Ни для кого не секрет, что поиски хорошего специалиста зачастую напоминают рыбалку: или сидишь у берега, меняя глубину крючка, или приезжаешь в магазин, где тебе втридорога подают свежевыловленную рыбу.
Во всех случаях это ведет к растратам времени, денег, нервов, и зачастую зависит от банального везения.
Продвинутые западные компании, с умом подходящие к вопросу распределения ресурсов, давно поняли, что будущее - за специалистами, работающими удаленно. Современное развитие информационных технологий делает работу удаленного специалиста практически такой же, как будто бы он сидел в соседней с вами комнате. А наличие таких проблем мегаполисов, как транспортные заторы, завышенная стоимость аренды помещений, прессинг бетонных стен - вообще может перечеркнуть целесообразность найма работников на полный рабочий день в офисе.
Что такое аутсорсинг, чем он отличается от аутстаффинга?
Аутсорсинг (от англ. "outsourcing") - дословно переводится как «использование чужих ресурсов». Иными словами, аутсорсинг - это передача организацией на договорной основе каких-либо непрофильных функций стороннему исполнителю, который является специалистом в данной области и обладает соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами.
Аутстаффинг (от англ. "outstaffing"; out - вне, наружу; staff - штат) - буквальный перевод - «внештатный». Иными словами, компания-заказчик "приобретает" специалистов у аутстаффинговой компании, при этом формально специалисты продолжают числиться в аутстаффинговой компании, но выполняют задачи заказчика в рамках оговоренной квоты времени.
Если выражаться бытовыми терминами, при аутсорсинге вы поручаете выполнение отдельных задач стороннему исполнителю, а при аутстаффинге - получаете специалиста под рукой. Для разных случаев удобны разные схемы работы, но всех их объединяет резкое повышение эффективности расходов на персонал.
В чем же, наконец, основные преимущества таких подходов?
1. Приобретая услуги аутсорсинга, вы платите только за реально потраченное время. Например, если отчет, нужный вам, был сделан за час, но при этом готовое решение продемонстрировано вам только к вечеру, поскольку вы были недоступны - учитывается все равно один час работы. Штатный специалист "куковал" бы все то время, что вы были на совещании (или в отпуске).
2. Для каждой конкретной задачи аутсорсинга или аутстаффинга, как правило, привлекается специалист, максимально подходящий для выполнения именно этой задачи. Насколько тяжело уволить сотрудника и заменить его на другого при трудовых отношениях, - это тема отдельной статьи.
3. В сравнении с трудовыми отношениями, договор аутсорсинга/аутстаффинга регулируется гражданским законодательством. А значит, и оформление (прекращение) этих отношений на порядок проще.
4. Такие вещи, как больничные листы, отпуска и премии - целиком ложатся на плечи аутсорсинговой компании. Заказчик лишь платит деньги и "заказывает музыку".
5. Экономия на организации рабочего места. Обыватели наивно полагают, что рабочее место ограничивается компьютером, мебелью и арендой офиса. В действительности, за каждым дополнительным рабочим местом в офисе тянутся затраты на канцелярию, интернет, чай-кофе, обслуживание компьютера и сопряженной офисной техники, труд уборщицы, а в некоторых случаях еще и безопасность, электроэнергию, водоснабжение. Рабочие места аутсорсеров находятся не на территории заказчика, и поэтому все подобные расходы несет аутсорсинговая компания. При личном визите специалист обычно приезжает со своим ноутбуком.
6. Внеурочное время штатного сотрудника необходимо оплачивать не менее, чем в двойном размере. Приказ о выходе сотрудника во внеурочное время требуется доводить под роспись. А о способах добраться ночью домой с работы из Москвы, скажем, в Балашиху, можно написать небольшое эссе. На примере услуг в области информационных технологий, специалист-аутсорсер, находясь дома с чашечкой кофе, в назначенные ночные часы подключится к серверу и эффективно выполнит задачу, не отвлекаясь на борьбу за выживание.
7. Перед выполнением каждой задачи аутсорсеры информируют заказчика о предварительных условиях работ (срок и стоимость). При этом, если цена заказчика не устроила, никто не обязан платить специалисту-аутсорсеру оклад, как это было бы при трудовых отношениях. Таким образом, вы можете дозировать свои расходы за счет вывода части бизнес-функций на аутсорсинг и аутстаффинг.
Выгоды аутсорсинга и аутстаффинга очевидны. А в наши дни, когда усиливается тенденция сокращения расходов, аутсорсинг и аутстаффинг могут стать для компании практически единым шансом для того, чтобы остаться на плаву.
Впрочем, окончательное решение о переводе на аутсорсинг и аутстаффинг всегда остается за руководством:)