Меня зовут Вера Кокотова, я руководитель группы технических архитекторов 1С в компании КРОК. Устроилась в компанию 11 лет назад начинающим разработчиком и рошла большой увлекательный путь до эксперта по технологическим вопросам. Кроме того, последние пять лет я активно участвую в найме технических специалистов.
В этой статье расскажу, чем у нас занимаются технические архитекторы и как от новичка подняться до специалиста, который играет ведущую роль в крупных проектах по автоматизации. Также я поделюсь советами по построению успешного карьерного трека для ТА. У себя в КРОК мы создали и развиваем систему подготовки технических архитекторов внутри компании в соответствии с нашим видением этой роли.
Кто такой технический архитектор в КРОК
Вопрос немного сложнее, чем может показаться изначально. Разные компании, так или иначе связанные с 1С (интеграторы, ИТ-компании, мелкий, средний и крупный бизнес) предъявляют разные требования к ТА и ставят разные задачи.
В компаниях с небольшими ИТ-системами, число пользователей которых невелико, один специалист может совмещать роли аналитика, разработчика и архитектора. Масштаб же проектов в КРОК требует четкого разделения труда. В нашей методологии выделены четкие роли: технический менеджер (ТМ), функциональный архитектор (ФА), технический архитектор (ТА), консультант, разработчик и инженер. Именно поэтому нам было очень важно определить для себя, кто такой ТА, что входит в зону его ответственности и какие требования предъявляются к специалистам.
Важная особенность роли ТА в КРОК — специализация только на технических вопросах. Технический архитектор анализирует требования на непротиворечивость, обеспечивает единую реализацию похожих механизмов, задает общие правила проектирования и разработки. Для выполнения этих задач требуется практический опыт работы с конфигурациями, но глубокое погружение в методологию не обязательно. Все же ТА смотрит на доработки прежде всего со стороны архитектуры метаданных, программной реализации, дальнейшей поддержки, расширяемости и обновляемости решения.
Кроме того, в нашем понимании технический архитектор — это профессионал не только с глубокими техническими знаниями и обширным практическим опытом, но и с развитыми софт-скилами. Соответственно, при подборе ТА мы внимательно смотрим и на личные качества. Если у вас в команде есть коллега со слабыми хардами, это поправимо, но если у вас сотрудник со слабыми софтами, это проблема, а возможно, и не одна.
Технический архитектор обязательно должен уметь и хотеть брать ответственность за общий результат команды, а не только за свой личный. Также важны хорошие коммуникативные навыки, умение договариваться, делегировать задачи, работать в условиях неопределенности и сжатых сроков.
А ещё никуда без самостоятельности. Под самостоятельностью имею в виду способность работать автономно. На общий прогресс сильно влияет умение быстро изучать новое, своевременно задавая правильные вопросы и «не закапываясь».
Какие задачи решает ТА
Мы подразделяем задачи технического архитектора на три ключевых направления:
— построение архитектуры решения;
— организация процесса и управление разработкой;
— эксплуатация системы.
Построение архитектуры
Это направление во многом обусловлено спецификой наших проектов — крупных внедрений с масштабной кастомизацией типовых решений. Архитектурные функции ТА связаны не только с доработками в самой системе, но и с проектированием архитектуры кластера приложений и СУБД, принятием решения по количеству площадок и использованию РИБ, в том числе с анализом рисков по производительности.
Список задач этого блока:
- Разработка технических разделов проектной документации, в частности технического задания:
- технические требования к оборудованию для прод системы, сайзинг;
- проработка требований отказоустойчивости/высокой доступности;
- выбор ПО, в том числе СУБД, понимание особенностей импортозамещения;
- формирование требований к тестовым стендам и стенду разработки;
- проработка интеграционной архитектуры;
- проработка архитектуры лицензирования;
- проработка требований к быстродействию.
- Валидация требований на непротиворечивость и техническую реализуемость на этапе моделирования.
- Выбор технологий и инструментов для реализации требований.
- Помощь в выборе варианта реализации требований, согласование проектных решений.
- Унификация создаваемых решений на уровне всей системы, задание единых правил проектирования.
- Контроль технологического качества проектных решений на этапе проектирования.
- Оценка доработок.
Организация процесса и управление разработкой
Наиболее простая в освоении часть, она включает в себя:
- подготовку и контроль исполнения регламента разработки;
- подготовку стенда разработки (совместно с инженером);
- оперативное распределение задач между исполнителями в соответствии со сроками, приоритетностью и зависимостями;
- контроль сроков и трудозатрат;
- контроль качества кода: code-review, автотесты;
- управление изменениями, подготовку релизов;
- управление загрузкой команды разработки: выравнивание загрузки; своевременно коммуникация с техническим менеджером о необходимости изменения размера команды или о замене разработчика.
Эксплуатация системы
Третий блок работ связан с эксплуатацией стендов и внедренной системы:
- обеспечение производительности и стабильности работы системы, в том числе решение возникших в ходе эксплуатации проблем;
- настройка кластера 1С, СУБД для получения максимальной производительности;
- организация мониторинга прод и тестовых стендов (с участием инженера);
- проведение нагрузочного тестирования.
Зачем растить своих ТА
Требования к ТА в КРОК обширны и включают много знаний, специфичных только для крупных внедрений. Учитывая, что у нас нет отдельной группы эксплуатации, ТА в значительной степени владеет и навыками эксперта по техническим вопросам (ЭВТ).
Если объем работ очень большой или у ТА не хватает компетенций в этой области, можем подключить эксперта по техническим вопросам. Мы не требуем обязательной сертификации на ЭТВ для ТА, но обеспечиваем прохождение соответствующих курсов и включаем в персональные цели сотрудника освоение конкретных инструментов, технологий и навыков. Готовых специалистов под такой профиль задач в принципе мало.
В 2022 мы столкнулись с серьезным вызовом — число проектов стремительно увеличивалось, а профессионалов нужной нам квалификации на рынке всегда было недостаточно, и ситуация только ухудшалась. Все вместе привело нас к очевидному решению — надо растить технических архитекторов самостоятельно.
Подход к развитию технических архитекторов
Когда я пришла в КРОК более 10 лет назад, четкого трека от младшего разработчика до ТА не существовало. Разрабатывая его с нуля, мы опирались, в первую очередь, на реальный опыт — мой и моих коллег.
Пришли к выводу, что самый действенный подход к обучению — гибкий, с опорой на реальные проекты компании, при поддержке более опытных коллег. Это куда более эффективно, чем решать выдуманные теоретические задачи, и позволяет получить максимум пользы и для компании, и для сотрудника.
Дополнительный плюс: можно менять план обучения в соответствие с реалиями рынка.
Например, в прошлом году проводилось много предпроектных обследований, во время которых разрабатывалось техническое задание. В позапрошлом году ситуация отличалась: преобладали проекты на стадии разработки и опытной эксплуатации. Нужны были архитекторы с навыками управления разработкой, чтобы выстроить процесс приема новых требований и отработку ошибок.
В целом последние два года значительно увеличилось количество небольших проектов миграции на импортозамещенный стек технологий. Соответственно в планы обучения были встроены задачи по развитию необходимых навыков.
Кто может стать ТА
В основном, к росту в ТА приходят либо старшие, либо ведущие разработчики. Карьерные треки будут немного отличаться.
Если говорить о развитии из старшего разработчика, я предпочитаю вариант с подключением сотрудника в проект с уже состоявшимся ТА. Таким образом, старший разработчик выступает помощником более опытного коллеги: выполняет code-review, согласование проектных решений по доработкам. Со временем ему поручается контроль за небольшой группой разработчиков в проекте, задачи по администрированию сервера, выпуск релизов, проработка новых требований, встреча с заказчиком.
Эту роль мы называем ТА-1 или младший ТА. На большом проекте их может быть несколько. Таким образом, нагрузка на архитектора в части оперативных задач уменьшается, а а помощники планомерно развиваются, получая оперативную обратную связь.
Если же мы имеем дело с более опытным специалистом (ведущий разработчик), у которого часть компетенций уже развита на хорошем уровне, то предпочитаем более автономный вариант. Подключаем нового ТА на проект в целевой роли, но обязательно при участии бадди — опытного наставника, который проконтролирует реализацию ключевых точек и поможет там, где это необходимо.
Сложности и их преодоление
На пути разработчика, развивающегося по пути ТА, встречается множество сложностей. На рынке нет единого определения этой роли, а значит, отсутствует и единая, всеми признанная система обучения. Противоречащим требованиям разных компаний соответствовать невозможно. Материалы и курсы разрозненные, из них сложно составить понимание необходимых хардов.
Функции каждой роли на проекте (младший/мидл/ведущий разработчик, архитектор, эксперт) и наше видение качеств, необходимых специалистам, упакованы в карту грейдов и в расширенную матрицу компетенций.
Для каждого уровня мы формулируем ключевые требования по трем направлениям: профессиональные навыки, личностные качества и проектный опыт.
Карта грейдов дает ориентир для развития на верхнем уровне и не преследует цель жестко ограничивать переход на следующий грейд. Расширенная матрица компетенций помогает детализировать требования к развитию.
Каждые шесть месяцев по всей компании проводятся индивидуальные встречи с сотрудниками для обсуждения их профессионального роста. На встречах анализируем выполненные проекты, достижения и сложности, изучаем отзывы коллег и определяем цели на следующий период.
Карта грейдов КРОК и расширенная матрица компетенций как ориентир роста

В то же время, учитывая, что сфера знаний ТА широка и объемна, и далеко не все вопросы можно сходу изучить к важной встрече или к началу этапа проекта, в индивидуальный план включает как внешние курсы, так и изучение внутренних материалов.
Как мы развиваем ТА: дополнительные материалы
Внешние курсы и материалы
- Разделы ИТС: Технологические вопросы крупных внедрений, Методическая поддержка администраторов, документация по платформе «Клиент-серверный вариант. Руководство администратора» (особенно «Глава 2. Клиент-серверный вариант работы», «Глава 10. Защита от несанкционированного использования: особенности и настройка»), Стандарты и методики разработки.
- Курсы, материалы и разделы ИТС по технологиям экосистемы 1С: «1С:Шина», «1С:Аналитика», «1С:Элемент», etc.
- «Зазеркалье 1С».
- Партнерский форум (с отбором по разделам, например, «Платформа», ТКВ, тег #Новое для новых релизов ERP).
- Курсы и материалы по функциональным возможностям типовых конфигураций.
- Курсы для подготовки к Эксперту, Эксплуататору: «Основы ремесла 1С: Эксперта», «Подготовка к 1С: Эксперту» (основной курс, применение методик), «Эксплуатация крупных информационных систем».
- Материалы с сайтов Gilev и Курсы-1с-рф.
- Курсы и материалы по СУБД.
- Курсы и материалы по linux, bash, работе с регулярными выражениями.
- Курсы и материалы, связанные с обзором инструментов devops и применением их в экосистеме 1С.
- Курсы и материалы по проектированию корпоративных систем. Крайне не распространены в экосистеме 1С, но существуют в природе.
Для чего: разобраться какие существуют стандарты моделирования, типы архитектур, паттерны проектирования.
- Профильные конференции: партнерская конференция, инфостарт и прочие, не связанные с 1С (TeamLead Conf, Agiledays, etc).
- Курсы и тренинги по развитию soft-скилов: навыки проведения презентаций, встреч и проч.
Внутренние материалы размещены в базе знаний технической группы и на корпоративной образовательной платформе, доступной всем сотрудникам компании. Они структурированы по модулям и собраны в единый каталог. Такая организация позволяет эффективно отслеживать прогресс каждого сотрудника и оценивать уровень освоения необходимых для работы компетенций.
Внутренние курсы
- Технические требования к системе: сайзинг.
- Технические требования к системе: архитектура.
- Старт нового проекта и проектные роли.
- Лучшие практики создания ТЗ.
- Проекты миграции и импортозамещения.
- Методология управления разработкой и практика использования jira.
- Построение DR-архитектур и нюансы лицензирования 1С.
Какие параметры учитываем при расчете сайзинга и на что они влияют:
- конфигурация;
- количество активных пользователей;
- RTO/RPO;
- стек технологий;
- высокая доступность/DR;
- размещение в облаке/поставка железа/текущие ресурсы;
- влияние географического фактора: удаленность отдельных групп пользователей, наличие/отсутствие стабильных быстрых каналов связи;
- подходы к расчету размера БД;
- прочие нюансы (СХД или NVMe, частота процессоров и прочее).
В блоке про управление разработкой систематизированы базовые подходы к организации процесса, собрана вся документация и инструменты, которые приняты к использованию в компании: от системы управления задачами Jira до специализированных разработок на платформе 1С. Подробно описали интеграцию Jira в корпоративную экосистему и ее связь с принятой в компании проектной методологией.


Кроме того, периодически обмениваемся проектным опытом между ТА и фиксируем интересные кейсы во внутренней базе знаний.

Структура БЗ для тех группы
В то же время, учитывая, что сфера знаний ТА широка и объемна, и далеко не все вопросы можно сходу изучить к важной встрече или к началу этапа проекта, в индивидуальный план включает как внешние курсы, так и изучение внутренних материалов.
Как мы развиваем ТА: дополнительные материалы
Внешние курсы и материалы
- Разделы ИТС: Технологические вопросы крупных внедрений, Методическая поддержка администраторов, документация по платформе «Клиент-серверный вариант. Руководство администратора» (особенно «Глава 2. Клиент-серверный вариант работы», «Глава 10. Защита от несанкционированного использования: особенности и настройка»), Стандарты и методики разработки.
- Курсы, материалы и разделы ИТС по технологиям экосистемы 1С: «1С:Шина», «1С:Аналитика», «1С:Элемент», etc.
- «Зазеркалье 1С».
- Партнерский форум (с отбором по разделам, например, «Платформа», ТКВ, тег #Новое для новых релизов ERP).
- Курсы и материалы по функциональным возможностям типовых конфигураций.
- Курсы для подготовки к Эксперту, Эксплуататору: «Основы ремесла 1С: Эксперта», «Подготовка к 1С: Эксперту» (основной курс, применение методик), «Эксплуатация крупных информационных систем».
- Материалы с сайтов Gilev и Курсы-1с-рф.
- Курсы и материалы по СУБД.
- Курсы и материалы по linux, bash, работе с регулярными выражениями.
- Курсы и материалы, связанные с обзором инструментов devops и применением их в экосистеме 1С.
- Курсы и материалы по проектированию корпоративных систем. Крайне не распространены в экосистеме 1С, но существуют в природе.
Для чего: разобраться какие существуют стандарты моделирования, типы архитектур, паттерны проектирования. - Профильные конференции: партнерская конференция, инфостарт и прочие, не связанные с 1С (TeamLead Conf, Agiledays, etc).
- Курсы и тренинги по развитию soft-скилов: навыки проведения презентаций, встреч и проч.
Внутренние материалы размещены в базе знаний технической группы и на корпоративной образовательной платформе, доступной всем сотрудникам компании. Они структурированы по модулям и собраны в единый каталог. Такая организация позволяет эффективно отслеживать прогресс каждого сотрудника и оценивать уровень освоения необходимых для работы компетенций.
Внутренние курсы
- Технические требования к системе: сайзинг.
- Технические требования к системе: архитектура.
- Старт нового проекта и проектные роли.
- Лучшие практики создания ТЗ.
- Проекты миграции и импортозамещения.
- Методология управления разработкой и практика использования jira.
- Построение DR-архитектур и нюансы лицензирования 1С.
Какие параметры учитываем при расчете сайзинга и на что они влияют:
- конфигурация;
- количество активных пользователей;
- RTO/RPO;
- стек технологий;
- высокая доступность/DR;
- размещение в облаке/поставка железа/текущие ресурсы;
- влияние географического фактора: удаленность отдельных групп пользователей, наличие/отсутствие стабильных быстрых каналов связи;
- подходы к расчету размера БД;
- прочие нюансы (СХД или NVMe, частота процессоров и прочее).
В блоке про управление разработкой систематизированы базовые подходы к организации процесса, собрана вся документация и инструменты, которые приняты к использованию в компании: от системы управления задачами Jira до специализированных разработок на платформе 1С. Подробно описали интеграцию Jira в корпоративную экосистему и ее связь с принятой в компании проектной методологией.
Кроме того, периодически обмениваемся проектным опытом между ТА и фиксируем интересные кейсы во внутренней базе знаний.
Структура БЗ для тех группы
Но прокачиванием хардов сложности не ограничиваются. Во-первых, даже если теория освоена, не всегда удается сразу применить новые знания на практике. В этом плане развитие внутри крупной компании предпочтительнее, чем самостоятельное освоение курсов. В КРОК мы не просто учим ТА, а погружаем их в реальные проекты. Вопрос «как мне использовать полученные знания» не стоит вовсе — учеба привязана к практике очень прочно.
Во-вторых, и это не менее важно, ТА должны прокачивать софты. Нужно перестроить мышление, научиться смотреть на задачи по-новому.
Часто харды пересекаются с софтами, например, оценка задач — это хард, но если речь идет о взаимодействии с командой, согласовании оценок или управлении ожиданиями, то тут уже требуются софт-скилы.
Что нужно, чтобы стать ТА
Я собрала топ наиболее полезных рекомендаций из моего опыта управления и развития от разработчика до технического архитектора.
- Прежде всего, отпустить карьеру разработчика: количество задач, связанных с программированием уменьшается, а количество коммуникаций растет. Наверняка в какой-то момент ты загрустишь по спокойным дням сфокусированной работы на одной задаче. Новые проекты и условия поначалу будут вгонять в стресс. Этот этап нужно пережить. Не все его проходят, и это тоже нормально — возможно, вам и не нужно становиться ТА :).
- Смотреть на проект в целом и брать ответственность за результаты команды разработки в контексте всего проекта. Научиться контролировать сроки и качество, не скатываясь в микроменеджмент. Действует принцип «доверяй, но проверяй». А еще нужно видеть слабые и сильные стороны участников команды.
- Быть проактивным, а это тоже навык. ТА — тот человек, который принимает решения. Не надо ждать, пока менеджер проекта подумает, как тебе и твоей команде было бы удобнее работать.
- Оценивать трудоемкость и сроки по задачам исходя не из своего уровня, а из уровня команды. Закладывать риски и человеческий фактор. При оценке своих задач учитывать время на согласование (несколько итераций) и коммуникации.
- Искать баланс между сроками и качеством, идеальным результатом, красивым решением и реальными потребностями бизнеса. Если необходимо, принять риски недостаточно глубокого проектирования и подсветить их команде управления проекта. Запланировать и вернуться к устранению техдолга в будущем, если необходимо.
- Выстраивать эффективную коммуникацию с коллегами и заказчиком проекта и в целом управлять временем и энергией: выполнять множество разноплановых задач и не выгорать, успевать важное и откидывать неприоритетное.
- Оценивать и закладывать риски, принимать решения в условиях неопределенности. Важно уметь обозначать ограничения предложенного решения и ключевые моменты, а также задавать вопросы, помогающие конкретизировать задачу и выявить реальные боли. Сюда же относится умение давать индикативную оценку.
- Ретроспективно оценивать качество принятых решений. Особенно это касается навыка проектирования: без реализации прочеленджить предложенное решение.
- Не замыкаться только в мире 1С, помнить, за его пределами есть множество интересных технологий. Это расширяет кругозор и улучшает качество решений.
- Не судить себя слишком строго, избегать синдрома самозванца и нездорового перфекционизма.
ТА нужны всем!
В условиях быстро меняющегося мира ИТ актуальность специальности технический архитектор неуклонно растет: качественные архитектурные решения становятся ключевыми для успешной реализации проектов и достижения бизнес-целей.
Руководителям и тимлидам стоит задуматься о поддержке и развитии талантливых специалистов, ведь именно от их знаний и опыта зависит создание надежных и эффективных систем. Инвестируя в обучение и рост технических архитекторов, можно значительно повысить конкурентоспособность компании и усилить её позиции на рынке, а также вкладываться в развитие отрасли, в целом.
А разработчикам, которые выбирают этот сложный, но захватывающий карьерный трек, стоит помнить о множестве открывающихся возможностей и о перспективах. ТА может в значительной степени влиять на реализацию ИТ-проектов и, в конечном счете, на бизнес. Быть архитектором — значит одновременно и решать архитектурные задачи, и формировать будущее технологической экосистемы, и вдохновлять команды. Стать ТА непросто, но это очень интересный путь развития, который стоит того, чтобы его пройти.