EAM-система для российского бизнеса

01.08.22

Бизнес-анализ

Автоматизация ТОиР предполагает совершенствование процессов управления ремонтами и обслуживанием оборудования (а также иных материальных активов предприятий — таких, как инженерная инфраструктура, здания и сооружения, технические средства) с целью повышения показателей эффективности этих процессов, сокращения простоев и поддержания максимальной готовности и работоспособности оборудования, что в итоге приводит к снижению затрат на его эксплуатацию и повышает прибыльность предприятия.

EAM — Enterprise Asset Management, он же ТОиР

В качестве инструмента автоматизации управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования используются EAM-системы — прикладное программное обеспечение управления основными производственными фондами и прочими активами предприятия, реализуемого в рамках стратегии EAM. В российской практики это направление производственно-хозяйственной деятельности именуется ТОиР (техническое обслуживание и ремонты) или ТОРО.

Практическое применение стратегии EAM вызвано необходимостью оптимизации расходов на техническое обслуживание и ремонт, материально-техническое обеспечение при одновременном росте показателей эффективности и уровня надежности.

Методология EAM подразумевает, что можно повысить производственную мощность предприятия, используя только ИТ-решения — без приобретения нового оборудования.

 

Функции современных EAM-систем

  • Формирование единой базы оборудования и нормативно-справочной информации по его обслуживанию, управление технической документацией.
  • Планирование проведения ТО и планово-предупредительных ремонтов.
  • Оформление заявок, обеспечение материалами и организация выполнения необходимых мероприятий по обслуживанию.
  • Согласованное управление ремонтным персоналом.
  • Наблюдение и анализ результативности процессов обслуживания и ремонтов.
  • Контроль реальных затрат в разрезе объектов и мероприятий.
  • Фиксация и анализ главных технологических параметров, влияющих на работу оборудования (выходы из строя, простои).
  • Обеспечение передачи необходимой информации в систему класса ERP (а также, при необходимости, обмен данными с другими системами оперативного управления и учета, АСУ ТП, системами мониторинга оборудования).
  • Оценка эффективности проведенных мероприятий, формирование управленческой отчетности.

 

Насколько это эффективно?

Согласно исследованию сообщества SMRP (Society for Maintenance & Reliability Professionals), внедрение ЕАМ-систем позволяет до 30% увеличить срок полезного использования оборудования, до 20% сократить его простои, до 80% повысить долю плановых ремонтов, на треть сократить сверхурочные и аварийные работы, случаи нехватки запасов для выполнения ремонтных работ, существенно увеличить производительность персонала.

По данным известной консалтинговой компании «А.Т. Kearney», внедрение ЕАМ-системы дает предприятию дополнительные инструменты для повышения конкурентоспособности:

  • повышение производительности ремонта — 29%;
  • сокращение сверхнормативных запасов — 21%;
  • повышение готовности оборудования — 17%;
  • уменьшение случаев нехватки запасов — 29%;
  • сокращение стоимости аварийных работ — 31%;
  • уменьшение количества сверхурочных работ — 22%;
  • уменьшение времени ожидания материалов, необходимых для проведения работ, — 29%;
  • сокращение объема срочных закупок — 29%.

 

Конкуренция импортных и отечественных решений

В настоящее время на российском рынке представлено несколько ЕАМ-систем как российского, так и зарубежного производства. Функциональность отечественных и зарубежных ЕАМ-систем, в целом, является схожей. Некоторые из них подходят крупным предприятиям, другие — предприятиям малого и среднего бизнеса, третьи универсальны.

Тем не менее именно ЕАМ-системы от российских производителей имеют ряд преимуществ при использовании на отечественных предприятиях, в частности:

  • они учитывают и в полной мере отражают специфику работы отечественного бизнеса;
  • часто предусматривают уже готовые модули интеграции с другими информационными системами, ориентированными на российский рынок;
  • имеют стабильную стоимость (вне зависимости от колебаний курсов иностранных валют);
  • обеспечивают гарантированное технологическое развитие и обновления без риска введения санкций;
  • документация к системам представлена на русском языке;
  • поддержка пользователей осуществляется на русском языке;
  • поиск специалиста поддержки не составляет особого труда.

Таким образом, отечественные ЕАМ-системы оказывают весьма серьезную конкуренцию зарубежным. Решающим преимуществом отечественных систем является то, что они, как правило, учитывают независимость информационных сетей и имеют средства, обеспечивающие их работоспособность в таких условиях.

Подробнее о проблеме замещения импортных решений для автоматизации управления ТОиР

 

Два решения для полного охвата автоматизации управления ТОиР

Поддержка процесса управления ремонтами на платформе «1С:Предприятие 8» наиболее полно реализована в отраслевом решении «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП».

Поддержка процесса управления надежностью, непосредственно связанного с процессом управления ТОиР и обеспечивающего выполнение риск-ориентированной стратегии обслуживания оборудования, реализована в отраслевом решении «1С:RCM Управление надежностью».

Оба программных решения зарегистрированы в Едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных, рекомендованных Минцифры РФ для государственных и муниципальных закупок.

 

1С:ТОИР 2 КОРП

Основные стратегии обслуживания оборудования, которые применяются в традиционном управлении ТОиР, следующие:

  • регламентированная (ремонт выполняется с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния составных частей оборудования в момент начала ремонта);
  • по техническому состоянию (контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленными в нормативно-технической документации, а момент начала ремонта и объем восстановления определяются техническим состоянием составных частей оборудования);
  • смешанная (ремонт выполняется с периодичностью, установленной в нормативно-технической документации, а объем операций восстановления формируется на основе требований эксплуатационной документации с учетом технического состояния основных частей оборудования);
  • по потребности (ремонт оборудования производится только в случае отказа или повреждения составных частей оборудования).

Основные процессы, которые автоматизирует 1С:ТОИР 2 КОРП:

  • учет оборудования и нормативов обслуживания,
  • учет показателей эксплуатации оборудования,
  • планирование ТО и ремонтов,
  • управление МТО,
  • управление ремонтным персоналом,
  • управление нарядами и работами,
  • управление документацией,
  • анализ эффективности и формирование отчетности.

 

Рис.1 1С:ТОИР 2 КОРП — Карточка объекта ремонта

 

Чтобы обеспечить гармоничную работу внутри ИТ-ландшафта предприятия, в 1С:ТОИР 2 КОРП предусмотрены механизмы интеграции с такими информационными системами, как «1С:ERP Управление предприятием 2», «1С:Управление производственным предприятием», «1С:Комплексная автоматизация», «1С:RCM Управление надежностью», «1С:Производственная безопасность. Промышленная безопасность», «1С:Документооборот», «1С:Управление торговлей 11», «1С:Зарплата и управление персоналом 8», сервисом «1С:Номенклатура».

Для создания маршрутизируемых комплексов, работающих по принципу «одного окна» и охватывающих контур не только исполнителей работ по обслуживанию, но и заказчиков/потребителей услуг (которые отправляют заявки на обслуживание, получают обратную связь и информацию о ходе выполнения заказа), в систему 1С:ТОИР 2 КОРП может быть интегрирован модуль Service Desk. Особенно это востребовано в сфере ЖКХ.

Помимо этого, 1С:ТОИР 2 КОРП легко интегрируется с системами, которые позволяют в автоматическом режиме получать данные с датчиков и контроллеров оборудования, снижают нагрузку на персонал и исключают возможность ошибок при вводе первичных данных — АСУ ТП и системами мониторинга оборудования (например, АИС «Диспетчер» и «Safe Plant»). Этот функционал востребован на производственных предприятиях.

Подробнее о решении 1С:ТОИР 2 КОРП 

 

1С:RCM

Отраслевое решение «1С:RCM Управление надежностью» позволяет реализовать проактивную риск-ориентированную стратегию управления оборудованием за счет создания оптимальных программ технического обслуживания оборудования с помощью инструментов RCM-анализа и предиктивной аналитики. Проактивная стратегия обслуживания предполагает возможность изменения ремонтных нормативов. При этом могут меняться как периодичность и продолжительность ремонтов, так и состав и содержание технологических операций в технологической карте.

Одна из причин этих изменений — необходимость оптимизации затрат на ТОиР. Логично предположить, что подобные изменения влияют на бюджет, план обеспечения запчастями, материалами и инструментами, а также план загрузки и требования к квалификациям персонала. Но, помимо всего прочего, такие изменения влияют и на производительность, надежность и безопасность оборудования предприятия.

Чтобы проводить изменения управляемо, используется отраслевое решение «1С:RCM Управление надежностью». Цель его применения — сформировать оптимальную программу обслуживания, необходимую для обеспечения заданного уровня надежности оборудования при оптимальных затратах.

Отраслевое решение «1С:RCM Управление надежностью» включает в себя:

  • инструменты для проведения RCM-анализа, которые позволяют определять возможные виды отказа, их параметры и составлять программы обслуживания с учетом риска возможных видов отказа;
  • подсистему предиктивной аналитики, которая позволяет получать данные об аномалиях и автоматически классифицировать их в развивающиеся виды отказа.

Основа для работы 1С:RCM — информация об имеющихся на предприятии объектах ремонта и установленных для них нормативах технического обслуживания. В 1С:RCM предусмотрены справочники для хранения информации, а также автоматизированные рабочие места для удобного занесения данных в систему и управления ими.

 

Рис.2 1C:RCM — Карточка объекта анализа

 

1C:RCM имеет встроенные механизмы для обмена с информационными системами «1С:ERP Управление предприятием 2» и 1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП».

RCM-анализ опирается на структурированную и формализованную информацию по оборудованию и нормативам, которую можно получить из этих программ с помощью встроенных механизмов обмена данными. Кроме того, возможна загрузка данных из EAM/ERP-систем других производителей путем дополнительной интеграции или через встроенные в «1С:RCM» механизмы загрузки из файлов Excel. При необходимости можно прибегнуть и к ручному вводу данных.

Важной входной информацией для проведения RCM-анализа являются показания датчиков, установленных на оборудовании. Если у датчика есть допустимые границы значений показателей, то их нарушение можно проверять с помощью механизма контролируемых показателей в 1С:ТОИР КОРП. Но возможны (и весьма распространены) случаи, когда именно результаты сопоставления значений датчиков относительно друг друга свидетельствуют об аномальном режиме работы оборудования, хотя показатели каждого из датчиков в отдельности находятся в допустимых пределах. Чтобы обнаруживать такие аномалии, в отраслевом решении 1С:RCM предусмотрен модуль предиктивной аналитики.

Итак, в результате проведения RCM-анализа формируется и передается в EAM- или ERP-систему оптимальная программа ТОиР (включающая в себя наиболее рациональные мероприятия и экономически выгодные стратегии), всесторонне проверенная с точки зрения эффективности и сокращения любых рисков.

Подробнее о решении для управления надежностью на платформе 1С.

См. также

Кейсы проектов Работа с заинтересованными сторонами Бесплатно (free)

Бывают ситуации, когда обновление изрядно измененной 1С с большой базой не составляет особых трудностей — до определенного момента. Таким моментом становится, например, переход на новую подредакцию. После чего приходит понимание, что обновлять, как раньше — уже не получается и нужно что-то менять.

12.07.2024    598    0    1c-izh    1    

3

Внедрение изменений Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Бесплатно (free)

Большинство бухгалтеров привыкли вести учет в конфигурации 1С:Бухгалтерия. Но что бывает, если такого бухгалтера перевести с 1С:Бухгалтерии на ERP? Об основных ошибках бухгалтера после перехода и роли аналитика в том, чтобы помочь бухгалтеру преодолеть трудности и изменить привычные паттерны, пойдет речь в статье.

15.05.2024    4479    0    TanyaRi    69    

26

Внедрение изменений Бесплатно (free)

Эта статья о том, как за годы практики мы в компании выстроили систему проектных подходов по корпоративным внедрениям 1C, и зачем она вообще нужна. Выделю основные проблемы этого процесса, подскажу решения и раскрою внутреннюю кухню нашего подразделения.

15.05.2024    6268    0    cesar    15    

49

Проектирование Анализ предметной области Бесплатно (free)

В девятнадцатом выпуске второго сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, как и для чего применяют DDD, и почему аналитиком важно знать об этом подходе.

13.05.2024    562    0    Radio_Analyst    0    

3

Анализ предметной области Бесплатно (free)

В этой части статьи обсуждается идея о том, что бухгалтерская реальность (AR) строится как научная (математическая) модель хозяйственной реальности (ER), а также рассмотрены общие принципы построения научных моделей.

03.05.2024    887    0    Polav62    9    

4

Внедрение изменений Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Бесплатно (free)

Статья об основных зонах внимания и часто допускаемых ошибках при внедрении современных ERP-систем – «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:ERP.Управление холдингом».

27.04.2024    2199    0    user893825    0    

17

Лидерство Личная эффективность Agile Анализ потребностей и поиск решений Бесплатно (free)

В семнадцатом выпуске второго сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, что из себя представляет модель Кеневин, чем и в каких ситуациях она может быть полезна тем, кто работает в сфере ИТ и не только.

19.04.2024    622    0    Radio_Analyst    0    

5

Анализ потребностей и поиск решений Бесплатно (free)

Расскажем о Customer Development (CustDev) в заказной разработке, методиках исследования и проверке гипотез при создании MVP. Восстановим справедливость в отношении CustDev: рассмотрим, что это такое, и поделимся практикой применения.

18.04.2024    810    0    tachenkov    0    

4
Оставьте свое сообщение