"Soft skill" победил
На конференции «Управление проектами» в системе голосования был задан вопрос залу: "Что для Вас самое сложное в проектах? (одним словом)" и "Что для Вас самое простое в проектах? (одним словом)".
И большинство ответов на первый вопрос – ЛЮДИ. Ответ на второй вопрос – МЕТОДОЛОГИЯ.
Моя любимая «психоболтология» в тренде, и это вполне оправдано и логично, поскольку доступ к любой информации в современном мире стал не просто доступен, а, скорее от неё "не спрятаться". Для того, чтобы быть в курсе любых изменений и достижений в интересующей вас области знаний, будь то управление проектами, развитие продуктов 1С или фильмография Миядзаки, достаточно пары каналов в "телеге". Ну а если вы "продвинутый амбассадор" направления знаний, то еще и пару подписок на профильные ресурсы, которые, кстати, как правило интегрированы в мессенджеры через боты.
Обучение больше не является сакральной тайной для избранных или богатых. В последние пару лет в резюме кандидатов на вакансии бизнес-аналитиков, аналитиков данных, да даже и руководителей проектов в графе «образование» появились уверенные и гордые Яндекс.Практимум и Skill Box, что само по себе не плохо и только подчеркивает идею доступности профильного контекстного обучения, так или иначе приходящего на смену классическому. Основная сложность не в поиске каналов взаимодействия со знаниями, а в выборе их качества.
Сегодня хочу поговорить об умении общаться не с людьми, а со знаниями, информацией и каналами её получения. Я ни разу не слышал вопроса на собеседованиях – как вы учитесь? А между тем, именно способность учиться, то есть эффективно взаимодействовать с методологиями обучения, поиском и фильтрацией знаний, выбором источников информации самый важный «мягкий скилл». Именно с него начинается любой путь адаптации к изменениям, освоение новой области знаний, построение команды, да просто общение с разными малознакомыми людьми. Приведу пример из жизни аналитика с развитыми Soft Skills:
Как есть: аналитик, специализирующийся на блоке «Производство», переведенный в усиление команды в середине проекта.
Задача: на новом проекте возглавить блок «Управление автотранспортом.
Шаги действий | С точки зрения Hard | Результат | С точки зрения Soft | Результат | Сравнение |
---|---|---|---|---|---|
Погружение в новую область знаний | ИТС, видеоролики в интернете, статьи на профильных форумах | Знание, что такое блок УАТ, методология типового функционала | Коллеги, которые сталкивались с этим блоком, пользователи заказчика по блоку | Знание конкретной, узкой задачи, непосредственно на проекте через основную проблематику блока. | Soft погружение быстро обозначает требования к конкретной системе и выявляет риски конкретного блока с учетом пользовательского опыта. |
Взаимодействие с командой | Вопросы регламентированного взаимодействия блока УАТ и блоков БУ и МСФО учета в формате требование-источник | Формальное взаимодействие, узкий круг вопросов в рамках конкретной задачи, резко увеличивающий риск возникновения нестандартной ситуации, неучтенной при первичной проработке. | В рамках обсуждения общей картины процессов, затрагивающих взаимодействие с УАТ выявление точек взаимодействия с аналитиками по смежным блокам. Коллективная работа над проблематикой, в рамках мозговых штурмов | Укрепление доверия и поддержки внутри команды. Выявление рисков и проблематики блока на ранних стадиях проектирования. | Soft создает контекст для взаимодействия и общения, а следовательно для глубокого погружения команды во все аспекты проекта, а не только в рамках своих узких блоков учета. Обмен опытом. Быстрый результат. |
Взаимодействие с заказчиком | Предоставление на согласование перечня требований к блоку. Разработка по проектному решению. Сдача заказчику функционала блока. Запрос на изменение. Доработка. Сдача. И так по кругу. | Много документации. Все шаги строго записаны. | Взаимодействие с ключевыми пользователями с первого дня, погружение в процессы работы пользователей. Процессный подход. | Лояльное, доверительное отношение пользователей, преодоление сопротивления изменениям на первых стадиях проекта, выявление проблем и рисков на ранних стадиях проекта. | Soft выстраивает доверительные отношения с заказчиком, помогает выявить риски и проблемы на старте, а не при старте ОПЭ. |
Так что было раньше, курица или яйцо?
Очевидна наметившаяся тенденция на изменение парадигмы. Привычные Hard Skills уступают приоритетное место коммуникациям и, как мне кажется, вполне логично и заслужено. Даже с точки зрения любого анализа в рамках всё тех же «хардов». Начинать нужно всегда со сложной задачи, не так ли? Риски обозначать сначала с максимальным «весом», да? А методологию внедрения вообще теперь надо выбирать из многих вариантов. А как говорят опросы и тенденции:
-
В связи с доступностью, удобством хранения и поиска информации самая сложная задача – взаимоотношения и коммуникации людей в проекте, а не технические решения.
-
Риск с максимальным весом всё чаще связан со слабой коммуникацией (недостаточно выделенного времени заказчика; отсутствие ключевых пользователей, принимающих решения; затягивание согласований и т.д.)
-
Раньше решало знание, полученное в классическом университете, сейчас же такое образование устаревает в момент поступления абитуриента на первый курс.
Речь не о том, что место аналитика теперь может занять любой менеджер, а именно о том, что при понимании самой методологией обучения, желанием и мотивацией любой менеджер с развитыми «софтами» за приемлемо короткий срок может стать аналитиком, с приемлемыми «хардами», а вот наоборот процесс идёт гораздо сложнее, по двум причинам:
-
При адаптации и обучении, как правило, основное внимание уделяется Hard Skills, как попытка быстрее «накачать» новичка нужными знаниями.
-
Soft Skills вообще не зависят от количества узкоспециализированных профильных знаний. Выучить Карла Вигерса наизусть не значит суметь рассказать об этом доступным языком.
Маятник ощутимо качнулся в сторону комфорта и безопасности в общении. И несмотря на то, что Hard Skills по-прежнему определяют нас как профессионалов, именно Soft Skills определяют нас как людей, а любые проекты делаются людьми и для людей в первую очередь.