При внедрении системы 1С:ERP нередко возникают ситуации, когда поведение программы кажется нелогичным и необъяснимым. Эти моменты могут вызывать замешательство и даже панику, подобно мифическим существам или загадочным явлениям.
Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных проблем в статье.
1. Значение справочных данных оказывает существенное влияние на учет, и их изменение задним числом может быть крайне трудоемким.
Одна из особенностей 1С:ERP, на которую необходимо обратить внимание при начале внедрения и моделирования нормативно-справочной информации (НСИ).
Например, справочник "Номенклатура". Многие реквизиты номенклатуры зависят от выбранного вида номенклатуры (отдельного справочника):
- Тип номенклатуры
- Шаблон наименования
- Настройки уникальности
- Использование серий и характеристик
- Использование дополнительных реквизитов
- Настройки ценообразования
- Схемы обеспечения и складские группы
- Группы финансового и аналитического учета (ГФУ и ГАУ)
На начальном этапе проекта особое внимание следует уделить справочнику "Виды номенклатуры". Такие характеристики, как использование серий и характеристик, группы финансового и аналитического учетов и другие, очень сложно изменить задним числом. Например, если для номенклатуры уже установлена ГФУН (группа финансового учета номенклатуры) и проведены документы, то для замены ГФУН потребуется вручную зайти в каждый документ и перевыбрать номенклатуру. Альтернативный вариант - написать соответствующую обработку.
Еще один пример - тип номенклатуры (товары, работа, услуги). В 1С:ERP он указывается в виде номенклатуры, но при указании вида для конкретной позиции номенклатуры транслируется в саму номенклатуру. Это сделано для удобства и экономии ресурсов. Если мы поменяем тип номенклатуры в виде номенклатуры (например, с "Услуги" на "Работу"), то в самой номенклатуре этот тип не поменяется, и изменить его вручную нельзя - реквизит выведен на форму только для отображения. То же самое касается признаков ведения характеристик, серий, схем обеспечения и других.
Если эти моменты не были продуманы заранее, придется писать отдельную обработку.
Тип номенклатуры в карточке
2. Отличия в результатах при проведении и перепроведении документов
ERP-системы являются ресурсоемкими и требуют высокой производительности, так как они предназначены для работы на крупных предприятиях с большим количеством пользователей и сложными бизнес-процессами. Поэтому разработчики 1С предприняли меры по оптимизации и ускорению системы. Эти решения отразились и на повседневных операциях, таких как проведение документов.
В 1С:ERP не стоит ожидать, что перепроведение документа даст те же результаты, что и первичное проведение.
Например, при первом проведении документа списания товарно-материальных ценностей (ТМЦ) система проверяет наличие оперативных остатков (если в складе списания включена соответствующая опция). Однако, при перепроведении того же документа система не выполняет повторную проверку остатков и не предупреждает о недостаче, так как уже выполнила эту проверку при первом проведении. Если отменить проведение и провести документ заново, система снова проверит остатки.
Еще один распространенный пример связан с номенклатурой. Допустим, вы создали новую номенклатурную позицию, заполнили в ней все необходимые реквизиты (вид, группу финансового учета, единицы измерения и т. д.), ввели документы списания и оприходования. Впоследствии вы обнаружили, что группу финансового учета номенклатуры следует изменить. При этом простое изменение группы финансового учета в номенклатуре и даже перепроведение документов с этой номенклатурой не приведет к желаемому результату. Система заполняет группу финансового учета номенклатуры непосредственно в документе и не считает нужным ее перепроверять и перезаполнять при перепроведении. То же самое происходит и с типом номенклатуры (товар, работа, услуга). Проверка и перезаполнение - это довольно ресурсоемкие процессы.
А что делать, если изначально не продумали этот момент и группа финансового учета заполнилась неверно? Приходится прибегать к написанию обработки, которая перезаполняет в документах группу финансового учета номенклатуры (или саму номенклатуру) и перепроводит их заново, либо вручную перевыбирать номенклатуру в каждом документе.
В связи с этим еще раз подчеркиваем важную роль тщательного планирования и разработки нормативно-справочной информации (НСИ) на начальном этапе проекта. Это позволит избежать последующих трудозатрат и ошибок.
3. Некоторые журналы документов – это на самом деле Регистры сведений!
В 1С:ERP разработчики инновационно подошли к вопросу организации журналов документов. Теперь на уровне платформы в системе прописано, что некоторые журналы документов – это не что иное, как регистры сведений. Например, такие журналы, как "Документы закупки (все)", "Документы продажи (все)".
Сделано это опять же для быстродействия и снижения ресурсоемкости, а также оптимизации работы для системы RLS (ограничение прав на уровне записи). Но непросвещенному разработчику это решение доставит массу неприятностей.
Например, при переносе документов они могут просто так не появится в журнале, если их отдельно не прописать в соответствующем регистре сведений.
Будьте внимательны – подобные неожиданности подстерегают вас на ровном месте!
4. Бухгалтерские проводки в документах формируются не сразу
Формирование проводок - один из самых ресурсоемких процессов, а мы помним, что ERP стремится к максимальному быстродействию и оптимизации. Что же придумали разработчики?
Конечно же, регламентное задание, которое формирует проводки по расписанию! 1С:ERP в первую очередь является системой глобального оперативного учета, а бухгалтерия - лишь один из многих аспектов этой системы.
Существует три способа формирования проводок:
1. Автоматически по расписанию, которое можно настроить очень гибко.
2. С помощью кнопки "Выполнить отражение" в рабочем месте "Отражение документов в регламентированном учете".
3. С помощью кнопки "Отразить в регл. учете" в проводках конкретного документа.
Отражение документов в регламентированном учете
Примерно так же обстоит дело и со стоимостью выбытия товарно-материальных ценностей (ТМЦ) - суммы материалов не рассчитываются сразу при проведении документа списания. На себестоимость материалов влияет множество факторов, и все они могут быть учтены только при расчете себестоимости.
Стоимость ТМЦ при выбытии
Что делать, если вы не хотите ждать ежемесячного расчета себестоимости? Можно настроить предварительное закрытие месяца (расчет себестоимости), которое, как и формирование проводок, будет отрабатываться регламентным заданием по расписанию. Например, каждую ночь. Тогда наутро у вас будут и проводки, и себестоимость!
Автоматическое выполнение операций закрытия месяца
Зачем все так сложно и неудобно? Ответ все тот же - быстродействие, оптимизация и ресурсоемкость. Формирование проводок и расчет себестоимости - пожалуй, самые требовательные процедуры в системе 1С:ERP. Таким образом разработчики минимизировали их влияние на быстродействие остальных процессов.
5. Документа "Расчет себестоимости" нет! Это просто регламентная операция, а не отдельный документ
1. В 1С:УПП все проводки расчета себестоимости привязывались к одноименному документу. Их можно было открыть, посмотреть, проанализировать. В 1С:ERP реализовано очередное новшество - документа расчета себестоимости нет. Расчет себестоимости теперь представляет собой регламентную операцию, которую нельзя создать, изменить или отменить проведение. Теперь все движения и проводки, которые должны быть сформированы при расчете себестоимости, формируются по конкретным документам: поступления, продажи, списания, расходы и т. д.
2. Формально в системе присутствует регламентный документ расчета себестоимости, но он не имеет того значения и функциональности, которые были в УПП.
3. Еще очень интересно, что в 1С:ERP нет специального меню или действия для отмены операций по закрытию месяца. Система, как искусственный интеллект, сама понимает, когда данные изменились, и месяц нужно "перезакрыть". Однако для "ручного" "перезакрытия" и отмены результатов закрытия нужно сделать следующее:
1. Пометить на удаление регламентные документы закрытия месяца (Финансовый результат и контроллинг – Закрытие месяца - Регламентные документы) - это документы по расчету себестоимости, расчету резервов под обесценение запасов, распределению доходов и расходов на направления деятельности, а также распределение расходов будущих периодов. Они предназначены для результирующих расчетов и оформление сформированных результатов закрытия месяца в системе.
2. Пометить на удаление регламентные операции закрытия месяца (раздел Регламентированный учет) - операции, предназначенные для формирования финансового результата и формирования проводок в регламентированном учете.
И бонус!
Функционал РБП (расходы будущих периодов) - это действительно сложная и непонятная реализация по сравнению с тем как это было в 1С: УПП или в 1С: Бухгалтерии. Непонятно, зачем было вносить изменения в прекрасно работающий механизм признания РБП.
Ранее в УПП мы просто списывали РБП на статью, где указывались все параметры признания. В 1С:ERP мы идем более длинным и необычным путем:
- Списываем РБП на промежуточную статью.
- В отдельном документе "Распределение РБП" указываем параметры распределения, статью, куда нужно все-таки списывать этот РБП, и распределяем расходы на весь будущий период! При этом формируются движения и проводки будущим числом! Даже если РБП у вас на 10 лет, вы увидите проводки по затратам вплоть до 2030-х годов!
- Если что-то поменялось в этом РБП - нужно залезть в документ "Распределение РБП" (возможно, он уже в закрытом периоде), поменять что нужно, при этом учитывая, что строки распределения за предыдущий период заблокированы для изменений.
В УПП был действительно простой и понятный функционал РБП, в 1С:ERP все непросто и непонятно.
1С:ERP иногда взрывает мозг и вызывает сильные эмоции! Но от этого мы не менее сильно ее любим.