Меня зовут Павел Власов. За моими плечами 20 лет проектного опыта автоматизации процессов на 1С: 9 лет работы в сети франчайзи 1С и 11 лет в КРОК на проектах внедрений 1С федерального масштаба в корпоративном сегменте. Сейчас руковожу группой консультантов по 1С и управляю производственными процессами масштабных проектов по внедрению 1С в роли старшего технического менеджера.
На проектах внедрения 1С встречаются характерные проблемы, которые мешают добиваться высоких результатов. Вот некоторые из них:
1. Каждый менеджер применяет свои подходы, шаблоны и инструменты опираясь на личный опыт, а не на методологию. Либо заказчик диктует, как вести проект.
2. Нечеткие зоны ответственности в команде: один человек – и консультант, и программист, и архитектор.
3. Один консультант работает сразу на 2-4 проектах.
4. Команда проекта часто меняется, на разных этапах разные люди.
5. Консультанты выполняют одни и те же виды работ по-разному, каждый как привык.
6. Оценка проекта проводится без участия производственного отдела.
7. «Проектное рабство» — нет четких границ в проекте, договора типовые, ТЗ размытое с неопределенными рамками и границами, а «клиент всегда прав».
8. Сроки не учитываются, главное – взять проект, «а там разберемся».
9. При анализе проекта со стороны сложно понять, на каком этапе находится проект, что сделано, что предстоит. Все выглядит хаотично: начаты следующие этапы, хотя предыдущие не завершены; незавершенное производство по проекту с трудом подлежит анализу и учету; проведено много встреч и зафиксированы открытые вопросы, отдельные документы разработаны, но не согласованы.
Чтобы сделать проектное производство более эффективным и управляемым, мы сформировали единые проектные подходы в нашей практике 1С. Без них просто не безопасно вести сложные корпоративные проекты.
Кому и зачем нужны единые проектные подходы
У всех, кто работает на корпоративном рынке, есть своя методология внедрения в том или ином виде. У нас – тоже своя. Мы долго выстраивали процессы – КРОК работает с 1С уже более 13 лет. В основу нашего проектного подхода легла методология Oracle AIM. Когда-то консультанты КРОК получили опыт внедрения ERP-систем этого вендора. За 10 лет мы оптимизировали эту методологию под 1С, исключили лишние документы и адаптировали ее под ГОСТ 34-й серии. У нас много заказчиков, которым нужно, чтобы структура документов соответствовала этому стандарту.
Вот что помогает сделать проектное производство управляемым и эффективным:
- Унификация инструментов и подходов, приведение их в соответствие с используемой методологией и технологией внедрения.
- Оптимальная декомпозиция, планирование работ и прослеживаемость статуса их выполнения.
- Управление приоритетами задач и границами проекта совместно с заказчиком.
- Детальное понимание происходящего на проекте через учет всех задач и трудозатрат.
- Последовательная проработка и фиксация решений по ходу проекта.
- Эффективное распределение зон ответственности.
- Поддержание высокого уровня проектной культуры в команде.
Под нашу методологию заточены инструменты, сделан собственный стенд с сервисами, который быстро разворачивается для проекта. Мы написали и упаковали курсы, сделали памятки и видеоролики, чтобы быстро адаптировать новых сотрудников к нашим подходам.
Некоторые однотипные проектные работы, например, автотесты, видеоинструкции, миграцию, мы выделяем как кросс-проектный сервис, в рамках отдельной межпроектной лаборатории со специализированными сервисами. Это помогает разгрузить команду и делать специализированную работу еще эффективнее.
От методологии и инструментов — к проектной культуре
Во главе всего — люди и их проектная культура. Фундаментом выступает используемая методология и технологии под которые заточены инструменты. Тогда проект любого масштаба и производственные процессы в нем можно сделать управляемыми — настроенными с нуля в «чистом поле» без потери времени на подготовку и отладку производства.
Проектная культура — набор представлений, установок и моделей поведения людей, вовлеченных в проектную деятельность, позволяющий всем легко, слаженно и без ущерба для радости жизни успешно реализовывать проекты.
Мы стремимся к тому, чтобы рутинные операции в рамках проекта выполнялись автоматически. Это позволяет снять нагрузку со специалистов по документированию. Например, основные документы создаем в 1С:СППР, который мы адаптировали под свою методологию. Туда вносим требования, описания шагов процесса, роли участников, доработки. Это дает возможность всем консультантам прорабатывать эти артефакты с единой, достаточной для проекта, степенью детализации и оставаться в одном информационном поле.
Более подробно про это можно прочесть в нашей другой статье: «Управление требованиями и проектирование в СППР с использованием методологии AIM».
Мы составляем и записываем инструкции в видеоформате через Vanessa Automation, Yandex SpeechKit и 1Script. Благодаря этому мы получили возможность пересобирать их в автоматическом режиме и поддерживать в актуальном состоянии, даже если изменились элементы интерфейса.
Для управления задачами, декомпозиции, планирования, используем Project и Jira. Для нас Jira — это инструмент управления детальными задачами, трекер, для отслеживания статуса задач и фиксации трудозатрат. К Jira можно подключить и заказчика, и нашу команду. Она позволяет оперативно и прозрачно контролировать ход выполнения работ, выявляя отклонения на каждом этапе проекта.
Типичная задача в Jira
Правильно подобранные инструменты со временем становятся основой единой проектной культуры — понимания того, как выполнять работу единообразно. Однако культуру нужно поддерживать. Когда в команду приходят новые специалисты, мы каждый раз объясняем, почему делаем все именно так, а не иначе.
Структура проектной команды
Во главе проекта всегда стоит куратор — директор клиента (аккаунт менеджер) или руководитель практики 1С в КРОК, либо их тандем. Куратор на высоком уровне от лица компании отвечает за результат перед заказчиком, вместе с менеджерами участвует в управляющих советах по проекту (обычно, раз в месяц).
Основное управление проектом осуществляют два менеджера — технический менеджер и менеджер проекта.
- Технический менеджер по сути является директором по производству и главным технологом. Он формирует и доводит до команды технологию работ по проекту, отвечает за производственные процессы и выполняет оперативное управление производством. Контролирует ритмичность и качество выполняемых работ на каждом этапе.
- Менеджер проекта отвечает за выполнение официальных обязательств по договору, осуществляет организационное управление, взаимодействует с подрядчиками, контролирует заказчика — выделил ли он ресурсы, выполняет ли задачи в срок. Если технический менеджер в основном управляет нашей командой, то менеджер проекта должен контролировать, справляется ли заказчик.
Успешность проекта всегда зависит от участия обеих сторон. Оба менеджера заинтересованы в том, чтобы проект был сдан вовремя, уложился в бюджет и были достигнуты поставленные цели. Они также следят, чтобы команда не выгорела. Поскольку у них единые цели работы, зоны ответственности не жестко фиксированы - это предмет уточнений и договоренностей в конкретном проекте.
Теперь спустимся на уровень ниже. Технический менеджер руководит функциональными и техническими архитекторами. Их обязанности и зоны ответственности распределяются согласно этой таблице:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Консультант 1С в КРОК совмещает роли системного и бизнес-аналитика. Каждый консультант должен разбираться в предметной области, например, уметь общаться с бухгалтерами на одном языке. Это необходимо чтобы моделировать процессы, предлагать оптимальные бизнес-решения.
Как и системный аналитик, консультант должен уметь проектировать доработки, потому что ФДР у нас пишет консультант. А вот писать код ему не нужно, достаточно понимать устройство системы, регистры, справочники, различия между измерениями и ресурсами в регистрах и т. д.
Важное требование к консультанту — хорошие софт скиллы. Он должен уметь эффективно коммуницировать с командой, владеть методиками тайм-менеджмента, обладать лидерскими качествами, быть наставником для других консультантов.
Процессный подход в нашей методологии
При планировании и выполнении проекта мы руководствуемся бизнес-процессами, а не функциональными требованиями к системе, которых в техническом задании может быть несколько тысяч.
Ориентация исключительно на систему и ее функциональные требования может оказаться ошибочной. Важно понимать, что заказчик не просто внедряет новую систему, а решает конкретные бизнес-задачи. Иначе можно выполнить все функциональные требования, но система все равно не будет решать задачи бизнеса или бизнес-процессы не будут работать.
Автоматизацию лучше выстраивать, исходя из бизнес-процессов. Мы декомпозируем систему на функциональные блоки, а внутри блоков - на бизнес-процессы вплоть до отдельных операций.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В итоге получается каталог бизнес-процессов, который автоматизируем. В нем может быть несколько сотен бизнес-процессов, все зависит от сложности и функционального объема проекта, количества задействованных подсистем.
Каталог бизнес-процессов описывает функциональное содержание системы и функциональные границы будущего проекта автоматизации. Структура каталога является основой для последующего проектирования и разработки системы на базе 1С:СППР.
Каждый бизнес-процесс в каталоге имеет код, описание, список участников, привязку к определенной подсистеме и функциональному блоку. Таким образом, каталог БП представляет собой «систему координат» для дальнейшего сбора и систематизации требований к автоматизации, а также служит базой для последующего моделирования бизнес-процессов и проектирования системы.
В привязке к бизнес-процессам и/или шагам БП регистрируются требования:
- C — это стандартная функциональность, то есть это требование полностью решается стандартными возможностями 1С,
- К — это кастомизация, никакое типовое решение 1С не покрывает его,
- Н — это настройка, то есть для реализации этого требования достаточно выполнить настройку в системе.
Далее на основании описанных бизнес-процессов формируются инструкции для пользователей — на каждый процесс создается своя видеоинструкция или печатный документ с пошаговым описанием действий.
Похожие требования на доработку мы объединяем в один предмет доработки (ФДР) / проектное решение. Это предмет доработки, имеющий самостоятельную ценность или функциональность. Его можно отдельно передать заказчику под протокол. Например, если заказчику требуются уведомления по электронной почте, все связанные с этим требования целесообразно объединить в один ФДР по доработке системы уведомлений. Такой подход позволяет структурировать доработки системы и облегчает передачу результатов работ заказчику.
Подход по этапам работ и отчетным документам
Начинать проект лучше с предпроектного обследования (диагностики текущего состояния автоматизации и концептуального проектирования). Это помогает синхронизироваться по ожиданиям, сформировать концепцию будущей системы и дорожную карту проекта, определить подходы и убедиться в экспертизе команды исполнителя, которая будет реализовывать проект, а также качественно выполнить подготовку всего проекта.
Здесь мы определяем функциональные границы проекта: декомпозируем систему на подсистемы, подсистему на блоки, блоки на бизнес-процессы.
В результате формируется каталог целевых бизнес-процессов — таблица, где все процессы пронумерованы и назначены ответственные со стороны заказчика, отвечающие за полноту и качество требований к их автоматизации.
В кратком описании бизнес-процесса нет детальных требований, на данном этапе они не нужны, но предварительно оценивается необходимость кастомизации или доработки системы. Краткое описание составляется на основе интервью и анализа документов заказчика — учетных политик, бюджетных моделей, регламентов, справочников. Во время интервью, которое может длиться несколько недель, фиксируется и согласовывается структура каталога. При этом описывается не текущее, а целевое состояние бизнес-процессов, ведь это основной интерес заказчика.
При составлении каталога учитываются не только требования владельцев процессов, но и экспертный опыт автоматизации аналогичных процессов с использованием продуктов 1С на других предприятиях. В ряде случаев эксперты КРОК рекомендуют заказчику оптимизировать существующие процессы для повышения эффективности за счет автоматизации.
На подготовительном этапе мы также описываем интеграционные границы на уровне потоков данных с указанием направления обмена: «система — потребитель», «система — отправитель». Описывается техническая архитектура — сайзинг, требования к серверам, каналам связи и так далее.
В конце этого этапа у нас получается общее техническое задание на весь проект, дорожная карта с очередями, подсистемами, этапами работ, из которых вырастает ресурсный план.
Ресурсный план позволяет достаточно точно оценить стоимость проекта автоматизации. При оценке мы используем два метода — ресурсный и нормативно позадачный, проверяя сходимость их результатов.
Кроме того, в общем техническом задании фиксируются единые для всех подсистем подходы по видам работ: как будут проводиться обучение пользователей, миграция данных, проектирование и разработка системы, интеграция с внешними источниками, тестирование. Важно достичь согласования всех этих требований на начальном этапе проекта.
Также на подготовительном этапе обычно формируется Устав проекта, определяющий его цели, ограничения, критерии успеха и прочие рамочные условия. После завершения этих шагов подготовительный этап считается законченным, и проект переходит к следующим стадиям реализации.
-
Моделирование бизнес-процессов
Начинаем моделирование бизнес-процессов. Основная цель этого этапа — продемонстрировать бизнес-процессы на типовой системе, выявить функциональные разрывы. Дополнительная цель — обучить ключевых пользователей, например, руководителей функциональных групп заказчика, работе в системе. Если знакомить ключевых пользователей с системой только ближе к запуску, когда будут реализованы все доработки, то велик риск не попасть в ожидания.
-
Проектирование и разработка
Следующий шаг — проектирование и разработка. Мы проектируем самые критичные доработки, сдаем все интеграции и доработки под протокол и, определяем формат переноса исторических данных.
Во время предпроектного обследования был составлен реестр объектов миграции, здесь же мы спускаемся до уровня форматов, обязательных полей и прочих деталей. Инструктируем ИТ-службу заказчика по выгрузке данных для новой системы. На этом этапе также формируется матрица прав доступа.
-
ПСИ
Когда все доработки сданы, наступает период приемосдаточных испытаний. Если на этапе моделирования процессы прорабатывались по отдельности, а на проектировании каждая доработка проверялась отдельно, то на ПСИ проверяется, что все процессы и доработки взаимосвязаны и работоспособны в комплексе — система тестируется целиком.
Проводится кросс-функциональное тестирование — выделяются и проверяются сквозные процессы от начала до конца, например, от заказа товара до его получения. По итогам формируется протокол с замечаниями и сроками их устранения. Также на этапе ПСИ проводится нагрузочное тестирование для выявления и нивелирования рисков низкой производительности до запуска в опытно-промышленную эксплуатацию (ОПЭ).
-
Подготовка к опытно-промышленной эксплуатации
Сразу после ПСИ начинается подготовка к ОПЭ: обучение пользователей, выгрузка и загрузка данных, тестирование инструментов, разработка регламента технической поддержки. Обычно на этом этапе готовится приказ о запуске системы в ОПЭ для административной поддержки этого процесса с участием многих сторон на предприятиях.
-
Опытно-промышленная эксплуатация
По сути, этот этап — проверка работоспособности всех процессов на промышленных данных, стабилизация системы, выявление и устранение ошибок, поддержка пользователей.
Методология на примере
Рассмотрим, как все это работает на практике. Допустим, у нас проект с 9 подсистемами, 278 бизнес-процессами и множеством интеграций. Эта информация собрана на этапе предпроектного обследования.
Задача технического менеджера — сформировать детальный план работы на этапы моделирования, проектирования и разработки.
В планировании наши специалисты стараются придерживаться метода набегающей волны. На старте каждый этап распланирован верхнеуровнево по видам работ, далее на основе потребностей заказчика создаются детальные задачи по количеству процессов и доработок от этапа к этапу.
После такой декомпозиции у нас появляется примерно 20 инициирующих задач. Для каждой из них требуется провести установочную встречу с заказчиком на каждом этапе проекта для синхронизации подходов, планов работ, согласования шаблонов документов.
У нас 9 подсистем, значит, нужно 9 отчетных документов. Их разработка и согласование превращается минимум в 18 задач.
Далее учитываем моделирование, идущее по спринтам: настройка прототипа, подготовка презентации, проведение встречи, фиксация результатов моделирования, согласование в 1С:СППР, внесение всех требований, согласование с экспертами 1С или заинтересованными сторонами заказчика. Это минимум 8 задач по каждому направлению.
Понятно, что вносить и администрировать все 2300 задач в Project — очень сложно. Поэтому в Project вносятся задачи по спринтам и подсистемам. В итоге в Project в данном примере получается около 600 задач, связанных с общим статусом работ, а детальные планы формируются либо в Jira, либо в Excel.
Заключение
Важно понимать, что внедрение ERP-решений — это сложный процесс. Успех такого проекта зависит не только от везения или успешного взаимодействия с клиентом или между подразделениями, а от использования эффективной проектной методологии и опытных специалистов.
Простого наличия методологии и шаблонов документов недостаточно — важно, чтобы их применение приводило к реальным результатам и становилось неотъемлемой частью рабочей культуры. Необходимо, чтобы участники команды видели практическую пользу от применения выбранных методов, и чтобы они стали неотъемлемой частью рабочей рутины.Также важно иметь обучающие материалы для быстрого вовлечения новых сотрудников и адаптации всех инструментов, процессов и методологий друг к другу. Мы стремимся привлекать в КРОК экспертов, которые могут развивать и поддерживать наши практики.
Этот подход обеспечивает единую методологическую основу для проекта, что дает менеджерам управляемый и прозрачный процесс, а команде – понятную и продуктивную рабочую среду. Если каждый член команды в каждый момент времени понимает, что происходит на проекте и какие задачи перед ним стоят, проект продвигается эффективно.