схема работы выглядела так: каждый заказ клиента должен был обрабатываться отдельно и при отсутствии товара на нижнем ярусе необходимо было спускать паллету с верхних ярусов и поднимать обратно если на паллете оставался товар (для высвобождения места для спуска другой паллеты). 

Какое решение сработало: организация области отбора товара со своевременной подпиткой с верхних ярусов.

Закончил ли Франчайзи проект: Нет, по причине несостоятельности предложить работающую схему.

Что получил Заказчик после проекта: склад запустили своими силами.

Что получил Франчайзи после проекта: узнал схему, которая была внедрена в новой версии продукта "Управление складом", переманил нашего работника (cтарший оператор WMS), который занимается проектами.

Был бы проект успешно закончен, если бы у Франчайзи было больше времени: Нет. Специально задал этот вопрос руководителю проекта со стороны Франчайзи после того как мы сами запустили проект. У Франчайзи не было такого опыта и специалисты в тот момент не были в состоянии предложить рабочую схему (сейчас уже в состоянии Wink).

Вывод: запускать проекты с Франчайзи, у которых есть опыт запуска аналогичных проектов. Если Франчайзи предлагает референс-визит на предприятие отдалённо похожее на Ваше, не соглашайтесь, ищите другого Франчайзи, у которого есть опыт с предприятими Вашего профиля. И само собой - очень хорошо нужно понимать чего хочешь и требовать выполнения этого от Франчайзи. Как самостоятельно преодолеть пропасть между пониманием и незнанием? Нанять стороннего по отношению к Франчайзи консультанта по предметной области, у которого есть успешный опыт запуска аналогичных проектов. Окупятся ли затраты на такого специалиста? Если четко поставить задачу специалисту - да.

Проект 2. Создание автоматизированной системы по управлению производством

Конфигурация: Управление производственным предприятием

Срок подготовки проекта к запуску Франчайзи: 9 месяцев (у Франчайзи времени было 3 месяца перед первым запуском и 6 месяцев перед вторым запуском).

Продолжительность проекта от начала до реального запуска: 2,5 года.

Особенности проекта. Необходим механизм планирования производства и потребностей в сырье. Движения сырья и готовой продукции должны выполняться в разрезе Серий (т.к. это пищевая промышленность и необходимо отслеживать из чего делается продукция, которую едят покупатели). Требуется постоянно отслеживать себестоимость производимой продукции. 

Какие были ошибки Франчайзи: Проблема с качеством подготовки и проработки модели. Проблема с квалификацией программистов. Просчёты с оценкой трудоёмкости ввода документов. Ущербный подход к запуску проекта, когда консультанты приезжают 1 раз в неделю на 1-2 дня (мотивировали тем, что таким образом удешевляются проекты для Заказчиков, т.к. консультанты не просиживают у Заказчика. Теперь представляете какая каша из проектов может быть в голове консультантов).

Какое решение сработало: Поэтапный запуск проекта, а не все сразу: сначала запустили Зарплату, затем движения по складам, и только потом бухгалтерский и производственный учёт. Тщательная проверка абсолютно всех операций и сведение тестового месяца с сопоставленим полученных цифр в предыдущей системе. Ради справедливости стоит отметить, всё-таки удалось с Франчайзи запустить Зарплату (на это у Франчайзи еще хватило сил). И то, мне пришлось поломать схему работы Франчайзи, когда консультант приезжал на 1-2 дня на завод. 

Закончил ли Франчайзи проект: Нет, по причине отсутствия кадровых ресурсов для работы над проектом и, вдобавок, прокачал на тот момент 90% бюджета.

Только ли Франчайзи виноват: Нет. Была и проблема с нашей стороны. Пытались автоматизировать неоптимальные бизнес-процессы. После оптимизации бизесс-процессов оказалось, что часть кода программистов Франчайзи можно выкинуть на свалку.

Был бы проект успешно закончен, если бы у Франчайзи было больше времени: Скорее Нет, чем да. Хоть консультанты и обладали хорошими знаниями и программистов можно было бы привлечь уровнем повыше (я не понимаю как можно внедрять коммерческие проекты и размещать в комментариях слово "говнокод" - извините, но так и было; в печатных формах документов прописывать ФИО ответственных, а не брать эти сведения из базы и т.д.). Но у Франчайзи была проблема с подходом к управлению проектами. Так можно запускать только типовые проекты, на которых руководитель проекта и команда уже набила руку.

Вывод: работать с Франчайзи, у которых есть опыт на таких же проектах по специализации и объёму. Не устраивать из проекта головокружительную гонку со сроками. Не покупаться на "космические корабли" в виде запущенного решения по планированию и оптимизации производства, планированию потребностей в сырьё. Сначала нужно организовать отражение фактических операций, а потом уже в космос.

Почему так радужно начинались и так печально закончились совместные с Франчайзи проекты

Думаю, что проблема состояла в разной точке зрения на результат проекта. Заказчик хотел в итоге получить автоматизированную систему, Франчайзи предлагал коробку с доработками. В моём случае пропасть между коробкой УПП и готовым к запуску продуктом Франчайзи не смогли закрыть. 

Обобщение опыта или Чего не нужно делать на больших проектах:

  1. Считать, что существует только единственный вариант конфигурации иноформационной базы для проекта.
  2. Рассчитывать, что можно запустить УПП за 3 месяца (даже с учётом того, что Франчайзи обещает нагнать кучу народа). Самое интересное, что этот Франчайзи мне недавно опять предлагал помощь в запуске проекта за 3 месяца.
  3. Побывать на класной презентации Франчайзи и думать, что у Франчайзи невероятная квалификация и все взлетит лёгким движением руки. Невероятная квалификация может быть у руководителя проекта, консультантов, программистов, задействованных на Вашем проекте. Или не на Вашем проекте Wink.
  4. Спешить с заключением договора. Юрист предприятия должен обстоятельно проверить его. Возможно лучший вариант - привлечь стороннего юриста с большим опытом работы с такого рода договорами. Можно себя очень сильно обезопасить от неприятных последствий. Необходимость в качественно проработанном Договоре возникнет, когда проект пойдёт наперекосяк.
  5. Рассчитывать, что некоторые операции "стандартные" и их можно запросто запустить без проверки.
  6. Поверить в опыт Франчайзи (а не проверить).
  7. Предполагать, что обучение преподавателями Франчайзи будет проведено на высоком уровне.
  8. Пытаться запустить проект с помощью сотрудников Заказчика, которые параллельно с проектом выполняют и другую работу.
  9. Предоставить Франчайзи полное право определять сколько времени будут находиться консультанты на объекте.
  10. Полагать, что если в первый раз у Франчайзи не получится запустить проект, то во второй раз - получится.

А теперь на что нужно обратить внимание при запуске или спасении большого проекта

Организация работы руководителя проекта Заказчика

Вы должны заблаговременно освоить необходимые инструменты, которые помогут в запуске проекта. Лично я нашёл удобными для себя такие инструменты:

  1. Карты памяти - позволяют структуировать информацию. Особенно полезны на начальном этапе, когда идёт огромный вал новых сведений. Кроме наглядного представления разрозненных поначалу данных по проекту, позволяют легче запомнить новую информацию. Я использую программный продукт MindManager. Для теоретического освоения инструмента рекомендую изучить книгу Инструменты McKinsey. Лучшая практика решения бизнес-проблем, для практического освоения - книгу Сергея Бехтерева "Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт".
  2. Работа над бизнес-процессами. Применяя инструменты построения бизнес-процессов, сэкономите себе и другим участникам проекта вагон времени. Я использую программный продукт BizAgi. Освоить работу с этим продуктом очень просто и здесь поможет сайт компании разработчика.
  3. Инструмент управления проектом. Позволит разделить этапы на задачи и подзадачи с указанием сроков и ответственных. Выбрал для себя  RedMine. Кроме MS Project, есть интересные онлайн сервисы Gigantt.com и Tom's planner
  4. Средство хранения информации по проекту. Позволит предоставить участникам проекта и заинтересованным лицам критически важную информацию. Для меня - это Google Docs.
  5. Инструмент для проектирования интерфейсов. Позволит Вам достичь взаимопонимания с программистами. Удобным для меня стал iPlotz.
Примеры работы инструментов
  • 1. Карты памяти позволили мне разобраться с текущим состоянием дел по проекту и упорядочить необходимые мне сведения.Карты памяти
  • 2. Визуализация бизнес-процессов повышает качество представления информации заинтересованным лицам.Бизнес-процесс
  • 3. RedMine как средство управления проектом позволяет не упустить ни одной мелочи.

Управление проектом

  • 4. Google Docs - очень полезный инструмент для хранения и представления критически важной информации по проектуДиаграмма состояния проекта
  • Таблица состояния проекта5. Для проектирования интерфейсов есть множество инструментов. Их преимущество заключается в том, что кроме самого интерфейса, можно отобразить данные, а также можно даже создать кликабельные диалоги. Класный способ передать свои пожелания разработчику.Проектирование интерфейса

Перед началом работы с Франчайзи

Рекомендую ознакомиться с курсом ИТРП "Как избежать ошибок на проектах". Это курс даст Вам понимание работы "кухни" Франчайзи: начиная от подготовки документации по проекту и заканчивая информацией чего опасаются Франчайзи. Также Вы сможете лучше понимать мотивы руководителя проекта Франчайзи.

Какое типовое решение выбрать для автоматизации производства?

Очень интересный вопрос. Ведь все знают об УПП. Неужели нужно задуматься над этим вопросом? Оказывается нужно. И очень-очень сильно. 
До начала работы над проектом, нужно хорошо понимать характер производства. От этого и нужно отталкиваться.
Есть два типа производственных предприятий: дискретные и процессные. Для каждого типа предназначена своя конфигурация. А вот теперь моё открытие: 1С предлагает для автоматизации 2 продукта. УПП рассматривается для дискретных производств. А вот когда уже функции УПП не удовлетворяют Заказчика и тип производства Заказчика - процессное, предлагается другой продукт. Тоже компании 1С - ИТРП:Процессное производство (1С купила ИТРП несколько лет назад и даже офис ИТРП напротив 1С на Селезнёвской). 
В чём разница между дискретным и процессным производством? Сначала приведу примеры. Дискретное производство - машиностроение. Процессное производство - пищевая и химическая промышленость. Правило такое, если готовое изделие можно разобрать на составные части-комплектующие, это дискретное производство, нельзя - процессное производство.
Что это означало в моём случае (пищевая промышленность). Был сделан неверный выбор. Мы начали внедрять не ту конфигурацию! Но тут уже вопрос, у кого будет такая квалификация, чтобы определить поначалу что нужно внедрять? Думаю, что в ИТРП есть такие специалисты. Убедился в этом после беседы с зам. директора компании. Тем более, что ИТРП принимала участие в разработке УПП, да и разрабатывает продукты, дополняющие функциональность УПП.
 
Работа над проектом УПП

Цели

Любой проект начинается с целей. И Вы должны очень чётко понимать чего нужно достигнуть. Рекомендую почитать интересную статью на Инфостарте посвященную общим принципам внедрения проектов
Цели должны быть известны до беседы с Франчайзи. В моём случае цели проекта:

  1. Внедрить функции планирования производства и планирования закупок для обеспечения процесса безперебойного производства и сокращения запасов на складах
  2. Обеспечить оперативный ввод в базу хозяйственных операций минута-в-минуту, добиться учёта движения сырья по всем складам на заводе в единой информационной базе с детализацией до Серий номенклатуры
  3. Внедрить оперативный расчёт себестоимости готовой продукции, чтобы отследить рентабельность каждой отгрузки
Выбор Франчайзи для большого проекта

Объективные критерии:

  • Есть успешный опыт запуска аналогичных проектов. Просмотрите портфель проектов, выберите предприятие и просите организовать референс-визит.
  • Получите резюме специалистов, которые могут работать с Вашим проектом. Воспринимайте руководителя проекта, консультантов и программистов как специалистов, которых Вы берете на работу. Соответственно и подход должен быть такой же: без резюме и личной беседы можно сделать неверный выбор. Скайп есть у всех и не так уж трудно организовать беседу с ключевыми специалистами. Само собой это нужно делать перед заключением договора.
  • Оцените качество работы Франчайзи. Если у Вас есть задача, непродолжительная по времени и Вы можете передать её Франчайзи, сделайте это, чтобы проверить работу Франчайзи. Я так сходу отсеял одного Франчайзи.
  • Судебная практика Франчайзи, узнать причины судебных исков и какие были постановления суда.

Субъективные критерии:

Оцените как представители Франчайзи ведут диалог, как отвечают на вопросы. Смогут ли организовать беседу со специалистом по нужному профилю.

Моя практика. После того, как меня подставил Франчайзи, сообщив, что нет ресурсов для работы над проектом, я разговаривал с тремя другими Франчайзи. И самое интересное, что представители одного Франчайзи (директор и руководитель проектов) вызвали у меня профессиональную симпатию с первой беседы. Они так отвечали на вопросы и задавали их, что сходу просматривался опыт и качественная практика. К сожалению, у меня не получилось полноценно работать с этим Франчайзи, т.к. у них был слишком плотный график запуска проектов на 1 год вперёд. Но они смогли предоставить мне специалистов для работы над отдельными участками. И эта работа была выполнена на высшем уровне.

Какой Вам нужен результат после проведения тендера:

Одна компания, которая будет заниматься внедрением проекта и другая, как резерв.

Моя практика. Оказалось, что компания Франчайзи, с которой я продолжил работу над проектом УПП, участвовала в первоначальном тендере. Предшествущий руководитель проекта отсеял их, т.к. они не обещали "полететь в космос" и сообщили, что срок запуска будет больше.

Самое смешное в моей ситуации то, что стоимость проекта у резервного Франчайзи была в 2 раза ниже, чем у провального Франчайзи (резервный Франчайзи работает на местном рынке 1С). Еще смешнее ситуация, что Франчайзи, который провалил наш проект, до запуска нашего проекта собрал местных Франчайзи и предлагал им продать наш проект за 50% от стоимости Smile с аргументацией, что используют офигенную проектную технологию. Результат будет гарантирован, ну уже внедрением пусть занимается местный Франчайзи.

 

Поиск Франчайзи 

Поиск внешнего консультанта (если чувствуете недостаток знаний)

  • Infostart.ru - ищите публикации по Вашей тематике
  • Nashe1c.ru (аналог Infostart от 1С) - ищите публикации по Вашей тематике
  • Мой круг - множество резюме специалистов

Рекомендации по заключению и исполнению договора

Какой вид договора заключать? Договор подряда или договор оказания услуг? В книге "Как избежать ошибок на проектах" для Франчайзи рекомендуется заключение договора подряда на все этапы, кроме этапа ввода системы в эксплуатацию - здесь договор оказания услуг. В чём разница между ними? Принципиальная. Именно здесь, при работе над проектом, я и нарвался на проблему. Договор подряда заключается на результат (готовность системы к эксплуатации). А договор оказания услуг - на процесс работы. Т.е., если заключён договор оказания услуг на проект, то Франчайзи за результат никак не отвечает. Руководитель проекта работал? Работал. Программисты работали? Работали. Вот акт, что мы работали. А сможет ли продукт выполнять возложенные функции - не наша проблема.

Мои выводы:

  1. Нужно было заключать договор подряда, а не договор оказания услуг. По договору возможна оплата по каждому этапу с подписанием акта. Но кроме актов на этапы, должен быть еще подписываться акт на результат. Полная оплата договора должна быть после подписания результирующего акта. Это означает, что акты по этапам можете подписывать на полную сумму, но оплачиваются они должны только частично согласно договоренности (например, на 80 или 90 %).
  2. Для этапа функционального моделирования в договоре должен быть указан результат этапа - "функционирующая модель".
  3. Если ТЗ составлял Франчайзи и будете подписывать ТЗ с такой степенью детализации, которую Вы не понимаете, то должна быть оговорка "что подписываемое ТЗ действует в рамках разумности общего пользования".
  4. Любые действия, которые Вы должны выполнить по договору, или Франчайзи должен выполнить по договору, должны подтверждаться письменно с фиксированием ответственности. Где была моя ошибка? С руководителем проекта со стороны Франчайзи был согласован график запуска (первые два запуска прошли без меня и как понимаете - неудачно). В результате, консультант приехал к нам на завод с 1,5 месячным опозданием, а потом и вовсе руководитель проекта Франчайзи заявил, что нет свободных специалистов для работы над проектом. 
  5. В договоре должен быть указан пункт о признании юридическую силы электронной переписки.

Поддержка проекта руководством

Первостепенное значение имеет заинтересованность руководства в запуске проекта. И такая заинтересованность должна быть не формальная, а искренняя. Проверить интерес очень просто. Сколько раз у Вас спросят не только как идёт проект, но и захотят узнать детали?

Моя практика. Для меня проект по запуску УПП был открытыем. Такого интереса к проекту со стороны руководства я еще никогда в жизни не видел. Скриншоты Google Docs и BizAgi в этой статье Вы наблюдаете именно благодаря этому интересу, мне пришлось найти удобные инструменты не только для меня, но и для всех участников проекта.

Формирование рабочей группы проекта

Для работы над проектом, нужно сформировать рабочую группу на предприятии. Состав рабочей группы может со временем меняться, но некоторые сотрудники войдут в состав и будут задействованы от начала до конца проекта. Обязательно нужно договориться с руководством, чтобы сотрудники, которые войдут в состав постоянной рабочей группы, были освобождены от выполнения своих оперативных обязанностей. Им необходимо готовить замену.

Моя практика. У меня на проекте таким ключевым сотрудником является Старший экономист. Остальные сотрудники завода привлекалились в рабочую группу для работы над специфическими задачами.

Мотивация участников проекта

Вопрос премирования сотрудников за успешный запуск проекта необходимо решить с руководством до начала работы над проектом. Потому что когда в диалоге с пользователями все доводы могут быть исчерпаны, денежный вопрос может кардинальным образом повлиять на проект. Репрессии не самый лучший способ добиться лояльности по отношении к проекту. Необходимо будет согласовать для каждого сотрудника как размер премии, так и оплату за вынужденные переработки.

Моя практика. Не нужно обманывать себя, запуск проекта это не обычная рабочая нагрузка на работников. Необходимо перед началом проекта на общем собрании объявить участникам о выплате премии за успешный запуск проекта. Кроме возможности за короткий срок выполнить большой объём работы, компенсации пользователям являются инвестицией в практическое обучение по работе с новой системой.

Экспресс-обследование Франчайзи

Для проведения экспресс-обследование заключается отдельный договор. В ходе выполнения Вы присматриваетесь к работе Франчайзи, Франчайзи оценивает проект. Может сложиться такая ситуация, когда Франчайзи Вам не подойдёт, или, наоборот, Франчайзи сообщит, что откажется от проекта. Результат экспресс-обследования - указывается какие участки будут автоматизироваться, какие нужны трудозатраты и предварительная стоимостная оценка проекта. Помните, что не бывает стандартных участков. В УПП специфичныее для производств участки (да и не только для производств, но и для бухгалтерского учёта) не автоматизированы и придётся их доделывать. Если вопрос коснётся изменения внутренних механизмов работы - вот тут Вас могут ожидать проблемы и об этом лучше знать заранее. 

Что выбрать РАУЗ или Партионный учёт?

Я так понимаю, что сейчас где-то в 90% компаний использует Расширенную Аналитику Учёта Затрат. Многие восторгаются этим механизмом, т.к. он избавил компании от извечных проблем связанных с вводом документов задним числом, почти избавились от блокировок транзакций. В общем, с РАУЗ жить стало проще. Для нашей компании этот механизм неприемлим. Причин есть несколько, но главная из них - подготовка отчётности по МСФО для передачи в головную компанию. РАУЗ здесь быть не может, этой методики определения стоимости выбытия запасов в МСФО нет. У нас в компании каждый год приезжают аудиторы Ernst&Young с проверкой. И в план проверки отдельным пунктом входит проверка соблюдения ФИФО (У нас в учётной политике предусмотрен этот способ). Механизм проверки очень простой, берется наугад несколько номенклатурных позиций и по ним вручную проверяется движение себестоимости по каждой операции за произвольный месяц года.
Также в РАУЗ меня смущают проблемы в расчете себестоимости при перемещении запасов со склада на склад. Об этом упоминает Игорь Бурьяненко в Продвинутом курсе по учёту производства в УПП.

Моя практика. 
Где у меня были проблемы с моим с Франчайзи? В модели бухучёта, которую подготовили специалисты Франчайзи, было чётко прописано, что используется Партионный учёт. А сдачу пытались провести по РАУЗ. Смешно Wink. Так и не сдали. Сначала представили как ошибку конфигурации, потом сказали, что мы данные неверно вводили, потом - просто сбежали из-за нехватки ресурсов.

Функциональное моделирование
Ключевая стадия проекта, в которой проводится анализ бизнес-процессов: как есть, как должно быть. Причём особое внимание нужно уделить разделу "как должно быть". Ведь не зря Заказчик начинает проект автоматизации, значит ситуация "как есть" не устраивает. Разработанные бизнес-процессы будут сопоставляться с возможностями типовой конфигурации. Исходя из результатов, будет сформирована оценка проекта. Здесь рабочая группа со стороны Заказчика должна пополниться специалистами, которые отвечают и знают автоматизируемые участки. В этот момент, состав рабочей группы наиполный.
Один нюанс. Для качественной проработки автоматизируемых участков в ситуации "как есть" нужно поработать с самыми компетентными специалистами по участку на предприятии. Руководитель поразделения не всегда располагает большим количеством свободного времени для такой работы.  Именно в беседах со специалистами, Вы сможете выявить такие "мелочи", которые для проекта могут оказаться огромными. Для выявления "как должно быть" уже нужна работа с руководителями подразделений. Т.е. функциональное моделирование должно выполняться с участием пользователей будущей системы.
 
Моя практика. Т.к. я подключился к проекту уже намного позже, то могу предположить, что в состав входили: Финансовый директор, Главный бухгалтер, Главный экономист, Директора по производству и их заместители, Руководители складов, Руководитель логистики. Если говорить о качестве работы Франчайзи, то это такие "мелочи", которые возникнуть могли из-за того, что не было работы с исполнителями:
  • моделирование Зарплаты - "забыли" предусмотреть создание мехнизма по выгрузке сведений для банка по выплате зарплаты на зарплатные карточки. В результате, 1000 работников завода могло остаться без зарплаты. Пришлось в авральном порядке программисту Франчайзи написать обработку выгрузки. Казалось бы ничтожная по объему работа. Но последствия могли быть очень неприятные.
  • моделирование бухучёта в части расчета себестоимости - "забыли" предусмотреть механизм распределения общепроизводственных расходов, когда базой распределения является выпуск готовой продукции за предыдущие периоды. Тоже как будто мелочь. Но последствия - расхождения на миллионы рублей в себестоимости.
В итоге - картина маслом - моделирование выполнено формально, для галочки.
Я привёл только некоторые пункты. Чтобы всё рассказать нужно написать отдельную статью.
 
Что такое технический проект и техническое задание и кто за них отвечает
Техническое задание (далее ТЗ) - это функциональные требования к создаваемому продукту, Технический проект - способ реализации этих требований. Соответственно за техзадание совместная ответственность Заказчика с Франчайзи (или Заказчика, если берет на себя ответственность подготовку ТЗ), за технический проект - Франчайзи. Техзадание может составляться как специалистами Франчайзи, так и Заказчиком (в зависимости от уровня квалификации). Техпроект готовит Франчайзи. Нужно было требовать техпроект для ознакомления. 
Крайне важный шаг. От него зависит качество работы системы. Не пропустите его. ТЗ Вы должны идеально понимать.
Также, в случае возникновения спора с Франчайзи и проведения экспертизы в суде - именно по этому документу эксперт и будет делать заключение о полноте выполненных работ.

Моя практика. Какие были ошибки Франчайзи? Приведу только один показательный пример. В ТЗ было предусмотрено создание нового документа, который работал со складом "Товары в пути". И программисты Франчайзи просто забыли включить этот документ в последовательность ПартионныйУчёт и ПартионныйУчётБУ. Последствия для завода? Искажения в учёте уже на десятки миллионов руб. Поймал эту проблему на тестовом периоде.
 
Приёмка работ 
Франчайзи высылает предоставляет Вам конфигурацию, Вы проверяете.
Обычно в договорах Франчайзи указывают срок проверки 5 дней (такой срок определен в Гражданском кодексе). Нужно при заключении договора предусмотреть вариант последовательной проверки каждого этапа ТЗ в отдельности. Если этап достаточно большой и включает много изменений, разбивайте его на подэтапы, которые должны приниматься отдельно. Чтобы не вышло как в моём случае, свалили все этапы вместе - проверяте за 5 дней и высылайте претензии. А между тем в предоставленной конфигурации было куча ошибок. Один небольшой кусок ТЗ Франчайзи пересдавал 4 раза! А счётчик времени то включён.
Если у Вас нет опыта работы с УПП, шансов качественно проверить работу программы нет. Поэтому, обязательно пройдите обучение по продукту. Как для УПП, так и для ИТРП есть обучающие видеокурсы. Они стоят этих денег.

Тестирование работы УПП

К сожалению, УПП нельзя сейчас назвать зрелым продуктом. Постоянно выходят исправления ошибок. Поэтому, Вам придётся проверить абсолютно все операции. Доверия к системе поначалу нет.
Моя практика. Мне пришлось проверить работу УПП на одном месяце, чтобы увидеть полную картину. Для этого была создана обработка по загрузке сведений из нашей старой системы. Часть данных бухгалтерии пришлось ввести вручную.
 
Как вводить остатки по запасам
Хочу только рассказать о необычной проблеме ввода остатков, с которой столкнулся впервые. В нашей старой системе учёт вёлся по ФИФО. Когда переносили остатки в УПП, то взяли сведения на начало тестируемого месяца. В результате, произошло усреднение остатков. Но формально, остатки между старой и новой системой идентичны. И здесь возникает 2 проблемы:
  • при сверке учёта за тестируемый период между старой системой и УПП, есть расхождения в себестоимости запасов, т.к. в старой системе выбытие запасов фиксируется по ФИФО, а в новой, хоть и указано, что по ФИФО, фактически происходит по средней (пока не спишутся все начальные остатки). В результате возникнет искажение себестоимости готовой продукции.
  • бухгалтерия готовит отчёт по снижению стоимости запасов с учётом сроков нахождения запасов на складах. При вводе начальных остатков, все запасы для этого отчёта будут выглядят "свеженькими". Поэтому, нужно предусмотреть в обработке занесения остатков возможность "состарить" остатки в соответствии с данными старой системы.
Моя практика. А как поживает там мой Франчайзи? "Всё хорошо". Первый перенос остатков по материалам, который пытались сдать бывшему руководителю проектов: промах всего на 3 млрд. руб. О "старении" остатков они даже не додумались. Отчёт о снижении стоимости запасов конечно же не был предусмотрен.
 

Запуск в эксплуатацию

Моя практика. Хоть мы и свели тестовый месяц с отклонением в себестоимости готовой продукции меньше 1%, но все-равно пришлось обезопасить себя от непредвиденных ситуаций - пришлось создать обработку по обратной выгрузке документов из УПП в старую учётную систему для сверки результатов. 
 
Как организовать обучение сотрудников предприятия новому продукту
Обучение нужно проводить уже на готовом продукте. Т.к. будет задаваться много практических вопросов, на которые у преподавателя не всегда будет готовый ответ.
Моя практика. Могу рекомендовать не закупать стандартный курс обучения от Франчайзи - в моей практике это была бессмысленная трата денег. Гораздо эффективнее оказалась покупка видео-курса по продукту. После прохождения видео-курса, с ключевыми работниками предприятия должен плотно поработать консультант и ответить на все практические вопросы.
 
С чего должны начинать работать пользователи?
С ознакомления с технологическими инструкциями. За подготовку отвечает Франчайзи. Технологическую инструкцию можно представить как интерфейс между бизнес-процессом и программой.
 
Как закрепить результаты обучения?
  • Моя практика. Если у Вас приобретен видео-курс, результат останется навсегда.
  • Все технологические инструкции нужно внедрить в состав информационной базы (в виде справочника Инструкции). Пользователь может в любой момент к ним обратиться. И не будут возникаться вопросы от пользователей, что потерял, забыл и т.п. Также Вы сможете вносить уточнения в эти Инструкции по ходу работы.
  • Составить базу знаний в виде вопросов и ответов. Это уже работа на года. В моём случае нашёл путь: создание Инфа - консультанта с базой вопросов и ответов. По результатам этой работы запустил сайт 1c-expert.info - задавайте вопросы по УПП, можно будет подготовить базу по другим продуктам. Вполне может быть, что через некоторое время из Инфа выйдет хороший народный консультант.

Как защитить результаты работы от потери

  • Моя практика. В процессе работы над проектом у Вас будут накапливаться материалы. Я выбрал Dropbox как способ хранить файлы по проекту. Теперь я знаю, что бы ни произошло с моим ноутбуком, файлы будут сохранены. И я смогу просмотреть версии изменений этих файлов. Есть обзорная статья на Инфостарте по поводу работы этого сервиса.
  • Теперь уже по поводу хранения базы данных. Само собой нужны бекапы. Но нужен план архивации. И план решения проблемы в случае сбоя или в случае потери архивов. Мой план защиты данных: 2 раза в сутки делаются дифференциальные бекапы SQL-базы, 1 раз в неделю полный бекап SQL-базы. На локальном хранилище бекапы хранятся за предыдущие 30 дней и на 21 число каждого месяца за все периоды (эталон после сдачи отчетности). 
  • Созданные архивы ежедневно копируются на наш сервер в облаке ActiveCloud (хоть вероятность одновременной потери и базы и архивов очень низка, но у меня нет желания проверить это на себе).
  • Информационные базы данных развёрнуты на двух серверах: основном и резервном, обмен между базами выполняется 1 раз в сутки.
  • Во время работы с Франчайзи, происходит постоянный обмен конфигурациями и информационными базами. Я бы порекомендовал организовать внешний ftp-сервер своими силами, где бы хранились файлы. Если возникнет судебный спор и необходима будет судебная экспертиза, суду нужно представить сохранённую копию конфигурации. Она у Вас будет. Логи сервера зафиксируют факт закачки файла.

Что делать если нет человеческих ресурсов (но есть не очень большие деньги)

Моя практика. Если Вы видите, что возникает недостаток в программистах и консультантах, то есть очень хороший вариант с фрилансерами. Поначалу я недооценивал этот ресурс. Но книга Rework: Бизнес без предрассудков и проект №2 с УПП коренным образом изменили моё мнение. 
Я оказался в дико неудобной ситуации. Франчайзи, с которым был заключён договор, отказался от продолжения работы из-за недостатка ресурсов. Почти все деньги, выделенные на проект были потрачены. Завод, где я внедрял проект, находится в небольшом городе с населением 40 тыс. чел. Программистов и консультантов по 1С 8 нет. Ближайший крупный город - областной центр за 120 км. Франчайзи, с которыми я вёл переговоры, на тот момент были заняты своими проектами.
В итоге, пришлось задействовать фрилансеров. А это просто бездонный океан ресурсов! В ходе проекта я работал более с чем 20 фрилансерами, которые были разбросаны в 3 странах. Нас разделяют тысячи километров. 
Конечно не со всеми были хорошие результаты, но в конце концов остались те, с которыми можно добиваться выполнения любой задачи. 
Могу дать один совет: старайтесь больше ориентироваться на фрилансеров, чей основной заработок - фриланс. Если фрилансер работает как наёмный сотрудник в компании, положительные результаты будут реже. И еще 1 нюанс, программисты, чей основной заработок фриланс, в большинестве случаев (но не всегда) обладали лучшей квалификацией.
В итоге, у меня есть возможность нанять хоть 100 человек для выполнения проекта. И это за 30% от ставки Франчайзи. Неплохо, когда денег для проекта не так много.
И ещё: если рядом нет программистов и неоткуда их привлечь, то можно обучить толкового сотрудника предприятия Wink. Обычно зарплата программиста выше зарплаты рядового работника администрации и у кандидата будет интерес для перехода на новую должность.
И ещё: есть Инфостарт. За несколько лет такой поразительный рывок в качестве информации! Можно сэкономить кучу денег и времени за счёт готовых обработок и отчётов. 

Ставим запуск проектов на конвейер - кейсы проектов

В книге Инструменты McKinsey. Лучшая практика решения бизнес-проблем прочитал об очень интересной идее консалтинговой компании McKinsey (создана чуть ли не век назад, специализируется на решении бизнес-проблем заказчиков, в ней работают лучшие из лучших консультантов и компания является кузницей кадров для ведущих компаний мира). Суть заключается в том, что бизнес-проблемы в работе компаний можно классифицировать. Практику решения проблем с выводами оформить в виде кейсов. В результате, когда консультанты компании приступают к работе над новым проектом, у них есть возможность изучить каким образом решались проблемы у других компаний и понять насколько этот опыт можно применить для текущего проекта. Фактически, руководство McKinsey добилась того, что накопленные знания компания не теряет с уходом консультантов.
Думаю создать сайт, на котором буду публиковать кейсы проектов 1С. Хочу предложить сообществу принять участие в формировании таких кейсов. Эта информация может помочь при работе над проектами 1С в новой для Вас области. Если у Вас есть желание и время поделиться своим опытом - будет здорово! Присылайте свои кейсы. Если получу хоть 1 кейс, обязуюсь создать сайт 1c-case.ru. 
 

Почему я потратил время на написание этой статьи?

Это моя дань уважения Инфостарту. Проект невероятно качественный. Жаль, что его не было, когда я только начинал заниматься 1С.
 
P.S. Пока готовил эту статью, другой автор опубликовал статью посвященную работе над проектами 1С. Рекомендую. 
P.P.S. И ещё одна интересная статья о выборе руководителя проектов.

См. также

Оптимизация бизнес-процессов Взгляд со стороны Заказчика Внедрение изменений Платформа 1С v8.3 Бесплатно (free)

Проекты перехода с SAP на 1С неизбежно связаны с различиями в терминологии, изменением привычных подходов, перестройке и унификации бизнес-процессов. О том, как найти ключи к успеху реализации такого проекта на реальном примере перехода с SAP на 1С, пойдет речь в статье.

13.08.2024    989    0    avermakov1986    5    

6

Взгляд со стороны Заказчика Бесплатно (free)

В каждой компании и на каждом проекте есть свои критерии оценки эффективности ИТ-аналитиков. И за формальными методами оценки часто скрываются неочевидные ожидания заказчиков и проектных менеджеров. Расскажем о задачах аналитика на проектах внедрения и возможных способах оценки эффективности аналитиков.

01.08.2024    1074    0    user623528_vergazov    1    

1

Компетенции и навыки РП Взгляд со стороны Заказчика Бесплатно (free)

Самый важный человек на проекте – это РП со стороны заказчика. Он принимает все решения и за эти решения зачастую отвечает головой. О том, кого выбрать руководителем проекта со стороны заказчика, как работать с заинтересованными сторонами, собрать рабочую группу, экономно расходовать бюджет и бороться с саботажем, расскажем в статье.

26.02.2024    2825    0    user1270271    0    

13

Взгляд со стороны Заказчика Бесплатно (free)

Не всегда достижение целей проекта делает заказчика счастливым. Ситуацию усугубляет то, что разные заказчики представляют себе цели ИТ-проекта по-разному. И ключевой секрет успешной сдачи проекта заказчику – достижение баланса между важно\не важно для заказчика и сложно\просто для ИТ-команды. О том, как с помощью понимания задач и целей заказчика выстроить ход проекта и коммуникацию внутри него, пойдет речь в статье.

05.12.2023    1568    0    user1851969    0    

4

Взгляд со стороны Заказчика Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Бесплатно (free)

При переходе на новую систему руководитель проекта со стороны заказчика должен взять на себя множество функций: по организации проектной команды, назначению встреч с руководителями подразделений, сбору информации по проекту, регулированию конфликтов и управлению ожиданиями. Рассмотрим, как решать проблемы внедрения, выбирать подрядчиков и управлять ожиданиями пользователей.

22.08.2023    1797    0    user1642712    0    

13

Взгляд со стороны Заказчика Бесплатно (free)

Успех автоматизации или перехода на новую систему зависит не только от подрядчика. Важна слаженная работа по организации внутренних процессов, проработка рисков, работа над ошибками и управление ожиданиями пользователей на стороне самого заказчика.

20.07.2023    1441    0    user1642712    0    

6

Взгляд со стороны Заказчика Бесплатно (free)

В семнадцатом выпуске подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, как представители сфер foodtech и e-com определяют, что пора автоматизировать процессы, на что обращают внимание при выборе подрядчика, что ценят в коммуникациях и как определяют, успешно выполнена автоматизация или нет.

01.05.2023    674    0    Radio_Analyst    0    

1

Взгляд со стороны Заказчика Бесплатно (free)

В шестнадцатом выпуске подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, в какой момент у предпринимателей возникает необходимость в автоматизации, какие процессы нужно автоматизировать в первую очередь, что подрядчику важно знать о бизнесе, который он автоматизирует и по каким признакам можно сделать выводы, компетентен подрядчик или нет.

17.04.2023    690    0    Radio_Analyst    0    

2
Отзывы
99. pro-rok 13.03.13 09:30 Сейчас в теме
Статья хорошая, советую читать.

Насколько я понял вина в неспособности внедрить лежит не только на франче, но и на заказчике. Так как это обоюдная работа франча и заказчика. Надо контролировать друг друга и иметь рычаги воздействия. И главное четкие цели внедрения и грамотное моделирование.

По поводу сроков в два года это конечно жутко. Обычно когда франч заряжает большие сроки значит не хватает сотрудников и надо размазать работу во времени.

По поводу поэтапного внедрения согласен на 100%, сам пробовал работает отлично. Когда запускаешь все разом не успеваешь допиливать все участки, а поэтапно проходит намного качественно.

Описаны интересные фишки по управлению проектами попробую воспользоваться.
user829018; vit00lya; +2 Ответить
Остальные комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. makas 44 24.01.13 09:57 Сейчас в теме
Почему я потратил время на написание этой статьи?

Это моя дань уважения Инфостарту. Проект невероятно качественный. Жаль, что его не было, когда я только начинал заниматься 1С.



Полностью согласен с Автором!
2. tolyan_ekb 105 24.02.13 10:55 Сейчас в теме
Полезная статья для тех, кто хочет расти, но пока нет возможности. Читаю подобные статьи и понимаю как много мне еще предстоит изучить, узнать и потихоньку двигаюсь в нужном направлении ))
Бывалый77; нормальный такой; Kamikadze; +3 Ответить
3. Dragga 24.02.13 11:57 Сейчас в теме
Ну не знаю касаемо сроков внедрения, мне кажется если франч озвучит 2,5 года внедрения и час у него будет стоить хотябы 900 рублей заказчик пошлет его далеко..Это мое мнение как бы в свою бытность работы во франче не было таких заказчиков которые ждали бы 2 года самое долгое 9 месяце проект был запускали завод с персоналом в 4,5 тыс. человек...
4. axxell 1055 24.02.13 14:53 Сейчас в теме
(3) Dragga,
С Франчем не вышло - он думал запуститься за 3 месяца подготовки и 1,5 месяца на внедрение. Причем уверял, что все будет гарантированно. Потом Срок перенесли на 01.04, потом на 01.07, потом на 01.01. Упрощенная точка зрения была на проект + неправильный подход. Я пришел уже после провального второго запуска, но у меня с ними так и не вышло.
Реально на проект у меня ушло 10 месяцев.
5. Alex_E 2370 24.02.13 16:15 Сейчас в теме
Нормальный подход со стороны Заказчика к проекту - так должно быть, но почему - то на практике встречается крайне редко, особенно в части понимания руководством именно Заказчика, что наняв фирму и не заинтересовав в результате проекта СВОИХ работников результатов может и не быть.
По поводу выбора франча для реализации проекта можно добавить один момент - наличие у у него аналогичного успешного проекта не гарантирует успешность конкретно этого. Причин может быть много и разных, одна из них - на момент выбора у этого франча могут просто отсутствовать специалисты, внедрившие предыдущий, а опыт внедрения "ушёл" вместе с ними.
dim4nik; pro-rok; Kamikadze; bulpi; nikki_00; +5 Ответить
6. axxell 1055 24.02.13 18:13 Сейчас в теме
104. tango 545 10.07.13 16:01 Сейчас в теме
(5) Alex_E, на момент начала данного проекта они еще могут даже и присутствовать. и именно заказчик данного проекта может стартануть их отсутствие на момент завершения
105. Alex_E 2370 10.07.13 16:14 Сейчас в теме
(104) tango,
может стартануть их отсутствие на момент завершения
- хорошо сказал :-) Тут уже зависит от самих специалистов и тех предложений, которые такой закачик сможет на них вывалить (где то я уже слышал, что есть предложения, от которых нельзя отказаться:-))
7. TODD22 19 24.02.13 20:48 Сейчас в теме
Много букв, статья зачётная... Вот какие мысли пришли в голову...

90% франчей учатся на своих клиентах и нет у них специалистов способных поднимать большие проекты или решать серьёзные задачи. Так как все специалисты давно разбежались с почасовой оплаты труда. С такой оплатой денег не заработаешь.

Успешные проекты. БИТ с его "МЕГА проектом" и сайтом "делаем проекты". Один сделали и кричат на всю страну.
А сколько провалили?!

Фрилансеры за 0.3 ставки франча... С такими расценками это работа за еду. Лучше тогда во франч за 0.5 ставки. Или же в фикси. Где зарплата франча... но суеты на порядок меньше.

Упоминалась ИТРП. С их "процессным производством" то же не всё там гладко.
pshunailov; Бывалый77; Roman24; pro-rok; vladir; Kamikadze; bulpi; 7fortune; HameleonA; Bukaska; +10 Ответить
8. Bukaska 140 24.02.13 20:57 Сейчас в теме
(7) TODD22, В точку))) Только учиться у франчей пока что удобнее, там скидки на курсы чуть ли не 50% если от партнера идти.. А если лично шататься - так и разорят))))
10. axxell 1055 24.02.13 21:23 Сейчас в теме
(7) TODD22,
0,3 франча = 600-800 руб час - думаю, что нормальные деньги выходят. А по поводу 0,5 во франче, я в своей практике с такими не встречался, все мои знакомые платят по 30%.
18. TODD22 19 25.02.13 06:19 Сейчас в теме
(10)Это у вас... у нас ставка франча 1000 рублей. Мне предлагали в франчах от 40 до 60%.
А за 30% работают студенты.
Не, конечно были предложения и 25% в час... но дальше разговор было продолжать бессмысленно.
29. HameleonA 104 25.02.13 14:16 Сейчас в теме
Отличная статья и комментарию (7) TODD22 добавить нечего.
9. zse 58 24.02.13 21:23 Сейчас в теме
Типовой разговор с заказчиком:
Этап 1.
- Хотим купить программу Управление торговлей. Сами изучим по книжкам, у нас толковые спецы. На учебу не поедем времени нет. Если что надо Вам скажем. Вы нам только перенесите остатки. Типы цен вводить не будем, пусть у каждого клиента будет своя цена, потом разберемся. Документы Счет, Заказ не используем - тратится много времени, а документы Реализация будем вводить завтрашним числом. С журналами нам не приходите, Ваши диску бухгалтеру не нужны.
Этап 2.
- Вы нам такую ерунду продали, не можем свести недостачи по водителям. Пришлось взять другого бухгалтера для ведения учета в Бухгалтерии 8. Сейчас ищем толкового программиста на полный день.

Я к тому, что, как правило, этап общения с франчайзи для многих фирм является ознакомительным, на котором они наконец разбираются, что же именно они хотят от задачи и как именно организовани их бизнес.
wes1977; koshak84; dassin; Бывалый77; Егор_Динин; RustIG; Open-BS; sevushka; bulpi; Al-X; Martinian; 7fortune; +12 Ответить
12. Bukaska 140 24.02.13 23:00 Сейчас в теме
(9) zse, Наблюдала такое)))))))
11. dyak84 24.02.13 22:57 Сейчас в теме
По сути статья очень толковая но как говорит народная мудрость скупой платит дважды. Автору за статтью огромное спасибо. Скем работать делокождого из нас все зависит больше от людей чем от их професионализма!!!!
13. script 128 24.02.13 23:28 Сейчас в теме
Очень классная статья.

Лично Я, не очень люблю разжеванный до каши материал. Изучая его мне, становится скучно.
Все точно правильно - но не мое. Вот, например утверждение-выражение 2+2=4.
Спорить с правильностью бессмысленно, здесь все просто и понятно – но не мое.
Вот когда Я сам возьму 4 палки положу 2-е, потом еще 2-е и сам проверю - это будет по-настоящему моим решением.

Вот эта статья именно для меня:
- есть правильная, точная информация в сжатом виде, и самое главное - путь, где получить все (в виде ссылок) остальное и создать свое...
14. maverick76 11 25.02.13 00:31 Сейчас в теме
15. stagov 11 25.02.13 02:57 Сейчас в теме
Статья конечно хорошая. Спору нет.
Но мне лично при упоминании слов "продажа, внедрение" вспоминается ПТУшник Вова который знает три слова....
Три слова ну просто как три слона. И все вокруг них вращается.
УПП, УТ, БП (ну иногда еще, очень не часто УТП и УНФ).
Кто нибудь считал количество строк в разделе Сводная информация на http://users.v8.1c.ru/
Там между делом можно найти готовые решения.
16. stagov 11 25.02.13 03:05 Сейчас в теме
А, еще ЗУП забыл упомянуть.
У него в принципе своя, отдельная жизнь.
17. serega_sun 25.02.13 05:14 Сейчас в теме
К сожалению, УПП нельзя сейчас назвать зрелым продуктом.


Я не сталкивался с УПП уже около пяти лет. Когда работал с ней исправлял кучу ошибок.
До сих пор все плохо? Когда же уже можно будет назвать зрелым продуктом...
19. TODD22 19 25.02.13 06:25 Сейчас в теме
(17) serega_sun, Никогда УПП не будет зрелым продуктом. Ошибок и косяков хватает. А ещё выйдет УПП 2.0
20. Kemerovo 25.02.13 07:23 Сейчас в теме
(17) serega_sun, просто вопрос в том что вы понимаете под "зрелым" продуктом. В любом случае у каждой организации своя специфика учета, даже две абсолютно одинаковые торговые компании ведут учет по разному. Так что мое мнение - нет универсальных продуктов. А УПП хорошая база для автоматизации производства, притом ооочень гибкая.
21. serega_sun 25.02.13 07:58 Сейчас в теме
(20) Kemerovo,

Под зрелым продуктом я понимаю программу которая полноценно автоматизирует заявленную область деятельности в заявленных рамках применимости. И, по крайней мере, без критических ошибок, которые делают учет невозможным.

Т.е. к "спиночесалке" не будет претензий, что она не пригодна для чесания живота. Но спину - должна чесать. ;)
23. TODD22 19 25.02.13 09:09 Сейчас в теме
(20)Под зрелым продуктом понимают обычно то что заявленный в нём функционал работает.
В УПП же всё плохо. РАУЗ работает криво, ПУ учёт тормозной. Подсистемы планирования и фин учёта то же как бы не очень работают. А валовая прибыль при РАУЗ? Когда нужно из демо БД дёргать отчёт. Это просто не серьёзно.
Про допилить... допилить можно всё. Хотелось бы что бы заявленный функционал работал "прозрачно" и без косяков.
24. Kemerovo 25.02.13 10:15 Сейчас в теме
(23) TODD22, Опять же не соглашусь.. .у меня рауз работает на отлично, все отчеты из меню "учет затрат" выводят верный функционал. Планирование и бюджетирование считаю тоже сделано грамотно, так как не привязано ни к одной подсистеме, может жить отдельно. Я не спорю что есть проблемы, но блин даже если ты себе покупаешь машину для рыбалки и она 4*4, то все равно придется купить лебедку, домкрат реечный, и резину подобрать, так же и здесь.... НАПИЛЬНИК НУЖЕН!!!!:)
25. TODD22 19 25.02.13 12:55 Сейчас в теме
(24)И у меня он работает на отлично. Пока между складами перемещений нет. Отчёты из меню работают. Все кроме валовой прибыли. Который нужно подгружать отдельно.

Ну тогда на примере машины... Домкрат, лебёдка, магнитола, акустика, предпусковой подогреватель... это одно...

И совершенно другое когда ты берёшь 4*4 и с удивлением узнаешь что у тебя не работает задняя скорость. А дилер тебе говорит что всё нормально. Просто нужно доделать. Ну за определённую плату.

Я не говорю о специфики. Я говорю о том что заявленный функционал должен работать.

Планирование не самый грамотный механизм в УПП. В нём то же много узких мест и проблем.

Да и бюджетирование как то не очень... Работал с Бюджетированием БИТ, ИТРП, УПП. В ИТРП бюджетирование более гибкий механизм.
22. Kemerovo 25.02.13 08:16 Сейчас в теме
Правильно!!! А если вам дают просто "чесалку", а что ей чесать решите сами, и доработайте. По моему это и обещает 1С.
41. serega_sun 26.02.13 12:09 Сейчас в теме
(22) Kemerovo,

Проблема в том что чаще всего супер универсальные инструменты ни одну из своих функций не выполняют на должном уровне. "Просто чесалкой" одинаково неудобно чесать и спину и живот, поскольку в нее решили встроить функциональность чесания глаза, а чтобы не повредить глаз обернули супер мягким материалом.
После чего собственно "чесать" она перестала.

Простите за отклонение от темы...
26. ula1c 25.02.13 13:13 Сейчас в теме
Очень интересная и полезная статья. Глубоко осмысленный, проработанный и вызревший практический опыт. Особенно ценно - наличие после каждого тезиса пункта "Моя практика", ссылки на инструменты с примерами. Полезно для всех внедренцев, как со стороны заказчиков так и со стороны исполнителей, для крупных проектов и проектов помельче. Несомненно достойный вклад в копилку Инфорстарта по этой тематике.
27. Pechenuych_ka 25.02.13 13:29 Сейчас в теме
Спасибо за статью!
Много нюансов, много интересных фактов и их решения. Очень спасибо!!
28. ZLENKO 398 25.02.13 13:57 Сейчас в теме
Я думаю так, что любая компания должна начинать свой путь в 1С с общения с франчайзи. Это будет так сказать "точка отсчета" для сравнения с другими вариантами (фрилансеры, собственные сотрудники). Те кто не поработал с франчами никогда не поймут почему я беру за час своей работы столько же сколько и франчи. А все на самом деле просто - почему я должен стоить дешевле при том что работаю лучше и эффективнее ? :-) Не подумайте что я против франчей - я двумя руками "За"! Просто у франчей своя ниша массовые продукты типа "1С: Бухгалтерия", а у меня своя и при этом мы гармонично друг друга дополняем :-)
94. serega_sun 06.03.13 04:22 Сейчас в теме
(28) ZLENKO.PRO,
Я тоже не думаю, что нормальный фрилансер должен стоить значительно меньше франча.
Допустим, франч платит исполнителю 50%, но остальные деньги он использует на уплату налогов, услуги менеджеров, свою отчетность и др.
А фрилансер должен менеджерскую работу франча делать сам. Она должна быть не оплачиваемая?

Понятно, если заказчик хочет видеть стоимость часа ниже - просто увеличивается количество часов. Но это не правильный путь. К дешевым услугам отношение презрительное, и к человеку их оказывающему.
30. Visitizer 201 25.02.13 14:50 Сейчас в теме
Закончил ли Франчайзи проект: Нет, по причине несостоятельности предложить работающую схему.


А кто сказал что франч должен иметь опыт внедрения проектов.

Неужели все думают что программисты 1с типа такие БОГИ, которые все умеют
ваш бизнес- вот и придумывайте свои схемы, а если вы хотите от франча такого, то по ходу наверное вам нужен был грамотный бизнес архитектор, которого у франча не оказалось, а таких людей на моем опыте совсем немного (намного меньше чем фирм франчей)
так что ругать всех под одну гребенку - ну не повезло :), ищите грамотных людей у франчей сначала
по моему опыту размер франча ничего - по сравнению с тем, кто же будет на самом деле в проекте работать
это может быть и аутсорсер одиночка, но с большим запасом знаний за плечами
Сколько я раз слышал - да ваша 1с - фуфло, типа внедряли год и все завалили. а на самом деле - все та-же проблема кадров.

ГОСПОДА - берете франча на сложный проект - общайтесь с конечными исполнителями проекта

В конце ссылка на то, какие же мы боги - программисты :)
trio-tlt; fd13; spy-83; jig; n.melnikov; Бубузяка; nghtmn_cmth; dassin; ekomova; нормальный такой; barelpro; texnic79; Open-BS; RouterVVP; Hany; vladir; bulpi; DeD MustDie; Martinian; Kemerovo; 7fortune; Новиков; +22 Ответить
31. PiccaHut001 25.02.13 16:47 Сейчас в теме
полезная статья, экономить на внедрении нельзя, но надо контролировать каждую свою копеечку, которую франчайзи ложит в свой клювик. Только отвернёшься, франчевые спецы программисты превращаются в пьяных студентов, а солидные консультанты в сельских птушниц.(ничего не имею против села и пту).
32. popal_al@mail.ru 25.02.13 16:49 Сейчас в теме
не понял за что автору ставили минус. Полностью с ним согласен присоединяюсь ко всем комментирующим - статья очень хорошая давно не встречал похожих. Ну а если ему на зуб попали франи, ну может у него так получилось и за это минусовать уж очень грубо. Могли попасться и фикси и фри везде оболдуев хватает. и переход на программисты БОГИ или НЕБОГИ думаю неуместен (получается флуд). Статья применима ко всем (франям, фикси, фри) и очень полезна советую всем прочитать
33. crs 22 25.02.13 17:30 Сейчас в теме
Отличная статья. Присоединяюсь ко всем вышеперечисленным эпитетам. Хочу лишь добавить, что не зря придумали пословицу "семь раз отмерь, один отрежь". Не представляю себе качественного проекта без затрат на предварительную подготовку.
34. Новиков 292 25.02.13 19:51 Сейчас в теме
Отчасти поддерживаю мнение Visitizer. Отчасти, это значит - не на 100% (если что).

Если кто из франчайзи, и не рядовой позиции, то тот знает, что есть типовые "кейсы" внедрений ТИПОВЫХ конфигураций в виде стандартных опросников, абсолютно типовых бизнес-процессов, осн.часть которых описана либо в литературе, либо на ИТС, и некоего опыта, который накопился в результате сталкивания с подобного рода задачами. Завершает все это, пожалуй, личные профессиональные качества руководителя проекта и его способность быстро принимать правильные решения. Это по поводу обычного франча. Если автоматизируемая специализация узкая, конечно обычный франч ничего особо не сделает. Нужен отраслевой франчок, который реально съел на это собаку. И то не факт что ожидаемый результат будет достигнут.

Судя по статье, франча, наняли обычного, бизнес-процессы не шибко типовые, было много хотелок-свистелок. РП Франча видимо почему-то не хотел вникать в ситуацию на том же уровне, как автор статьи. Почему? Полагаю, либо не тот человек занимал эту позицию, либо был какой-то другой фактор, в статье опущенный. НО. С трудом вериться что это "отсутствие опыта аналогичной работы". На эту мысль подталкивает и то, что франч якобы хотел слить проект за 50% стоимости :) Я полагаю, что это уже следствие истинности предыдущего абзаца моего поста. Франч в прямом смысле слова - не потянул, а бабки уже освоены. Тут мне кажется, вина за такую котовасию обоюдная. Нельзя сказать - франч такой-то УГ, потому что он запорол нам проект. Тут и со стороны заказчика есть аналогичная вина в ключе "а почему с вашей стороны не было грамотного руководителя проекта", который, как я понял, и есть автор статьи, присоединившийся к проекту в момент прямой линии его сердцебиения. Видно, что внедрение большое, тяжелое. Делегировать всю ответственность со стороны заказчика полностью на франч - просто эпик фейл дол#зьма. Обычно я это вижу всегда, когда со стороны заказчика ответственному ну очень сцыкатно брать на себя ответственность, поэтому проще нанять франч. В случае чего всегда ж можно сказать: "А это не я - это ОНИ!".

В любом случае, автор молодец. И статья хорошая получилась, и самое главное - проект оживил и вытянул. Надеюсь руководство тебя ценит, мужик!
demon_sl; +1 Ответить
35. pt_olga 61 25.02.13 20:25 Сейчас в теме
Автор, спасибо за статью!
Читала, как "про себя" и свой опыт. Вероятно большинство неудачных проектов автоматизации похожи друг на друга, как у Толстого несчастные семьи?)))
Да, к сожалению для франчей мы часто выступаем в качестве подопытных кроликов, на которых они откатывают и обучают своих сотрудников за счет заказчиков. Практически к подходу выбора конфы и франчей эмпирическим решением вышла на подобный Вашему вариант. Так же приходилось спасать умирающий проект запуска УПП и кусать локти, что предыдущие специалисты не остановили свой выбор на ИТРП :)
Результат: аллергия на продукт УПП, окончательная и бесповоротная. Я для себя его считаю невнедряемым и даже не знаю, какой должна быть мотивация, чтобы еще раз ввязаться в эти хождения по мукам.

На счет кейсов идея хорошая, подумаю над участием.
RustIG; bulpi; +2 Ответить
118. chingiz001 30.07.14 14:51 Сейчас в теме
(35) pt_olga,У Толстого похожи счастливые семьи, а несчастливые наоборот, непохожи.
36. iov 407 26.02.13 00:21 Сейчас в теме
(0) В чем построены карты памяти?
38. Medvedik 26.02.13 08:27 Сейчас в теме
(36),(37) В статье инструменты указаны.
39. iov 407 26.02.13 09:01 Сейчас в теме
(38) Пардон не внимательно прочел.
37. AlexSunS 26.02.13 03:47 Сейчас в теме
Опишите инструментарий описанных моделей. =) если не сложно.
40. Арчибальд 2709 26.02.13 09:06 Сейчас в теме
В начале статьи говорится о правильных (хотя и банальных) вещах: франч без знания предметной области обязательно проект провалит. А вот потом...
Весь упомянутый инструментарий - не скажу, что он плох/неприменим. Однако увлекаться им - значит, скатываться в клоаку крупных франчей с "научным" руководством проектами. Все ж таки это лишь бюрократическая надстройка над реальной работой.
Дело не в том, грамотно или нет осуществляется руководство/контроль. Дело в том, насколько влиятелен в проекте фикси - единственный, кто (в принципе) может знать, что реально требуется. Совсем не обязательно, что он действительно это знает. Но менеджеры (коекакеры), выступающие заказчиками, этого не знают со стопроцентной вероятностью (собственно, об этом в статье тоже сказано). Если же полномочный представитель коекакеров еще и назначается руководителем проекта - провал проекта гарантирован. Но коекакеры в этом не сознаются - будут говорить, что несомненная польза получена.
Егор_Динин; RustIG; MaxDavid; vladir; bulpi; zse; Kemerovo; 7fortune; +8 Ответить
43. Medvedik 26.02.13 12:29 Сейчас в теме
(40) Ситуация: собственник (бывший фин.дир.) хочет видеть полную себестоимость производимой продукции с накладными расходами, для этого приглашает фра.
Вопрос: при чем тут фикс и с какого перепоя он и только он знает или может знать, что же нужно?
Вывод: ваше утверждение подходит ко многим случаям/организациям в силу порочного российского "менталитета" в бизнесе, но в общем случае неверно.
Это в порядке офф-топа к исходному сообщению.

Про назначение РП-ом представителя заказчика, не заинтересованном в результате, соглашусь. Равно как ведет к гибели проекта и ситуация, когда РП заинтересован, но не имеет полномочий для преодоления сопротивления незаинтересованного персонала организации.
42. adhocprog 1142 26.02.13 12:21 Сейчас в теме
Полезная статья! Спасибо за ссылки на веб-сервисы.
44. DoctorRoza 26.02.13 13:16 Сейчас в теме
Зачетная статья, написано толково. Лишь отмечу озвученное, что крупный проект нужно всегда делить на части. При этом эти части должны, пусть временно, но имели возможность жить самостоятельно, без других частей. Постепенно добавятся и др. составные части, там и эмерджентность появится и т.п.
45. venger 2124 26.02.13 15:05 Сейчас в теме
(0) Все очень близко к истине в статье, но выводы, что в комментах, что в статье, как то уходят в сторону от сути проблемы.

Понятно, что надо подстраиваться под реалии окружающего мира, но это не значит, что их не нужно называть, а именно:
к сожалению, все больше и больше IT-компаний (франчи 1С и не 1С, и не франчи, работающие на западных или "своих" заказчиков, но не разрабатывающие свой продукт) - превращаются в "провайдеров услуг программистов и IT-шников", когда они просто предоставляют офисы с сидящими в них специалистами, а уже реальный "менеджмен" проекта оставляют заказчикам или само собой так получается, что реальное руководство и взаимодействие с конечными специалистами ложится на плечи самого заказчика. Ну даже в статье около этого все крутится, когда даже резюме специалистов задействованынх франчем нужно просматривать.

Суть этого явление - полная несостоятельность топ-менеджмента на территории "СНГ" во всех сферах бизнеса и политики, т.е. для IT, например, конечные специалисты худо-бедно есть, кто со сторой школы еще, взял просто с Delphi переучился на другие языки и технологии, или "нормальные пацаны" просто открыли книги и все взяли сами, если "пацаны нормальные" - то и возьмут они свои знания поверьте - нормально. А вот грамотно управлять ими - некому....

Но тогда возникает вопрос, с какого бодуна тогда так высоки наценки у таких фирм, если то, за что они получают свои 50%-70%, сюда и входит работа HR-ров по подбору персонала со стороны франча, и работа руководителей проекта со стороны франча, а у нас получается как-то интересно, франчи по сути работают так:
мы снимем офис, соберем туда специалистов, поставим им компы, куллер с водой - а дальше вы уже сами управляйте ими, так мы вообще-то не умеем (в этом не признаются, но по факту выходит так), так за что вам тогда 50%-70% стоимости проекта господа?

И такая ситуация не только в 1С....

Так в чем экономия тогда может быть при работе с франчем в таких проектах, где надо много вникать в специфику компании, много проектировать и много программировать? По сути получается, что работаешь со спецами франча - как со своими и еще переплачиваешь франчу и еще и своих сотрудников премируешь, и дополнительных нанимаешь...нафига тогда франч, кроме продажи окоробок, консультированию по функциям описанным в документации по готовому продукту (если лень читать мануал или вникать в код, а так за часик-два можно вытянуть всю интересующую тебя инфу по мануалу из спеца) и правки печатных форм НН? С этим они хорошо справляются)))) Остальное - не их... Ну есть исключения, ну и что с этого?
sevushka; +1 Ответить
46. Medvedik 26.02.13 15:49 Сейчас в теме
(45) Можно ли сформулировать так: по сути проблема в...
1) отсутствии грамотных бизнес-аудиторах во франчах, которые могут сказать "как надо" безотносительно технического решения"
2) непризнании проблемы №1 самими франчами;
3) как следствие из №2 - некорректная постановка задачи?
sevushka; bulpi; +2 Ответить
48. venger 2124 26.02.13 19:28 Сейчас в теме
(46) Думаю проблема шире))))
demon_sl; RouterVVP; +2 Ответить
47. adhocprog 1142 26.02.13 18:12 Сейчас в теме
Очень понравился сервис: gigantt.com
Просто фантастика )
49. adhocprog 1142 26.02.13 20:06 Сейчас в теме
Александр (axxell), не подскажешь онлайн версию "Работа над бизнес-процессами"?
50. SpartakM 72 26.02.13 21:48 Сейчас в теме
(0)вот еще интересная книга по составлению ментальных карт:
http://www.labirint.ru/books/268009/
51. Martinian 10 26.02.13 22:22 Сейчас в теме
Грамотная статья - спасибо!
Главная причина провала крупных проектов (как говорится, одной строкой), на мой субъективный взгляд, - не тот человек в роли РП со стороны Заказчика. Если тот, то и задачу сможет сформулировать и правильно определится с теми, кто будет эту задачу реализовывать.
52. popal_al@mail.ru 26.02.13 22:46 Сейчас в теме
полностью согласен по 45 посту, но почему опять застряли на франях.... и у заказчика фикси не лучше. такое же бездарное решение проектов. проблема шире и человек реально написал вещь, только о всем болоте внедрении- разработке - сопровождении и думаю не надо делить мое - не мое, франи - фикси - фри. Статья для всех - одним миром мазаны.
53. ta44ik 58 27.02.13 05:55 Сейчас в теме
Согласен с 51 - не тот человек со стороны заказчика. Цель франчей, как собственно и всех остальных - это срубить максимум бабла. Если РП не в состоянии правильно поставить задачу - будем делать неправильно, зная, что потом будем переделывать, но и за то и за это бабло получим, ибо вина заказчика. 5 лет во франче отработал, именно так все и делалось, ушел - совесть и прочие издержки воспитания мешают.
54. Mig_Alm 27.02.13 10:07 Сейчас в теме
В большинстве случаев из моей практики заказчик ставит одну только задачу - нужно что бы все работало.
После этого обычно уходит месяц-два на расшифровку этого задания, т.е. беседы с персоналом, понимание и написание самого процесса работы заказчика и т.д.
Точно так же и большинство компаний - франчайзи преследуют одну цель - заработать как можно больше при наименьших затратах. При этом говорят о десятках успешно внедренных проектов, которые на самом деле ограничивались установкой стандартной 1С бухгалтерии и УТ.
Статья полезная лично для меня, несколько новых вещей незнакомых узнал.
Спасибо за информацию!!!
55. Рамзес 30 27.02.13 11:22 Сейчас в теме
Могу рекомендовать не закупать стандартный курс обучения от Франчайзи - в моей практике это была бессмысленная трата денег

Согласен на 200% - эффект нулевой, трата и денег и времени. Лучше видеокурс. В нем каждый выберет нужный ему раздел для обучения. И в удобное ему время посмотрит.
56. soap 67 27.02.13 11:53 Сейчас в теме
Однозначно зачет Спасибо за полезную инфу
а с внедрениями оно всегда так какой бы нибыл франч или не франч
57. Istur 1474 27.02.13 12:56 Сейчас в теме
Побольше таких РП у Заказчика, и мы бы тоже подтягивались. Но к сожалению чаще у Заказчика РП либо нет, либо он занимается проектом по остаточному принципу, 1С не знает вооб ще, а сам Заказчик при этом хочет все за "недорага". И тут приходиться выбирать либо продать проект и потом его сделать не в полном объеме, с ошибками и прочее (так как не хватает бюджета, да и специалистов хороших по 1С не так много, а ЗП все хотят ого-го), или не продать проект вообще предлагая разумные сроки, этапы, бюджет, совместно обсуждая что и как лучше сделать самому Заказчику перед запуском проекта. Так что Заказчику эта статья ОБЯЗАТЕЛЬНА к прочтению :)
Бубузяка; Evil Beaver; borrman; +3 Ответить
58. bulpi 217 27.02.13 16:06 Сейчас в теме
"Какое решение сработало: организация области отбора товара со своевременной подпиткой с верхних ярусов."
Это что, франчайзи вам должен был это придумать????? Эту схему вы должны были придумать и заставить франчайзи ее реализовать.

В остальном согласен, статья грамотная, полезная.
Как сотрудник франчайзи (программист 1с), сейчас занимаюсь одним средним по величине проектом. Еще месяцев 7 назад предложил пари своему руководству, что этот проект не будет внедрен НИКОГДА (из-за причин, которые описаны в статье чуть менее, чем полностью). Пари хотел на контрольный срок в полгода (при том, что ориентировочный срок внедрения был 2 месяца, ха-ха-ха). Руководство у меня неглупое, пари никто не принял (они и сами это понимают). Но за выполнение этапов заказчик платит исправно.
Почитать бы им эту статью.
59. Stamper 43 27.02.13 16:14 Сейчас в теме
фундаментальный труд!
RustIG; Evil Beaver; +2 Ответить
60. mikolamail 28.02.13 17:48 Сейчас в теме
Статья хороша тем, что автор сумел проанализировать неудачный опыт внедрения и найти пути решения возникших проблем. Однако порой ни заказчик ни франч берясь за работу не знают идеального решения, т.к. предметная область нетиповая. Из-за большого количества проб и ошибок сроки тоже могут выходить из под контроля. Отдельная благодарность за ссылки на литературу и инструменты - всегда полезно узнать что-то новое.
RustIG; Evil Beaver; +2 Ответить
61. _Ramzes 126 28.02.13 23:25 Сейчас в теме
Потрясающе.
Я сам работаю в Фарнче, и регулярно жалуюсь что нет правильно поставленной системы работы на проектах. В связи с этим и получается фигня. Хотя проекты которые сам запускаю, запускаются без проблем.
62. sheff161 2 01.03.13 08:02 Сейчас в теме
отличная статья :)
автор молодец что не поленился написать

ЗЫ а минус франч поставил походу ))))))))))))
63. Evil Beaver 8232 01.03.13 09:39 Сейчас в теме
Сильно жаль, что не могу поставить больше 1 плюса..
64. mulla1979 9 01.03.13 11:15 Сейчас в теме
Хорошая статья! Все по-полочкам! Автору респект! А могли бы выслать интеллект-карту проекта для майнд-менеджер?
65. Evgeniy72abb 01.03.13 12:39 Сейчас в теме
Я не франч и я не ставил "минус" автору статьи, но -

автор пишет
"Проект 2 - Необходим механизм планирования производства и потребностей в сырье"
насколько я понимаю, под это требование и закладывался срок и стоимость проекта.

Далее читаем у автора:
"Какое решение сработало: Поэтапный запуск проекта, а не все сразу: сначала запустили Зарплату, затем движения по складам, и только потом бухгалтерский и производственный учёт."

Т.е. - к первоначальному требованию в конечном итоге прибавилось, по крайней мере, дополнительное внедрение трех блоков УПП. О не соблюдении каких сроков и бюджетов автор статьи сетует?!!

Плюс - "Была и проблема с нашей стороны. Пытались автоматизировать неоптимальные бизнес-процессы.".
На этот случай в договоре не были заложены риски проекта? Уверен, что Франчайзи заложил.

Мне также осталось непонятным следующее:
"В ходе проекта я работал более с чем 20 фрилансерами, которые были разбросаны в 3 странах. Нас разделяют тысячи километров."
Я с трудом могу представить работу фриланс-программиста и совсем не могу представить работу фриланс-консультанта без предоставления им копии реальной базы данных 1С.
Если автором стать это было сделано, то как к этому отнеслось руководство компании?
нормальный такой; RustIG; +2 Ответить
66. bitrostov 01.03.13 15:36 Сейчас в теме
У нас в стране хотят нанять программиста, а получить консультации на уровне хорошего аудитора по БУ, НУ производству, зарплате, логистике и тд. Даже одинаковые отрасли, отличаются своими принципами ведения учета. Так что найти франча, который бы имел и опыт работы и экспертов во всех областях, в том числе с хорошими РП, да еще по адекватной цене - практически нереально. Тем более что для большинства компаний, обещания сделать за короткие сроки с минимальным бюджетом работу - решающей фактор, зачастую в ущерб качеству.
Так что нанимая любого франча, надо быть готовым к тому, что он будет пытаться в большей степени реализовать Вашу задумку, максимально адаптируя имеющиеся типовые механизмы УПП под ваши процессы. Конечно, он что-то может вам подсказать, как в той или иной ситуации поступают другие Заказчики. Но это лишь малая часть той работы, которую должен выполнить сам Заказчик по оптимальному построению своих бизнес-процессов(ну или нанять экспертной в конкретной области - не программистов). Ведь когда вы отдаете машину в ремонт или на тюнинг, вас механик не будет учить принципам экстремального вождения.
Niberu; krv2k; vasilnikol; texnic79; +4 Ответить
67. dmv78 205 01.03.13 17:28 Сейчас в теме
Автор молодец что выдал столько информации, но вот в чем считаю автор не прав так это в том, сделал виноватыми компанию которая взялась за этот мега-проект.
Автор писал, что прибыл на объект тогда, когда уже все шло "крахом". Но ведь этому предшествовало много факторов:
Давайте представим как это выглядело на деле:
1. Пришел новый руководитель проектов еще на этапе старта проекта.
2. Используя свой статус и положение, а так же возможно личные отношения с руководством, он убедил всех что необходимо нанять франча. Руководство согласилось.
3. Франча соответственно "Новый Руководитель", предложил своего. (так как там был и общий интерес и так же личные знакомства).
4. "Новый Руководитель", хотел проявить себя, потому и бюджет составил заведомо низкий, что в последствии привело к невыполнению обязательств со стороны франча. К сведению, на хорошее внедрение ERP системы, а в данном контексте это была полная автоматизация склада включая производство, бюджет должен составлять от 6 000 000 рублей до 45 000 000 рублей. Не знаю какое там производство, у автора было, но думаю что он знаком с автоматизацией складского учета и адресного хранения. Там только на доп. оборудование необходимо не кисло прокашлять. В итоге заниженный бюджет приводит к последствиям невыполнения сроков. Уверен что изначально разговор шел как раз не о почасовом исполнении, а о выполнении поставленных задач.
5. Не имея понятия как это должно быть, "Новое руководство" возложило обязанности по составлению разработки механизма учета на франча. Типа они должны знать.
6. Франч, не имея квалификации, но имея отличный штат программистов, принял решение самостоятельно это сделать. Выделив на обследование предприятия своего лучшего специалиста "внедренца", который должен был составить ТЗ.
7. Лучший специалист внедренец, провел обследование предприятия, по результатам которого было составлено ТЗ и предложено (должно было быть), как минимум 3 варианта автоматизации складского учета.
8. "Новый руководитель", полностью лоббировал новое ТЗ.
Так вот: На крупный проект изначально составляется 3 договора. Каждый из которых имеет спецификацию и каждый из которых несет обязательства по исполнению.
а). Назовем его "общий договор на выполнение работ". Этот договор включает в себя спецификации/приложения, в которых описаны дополнительные условия исполнения. Так например приложением к договору идет: Сроки исполнения проекта в целом, договор на выполнение услуг по составлению ТЗ, договор на исполнение и так далее... Это открытый договор, скажем так рамочное соглашение, на основании которого при достижении определенных обстоятельств, формируется новое приложение договора, определяющее силу...
б). Договор на составление ТЗ. На основании этого договора, Франч, составляет ТЗ, которое полностью оплачивается компанией заказчиком, в ТЗ, полное описание механизмов внедрения и автоматизации, в приложениях к договору Спецификации по оборудованию, поставщикам, норма часы, и так далее... При том на каждый пункт ТЗ. Так же пишется инструкция по применению механизмов, скажем так руководство пользователя, (хотя обычно его прописывают отдельным соглашением). После выполнения условий данного договора, заказчик принимает решение, либо он продолжает работать с этим франчем, по его ТЗ и соглашается на условия, либо он самостоятельно ищет исполнителя в дальнейшем. Второй вариант наиболее приемлем, так как ТЗ уже есть, осталось найти исполнителя и поставщиков доп. оборудования, возможно самостоятельно. Именно этот договор является основным и именно на основании этого договора, можно дать предельно точную оценку стоимости проекта в целом. Если его не было, то проект был заведомо кабальной сделкой. И "Новое руководство", проявило свою некомпетентность. Все работы по договору, закрываются Актом Приема/передачи, а так же Актом выполненных работ. Приемная комиссия, состоит как минимум: Со стороны заказчика ("Новый руководитель", "Должностное лицо, штатный сотрудник отдельного участка (их должно быть ровно столько, сколько участков будет автоматизированно)). Со стороны Исполнителя: Должностное лицо - внедренец, Руководитель.
Все остальное это уже дело техники - если ТЗ написано грамотно и правильно, тогда любой программист тебе сделает то что ты там попросил, при том формы есть, руководство пользователя есть - задача программера, это грамотно написать механизм.
По поводу того что автор писал, проверить квалификацию, запросить документы сотрудников и так далее... БРЕД.
Если вы заключаете договор с Франчем, тогда здесь действует "презумпция невиновности", вы что не доверяете ФРАНЧУ??? Тогда зачем обратились к нему??? Это же Юридическое лицо, если он не выполнит условия договора, он понесет ответственность и вот тогда суд решит. Иначе вы пытаетесь получить доступ к коммерческой информации франча, ведь если вы увидите резюме сотрудника, а там будет у него прописано столько, что вы поймете это ЗОЛОТО, ваше руководство сможет напрямую ему предложить оклад гораздо больше чем ему платит франч и таким образом франч потеряет ценного сотрудника, Юр. лицо не обязано предоставлять такие данные НИКОМУ!. Это нарушение. ВЫ можете тут кричать, да зачем нам его переманивать и так далее... поверьте мне, я в этом бизнесе 20 лет и видел столько случаев, что при первой же попытке запроса подобных данных, нормальная организация вас тупо пошлет нах... а если организация выдала такие данные, то они по любому левые будут, а сама организация никчемная, и 100% не справится с задачей. ДОГОВОР, вот что является вашей гарантией, пропишите там штрафные санкции какие угодно, если франч согласится вы получите то что хотели, если не согласится - думайте сами. Возможно вы согласитесь на поправки от франча.
:), а самый прикол, это в том что автор же сам написал что прибыл на объект уже в стадии "все шло крахом", но ведь до этого франчи прописали, пусть даже "гавно код", но он был и механизмы были реализованы многие. Автор получается прибыл на место разбора полетов. Это знаете как???? Включаем воображение.
Реальные боевые действия, отряд из пяти человек встречает сопротивление из такого же количества людей. Начинается бой, перестрелка ужасная... Длится 2,5 часа... И вот когда у обоих отрядов закончился весь боекомплект, ну выстрелили все вообще... Наш автор, случайно пока шел с караула на блок пост, видит такую картину... Дерутся в рукопашную 10 человек, он понимает что пятеро это враги, у самого 5 магазинов на поясе, автомат в руках магазин от РПК = 45 патронов + 1 в патроннике итого 46. Он подходит и сначало одиночными начинает стрелять по противнику... Противник отступает, автор переключает на очередь... Противник бежит либо погибает от очередей Автора... Товарищи кричат спасибо Автор... Противник в шорохе... Автор задрал голову вверх - он красавчик... А то что 2,5 часа пацаны отстреливались, потратили весь боекомплект, это так... Никому не интересно.. И то что если бы Автор пришел немного раньше, то возможно и свой боекомплект выстрелил бы весь в холостую... Но это ведь не случилось и Автор МОЛОДЕЦ.
acanta; tango; нормальный такой; vasilnikol; sevushka; RouterVVP; +6 1 Ответить
92. RustIG 1744 06.03.13 01:58 Сейчас в теме
(67) а кто сказал, что автор молодец?
сам автор статьи ведет себя скромно, другие благодарят его только за то, что описал свой опыт, и многие высказались, что опыт ценный.
то есть автор молодец не потому, что он разрулил ситуацию как вы себе представили, а потому что передал свой опыт нам, тебе и мне...
107. tango 545 08.08.13 13:19 Сейчас в теме
(67) dmv78, хорошо сказано, кроме
"Новый Руководитель", хотел проявить себя, потому и бюджет составил заведомо низкий
проявить себя можно только с большим бюджетом
108. pt_olga 61 08.08.13 16:57 Сейчас в теме
(107) tango, с большим бюджетом с проектом может справиться и лопух, привлекая избыточные ресурсы,
не жалея копейку на аудит, согласования, разработку, внедрение, обучение и мотивацию всех заинтересованных сторон))
109. tango 545 09.08.13 11:10 Сейчас в теме
(108) pt_olga,
с большим бюджетом с проектом может справиться и лопух
у вас есть примеры? или вы просто судите рассуждаете так?
110. pt_olga 61 09.08.13 21:39 Сейчас в теме
119. chingiz001 30.07.14 16:01 Сейчас в теме
(67) dmv78,
Нужно было составить 3 договора:
а)Общий договор.
б)Договор на составление ТЗ.
в) ?

Делать договор на составление ТЗ, и вообще ТЗ - как отдельная, законченная работа, оплачиваемая заказчиком, по-моему, идея красивая. Когда есть готовое и грамотное ТЗ - сажай хоть обезьяну, она тупо закодит уже придуманные алгоритмы, опять таки, очень удобно - можно объявить тендер, просто разослав данное ТЗ по франчам - кто быстрее и дешевле сделает - тот и получит проект.

И тем не менее, я считаю, что это сказка. В реальной жизни не могу представить себе как это будет. Есть много НО:
1. Составить грамотное ТЗ по-моему ИМХО, это минимум 30% всего проекта. МИНИМУМ! То есть, надо залезть во все кривые мозги их бухгалтеров, менеджеров, сотрудников, выудить из них инфу, совместить это все, грамотно скомпоновать, придумать бизнес-процессы, грамотно и понятно их задокументировать. А в итоге заказчик должен заплатить 30-50% бюджета за пачку бумаги. То есть, он не получил никакого реального результата. Всех это шокирует и никто на это не соглашается.
2. За проработку ТЗ отвечает один человек, за исполнение - другой. Ни один опытный заказчик на это не пойдет. Исполнители будут кивать друг на друга, а проект будет стоять, и заказчик должен бегать между ними и выяснять кто виноват? Игра для детского сада. Ответственность за проект дробить нельзя! Каждый стрелянный воробей это понимает. А других на ключевых постах не держат (как правило).
3. Не много найдется желающих (я таких не знаю) делать только ТЗ. Это же практически взять весь геморой и ответственность на себя, осталось только ТУПО закодить, так как все уже придумано, продумано и не побоюсь этого слова ВЫСТРАДАНО. Так зачем же эту работу, когда уже все понятно, просто и согласовано отдавать на сторону, то есть практически ЖИВЫЕ деньги. К тому же, если кодер запорет работу, еще к тебе и претензии будут.
4. Степень детализации ТЗ не может быть до запятой. Если делать ТЗ с очень большой детализацией, тогда разработка ТЗ будет длиться дольше, чем собственно, сама реализация проекта. Чтобы этого избежать, степень детализации не может быть слишком большая, значит в ТЗ есть "белые пятна", т.е. неоднозначно трактуемые вещи. Ты их держишь в голове, а при передаче исполнитель может это трактовать по своему, и опять составитель ТЗ будет виноват.

В общем, отдельная разработка ТЗ, по-моему, из разряда - "Вот хорошо бы было, если бы..."
fzt; I_i; +2 Ответить
68. Evgeniy72abb 01.03.13 18:00 Сейчас в теме
".. А то что 2,5 часа пацаны отстреливались, потратили весь боекомплект, это так... Никому не интересно.. И то что если бы Автор пришел немного раньше, то возможно и свой боекомплект выстрелил бы весь в холостую... Но это ведь не случилось и Автор МОЛОДЕЦ."

В целом верно...
93. RustIG 1744 06.03.13 02:01 Сейчас в теме
(68) многие фирмы так и автоматизируются... кое как... но все же своими знакомыми спецами-программистами... им бы хоть немного того опыта экспертов, чтоб ... ну... хоть на вот столечко улучшить ситуацию... но экспертов нет или они дороговатые ...
69. Rad90210 13 01.03.13 18:40 Сейчас в теме
Думал написать что-то умное ... тут в комментах всего так много ... особенно понравилось про автоматы ...

Из своего могу добавить - на что покупатель согласился - то и купил. Собственно везде так ... Не устраивает - покупает что-то еще...
70. dmv78 205 01.03.13 19:20 Сейчас в теме
По поводу опыта франча, который автор описывает как претензию,"что франч не имел должного опыта" - это не показатель. Франч может вообще не иметь в своем резюме реализованных проектов, так как компания только получила статус франчайзи, но штат специалистов может быть колоссальным, и решение даже самой сложной задачи, для компании не проблема.
Так например если к вам на предприятие придет специалист от франча, который знает бухгалтерский учет, знает все циклы производства и переработки сырья к продукции, он составит Вам ТЗ, которое будет на 100% соответствовать вашим требованиям, а ваша задача только согласиться с их расценками на выполнение этих услуг.
Работа внедренца.
После подписания договоров на предварительной стадии, к вам наносит визит внедренец.
Изначально он составляет общее описание всех циклов бизнес процесса организации. Проводит беседу с должностными лицами и получается краткое описание всех участков.
1. Общее описание, основа бухгалтерия организации.
а). Поставщики
б). Покупатели
в). Касса
г). Банк
д). Подотчетники
е). Зарплата
ж). Основные средства
з). Склад (ы).
1). Хранение
2). Логистика
3). Учет
и). Транспорт
к). ГСМ
л). МСФО
м). Материалы
....
И так далее, все зависит от того какие столы учета открыты на предприятии.
Для каждого стола учета разрабатываются свои механизмы, которые в процессе работы позволят ускорить учет документооборота и получения оперативной отчетности. Именно отсюда начинает внедренец свою работу, с бухгалтерии предприятия.
Он запрашивает у бухгалтерии данные по счетам и субсчетам, которые использует бухгатерия предприятия, проводит полный анализ взаимодействия отдельных участков производства и поступление документов в бухгалтерию организации. Затем формирует блок схему, в которой бухгалтерия стоит как "Головная часть", а все остальные подчиненные. Учитывая все варианты поступления информации в бухгалтерию, для каждого участка формируется своя задача по автоматизации. Каждый участок дополнительно обследуется, выясняются все возможные варианты при текущей деятельности, формируется своя блок-схема где уже в "Головной части" стоит наименование участка. После того как составлено общее описание, проведено полное обследование, выяснены все возможные варианты на каждом из участков, выявлены "слабые" места учета, в основном где время на оформление документации затрачивается очень большое.
Далее по каждой блок схеме разрабатывается контекст программы. Это Форма документов, назначение, варианты использования.
Далее разрабатываются механизмы заполнения формы и хранение данных. Предлагаются варианты автоматического заполнения всевозможные, на каждый вариант дается обоснование что даст такая модернизация: Например разница во времени между существующим методом оформления и формирования документа и предлагаемым. Произвести замеры по времени. Например: При получении накладной сотрудник вынужден вносить каждую позицию в БД "руками", предложенный метод внесения документа путем получения информации со сканированной копии либо ХМЛ, позволит в 10-50 раз увеличить производительность отдельно взятого сотрудника. Ну и так далее, в общем в этом контексте и должен работать составитель ТЗ. При этом пытаться предложить не один вариант, а несколько, если это возможно. Если для модернизации требуется дополнительное оборудование либо это ноу-хау, он расписывает все варианты поставщиков, требуемые разработки новых библиотек и так далее.
И уже только потом, пишется полное ТЗ, в которое будут объединены все результаты предыдущей работы, где каждый механизм предварительно согласован с руководством.
Дополнительно к ТЗ пишется инструкция по использованию механизмов.
На основании ТЗ производится расчет стоимости проекта и этапы реализации по времени, с учетом времени доставки дополнительного оборудования, времени поступления денежных средств и так далее.
Полное и точное ТЗ, можно составить для любого объекта, главное иметь знание в базовых механизмах ведения учета, и не обязательно для этого иметь опыт в аналогичных проектах.
... Далее, после того как ТЗ составлено, и подписан договор на внедрение, производится делегирование прав доступа, на уровне записей. При этом в систему не вводятся "Реальные имена пользователей", а обобщающие: Администратор №1...№10, Продавец №1...№10, Менеджер по закупкам №1...№10. Берется из штатного расписания организации.... Создаете в системе по одному такому пользователю, после чего каждую запись делегируете. Это у вас будет второе ТЗ по делегированию. Тут вы опишите что будет видеть пользователь, что ему будет недоступно.
Затем тестирование, затем "пилотный запуск", если пилотный запуск в течении 10-15 дней, показал себя как стабильная система, его переводят в статус рабочего. На все время пилотного запуска, организация исполнитель предоставляет как минимум одного сотрудника на все время, который фиксирует недоработки либо слабые механизмы. После чего принимается решение - либо система отправляется на доработку, либо если доработки незначительные, дорабатывается в "горячем режиме", после чего переводится в статус "РАБОЧЕЙ СИСТЕМЫ". Подписываются и закрываются все акты, производятся окончательные расчеты.
71. RouterVVP 01.03.13 20:12 Сейчас в теме
Статья - полный бред!!!
Однако, всем читать, объясню почему:
1. Если Вы потенциальный подобный Рууководитель, то для Вас пример того каким не надо быть, чтобы сохранить свое человеческое и профессиональное лицо.
2. Если Вы Исполнитель (Франчайзи), то для Вас это статья наглядный пример того какие бывают Руководители проектов со стороны Заказчика.

ИМХО:
- Профессионализм Автора вызывает серъезные сомнения, и как видно основан исключительно на опыте (видимо по образованию ПТУ или строитель какой нибудь);
- Во всей статье Автор обвиняет во ВСЕМ именно Франчайзи, видимо в продолжение (или оправдание себя) такого приема при входе в описанный проект (списал всех сабак на прежнюю команду, снял тем самым напряги, а сам целых 10 месяцев довнедрял, уже практически законченный проект)
- Среди "реальных" способов решений - одни только инструменты (видимо платять за рекламу)
- Цели сформулированы пространственно и недостижимо - уверен что они не достигнуты
Вообщем "Я молодец" - сотальные...
76. axxell 1055 03.03.13 15:39 Сейчас в теме
(71) RouterVVP,
Вот приблизительно с такой позицией и высадился десант Франча из вашего города в составе 8 человек у нас на предприятии с научным подходом и университетским образованием.
Дважды срывали сроки запуска бухгалтерии и зарплаты !!!, а потом сбежали.
По мне, я бы с удовольствием избежал такого опыта.
А цель статьи - показать как нужно работать с Франчем, а не рассказать о том, какой я молодец. Вы неверно уловили акценты в статье. Для этого я указал в самом начале статье кому она адресована.
79. RouterVVP 04.03.13 10:04 Сейчас в теме
(76) Я прошу прощение, но как-то мало увидел "о том как работать с ФРАНЧЕМ", все больше "о том как не работать..."

Отношение "к образованию и науке" оставлю без комментариев, фраза сама по себе красноречива...

Автору посоветую поработать во ФРАНЧЕ (не для того что бы понять их "суровые будни") чтобы:
1. Шире посмотреть на организацию и управление проектами со всех сторон
2. Таки повысить свой образовательный уровень (ну курсы там и все такое)(хотя отношение Автора к этому уже понятно)
и избавиться от многих илюзий наконец - т.е. вырасти над собой!!!

УДАЧИ, все еще впереди ;)
72. Rad90210 13 01.03.13 21:37 Сейчас в теме
О ! Вдогонку к предыдущему: я пытаюсь строится - пока объект не закончен - оплата максимум на часть материалов (предоплата). И в любой момент при боках - бригаду подрядчиков можно уволить. И взять новую. Неужели при перенесении старта несколько раз нет понимания, что что-то нужно менять?
А может таки франч не причем? ИХМО франч потихоньку расшатывал клиента на денежку. (продавал время :) специалистов). Чем собственно и ЗАРАБАТЫВЕТ. Венить то его особо не в чем. И вероятнее всего толковых договоров не было со стороны заказчика. И жесткая экономия с точки зрения написания бизнес требований и ТЗ.
Вот хоть убейте не понимаю - деньги потрачены, результата нет - в госсфере закупок это классика, но В ЧАСНОМ БИЗНЕСЕ это же нонсенс...
RouterVVP; +1 Ответить
73. PAVI 1388 02.03.13 10:00 Сейчас в теме
Статья, как точка зрения - классная. Но точка зрения всегда однобока. Но об этом автор упомянул в статье, что «Позиция Франчайзи относительно результатов наверняка будет другой.»
• Действительно, есть преценденты "попиллинга" бюджета проекта, который инициируют сами представители Заказчика. А потом будет виноват франч, что «съел» 90 % бюджета.
• Действительно, декларировать цель "планирование потребностей производства", а потом начинать с внедрения начисления зарплаты, не очень хорошо характеризует руководителей проекта со стороны Заказчика.
• Мнение автора (руководителя проекта!) о процессном и дискретном производстве ошибочно. Именно машиностроение не попадает в рамки обычного УПП и чаще относится к процессному производству (изделие, проходя через этапы обработки, все равно называется Изделием, а не Полуфабрикатом 1, затем Полуфабрикатом 2 и т.д.). В пищевке проблемы другие: количественно-качественный учет. Но это отдельная тема.
• И т.д и т.п.
Но повторюсь: статья, как точка зрения, очень качественная, будит мысль.