У розничных сетей есть определённые потребности. Пример из реальной жизни.
Сеть из 85 магазинов. У компании 3 учётные системы, где хранятся разные данные. Отчёты делали с помощью 1С, это занимало много времени, поэтому цифры анализировали редко. В компании хотели ежедневно отслеживать результаты. Решили внедрить бизнес-аналитику. Для этого был настроен набор дашбордов «Анализ коммерческих показателей розничной сети». А после, уже на практике, выяснилось, что владельцу нужно видеть остатки. И это одна из ключевых потребностей торговых компаний. В результате с помощью дашбордов топ-менеджер увидел товар, который не продавался более 5 месяцев. Общая сумма была больше на 7 000 000 рублей, чем он предполагал.
Из-за отсутствия актуальных данных компания неправильно распределяет ресурсы. Есть очевидные минусы:
- Товары с низкой оборачиваемостью занимают складские площади. А их можно отдать под позиции, которые быстро продаются, и так получать прибыль.
- Подвисшие товары усложняют работу сотрудников склада, особенно в период инвентаризации. Это сказывается на складских расходах.
- Торговые сети часто закупают товар на кредитные деньги. Получается, что чем дольше продукция остаётся на складе, тем больше денег тратит на него компания. Даже если сеть закупила товар с хорошей скидкой, выгода сгорает с каждым днём.
У категорийных менеджеров или закупщиков до анализа «неликвидов» руки доходят в последнюю очередь, а чаще вообще не доходят в силу их занятости. Для этих целей есть специальные программные продукты, которые помогают остановить рост объёма «неликвидов», а также суммы замороженных денежных средств.
Эти наборы дашбордов помогают сетям:
- анализ товарных запасов,
- анализ коммерческих показателей,
- набор для анализа клиентской базы.
Например, анализ товарных остатков выполнятся в один клик. Сложные алгоритмы предрассчитываются на отдельном сервере заранее, и отчёт отображает данные за доли секунды. При этом можно самостоятельно добавить необходимые параметры для анализа. Это удобно, не надо обращаться к ИТ-специалистам.
В набор включаются следующие дашборды:
- Анализ товарных остатков без продаж по магазинам и SKU. Позволяет анализировать товары без движения и оборачиваемость в разрезе товарных категорий, магазинов и поставщиков.
- Анализ out-of-stock. Позволяет рассчитывать потери от отсутствия товара на полке и ранжировать от большего к меньшему. С помощью сквозной фильтрации можно переключиться с отчëта на отчëт, не перенастраивая фильтры заново.
- Анализ товара без движения. Позволяет увидеть период, в течение которого товар не продавался в магазине.
- Анализ товарных остатков в разрезе характеристик. Позволяет за доли секунды оценить объëм «подвисшего» товара и скорректировать ассортиментную матрицу, заказ поставщику или подготовить маркетинговую активность.
Ещё один полезный набор — анализ коммерческих показателей. Он закрывает 80% потребности для ежедневного анализа продаж сети. Это 10 дашбордов:
1. Лист текущих показателей
2. Лист продаж по дням
3. Сводная таблица
4. Продажи на клиента
5. Пенетрация продаж (проникновение в чеки)
6. Сравнительный анализ
7. Анализ трендов
8. Аналитика ассортимента
9. Лист транзакцииM4;
10. Анализ «голых» чеков
На этом примере можно увидеть, какую статистику бизнес получает. Лист текущих показателей отражает план-факт выполнения продаж. При этом можно увидеть цифры выручки и дохода по регионам, магазинам, категориям. Какой была выручка вчера, какие суммы с начала месяца и какой прогноз? Дашборд покажет на графике, выполнен план или нет.
С помощью листа продаж по дням можно углубиться в цифры конкретного дня и также увидеть их в разрезе территориальных менеджеров, регионов, магазинов и категорий.
Удобный инструмент «Сводная таблица». С его помощью можно легко настраивать отчёты с теми показателями, которые сейчас нужны компании. При этом каждый пользователь может сформировать свой индивидуальный отчёт. Функционал простой, поэтому нет необходимости привлекать специалистов из ИТ-отдела.
Например, компания хочет проанализировать изменения маржинальности по категории за последний год и сравнить по торговым точкам с разными ценовыми категориями. Мы видим, что на торговой точке «Алексин-1» телефоны в 2019 году имели маржу 12%, а в декабре 2020 года 17%. Спускаемся на уровень ниже, до SKU, и видим, что рост в 2020 произошёл за счёт того, что увеличилась маржинальность смартфонов и снизилась маржинальность кнопочных телефонов.
Важный элемент — анализ трендов и сезонность продаж в разрезе магазинов/категорий. Это помогает быстро увидеть рост и падение продаж и, не выходя из витрины, выявить причину. А с помощью дашборда «Сравнительный анализ» можно сопоставить периоды в разных торговых точках, а также проанализировать работу продавцов.
Клиенты в розничных магазинах сталкиваются с разными ситуациями, иногда доходит до жалоб. Не всегда при этом есть чек. Но по характеристикам через дашборд «Транзакции» можно обнаружить и салон, и продавца.
Другие наборы для розничных сетей также помогают увидеть картину в цифрах и графиках и быстро изменить ситуацию, если это требуется. Именно так бизнес добивается контроля над процессами.