Подготовка конспекта доклада

24.03.23

Саморазвитие

Мини-курс подготовки к выступлению для начинающих. Если вы никогда не выступали, вам непонятно, как подготовиться к выступлению на публике, но очень хочется....
  1. Разработка идеи выступления
  2. Подача заявки на доклад
  3. Подготовка конспекта
  4. Подготовка к выступлению
  5. Подготовка презентации
  6. Как оформить программный код

Как создать структуру, «уложить кирпичики вашей истории», подготовить тезисы конспекта доклада от начала до конца?

 

  1. Определите формат выступления: побуждающий или информативный.

  2. Сформулируйте тезисы основной части доклада.

  3. Сформулируйте вступительную часть — представление себя.

  4. Сформулируйте тезисы вступительной части.

  5. Сформулируйте заключительную часть доклада.

На чем основан конспект доклада:

  • на сформулированной ранее идее и результате: теперь вам предстоит раскрыть вашу идею подробнее и тезисно подвести слушателей к задуманному результату,

  • на понимании, на кого направлена тема доклада — на экспертов или новичков-практиков, если их интерес в теме высокий — вам достаточно проинформировать слушателей по данной теме (формат доклада информирующий),

  • если тема доклада — новая, то слушателей предстоит убедить (формат доклада побуждающий) и привести больше аргументов для привлечения внимания к вашей теме и осознания важности.

Тезисы:

  • логически выстроенные и взаимосвязанные предложения-доказательства и обоснования темы доклада,

  • кратко сформулированные ключевые пункты, главные мысли доклада; без подробной аргументации и без детальных теоретических рассуждений одного целого предмета или одной области знаний,

  • сформулированы в виде ответов, а не вопросов.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЕ ФОРМАТ ВЫСТУПЛЕНИЯ: ИНФОРМИРОВАТЬ ИЛИ ПОБУДИТЬ.

Формат доклада:

  • исходя из описания портрета слушателей: доклад может быть в формате лекции – информирующий и в формате «продажи, доказательства, убеждения в своей идее» — побуждающий

    • информирующий: слушателям интересна и актуальна тема вашего доклада, достаточно проинформировать, рассказать актуальную тему и они услышат и поймут идею,

    • побуждающий: несмотря на опыт слушателей, тема доклада новая для них и пока слушатели не знают о её важности и актуальности. В этом случае вам важно «продать» идею доклада, убедить, что тема важна и ценна для слушателей.

  • вспомните из первого урока, как вы определили своих потенциальных слушателей: как экспертов или новичков-практиков, у них низкая или высокая мотивация к изучению темы доклада,

  • определите формат доклада,

  • если у вас есть идеи по проведению мастер-класса, хакатона, воркшопа или другой активности — модераторы помогут вам в выборе.

 

ШАГ 2. СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕЗИСЫ К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ДОКЛАДА.

Формулировка тезисов в соответствии с форматом доклада:

Способ 1. Формат доклада — побуждающий:

  • тезисы в виде фактов и аргументов, подтверждающих вашу идею, подводящих аудиторию согласиться с вашими решениями и выводами,

  • тезисы могут формулироваться по структуре «проблема-решение-оценка».

Шаг 1. Проблема:

  • Ответьте на вопрос «В чём была сложность решаемой проблемы?»,

  • Постарайтесь привести числовые показатели: объем данных, необходимая скорость отклика и т.п.

Шаг 2. Решение:

  • Какие подходы, инструменты, алгоритмы, технологии были выбраны и почему?

  • Приведите конкретные названия, упомяните альтернативы, с которыми сравнивали,

  • приведите их сравнение.

Шаг 3. Оценка

  • Как вы оценивали успех?

  • Какая основная метрика была мерилом успеха,

  • На какое значение вы ориентировались вначале и что получили в результате?

Посмотрите пример доклада в побуждающем формате:

«Как начать тестирование и не бросить?» Алексей Степаненко, секция «Инструментарий разработчика, приемы и методы разработки», конференция Инфостарт Event 2021

Способ 2. Формат доклада — информирующий:

  • тезисы в виде основных идей и результатов деятельности.

Пример построения тезисов доклада (информирующего и убеждающего):

  • тезисы делятся на блоки по три ключевых аргумента-положения (деление на три части легче запоминается, чем больше частей, тем сложнее запомнить),

  • три ключевых аргумента разукрупняются на более детальные тезисы, также по три пункта,

  • стандартное время выступления — 30 минут;

  • спланируйте заранее примерное время на раскрытие каждого ключевого тезиса; в примере — это 5-10-15 минут на каждую часть.

Плохие примеры

— Стоит проблема оптимизации времени и нужно всё делать быстрее. Проблема становится всё более актуальной с каждым этапом роста объемов производства.

— Существует многообразие различных методологий и технологий, призванных стандартизировать процессы деплоя и релизов. В своем докладе я хочу рассказать о том, какой процесс мы настроили для себя, и чем он может быть полезен другим.

— У нас всё отлично получилось. Мы поделимся опытом.

— У нас тысяча серверов, они работают вот так.

Хорошие примеры

— Для нормальной работы нужно укладываться в N минут, что очень непросто, потому что есть M мегабайт данных.

— Мы выбрали технологии X и Y и расскажем, почему (тут же надо дать пояснения программному комитету — а почему же? коротко!). Приведем сравнение с технологиями Z и W (и опять же, для ПК надо коротко в пояснительной записке написать, как сравнивали, кто выиграл и — коротко! — почему).

— В результате мы получили время полной обработки данных N секунд при количестве данных M мегабайт и убедились, что этот показатель в нашем проекте масштабируется линейно вплоть до значения 100*M мегабайт. В докладе будет подробно описано, как повторить наш успех.

ШАГ 3. СФОРМУЛИРУЙТЕ ВСТУПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ.

Что должно быть в выступлении:

  1. Скажите то, что вы хотите сказать. Анонсируйте.

  2. Скажите это. Расскажите доклад.

  3. Резюмируйте то, что вы сказали - повторите в конце кратко, о чем был доклад.

  4. Сделайте призыв или ответьте на вопрос «что дальше?».

Как начать выступление:

  1. Поздоровайтесь, представьте себя.

  2. Обозначьте цель своего выступления.

  3. Объясните важность, актуальность темы.

  4. Сделайте обзор того, о чем будет доклад.

Какую роль играет представление:

  • показывает зрителям, что именно этого человека именно на эту тему имеет смысл слушать,

  • решает задачу спикера: рассказать людям что-то о себе.

Ваша задача в представлении себя:

  • убедите зрителей, что от вас можно узнать что-то полезное,

  • продемонстрируйте свою связь с темой выступления,

  • расскажите о себе только то, что релевантно теме доклада.

Две позиции спикера во время представления:

  1. Позиция эксперта. Рассказ эксперта обобщает опыт индустрии.

  2. Позиция участника событий (иногда это ещё называется «выживший»). Рассказ выжившего — это разбор конкретного кейса из опыта спикера.

Продуктивное представление:

  1. Позиция эксперта: приведите доказательства своего широкого опыта, релевантного теме доклада.

  2. Позиция участника событий: объясните проблемную ситуацию вашего кейса, затем расскажите, кто вы такой и какое отношение имеете к этой ситуации.

С каких предложений не следует начинать выступление:

— Я хочу начать своё выступление…

Вы уже начали, вот и говорите сразу по существу.

— Если вы позволите, то я начну говорить…

Зачем спрашиваете, если всё равно начнете, не дожидаясь ответа слушателей?

— Мне хочется сказать вам…

Хочется — так говорите, тем более что уже начали говорить.

— Я очень волнуюсь, мне трудно говорить…

Такое начало допустимо лишь в редких случаях, когда Вы уверены, что слушатели к Вам относятся хорошо.

— Вот здесь, как вы слышали, многие говорили, что…

Сколько сорных слов, все они свидетельствуют о неуверенности выступающего и расхолаживают собравшихся.

— Почти всё, что я хотел сказать, здесь уже сказали, но раз уж я вышел на трибуну…

Наихудший вариант начала. Большинство сидящих в зале подумают: зачем тогда говорить.

ШАГ 4. СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕЗИСЫ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ.

Привлеките внимание в начале выступления:

  • внимание людей включено и сосредоточено на вас, новый спикер — новая ситуация, люди среагировали на изменения,

  • пройдёт буквально пара минут, и внимание слушателей начнёт рассеиваться,

  • привлеките внимание аудитории в первые минуты своего выступления за счет проблематизации: поговорите о проблемах зрителей,

  • человек с огромным вниманием относится к тем проблемам, которые перед ним стоят.

Как говорить о проблемах аудитории:

Способ №1. Проблема-Путь-Результат:

  • опишите типовую проблему,

  • говорите об общей проблеме и своём решении для неё;

  • найдите такие проявления проблемы, которые близки зрителям,

  • заинтересуйте зрителей — поговорите о тех дилеммах, которые стоят перед ними,

  • расскажите на примере одной из ваших целевых аудиторий; возможно, для этого придётся переделывать выступление для каждой новой аудитории,

  • покажите, что понимаете боль зрителей, и в ходе выступления дадите им способ, если не избавиться вовсе от этой боли, то хотя бы облегчить ее.

Например, если мы выступаем перед руководителями небольших команд и техническими лидерами в разработке софта, у них могут быть такие дилеммы:

  • Делегировать задачу или делать ее самому?

  • Сосредоточиться на написании кода или больше влиять на продукт?

Если же мы выступаем перед специалистами по поддержке и эксплуатации того же софта, то у них проблемы другие: всё периодически не работает, не хватает людей на ночные дежурства, пользователи вопят в соцсетях, начальство ругается. И скудные ресурсы можно направить на одну из двух активностей:

  • Научиться быстро чинить поломки или сделать что-то для их предотвращения?

Способ №2. Личный кейс-Проблема-Польза:

  • опишите ваш практический кейс:

  • расскажите о своем опыте — дайте слушателям понять, что из вашего опыта они могут взять что-то полезное для себя,

  • в самом начале истории расскажите, в какой проблемной ситуации вы оказались; расскажите, как поняли, что проблемы есть, в чём они проявлялись, что именно вас не устраивало и побуждало искать выход,

  • дайте зрителям примерить на себя вашу ситуацию; если кто-то из них скажет «А ведь у меня так тоже бывает!», — бинго! — вы нашли заинтересованного слушателя.

Способ №3. Проблема-Решение-Доводы:

  • расскажите слушателям о существовании проблемы,

  • довольно частый случай в маркетинге и продажах; люди живут поколениями и не знают о том, что зубы нужно отбеливать; как таким людям продать отбеливающую зубную пасту?

  • люди не знают о том, что у них есть проблема и это бывает в любых областях,

  • посвятите проблеме большую часть или даже весь свой рассказ, потому что слушать о решении люди всё равно не готовы,

  • дайте им статистику, расскажите истории, покажите способы, как самим убедиться, что что-то не так,

  • те, кто осознали проблему, потом сами придут к вам поговорить о решении.

ШАГ 5. СФОРМУЛИРУЙТЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ДОКЛАДА.

В заключении доклада:

  • подытожьте сказанное,

  • дайте в сжатом виде основные положения,

  • если вначале ставились цели и задачи, в конце обязательно отметьте полученные результаты,

  • сделайте выводы, после основной части доклада, ответив на вопрос «к чему пришли?», «что из этого следует?»,

  • подведите кратко итоги, лаконично и без какой-либо новой информации.

Задание

  1. Посмотрите каждое из выступлений:
    Гюльнара Антропова 

    доклад «Технология разработки Рабочих мест для автоматизации производственных процессов и управленческого учета»секция «ИТ-анализ», конференции Инфостарт Event 2022

    Маргарита Маковеева,
    доклад «Поколение Z: инструкция по применению и взращиванию молодых специалистов. От джуна до мидла»
    секция «Управление командой», конференция Инфостарт Event 2022

    Юрий Былинкин
    «Релиз каждый день — это тоже релиз!», секция «Идеи и тренды в разработке», конференция Инфостарт Event 2022

    Юрий Лазаренко
    «Раскручиваем Гайку - разработка ПО для роботов на платформе 1С»
     
  2. Смотрите до того момента, когда становится понятно, какое отношение докладчик имеет к теме рассказа (обычно для этого хватает пары минут).

  3. Ответьте себе на вопросы:

  • В какой момент заканчивается часть выступления «о себе»?

  • Какой формат выступления: побуждающий или информирующий?

  1. Продумайте начало для выступления: запишите первые пять предложений.

  2. Сформулируйте тезисы к вступительной, основной и заключительной части своего доклада. Посмотрите примеры тезисов к слайдам из презентаций докладчиков.

Презентация доклада Маргариты Маковеевой «Поколение Z: инструкция по применению и взращиванию молодых специалистов. От джуна до мидла»
https://drive.google.com/file/d/1KKEdRWWYErkxbn1iELlzdI_k0oAViayE/view?usp=share_link

Презентация доклада Юрия Былинкина «Релиз каждый день — это тоже релиз!», секция «Идеи и тренды в разработке».
https://drive.google.com/file/d/1Rbr8ZNWeitr9H8kdQm5SPPzlRvTJ45k8/view?usp=share_link

См. также

5 идей, как еще аналитик может развивать себя

Личная эффективность Презентации и публичные выступления Бесплатно (free)

В статье рассказывается о 5 способах развития аналитика уровня мидл, мидл + и выше.

вчера в 08:00    435    0    TanyaRi    1    

6

Профессиональное мировоззрение учетного специалиста (ч.2). Хозяйственная и бухгалтерская (виртуальная) реальности

Личная эффективность Бесплатно (free)

В этой части статьи предложен вариант профессиональной мировоззренческой модели на основе пары взаимосвязанных реальностей – хозяйственной реальности и бухгалтерской (виртуальной) реальности.

09.04.2024    411    0    Polav62    0    

4

Радио "Аналитик", 16 выпуск 2 сезона. Про метанавыки с Никитой Меньшовым

Личная эффективность Презентации и публичные выступления Бесплатно (free)

В шестнадцатом выпуске второго сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, что такое матанавыки, в чем их ценность, чем они отличаются от soft skills и как их развивать.

01.04.2024    350    0    Radio_Analyst    0    

4

Профессиональное мировоззрение учетного специалиста (ч.1). Наука или не наука?

Личная эффективность Бесплатно (free)

Данная статья является пилотной в цикле публикаций на тему «Профессиональное мировоззрение учетного специалиста», в котором предполагается рассмотреть основные идеи, важные для профессиональной деятельности любого учетного специалиста в области бухгалтерского, налогового, управленческого и любого другого вида учета. В статье рассмотрены критерии научности профессионального мировоззрения, предложен вариант модели бухгалтерского научного знания. Если данная тема вызовет интерес у читателей, то в последующих статьях будет предложена профессиональная мировоззренческая модель на основе пары взаимосвязанных реальностей – хозяйственной и бухгалтерской (виртуальной) реальностей, а также будут рассмотрены принципы построения научных бухгалтерских моделей.

01.04.2024    492    0    Polav62    4    

5

Радио "Аналитик", 15 выпуск 2 сезона. "Путь аналитика" с Ильёй Никитиным. Переход от технической поддержки к анализу

Личная эффективность Обучение и наставничество Бесплатно (free)

В серии “Путь аналитика” мы говорим о том, как аналитики приходят в профессию, с какими задачами работают, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают.

18.03.2024    338    0    Radio_Analyst    0    

5

Радио "Аналитик", 14 выпуск 2 сезона. "Путь аналитика" с Натальей Лосевой. Переход от разработки к анализу

Личная эффективность Обучение и наставничество Бесплатно (free)

В серии “Путь аналитика” мы говорим о том, как аналитики приходят в профессию, с какими задачами работают, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают.

04.03.2024    388    0    Radio_Analyst    0    

5

Измерение и развитие потенциала сотрудников

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Тема измерения и развития потенциала сотрудников является ведущей последние два года в компании Proaction. Елена Дуюн, руководитель направления «Развитие корпоративной культуры», поделится с нами откровением, которое возникло в процессе исследовательского проекта на платформе Proaction. Елена расскажет о текущей кадровой ситуации, о видах потенциала сотрудников, о том, как оценивать этот потенциал и как мотивировать персонал на саморазвитие.

01.03.2024    414    0    DuyunElena    0    

3

Радио "Аналитик", 13 выпуск 2 сезона. "Путь аналитика" с Анастасией Лощиловой. От финансового директора на заводе до функционального архитектора

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Что отличает аналитика от самурая? Аналитик не прокладывает путь, пока не поставит цель. В серии “Путь аналитика” поговорим, как аналитики приходят в профессию, с какими задачами работают, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают.

20.02.2024    545    0    Radio_Analyst    0    

1
Оставьте свое сообщение