- Разработка идеи выступления
- Подача заявки на доклад
- Подготовка конспекта
- Подготовка к выступлению
- Подготовка презентации
- Как оформить программный код
Как создать структуру, «уложить кирпичики вашей истории», подготовить тезисы конспекта доклада от начала до конца?
-
Определите формат выступления: побуждающий или информативный.
-
Сформулируйте тезисы основной части доклада.
-
Сформулируйте вступительную часть — представление себя.
-
Сформулируйте тезисы вступительной части.
-
Сформулируйте заключительную часть доклада.
На чем основан конспект доклада:
-
на сформулированной ранее идее и результате: теперь вам предстоит раскрыть вашу идею подробнее и тезисно подвести слушателей к задуманному результату,
-
на понимании, на кого направлена тема доклада — на экспертов или новичков-практиков, если их интерес в теме высокий — вам достаточно проинформировать слушателей по данной теме (формат доклада информирующий),
-
если тема доклада — новая, то слушателей предстоит убедить (формат доклада побуждающий) и привести больше аргументов для привлечения внимания к вашей теме и осознания важности.
Тезисы:
-
логически выстроенные и взаимосвязанные предложения-доказательства и обоснования темы доклада,
-
кратко сформулированные ключевые пункты, главные мысли доклада; без подробной аргументации и без детальных теоретических рассуждений одного целого предмета или одной области знаний,
-
сформулированы в виде ответов, а не вопросов.
ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЕ ФОРМАТ ВЫСТУПЛЕНИЯ: ИНФОРМИРОВАТЬ ИЛИ ПОБУДИТЬ.
Формат доклада:
-
исходя из описания портрета слушателей: доклад может быть в формате лекции – информирующий и в формате «продажи, доказательства, убеждения в своей идее» — побуждающий
-
информирующий: слушателям интересна и актуальна тема вашего доклада, достаточно проинформировать, рассказать актуальную тему и они услышат и поймут идею,
-
побуждающий: несмотря на опыт слушателей, тема доклада новая для них и пока слушатели не знают о её важности и актуальности. В этом случае вам важно «продать» идею доклада, убедить, что тема важна и ценна для слушателей.
-
-
вспомните из первого урока, как вы определили своих потенциальных слушателей: как экспертов или новичков-практиков, у них низкая или высокая мотивация к изучению темы доклада,
-
определите формат доклада,
-
если у вас есть идеи по проведению мастер-класса, хакатона, воркшопа или другой активности — модераторы помогут вам в выборе.
ШАГ 2. СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕЗИСЫ К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ДОКЛАДА.
Формулировка тезисов в соответствии с форматом доклада:
Способ 1. Формат доклада — побуждающий:
-
тезисы в виде фактов и аргументов, подтверждающих вашу идею, подводящих аудиторию согласиться с вашими решениями и выводами,
-
тезисы могут формулироваться по структуре «проблема-решение-оценка».
Шаг 1. Проблема:
-
Ответьте на вопрос «В чём была сложность решаемой проблемы?»,
-
Постарайтесь привести числовые показатели: объем данных, необходимая скорость отклика и т.п.
Шаг 2. Решение:
-
Какие подходы, инструменты, алгоритмы, технологии были выбраны и почему?
-
Приведите конкретные названия, упомяните альтернативы, с которыми сравнивали,
-
приведите их сравнение.
Шаг 3. Оценка
-
Как вы оценивали успех?
-
Какая основная метрика была мерилом успеха,
-
На какое значение вы ориентировались вначале и что получили в результате?
Посмотрите пример доклада в побуждающем формате:
«Как начать тестирование и не бросить?» Алексей Степаненко, секция «Инструментарий разработчика, приемы и методы разработки», конференция Инфостарт Event 2021
Способ 2. Формат доклада — информирующий:
-
тезисы в виде основных идей и результатов деятельности.
Пример построения тезисов доклада (информирующего и убеждающего):
-
тезисы делятся на блоки по три ключевых аргумента-положения (деление на три части легче запоминается, чем больше частей, тем сложнее запомнить),
-
три ключевых аргумента разукрупняются на более детальные тезисы, также по три пункта,
-
стандартное время выступления — 30 минут;
-
спланируйте заранее примерное время на раскрытие каждого ключевого тезиса; в примере — это 5-10-15 минут на каждую часть.
Плохие примеры
— Стоит проблема оптимизации времени и нужно всё делать быстрее. Проблема становится всё более актуальной с каждым этапом роста объемов производства.
— Существует многообразие различных методологий и технологий, призванных стандартизировать процессы деплоя и релизов. В своем докладе я хочу рассказать о том, какой процесс мы настроили для себя, и чем он может быть полезен другим.
— У нас всё отлично получилось. Мы поделимся опытом.
— У нас тысяча серверов, они работают вот так.
Хорошие примеры
— Для нормальной работы нужно укладываться в N минут, что очень непросто, потому что есть M мегабайт данных.
— Мы выбрали технологии X и Y и расскажем, почему (тут же надо дать пояснения программному комитету — а почему же? коротко!). Приведем сравнение с технологиями Z и W (и опять же, для ПК надо коротко в пояснительной записке написать, как сравнивали, кто выиграл и — коротко! — почему).
— В результате мы получили время полной обработки данных N секунд при количестве данных M мегабайт и убедились, что этот показатель в нашем проекте масштабируется линейно вплоть до значения 100*M мегабайт. В докладе будет подробно описано, как повторить наш успех.
ШАГ 3. СФОРМУЛИРУЙТЕ ВСТУПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ.
Что должно быть в выступлении:
-
Скажите то, что вы хотите сказать. Анонсируйте.
-
Скажите это. Расскажите доклад.
-
Резюмируйте то, что вы сказали - повторите в конце кратко, о чем был доклад.
-
Сделайте призыв или ответьте на вопрос «что дальше?».
Как начать выступление:
-
Поздоровайтесь, представьте себя.
-
Обозначьте цель своего выступления.
-
Объясните важность, актуальность темы.
-
Сделайте обзор того, о чем будет доклад.
Какую роль играет представление:
-
показывает зрителям, что именно этого человека именно на эту тему имеет смысл слушать,
-
решает задачу спикера: рассказать людям что-то о себе.
Ваша задача в представлении себя:
-
убедите зрителей, что от вас можно узнать что-то полезное,
-
продемонстрируйте свою связь с темой выступления,
-
расскажите о себе только то, что релевантно теме доклада.
Две позиции спикера во время представления:
-
Позиция эксперта. Рассказ эксперта обобщает опыт индустрии.
-
Позиция участника событий (иногда это ещё называется «выживший»). Рассказ выжившего — это разбор конкретного кейса из опыта спикера.
Продуктивное представление:
-
Позиция эксперта: приведите доказательства своего широкого опыта, релевантного теме доклада.
-
Позиция участника событий: объясните проблемную ситуацию вашего кейса, затем расскажите, кто вы такой и какое отношение имеете к этой ситуации.
С каких предложений не следует начинать выступление:
— Я хочу начать своё выступление…
Вы уже начали, вот и говорите сразу по существу.
— Если вы позволите, то я начну говорить…
Зачем спрашиваете, если всё равно начнете, не дожидаясь ответа слушателей?
— Мне хочется сказать вам…
Хочется — так говорите, тем более что уже начали говорить.
— Я очень волнуюсь, мне трудно говорить…
Такое начало допустимо лишь в редких случаях, когда Вы уверены, что слушатели к Вам относятся хорошо.
— Вот здесь, как вы слышали, многие говорили, что…
Сколько сорных слов, все они свидетельствуют о неуверенности выступающего и расхолаживают собравшихся.
— Почти всё, что я хотел сказать, здесь уже сказали, но раз уж я вышел на трибуну…
Наихудший вариант начала. Большинство сидящих в зале подумают: зачем тогда говорить.
ШАГ 4. СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕЗИСЫ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ.
Привлеките внимание в начале выступления:
-
внимание людей включено и сосредоточено на вас, новый спикер — новая ситуация, люди среагировали на изменения,
-
пройдёт буквально пара минут, и внимание слушателей начнёт рассеиваться,
-
привлеките внимание аудитории в первые минуты своего выступления за счет проблематизации: поговорите о проблемах зрителей,
-
человек с огромным вниманием относится к тем проблемам, которые перед ним стоят.
Как говорить о проблемах аудитории:
Способ №1. Проблема-Путь-Результат:
-
опишите типовую проблему,
-
говорите об общей проблеме и своём решении для неё;
-
найдите такие проявления проблемы, которые близки зрителям,
-
заинтересуйте зрителей — поговорите о тех дилеммах, которые стоят перед ними,
-
расскажите на примере одной из ваших целевых аудиторий; возможно, для этого придётся переделывать выступление для каждой новой аудитории,
-
покажите, что понимаете боль зрителей, и в ходе выступления дадите им способ, если не избавиться вовсе от этой боли, то хотя бы облегчить ее.
Например, если мы выступаем перед руководителями небольших команд и техническими лидерами в разработке софта, у них могут быть такие дилеммы:
-
Делегировать задачу или делать ее самому?
-
Сосредоточиться на написании кода или больше влиять на продукт?
Если же мы выступаем перед специалистами по поддержке и эксплуатации того же софта, то у них проблемы другие: всё периодически не работает, не хватает людей на ночные дежурства, пользователи вопят в соцсетях, начальство ругается. И скудные ресурсы можно направить на одну из двух активностей:
-
Научиться быстро чинить поломки или сделать что-то для их предотвращения?
Способ №2. Личный кейс-Проблема-Польза:
-
опишите ваш практический кейс:
-
расскажите о своем опыте — дайте слушателям понять, что из вашего опыта они могут взять что-то полезное для себя,
-
в самом начале истории расскажите, в какой проблемной ситуации вы оказались; расскажите, как поняли, что проблемы есть, в чём они проявлялись, что именно вас не устраивало и побуждало искать выход,
-
дайте зрителям примерить на себя вашу ситуацию; если кто-то из них скажет «А ведь у меня так тоже бывает!», — бинго! — вы нашли заинтересованного слушателя.
Способ №3. Проблема-Решение-Доводы:
-
расскажите слушателям о существовании проблемы,
-
довольно частый случай в маркетинге и продажах; люди живут поколениями и не знают о том, что зубы нужно отбеливать; как таким людям продать отбеливающую зубную пасту?
-
люди не знают о том, что у них есть проблема и это бывает в любых областях,
-
посвятите проблеме большую часть или даже весь свой рассказ, потому что слушать о решении люди всё равно не готовы,
-
дайте им статистику, расскажите истории, покажите способы, как самим убедиться, что что-то не так,
-
те, кто осознали проблему, потом сами придут к вам поговорить о решении.
ШАГ 5. СФОРМУЛИРУЙТЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ДОКЛАДА.
В заключении доклада:
-
подытожьте сказанное,
-
дайте в сжатом виде основные положения,
-
если вначале ставились цели и задачи, в конце обязательно отметьте полученные результаты,
-
сделайте выводы, после основной части доклада, ответив на вопрос «к чему пришли?», «что из этого следует?»,
-
подведите кратко итоги, лаконично и без какой-либо новой информации.
Задание
-
Посмотрите каждое из выступлений:
доклад «Технология разработки Рабочих мест для автоматизации производственных процессов и управленческого учета»секция «ИТ-анализ», конференции Инфостарт Event 2022
Гюльнара Антропова
Маргарита Маковеева,
доклад «Поколение Z: инструкция по применению и взращиванию молодых специалистов. От джуна до мидла»
секция «Управление командой», конференция Инфостарт Event 2022
Юрий Былинкин
«Релиз каждый день — это тоже релиз!», секция «Идеи и тренды в разработке», конференция Инфостарт Event 2022
Юрий Лазаренко
«Раскручиваем Гайку - разработка ПО для роботов на платформе 1С»
-
Смотрите до того момента, когда становится понятно, какое отношение докладчик имеет к теме рассказа (обычно для этого хватает пары минут).
-
Ответьте себе на вопросы:
-
В какой момент заканчивается часть выступления «о себе»?
-
Какой формат выступления: побуждающий или информирующий?
-
Продумайте начало для выступления: запишите первые пять предложений.
-
Сформулируйте тезисы к вступительной, основной и заключительной части своего доклада. Посмотрите примеры тезисов к слайдам из презентаций докладчиков.
Презентация доклада Маргариты Маковеевой «Поколение Z: инструкция по применению и взращиванию молодых специалистов. От джуна до мидла»
https://drive.google.com/file/d/1KKEdRWWYErkxbn1iELlzdI_k0oAViayE/view?usp=share_linkПрезентация доклада Юрия Былинкина «Релиз каждый день — это тоже релиз!», секция «Идеи и тренды в разработке».
https://drive.google.com/file/d/1Rbr8ZNWeitr9H8kdQm5SPPzlRvTJ45k8/view?usp=share_link