Все приведенные в конце статьи ссылки помогли мне в короткие сроки освоиться в роли докладчика и начать помогать другим готовиться к выступлениям на митапах и конференциях.
“В теории нет разницы между теорией и практикой, но на практике она есть”
Не стану скрывать, что изучение теории не даст результата без практики. Поэтому рекомендую ознакомиться с материалами ниже и подать заявку на ближайшую интересную вам конференцию.
Польза от подачи заявки начнется еще на этапе отбора. На этом этапе появляется возможность проконсультироваться с модератором и получить ценную обратную связь, пусть и не всегда приятную, но всегда дающую пищу для размышлений.
За мои первые доклады мне пришлось побороться, шлифовать их, пока модератор не скажет хотя бы “вроде нормально”. Тогда я еще не уловила ту логику процесса подготовки, о которой знаю сейчас. Постараюсь привести ее кратко, а подробнее смотрите, читайте и слушайте в первоисточниках.
Коротко о главном
Ответы на эти вопросы помогут вам подготовить хорошую концепцию доклада и уверенно презентовать её модератору:
-
С какой целью хочется выступить: поделиться опытом, проявить себя в сообществе, раскрыть актуальную тему и так далее?
-
Какая мотивация будет у слушателя послушать доклад на эту тему? (Пока не найдем ответ, дальше не двигаемся)
-
Какой должен быть уровень подготовки слушателя для понимания содержания доклада? (Роли, грейды, знания, опыт)
-
С каким результатом слушатель уйдет с доклада? (Что вынесет, какую мысль, идею, новую информацию)
Когда ответы найдены, и мы знаем зачем и для кого мы хотим выступить, можно перейти к подготовке самого доклада.
На старте для проработки самого доклада можно использовать схему:
Эта схема подходит не для всех докладов, но с нее удобно начинать, чтобы научиться последовательно выстраивать структуру доклада.
А теперь самое важное
-
Нужно натренироваться рассказывать доклад, укладываясь в тайминг, но при этом не заучить его наизусть. Один из самых полезных приемов - не просто репетировать доклад, но и записывать процесс на диктофон или видео. Иногда прямо в процессе записи приходит понимание, что и как нужно скорректировать.
-
Нужно проверять, что доклад действительно подходит для аудитории, которую мы определили ранее и доносить те идеи, которые мы определили как результат, с которым уйдет слушатель.
-
Нужно убедиться, что слайды, которые мы подготовили, дополняют наш рассказ, а не отвлекают от него.