Как растить джунов

26.08.25

Саморазвитие - Обучение и наставничество

Рассказываем, как быстро отобрать одного перспективного кандидата из сотни выпускников онлайн-школ, как научить его решать реальные задачи в сжатые сроки, и какой набор знаний позволяет сразу подключить новичка к проекту.

Бесплатные

ВНИМАНИЕ: Файлы из Базы знаний - это исходный код разработки. Это примеры решения задач, шаблоны, заготовки, "строительные материалы" для учетной системы. Файлы ориентированы на специалистов 1С, которые могут разобраться в коде и оптимизировать программу для запуска в базе данных. Гарантии работоспособности нет. Возврата нет. Технической поддержки нет.

Наименование Скачано Бесплатно
Дорожная карта. Доработка типовых решений 1С для джуна
.pdf 62,72Kb
64 Скачать бесплатно
Дорожная карта. Доработка типовых решений 1С для джуна
.xmind 401,26Kb
14 Скачать бесплатно

Я давно работаю в 1C, в разных ролях, прошла путь от программиста до руководителя отдела в компании 1С-франчайзи . В этой роли я активно занималась наймом и развитием начинающих специалистов.

Последние пару лет я веду практический курс, где готовлю новичков – джунов к реальной работе на проектах, в основном для компаний-франчайзи.

В этой статье я хочу рассказать:

  • Как найти толковых кандидатов в условиях избытка выпускников курсов;

  • С каким багажом приходят джуны после обучения на курсах – и что с этим делать;

  • Как научить их решать реальные задачи;

  • Как выстроить дорожную карту развития джуна и адаптировать ее под свою команду.

Это может быть интересно, в первую очередь, ведущим разработчикам, которые выступают наставниками или менторами в компаниях. А также руководителям команд, особенно во франчайзинге, где вопрос подготовки кадров особенно острый.

Первый вопрос, который возникает: зачем вообще этим заниматься? Почему бы просто не нанимать готовых специалистов? Думаю, ни для кого не секрет: сейчас острый кадровый голод в IT. Мидлы, джуны и сеньоры активно переходят из компании в компанию – их переманивают повышением зарплаты, бонусами, условиями. Если мы не будем сами готовить кадры, через несколько лет просто некого будет нанимать.

Я уверена, что в среднесрочной перспективе выиграют те компании, которые инвестируют в развитие джунов и выстраивают систему наставничества внутри.

 

Проблемы найма: как отсеять кандидатов и не упустить таланты

 

Поговорим о найме. Как это обычно происходит? Выкладываем вакансию на hh.ru и получаем сотни откликов.

Недавно мы набирали группу джунов для удаленной работы – на вакансию было около 550 откликов. Если ищете в офис – скажем, в Петербурге или Москве – количество может быть меньше: 150–200. Но все равно много.

И проблема в том, что резюме у всех почти одинаковые. Один шаблон, одни и те же технологии, проекты, формулировки. Все это напоминает анекдот про HR: сидит за столом, видит пачку резюме, берет половину – и выбрасывает в мусор. «Не повезло этим кандидатам, – говорит, – а неудачники нам не нужны».

Мы не можем адекватно проработать сотни откликов. Обычно смотрим первые десятки, кого-то приглашаем на собеседование – а до остальных просто не доходим. Такие кандидаты не «неудачники» – им просто не повезло оказаться в конце очереди.

 

Системный подход к отбору: воронка найма

 

Поэтому возникла потребность подойти к процессу системно. Не тратить кучу времени и при этом не упустить сильных кандидатов.

После нескольких итераций я пришла к определенной схеме – к воронке отбора, которую хочу вам представить.

Мы публикуем вакансию и сразу в ее тексте даем первое задание: «При отклике, пожалуйста, ответьте на следующие вопросы». Обычно это простые вопросы:

– Что вас привлекает в сфере 1С?

– Какой у вас опыт в программировании на 1С (включая учебный)?

– Есть ли опыт на других языках программирования?

Цель этого этапа – отсеять автоматические отклики и ботов. Мы хотим убедиться, что кандидат прочитал вакансию и проявил хотя бы минимальный интерес.

Далее тем, кто корректно ответил, мы отправляем тестовое задание по 1С. Оно преследует две цели:

  1. Проверить базовые навыки написания кода.

  2. Оценить способность искать решения самостоятельно – умение «гуглить», анализировать и справляться с задачами, с которыми человек ранее не сталкивался.

Мы сознательно включаем в тест задания со «звездочкой» – такие, которые джун, возможно, не решит сходу, но сможет проработать, проявив инициативу и логику. Главное – увидеть процесс мышления и подход к решению.

Например, по одной вакансии мы получили 222 отклика. Около 50% кандидатов не выполнили первое задание и были отсеяны уже на этом этапе. На графике это нижний синий слой «слоеного пирога».

 

 

Остальным – примерно 110 человек – мы направили тестовое задание. Здесь теряем еще 70–80%: они не прислали решение. В итоге до следующего этапа доходит около 7% от общего числа откликнувшихся.

На этом этапе мы начинаем рассматривать резюме. Первичного отбора по резюме не проводим – мы не отсеиваем кандидатов до проверки их ответов и теста. Только после прохождения этих этапов мы анализируем опыт, проводим собеседования и делаем офферы.

Мы вели постоянный набор – обновляли вакансию каждый месяц и прогоняли всех кандидатов через эту воронку. В среднем, один специалист в месяц выходил на работу.

 

Проблемы адаптации джунов на реальных проектах

 

 

Когда джун приходит в штат, мы не можем сразу подключить его к реальному проекту. Потому что человек приходит с курсов, где обучение, как правило, построено на работе с чистой конфигурацией – то есть с нуля, без чужого кода. Разработчик сам создает структуру, пишет весь код, сам управляет базой. Это удобно для обучения, но далеко от реальности.

Кроме того, формат курсов часто сводится к принципу: «Смотри, как я делаю – и делай так же». Курсы – коммерческий продукт, и важно быстро дать ученику ощущение успеха – «нажал кнопку – получил результат». Так формируется ложное ощущение мастерства.

На реальной работе джун сталкивается с типовой конфигурацией, в которой тысячи строк чужого кода. Теперь задача – не столько писать, сколько читать, понимать и вносить изменения в уже существующую логику. При этом работа ведется в команде, используются инструменты групповой разработки (хранилище или GIT), а задачи редко имеют четкий алгоритм решения.

В итоге джун приходит на первую работу с уверенностью в своих силах – возможно, даже с дипломом, где он значится как «профессиональный разработчик 1С». Но первые задачи ставят его в тупик. Он сталкивается с непонятным кодом, отсутствием пошаговой инструкции, необходимостью коммуницировать с командой.

Постепенно, конечно, человек включается в процесс. Но в начале ему нужно время, поддержка и правильная адаптация.

 

Этапы роста джуна: от стажера до самостоятельного специалиста

 

Стажером мы называем человека, который обладает теоретическими знаниями, но не имеет практического опыта коммерческой разработки. Мы даем ему простую задачу – например, создать печатную форму. Он будет выполнять ее долго, потому что в процессе учится: разбирается в платформе, ищет решения, допускает ошибки.

Но в следующий раз дело пойдет быстрее. Постепенно навык формируется.

Через какое-то время – обычно от 6 до 12 месяцев – мы получаем полноценного джуна. Это уже относительно самостоятельный специалист, способный решать типовые задачи с приемлемым качеством и в предсказуемый срок. Такого уровня мы достигали минимум за полгода.

И здесь возникло два вопроса:

  1. Можно ли ускорить этот процесс? Например, чтобы джун вышел на нужный уровень не за 6–12 месяцев, а за 3.

  2. Как увеличить вероятность того, что человек останется в компании? Ведь даже если он дойдет до нужного уровня, он может уйти через пару месяцев – потому что программирование оказалось сложнее, чем он думал или работа не соответствует его ожиданиям.

Поэтому вторая задача, которая перед нами стояла – повысить шансы на долгосрочное сотрудничество.

Мы хотели не просто нанять, а найти тех, с кем будем работать «долго и счастливо».

 

Новый подход: обучение до найма

 

Мы поменяли логику найма: вместо того, чтобы сначала нанимать, а потом обучать, мы стали сначала обучать, а потом уже предлагать работу.

 

Процесс начинается с обычной вакансии – те же тестовые задания, о которых я рассказывала ранее. Мы не проводим индивидуальные собеседования с каждым. Вместо этого формируем группу из 20–30 человек и приглашаем их на установочную встречу.

На этой встрече мы подробно рассказываем, что предлагаем: бесплатное обучение в течение 2,5 месяцев, ориентированное на прикладные, практические задачи.
– Участник ничего не платит.
– Это не работа, и мы не платим зарплату.
В конце программы – финальное собеседование с финалистами, с теми кто успешно освоил нашу программу. Им мы предлагаем трудоустройство в компании.

У меня есть данные по четырем таким потокам, проведенным для разных компаний.

Результаты стабильные: 3-5 финалистов на выходе. Мы можем взять всех или кого-то из них – в зависимости от потребностей команды. Конечно, такой формат нецелесообразен, если вам нужен один джун разово. В этом случае проще использовать традиционные каналы найма.

Но если у вас постоянный поток вакансий, и вы готовы брать по несколько человек одновременно – хотя бы 2–3 – тогда обучение до найма становится отличным инструментом. Это не только повышает качество входа, но и снижает риск текучки кадров.

 

Организация процесса обучения: имитация реальной работы

 

Теперь поговорим о том, что происходит внутри обучения – как мы устроили сам процесс. Как я уже говорила, обучение групповое. У нас есть пространство для коммуникации – это Telegram-чаты, а также специальная платформа с заданиями. Мы максимально имитируем реальную рабочую среду и погружаем участников в контекст.

У каждой задачи есть дедлайн, как в настоящей разработке. Участники могут обращаться за помощью – задавать вопросы коллегам, искать решения в интернете. Все, что разрешено в реальной команде, разрешено и здесь.

Обучение максимально практико-ориентированное. Мы не даем заданий вроде «создайте свою конфигурацию с нуля». Уже со второй недели участники работают с реальной типовой конфигурацией – в нашем случае это УТ 11. Они решают прикладные задачи, близкие к тем, с которыми сталкиваются джуны в работе.

 

Роль наставника в обучении джунов

 

Когда я разрабатывала программу, я сама составляла все практические задания. Что касается теории – я использовала только открытые источники. Потому что ситуация с доступом к знаниям сильно изменилась.

В мое время – я начала работать с 1С в 2008 году – выбор был невелик. У меня был только один учебник: – «1С:Предприятие 8. Практическое пособие разработчика» авторства Радченко. Альтернатив тогда почти не существовало.

Сегодня же огромное количество бесплатных материалов: видео на YouTube, статьи, Telegram-чаты, форумы, курсы. Проблема начинающего программиста не в дефиците знаний, а в избытке информации. Сложность – не в доступе, а в том, куда смотреть и с чего начать. Именно поэтому в моем Telegram-канале часто задают вопрос: «Зачем вообще нужен наставник, если все можно найти в интернете?»

И здесь меняется сама роль наставника. Нам больше не нужен преподаватель, который «вещает» теорию с экрана. Нам нужен наставник-проводник.

Его задачи:

  1. Структурировать материалы – выстроить четкую дорожную карту обучения. Провести ученика максимально коротким путем к цели.

  2. Давать обратную связь – и это, пожалуй, самое важное. Без обратной связи человек может работать месяцами, выполнять задачи, но не понимать, на правильном ли он пути. Никто не смотрит его код, не указывает на ошибки, не хвалит за успехи. Он теряется, теряет мотивацию.

  3. Показать типовые приемы, лучшие практики, стандартные подходы к решению задач. Важная роль наставника – сократить время на «изобретение велосипедов».

Именно эту концепцию – наставник как проводник и фасилитатор роста – я постаралась реализовать в своей программе обучения.

 

Метод «перевернутого класса» в обучении программистов

 

Речь идет о методе «перевернутого класса», или flipped classroom – по-русски можно сказать «обратный формат обучения». Он называется перевернутым по отношению к классической модели.

В традиционной школе учитель на уроке рассказывает теорию, а домой дает практическое задание. В перевернутом классе – наоборот: сначала ученик сам изучает материалы дома (видео, статьи, документацию). А на «урок» он приходит, чтобы задать вопросы, обсудить сложные моменты и практиковаться под руководством наставника.

В применении к обучению джунов 1Сников это выглядит так:

– Мы даем задачу.

– Человек пытается ее решить: использует поисковик, задает вопросы, ищет решения.

– У задачи есть дедлайн – к нему нужно прислать результат.

– После этого мы вместе разбираем решения: как можно было сделать лучше, какие типичные ошибки, что работает, а что – нет.

Важно, что к моменту разбора человек уже попробовал решить задачу сам – даже если не дошел до конца или выбрал неоптимальный путь. У него уже возникли вопросы, появились гипотезы, он «примерился» к проблеме. И тогда мы даем информацию не в вакууме, а в ответ на конкретные запросы – не «вываливаем» знания, а помогаем осмыслить опыт.

Главная цель такого подхода – дать удочку, а не рыбу. Не просто показать: «вот как решается такая задача», а научить думать, анализировать и справляться с тем, с чем ты раньше не сталкивался.

 

Оценка soft skills в процессе обучения

 

Еще одна важная задача такого формата – оценка soft skills. За 2,5 месяца мы видим людей в действии. Наблюдаем, как они ведут себя в реальных условиях, близких к рабочим.

 

 

Мы обращаем внимание, например, на то, как человек задает вопросы. Здесь часто проявляются две крайности у начинающих специалистов.

– Первая – интроверт, которому сложно просить о помощи. Он заходит в тупик, часами пытается разобраться сам, но не спрашивает – из-за стеснения, страха показаться глупым или просто непривычки.

– Вторая – тот, кто каждые пять минут задает вопросы, не пытаясь сначала поискать ответ самостоятельно.

Мы ищем золотую середину – человека, который самостоятелен, но не изолирован, умеет вовремя обратиться за помощью и при этом уважает время других.

В процессе обучения в группе выделяются лидеры – те, кто не только решает свои задачи, но и помогает другим, отвечает на вопросы одногруппников. Таких тоже стоит отметить – это уже не только технические, но и командные качества.

Видно и то, как человек подходит к задаче:

– Кто-то просто выполняет ТЗ по пунктам, не задумываясь о сути.

– А кто-то – мыслит как аналитик: смотрит на результат, думает на шаг вперед, уточняет условия, ищет оптимальное решение.

Также мы оцениваем отношение к дедлайнам. Бывает так называемый «синдром студента» – все делается в последнюю ночь, как перед сессией.

А бывает – человек планирует, распределяет нагрузку, присылает решение заранее.

За 2,5 месяца у нас есть время, чтобы увидеть реальные паттерны поведения – гораздо больше, чем за 30–60 минут собеседования.

Поэтому выводы о человеке получаются значительно объективнее.

 

Чему учат джунов: дорожная карта и практические модули

 

Теперь поговорим о содержании обучения. Мы уже обсудили, как устроен процесс. Теперь – что в него входит.

У нас есть дорожная карта в формате mind map – ее можно будет скачать и посмотреть подробнее. Сейчас я кратко расскажу, как она устроена.

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, диаграмма, линия Автоматически созданное описание

 

Обучение разбито на тематические модули, логически выстроенные по нарастанию сложности.

Начинаем с того, что джуну уже относительно знакомо: запросы, отчеты.

При этом мы не изучаем с нуля язык запросов – предполагаем, что базовые знания уже есть.

Акцент делаем на:

– стандартах разработки,

– типичных ошибках в запросах,

– приемах оптимизации.

Понятно, что речь идет не об уровне эксперта 1С, а о том, что доступно и полезно на уровне джуна: например, как избежать лишних циклов, правильно использовать соединения и не перегружать выборки.

Следующий модуль – отчеты. Задача, вроде бы, простая: «сделай отчет и подключи его к УТ». Но уже здесь человек сталкивается с реальной сложностью: нужно разобраться как минимум с двумя подсистемами БСП (БСП – библиотека стандартных подсистем):

– Дополнительные отчеты и обработки,

– Варианты отчетов.

Именно так мы выстраиваем все задания: даже на простой задаче – погружение в реальные механизмы типовой конфигурации. Например, задача в блоке по обменам данными – загрузить контрагентов вместе с их адресами.

Чтобы ее выполнить, нужно понять, как устроена контактная информация в УТ и других решениях на базе БСП:

– где и как хранятся данные,

– какие объекты используются,

– какие методы платформы помогут корректно их обработать.

Далее мы проходим:

– способы доработки типовых конфигураций – с расширениями и без,

– работу с формами, включая программную доработку,

– групповую разработку – как минимум, работу с хранилищем конфигурации (если в компании используются более сложные инструменты – их тоже можно включить).

Кроме того, стандарты разработки проходят сквозной темой через все модули. Мы изучаем их по частям, а на этапе код-ревью даем обратную связь – в том числе по соблюдению этих стандартов.

 

Как создать свою дорожную карту обучения

 

Готовых универсальных решений нет. Скорее всего, вам понадобится адаптировать подход под свою команду, проекты и уровень текущих задач.

За основу можно взять готовые карты компетенций – их много в интернете. Есть различные варианты: от общих до узкоспециализированных. Они хорошо подходят для вдохновения.

В статье есть ссылка на мою дорожную карту – можете посмотреть, развернуть, использовать как отправную точку. Но обязательно адаптировать под свои реалии.

Например, если в вашей компании много задач по интеграции 1С с внешними системами – скажем, с Bitrix или другими сервисами – тогда сделайте на этом упор. Включайте такие кейсы в практику.

Хорошая идея – опросить своих текущих джунов и мидлов, особенно тех, кто пришел в профессию недавно – год-два назад. Они еще помнят, с чем сталкивались на старте:

– каких знаний не хватало,

– какие задачи были сложными,

– где терялись,

– где нужна была помощь.

Именно их опыт помогает сделать обучение релевантным и практичным. У меня, кстати, несколько тем в программе появились именно благодаря таким беседам.

 

Заключение: важность наставничества и группового обучения

 

Подведу итоги. Во-первых – не бойтесь брать джунов. Кадровый вопрос стоит остро – и его нужно решать. Даже если у вас сейчас нет острой потребности в найме, а в команде есть специалисты, которым нужно расти, подумайте о групповом обучении как инструменте развития. Такой формат полезен не только для новичков, но и для всей команды.

Кстати, есть интересные исследования: например, при изучении иностранных языков индивидуальные занятия с преподавателем часто эффективнее групповых. А вот программирование, наоборот, лучше усваивается в группе. Общение, обмен опытом, помощь коллег – все это ускоряет обучение и мотивирует.

И самое главное – обратная связь. Обратная связь – ключевой фактор роста.

Давайте обратную связь по коду. Проводите код-ревью. Показывайте, где можно улучшить, но не забывайте говорить, что сделано хорошо.

Начинающий специалист должен понимать:

– где он ошибся,

– где он на правильном пути.

Без таких ориентиров очень сложно расти. В идеале этим должен заниматься наставник внутри компании. Если в команде нет свободного времени или компетентного человека – не беда. Сейчас есть платформы для поиска внешних менторов: например, GetMentor, Solvery – хорошие примеры.

И, кстати, радует, что на Инфостарте уже несколько статей было посвящено менторству. Это значит, что тема наставничества в 1С-сфере начинает активно развиваться.

 

*************

Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции INFOSTART TECH EVENT.

См. также

Обучение и наставничество 1С:ERP. Управление холдингом Россия Бесплатно (free)

Самовыражение и творчество крайне важны в программировании. Даже в рамках жёстких технических требований и заданной архитектурной структуры, как это часто бывает в проектах «1С», можно найти способы для развития и вдохновения. Один из таких способов вернуть азарт к профессии – создать клуб разработчиков для единомышленников.

10.09.2025    368    0    user2150563    2    

2

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Когда компания растет, наставничество перестает справляться с нагрузкой – индивидуальный подход сталкивается с проблемой масштаба. Рассказываем, как перейти от разрозненных практик к системному обучению более чем 100 разработчиков, построив единую матрицу компетенций, систему оценки уровней знаний, обучающие треки и механизм закрепления навыков. Вы узнаете, почему этот путь привел от наставников к экспертам, как избежать хаоса и на какие «грабли» успела наступить команда.

20.08.2025    1062    0    user1033350    5    

2

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Наставничество – это не просто помощь другим, это путь к пониманию себя и своего профессионального предназначения. Что делает наставника по-настоящему эффективным, какие качества стоит искать при выборе наставника, а также как самому начать выступать в этой роли? Через личный опыт и кейсы показываем, как сделать наставничество инструментом для улучшения продуктов и команд. А также раскрываем его суть как практики глубокого профессионального и личностного роста.

20.08.2025    1179    0    TSIvanova    0    

3

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Чтобы быстро и без лишних рисков ввести нового руководителя проекта в работу, для него нужно организовать подробную программу адаптации, сочетающую теорию, практические задачи и регулярную обратную связь с куратором. Расскажем о том, как помочь РП качественно освоить корпоративную технологию и начать применять её на практике.

18.08.2025    566    0    cybrat    0    

3

Лидерство Обучение и наставничество Компетенции и навыки Бесплатно (free)

В статье – практические советы для тимлидов, как выстроить процессы так, чтобы команда росла, а нагрузка на лидов снижалась. Ключ – в отказе от привычки делать все самому, делегировании, системности и культуре передачи знаний. Это не теория – это опыт управления большой командой новичков в реальной продуктовой компании.

14.08.2025    747    0    ScaNNer    1    

3

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Разберем разные форматы стажировок и их эффективность, а также типичные проблемы, с которыми сталкиваются стажеры, и способы их решения. Обсудим, существует ли идеальная тактика проведения стажировки, и почему фидбек от менторов играет ключевую роль в развитии начинающих специалистов. Отдельное внимание уделим системам контроля прогресса и важности регулярной обратной связи. Кроме технических навыков, стажеру необходимы soft skills – расскажем, какие из них критически важны для разработчиков 1С и как их развивать в рамках стажировки. Статья будет полезна как тем, кто только начинает путь в профессии, так и компаниям, стремящимся сделать свои программы обучения более эффективными.

14.08.2025    587    0    mifewa    0    

2

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

В статье разберем, как понять, что команда нуждается в обучении, и почему своевременное повышение квалификации – это не роскошь, а необходимость.

12.08.2025    664    0    user2088746    0    

2

Мотивация Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Автор этой статьи начинала свою карьеру в бухгалтерии. С должности главного бухгалтера она перешла в сферу ИТ, где за 16 лет выросла до функционального архитектора. У нее большой опыт внедрения 1С на крупных предприятиях с фокусом на регламентированный учет и МСФО.

24.07.2025    594    0    KovalevaEG    1    

2
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. Богатырев Артур 134 27.08.25 12:01 Сейчас в теме
" бесплатное обучение в течение 2,5 месяцев, ориентированное на прикладные, практические задачи.
– Участник ничего не платит.
– Это не работа, и мы не платим зарплату.
В конце программы – финальное собеседование с финалистами, с теми кто успешно освоил нашу программу. Им мы предлагаем трудоустройство в компании."
Слышал и читал о подобных методиках. Насколько я понимаю, тут есть недостаток:
далеко не все люди согласны 2.5 месяца бесплатно для себя чему то учится, а не работать и получать зарплату, а потом и без гарантии что тебя примут.
Т.е. тут расчет скорее на студента или вчерашнего студента, который "может потерпеть" (еще учится, или там живет с родителями, или подрабатывает) - "джун-ждун".
Я бы сказал, что нужно человеку втолковать пользу для него - "в крайнем случае нахаляву пройдешь обучение".

"Уже со второй недели участники работают с реальной типовой конфигурацией – в нашем случае это УТ 11. Они решают прикладные задачи, близкие к тем, с которыми сталкиваются джуны в работе."
А почему не попробовать дать прямо реальную несрочную задачу?


P.S. Слово "джун" терперь не могу, именно потому что почти "ждун". У нас в компании используют "стажер".
3. Odinesnitsa 4 27.08.25 16:45 Сейчас в теме
(1) "не все согласны бесплатно учиться".

Так это ж добровольно, всегда можно пойти и поучиться на платных курсах, если не согласен бесплатно :)
Или даже самому осваивать.

Желающих много, примерная статистика как раз в статье есть.
И нет, в основной массе это не студенты , это взрослые люди 30+, которые настроены найти работу в новой для себя сфере и с мотивацией "где найти время и зачем это мне " у них все ок.
4. Богатырев Артур 134 27.08.25 16:48 Сейчас в теме
(3)
овольно, всегда можно пойти и поучиться на платных курсах, если не согласен бесплатно :)
Или даже самому осваивать.

Вы явно невнимательно прочитали мой комментарий, я писал о другом. Перечитайте, пожалуйста.
В данном случае я писал о необходимости 2.5 месяца чему-то учится без зарплаты.
При этом смысл экономии для компании я понимаю отлично, хотя лично не одобряю.

(3)
, это взрослые люди 30+, которые настроены найти работу в новой для себя сфере и с мотивацией "где найти время и зачем это мне " у них все ок.

Т.е. в джуны в основном идут возрастные люди? Но в таком возрасте смена деятельности - это же явное проседание в зарплате и уровне как специалиста... Хм... информация неожиданная.
Чем они поясняют все подряд такое желание?
6. Odinesnitsa 4 27.08.25 17:00 Сейчас в теме
(4) а откуда ваш тезис, что за обучение должна платиться зарплата? Непонятно.
Обычно это работает не так.

Если вы не знаете, что люди платят за обучение, посмотрите статистику онлайн-школ:)

В данном случае разница подхода в том, что платит будущий работодатель, а не сам ученик.


30+ это возрастные?))

По разным факторам люди выбирают менять сферу. Нет никакого правила, что надо всю жизнь заниматься одним и тем же. В двух словах отвечать смысла нет.
9. Богатырев Артур 134 27.08.25 17:23 Сейчас в теме
(6)
а откуда ваш тезис, что за обучение должна платиться зарплата? Непонятно.
Обычно это работает не так.

Что тут неясного? В общем случае человека сначала берут в штат, а потом он обучается, получая за то что он в штате, некую зарплату. Потому я и писал, что человек в вашем случае должен иметь в виду 2.5 месяца учится "без зарплаты", т.е. где то брать "денежку на покушать".

(6)
, что платит будущий работодатель, а не сам ученик.

1. Работодатель он будущий пока условно. Не факт как бы. Ведь не все заканчивают.
2. Работодатель ничего не платит. Я тут уже приводил соображения что это для компании дешево. И хвалил вашу идею с точки зрения "рыночка".

(6)
не знаете, что люди платят за обучение, посмотрите статистику онлайн-школ:)

Скажите, уважаемая, вы считаете свои курсы онлайн-школой?
То что цены конские на обучения, я прекрасно знаю. Как и то, что значительная часть курсов реально можно заменить самообучением.

(6)
30+ это возрастные?))

Для джуна - да, это возраст.
В 35 лет люди, если у них есть профессия, чего то достигают за 10-15 лет работы.
Человеку в 35 лет сильно труднее кардинально менять мышление и сам образ работы, это общеизвестно. Он хуже обучаем, чем молодой.
Человек в 35 лет вдруг "прозревает", что занимался 10-15 лет "не тем", и согласен вдруг "с нуля" с маленькой зарплатой в новой сфере... Хм... Соглашусь что есть такие люди, но...
Почему у вас нет тогда джунов 20+ и есть есть, то сколько их в %?
13. A1WEB 59 28.08.25 09:27 Сейчас в теме
(9)
Почему у вас нет тогда джунов 20+ и есть есть, то сколько их в %?

Сейчас полно возможностей в виде работы курьером, водителем, работником склада на маркетплейсе. Что бы вы выбрали будучи молодым и здоровым, зарабатывать здесь и сейчас или бесплатно полный день тупить во франче с непонятными перспективами?

Если автор говорит, что кандидатов предостаточно, - либо он отстал в облаках 10-15 летний давности, либо речь идет о совсем тупиковых вариантах.
15. user864894 28.08.25 10:06 Сейчас в теме
(13) еще я однажды увидел неожиданный итог обучения стажеров.
В группе из 10-12 человек руководство выделяло 2х самых перспективных. Но как раз они , пройдя стажировку и уяснив для себя технологию НЕ стали заниматься 1С.

спросил почему, ответ: С++ и т.п. это да, 1С - нет.

т.е. самые продвинутые студенты ИТ специальностей не видят себя в экосистеме 1С.

я предполагаю, что значимая доля такого решения - это то, что молодые люди понимают: мир в целом гораздо больше чем РФ. И специализируясь на 1С они сознательно отсекают себя от огромных возможностей.
------
так что в статье описанная схема видимо оправдана - как золотодобытчики - познакомится с тысячами, чтобы выявить нескольких могущих и хотящих заниматься 1С.
17. Богатырев Артур 134 28.08.25 11:17 Сейчас в теме
(13)
Что бы вы выбрали будучи молодым и здоровым, зарабатывать здесь и сейчас или бесплатно полный день тупить во франче с непонятными перспективами?

На таком ответе конечно да.
Я потому и спросил, а где джуны 20+?
Про низкую склонность к длительному труду у современных молодых людей сказано и написано и вовсе очень много.
2. user1791174 27.08.25 15:22 Сейчас в теме
Волею судьбы Анастасия (авто сей публикации) была моим наставником в одной из организаций целых 1,5 месяца. Что я могу сказать о ее подходе: неуважение к начинающему специалисту - это было основой моего обучения. У Анастасии был свободный график, она мне давала какое либо задание и могла пару дней не появляться на работе. А если появлялась, то сильно после обеда, тогда как у меня был четкий график с 9 до 18. Когда я однажды отказался оставаться после 18 разбирать мои проблемы, она мне дала задание написать обмен на КД 2.0. Конечно, когда я не справился, она со мной по прощалась.

Может, конечно, за несколько лет в ее подходе что-то изменилось, но, судя по написанному, не особо. Обучаться 2,5 месяца без оплаты, на такое вообще кто-то идет?

Так к чему это я, важный фактор выращивания специалиста, который будет лоялен к твоей компании, который не убежит при первой же возможности - это взаимоуважение. Не только требовать, но и давать что-то взамен. Зарплата должна быть, пусть и минимальная, рабство отменили давно; нужно разбирать проблемы лично, отвечая на вопросы, а не отправлять в Гугл; уважать время стажера, у него тоже есть личная жизнь. Тогда и джуны вам не понадобятся, так как текучка специалистов будет минимальная.
nodalt; A1WEB; +2 Ответить
5. Odinesnitsa 4 27.08.25 16:52 Сейчас в теме
(2) А что же анонимно?) Не знаю кто вы, но судя по вашему рассказу, вы не прошли испытательный срок.
Такое бывает.
Как раз описанный в статье подход позволяет сразу же на старте найти тех, кто может и хочет эффективно работать.
И тем самым сэкономить время обеим сторонам.

Кому-то подходит другой формат - это окей.
NikolasK; +1 Ответить
8. user1791174 27.08.25 17:15 Сейчас в теме
(5) Конечно, не прошел, причину описал выше. То есть, причина была не в моих знаниях, умениях, стремлении учиться, а в нежелании подчиняться хотелкам куратора, то есть вашим. Согласитесь, почти ежедневные задержки стажера после рабочего дня - это ваши хотелки, капризы или даже не знаю как назвать ваше желание остаться и оставить меня вечером )

И да, время вы нам действительно сэкономили, после вас я достаточно быстро устроился в организацию, в которой не было описанных мною выше минусов в стажировке, работаю тут уже много лет, даже вырос до руководителя отдела.

Как видите, в описанном вами методе выращивания джунов хватает минусов, хоть вы и не хотите их признавать.
10. Богатырев Артур 134 27.08.25 17:29 Сейчас в теме
(5)
но судя по вашему рассказу, вы не прошли испытательный срок.
Такое бывает.
Как раз описанный в статье подход позволяет сразу же на старте найти тех, кто может и хочет эффективно работать.

Вот тут непонятно, поясните пожалуйста. Какой "испытательный срок", если сотрудник у вас еще не работал по вашей методике?т

Ваша методика очень хороша для экономии средств компании, т.к. убирает затраты по выплате ЗП стажеру и некоторые бюрократические моменты. Но на мой взгляд, повторюсь, сужает поиск кандидатов.
7. Богатырев Артур 134 27.08.25 17:01 Сейчас в теме
Перечитал еще раз. В чем то гениальная идея с обучением до найма, хотя жестокая.

бесплатное обучение в течение 2,5 месяцев, ориентированное на прикладные, практические задачи.
– Участник ничего не платит.
– Это не работа, и мы не платим зарплату.
В конце программы – финальное собеседование с финалистами, с теми кто успешно освоил нашу программу. Им мы предлагаем трудоустройство в компании.

С точки зрения "рыночка", т.е. экономии для компании это очень хорошо.

1. Если человек не будет к моменту начала обучения оформлен в штат, то если он по пути обучения "сольется", или просто окажется неспособным - нет необходимости его увольнять. Если же вы наняли сначала человека, а потом его неудачно обучали - тут аспекты меняются... :)
2. Самому обучаемому это можно подать почти как "подарок" от компании, чтобы дать ему мотивацию бесплатно учится, якобы он за обучение в другом месте заплатил бы денежку...
3. Затраты для компании для такого "обучения" я вижу минимальными, если в статье полно все описано. Т.е. 1 раз на всех автор составил некие "задания", причем задания соискатель делает сам. Функция главы курса сводится к проверке. Да еще я так понял, можно и удаленно. Т.е. материальных затрат никаких, реальные курсы покупать не надо для учеников (качество этих курсов от 1С "стандартных" - отдельная тема).
11. user864894 28.08.25 06:22 Сейчас в теме
во франчайзи , которой я начинал платили стипендию стажерам. И это не было чем то необычным.
При том что "средний срок" работы специалиста , выросшего из стажера был от 0,8 до 1.2 года. Казалось бы не выгодно, плюс многие стажеры действительно бросают из за сложностей. Но тем не менее раз стипендия была, то выгодно.

Единственное рациональное зерно - это тестовое задание

Откликнулся на вакансию, получил тестовое задание
Не прислал решение , нет - значит нет. Это просто вопрос дисциплины - мало ли какие муторные задачи будут на практике. Буду делать , не буду делать - кому нужно нянчится с "птицей гордою" .
но то на вакансию...

в итоге согласен с одним из предыдущих постов - никаких моральных обязательств после "бесплатного" обучения к франчази автора статьи не возникает. При первой же возможности нужно переходить в другое место.

плюс всем стажерам нужно понимать - во всех 1С франч единственным источником прибыли является труд наемных сотрудников, т.е. программистов. И потогонная система труда отсюда прямо вытекает.

в отличие от производственных организаций, которые именно создают добавочный продукт (или выкачивают из земли). Прибыль от реализации которого распределяется между всеми сотрудниками (в разных естественно пропорциях) .
12. Богатырев Артур 134 28.08.25 08:46 Сейчас в теме
(11) частично с вами соглашусь, частично нет.

(11)
которой я начинал платили стипендию стажерам. И это не было чем то необычным.

Тут я согласен, в моей компании также, стажер получает оклад с момента приема на работу. В среднем у нас 3 месяца на обучение (если не совсем 0-й человек), после чего сдает обычно 1С:Профессионал (если сдаст, то бонус ему в денежку, не сдаст - никто не расстреляет). Если 0-й человек, то дольше.

(11)
никаких моральных обязательств после "бесплатного" обучения к франчази автора статьи не возникает. При первой же возможности нужно переходить в другое место.

Тут тоже согласен

(11)
во всех 1С франч единственным источником прибыли является труд наемных сотрудников, т.е. программистов. И потогонная система труда отсюда прямо вытекает.

Вы тут противоречите. Абсолютно все частные компании созданы с единственной целью - получения прибыли (это принцип капитализма). И абсолютно везде единственный источник прибыли - труд наемных работников (добывают ли они, продают ли, оказывают ли услуги).
"Потогонная" система во франчах, когда то моим наблюдениям, очень популярная, сегодня не так часта как кажется - потому что вы можете "потом" перегнать начинающих и стажеров, но опытных специалистов вы не удержите так.


(11)
в отличие от производственных организаций, которые именно создают добавочный продукт (или выкачивают из земли). Прибыль от реализации которого распределяется между всеми сотрудниками (в разных естественно пропорциях) .

Вы тут путаете кооператив и производство. Частный завод точно также создан чтобы получать прибыль собственнику.
Часть выручки (дохода) уходит из прибыли в зарплату сотруднико. В этом смысле 1С-франч не отличается ни на грамм.
Представление, что "прибавочный продукт" это только некий материал - несколько устарело.
Настройка и доработка 1С ничем по сути не отличаются скажем от починки или настройки трактора или станка.
Ибо там и там вы ремонтник (обслуживающий персонал) орудия производства.
14. user864894 28.08.25 09:48 Сейчас в теме
(12) Представление, что "прибавочный продукт" это только некий материал - несколько устарело.

возможно не верно выразился.
Хочу сказать что, львиную долю добавочной стоимости (новый продукт) создают машины, а не люди.
В рамках крупного производства (именно создания нового продукта, машин или добычи ресурсов), например ИТ-отдел планово убыточный , финансируется из прибыли основного производства и играет вспомогательную роль.
И на производстве задача менеджмента не выжать досуха сотрудников производств, а в первую очередь повысить эффективность основного (и вспомогательных) производства путем приобретения и внедрения новых улучшенных средств производства, технологий и совершенствования конечной продукции.
Чтобы собрать сливки с рынка. А не экономить крохи на зарплате с помощью KPI и прочих приемчиков.

Франчайзи такого себе позволить не может. Какой ПК , или обучающий курс не покупай для программирования - значимого эффекта не будет. У франчайзи есть только люди, которых и эксплуатируют "на износ", и заменяют на новых по мере "износа/выгорания/увольнения".

собственно весь текст в подтверждение совета о покидании франчайзи после начального приобретения опыта. Т.к. при работе с одной и той же доходностью , интенсивность работы во франчайзи значительно выше.
16. Богатырев Артур 134 28.08.25 11:16 Сейчас в теме
(14)
например ИТ-отдел планово убыточный , финансируется из прибыли основного производства и играет вспомогательную роль.

Конечно, он же обслуживающий персонал. Как автомеханики в автоцехе завода, или уборщицы, или персонал столовой. Без них нельзя, но они сами "ничего не производят".

(14)
Франчайзи такого себе позволить не может. Какой ПК , или обучающий курс не покупай для программирования - значимого эффекта не будет. У франчайзи есть только люди, которых и эксплуатируют "на износ", и заменяют на новых по мере "износа/выгорания/увольнения".

Наоборот, франч умный тоже поднимет эффективность работников если хочет брать крупные проекты с высокой прибылью. ИТ-отрасль, как и вообще сфера услуг, отличается низкими материальными затратами (стоимость офиса и ПК на самом деле мала), основные затраты - ФОТ работников.
"Замена" в случае выгорания работает хорошо только с стажерами и среднего уровня специалистами. Специалисты высокго уровня, как и везде, нужны и их выгонять не стоит никогда.
Вообще же работа франча в нормальной ситуации - не отличается от работы никакого производства.
Вы же не считаете, что например автосервис - это "работа на износ" тамошних работников? А 1с-франч это тот же автосервис вместе с автосалоном (продали 1С и его обслуживают).
Скажем так, я видел франчи где "массой берут" (износом) проекты и людей. Видел обратную картину.
Мое текущее мест работы - скорее обратное. Возможно потому что мы не очень крупный франч, тут более ценны отдельные сотрудники.

При этом не стоит забывть, что и заводи и фрач - направлен на получение прибыли собственника.
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация