Технология внедрения ERP. Ключевая роль этапа «Моделирование»

08.09.16

Бизнес-анализ

Большинство внедрений 1С:ERP (Управление торговлей 11, Документооборота) эффективно работают при организации проектирования от возможностей типовой конфигурации. В статье описаны сутьи особенности такого подхода

Исторически заказчиков информационных систем на платформе 1С, и не только, можно поделить на три условных группы:

  • первые не знают, как это будет происходить, их ожидания могут принимать самые разные формы. Начиная от того, что систему им запустят в один день, и кончая отсутствием веры, что запустить её даже теоретически возможно, т.к. "их бизнес уникален".
  • вторые понимают, что доработку системы под их специфику проводить, скорее всего, придется, и ожидают, что проект начнётся с подготовки технического задания (ТЗ).
  • третьи являются наиболее продвинутыми. Или они уже слышали об agile-методологиях, или понимают, что долго писать "большое и светлое" ТЗ – как правило, не самый эффективный путь. Эти люди хотят шаг за шагом, небольшими этапами, внедрять отдельные функции, чтобы быстрее получать полезный результат и контролировать его соответствие своим ожиданиям.

И мало кто из заказчиков, на самом деле, задумывается о таком этапе выполнения проекта, как "моделирование". Или они называют это "предпроектным обследованием", т.е. уничижительно относят это не к полноценной части проекта, а только какой-то малозначительной подготовительной работе.

Что же мы, специалисты-внедренцы, понимаем под этим этапом, и почему считаем его столь важным? Но сначала надо сказать, что правы представители и второй, и третьей групп клиентов. Чтобы успешно внедрить информационную систему, сначала нужно понять, куда мы целимся. Для этого нужно сначала собрать все требования, а затем придумать и описать, как они должны быть реализованы. Именно для этих целей и служит ТЗ. Тут важно отметить, что часто сложным является даже не проектирование, а "просто" сбор требований пользователей. В проектах не всегда явно выделяют отдельный этап сбора требований (т.к. за него не любит платить заказчик), хотя он, на самом деле, является базой для всего и далеко не всегда легко выполним. Существуют даже международные руководства, посвященные тому, как выявить все требования к информационной системе (business analysis body of knowledge, сокр.BABoK). Что же тут сложного? Когда речь идется о внедрении информационной системы для бухгалтерского и налогового учета - значительная часть требований достаточно понятна, они определены законодательством. Хотя даже в этом случае есть немало пространства для творчества: в одних организациях бухгалтерский учет ведётся и для использования во внутренних целях, подробно и аккуратно; в других его ведут максимально простым способом, и только для целей сдачи отчетности государству. Намного сложнее сбор требований становится в случае отхода от строго технических задач в те области, где большой фактор субъективного видения пользователей. Например, коммерческая деятельность. Хотя есть стандартизированные элементы и понятия (например, "воронка продаж" или "ценовая политика"), но в разных компаниях они могут выглядеть почти принципиально по-разному. В этих сферах даже внутри одной компании у разных менеджеров может быть разное видение того, как составлять отчетность и управлять процессами. Хуже того, у разных групп внутри компании могут быть разные интересы. Например, у рядовых продавцов, начальника отдела продаж и фин..директора взгляды и цели могут быть очень разные: продавцам важно удобство работы программы и выполнение личного плана продаж, руководителю отдела продаж важна общая эффективность продаж, а фин..директора могут интересовать прозрачность бюджетов продаж и стабильный денежный поток. Таким образом, сбор требований - это непростой этап проекта, который зачастую ложится на плечи исполнителя, т.к. заказчикам не хватает времени или опыта на то чтобы непротиворечиво и полно описать потребности всех групп своих сотрудников.

Итак, требования собраны. Далее систему нужно спроектировать. Классически об этапе проектирования думают как об этапе составления технического задания для разработки внедряемой системы. Но что, если система уже существует? В этом случае правильным будет не пытаться изобрести велосипед, а использовать уже проверенный практикой функционал. Этот функционал может даже где-то не идеально подходить заказчику, зато его внедрение намного дешевле и перспективнее, т.к. будет шанс бесплатно получать типовые обновления функционала. Таким образом, задача превращается из написания "абстрактного" ТЗ в поиск способа наиболее эффективно решить задачу с помощью уже имеющейся системы. И именно этот процесс мы называем "Моделированием".

Как знают продвинутые заказчики, одной из больших проблем в разработке информационных систем является отсутствие однозначного понимания текстов технических заданий и требований всеми участниками процесса. Есть бессчетное число примеров, когда после очень долгого сбора требования и написания технического задания - итоговая система не особо устраивает заказчиков, чьи требования, формально, были полностью учтены в ТЗ. Причина этого очень проста - не видя итогового результата очень сложно себе представить в голове итоговую систему, и это представление может быть разным у заказчиков и исполнителей. В качестве решения этой проблемы, в мире разработки коммерческого ПО уже давно лучшей практикой признана т.н. "итеративная разработка" или Agile, когда все функции реализуются постепенно, с демонстрацией промежуточного результата заказчику, чтобы он мог на более раннем этапе внести свои корректировки.

Правильное выполнение этапа моделирования базируется именно на итеративном подходе. Сначала собираются  ключевые требования Заказчика, исполнитель продумывает, как их воплотить, и сразу готовит демонстрацию способа их воплощения в информационной системе. Клиент быстро видит обратную связь, понимает, устраивает ли его предложенный подход (часто существует несколько альтернатив) и даёт более детальные требования к нюансам бизнес-процессов. Таким образом, заказчик всё время видит финальный результат, детализация проработки которого будет постепенно увеличиваться. Такой многоэтапный подход к уточнению требований можно сравнить с наведением резкости на фотоаппарате - постепенно картинка становится всё более и более чёткой. В противоположность этому, при подготовке ТЗ без промежуточных демонстраций Заказчик сразу увидит конечную картинку, но, возможно, совсем не с того ракурса, который он хотел бы.

Обобщая написанное выше, этап моделирования - это процесс постепенного сбора требований, демонстрации способов их воплощения Заказчику, и формулирования концепции необходимых доработок системы (путём настройки типовой системы, или разработки дополнительного функционала).  В ходе этапа моделирования также необходимо объяснять ключевым пользователям, как предлагаемая модель настройки типовой системы будет решать их задачи. Для этого проводится объяснение базовых принципов работы системы и происходит постепенное обучение ключевых представителей Заказчика порядку работы с системой.  То есть этап моделирования неизбежно включает в себя и частичное обучение ключевых пользователей Заказчика.

Исходя из приведенного описания, становится видно, что роль этапа моделирования при внедрении информационной системы, базирующейся на типовом продукте, является ключевой. В случаях, когда Заказчику, в итоге, подходит типовая система, выполнение моделирования эквивалентно выполнению большей части всего проекта, т.к. после него остается провести только перенос данных в новую систему и детальное обучение всех пользователей.

На практике, среди ряда последних проектов по внедрению 1С:ERP, выполненных автором данной статьи, общие трудозатраты на проект выглядели примерно следующим образом:

  • 2-5% - предпроектное обследование
  • 40-70% - моделирование
  • 10-20% - доработка функционала (печатные формы, отраслевая специфика)
  • 0-30% - перенос данных из старых систем, очистка от ошибок, унификация и т.п.
  • 1-5% - документация
  • 5-15% - обучение пользователей

Вместо послесловия

В индустрии разработки программного обеспечения есть классический коллаж (см.ниже), иллюстрирующий разработку системы путем подготовки и согласования бумажного ТЗ, вместо постепенного итеративного согласования и улучшения прототипа системы. Моделирование, как пример итеративной методики, не избавляет от указанных проблем, но позволяет быстро сопоставить результат с видением заказчика, и исправить расхождения, если они возникнут.

Что хотел заказчик, и что получил в конце

ERP управление проектами

См. также

Работа с требованиями Работа с заинтересованными сторонами Анализ потребностей и поиск решений Бесплатно (free)

Requirements Modeling Language (RML) - язык, разработанный специально для визуального моделирования требований. При разработке RML существующие модели были модифицированы для упрощения восприятия информации заинтересованными сторонами. В RML используются только простые и интуитивно понятные символы.

12.12.2024    461    0    SerjoginaMaria    5    

5

Внедрение изменений Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Россия Бесплатно (free)

В основном мы встречаем бравурные отчеты о внедрении, трудности описываются реже. Может, будет полезно для оценки, с чем можно столкнуться. Пояснение: не является критикой или жалобами на людей, с которыми пришлось работать, со всеми были установлены хорошие деловые отношения, не подвергается сомнению их профессионализм, просто описывается внедрение как есть. Более того, сотрудники франчайзи, оказались лучше чем все с кем приходилось общаться за последние годы, и их работа не нуждалась в переделывании, как было раньше.

04.12.2024    1051    0    bolikov    21    

8

Внедрение изменений Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Россия Бесплатно (free)

В данной статье рассматриваются задачи, которые необходимо решить при поэтапном внедрении 1С: ERP на крупном предприятии. Рассмотрен вариант перехода с успешно функционирующей 1С: УПП. Предлагается обсудить правильность принятых решений.

29.10.2024    795    0    VicCva    1    

4

Внедрение изменений Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Россия Бесплатно (free)

Мы провели опрос заказчиков с целью определить степень удовлетворенности внедрением 1С: ERP. Опрос проводился по случайной выборке из списка внедренных решений на сайте 1С. Обработали 121 интервью от 97 компаний. Из выборки мы исключали "показательные внедрения" и крупнейшие холдинги, старались получить срез по "средним" массовым заказчикам. Статья будет интересна сотрудникам отделов продаж и отделов качества фирм, внедряющих 1С, потенциальным заказчикам и всем, кто интересуется статистикой внедрения 1С: ERP. Текст статьи довольно большой, в некоторой степени наукообразный.

16.10.2024    1578    0    Soliton    8    

8

Agile Внедрение изменений Бесплатно (free)

Тенденции последнего времени заставляют пересматривать привычные инструменты, менять подходы, подстраиваться под рынок труда. Расскажем об импортозамещении инструментария внедренцев, отличиях Agile от почасовки и рисках дефицита специалистов 1С.

13.09.2024    2633    0    glebushka    5    

8

Анализ предметной области Анализ бизнес-процессов Работа с заинтересованными сторонами Бесплатно (free)

Успех системы закладывается на предпроекте. Именно на обследовании мы анализируем потребности, перекладываем их в затраты, просчитываем нужное для разработки время и закладываем те функции, что будут в системе. От результатов предпроекта зависит, насколько система будет удовлетворять заказчика и насколько успешно мы систему сдадим. Расскажем о том, как за семь шагов провести обследование, построить концепцию и определить границы системы/проекта.

02.09.2024    1408    0    user1669221    2    

7

Внедрение изменений Бесплатно (free)

Когда при внедрении систем 1С всплывает слово «ГОСТ» – практически всегда речь идёт о документе «Техническое задание». И у большинства внедренцев падает настроение, как только им говорят, что надо «написать ТЗ по ГОСТу». Но опытные кулинары знают, как готовить это блюдо так, чтобы оно оставило после себя приятное послевкусие, а не горькое разочарование. О собственных рецептах приготовления документации по ГОСТу пойдет речь в статье.

21.08.2024    2940    56    Laya    3    

22

Анализ предметной области Анализ потребностей и поиск решений Бизнес-аналитик Руководитель проекта Управленческий учет Бесплатно (free)

Для точной оценки проекта входящей информации часто недостаточно, но оценку нужно дать и потом за нее отвечать. О различных подходах к оценке проектов и многоуровневой схеме оценки проекта от пресейла до сдачи работ, расскажем в статье.

19.08.2024    1750    0    SergeyN    0    

6
Оставьте свое сообщение