Технология внедрения ERP. Ключевая роль этапа «Моделирование»

08.09.16

Бизнес-анализ

Большинство внедрений 1С:ERP (Управление торговлей 11, Документооборота) эффективно работают при организации проектирования от возможностей типовой конфигурации. В статье описаны сутьи особенности такого подхода

Исторически заказчиков информационных систем на платформе 1С, и не только, можно поделить на три условных группы:

  • первые не знают, как это будет происходить, их ожидания могут принимать самые разные формы. Начиная от того, что систему им запустят в один день, и кончая отсутствием веры, что запустить её даже теоретически возможно, т.к. "их бизнес уникален".
  • вторые понимают, что доработку системы под их специфику проводить, скорее всего, придется, и ожидают, что проект начнётся с подготовки технического задания (ТЗ).
  • третьи являются наиболее продвинутыми. Или они уже слышали об agile-методологиях, или понимают, что долго писать "большое и светлое" ТЗ – как правило, не самый эффективный путь. Эти люди хотят шаг за шагом, небольшими этапами, внедрять отдельные функции, чтобы быстрее получать полезный результат и контролировать его соответствие своим ожиданиям.

И мало кто из заказчиков, на самом деле, задумывается о таком этапе выполнения проекта, как "моделирование". Или они называют это "предпроектным обследованием", т.е. уничижительно относят это не к полноценной части проекта, а только какой-то малозначительной подготовительной работе.

Что же мы, специалисты-внедренцы, понимаем под этим этапом, и почему считаем его столь важным? Но сначала надо сказать, что правы представители и второй, и третьей групп клиентов. Чтобы успешно внедрить информационную систему, сначала нужно понять, куда мы целимся. Для этого нужно сначала собрать все требования, а затем придумать и описать, как они должны быть реализованы. Именно для этих целей и служит ТЗ. Тут важно отметить, что часто сложным является даже не проектирование, а "просто" сбор требований пользователей. В проектах не всегда явно выделяют отдельный этап сбора требований (т.к. за него не любит платить заказчик), хотя он, на самом деле, является базой для всего и далеко не всегда легко выполним. Существуют даже международные руководства, посвященные тому, как выявить все требования к информационной системе (business analysis body of knowledge, сокр.BABoK). Что же тут сложного? Когда речь идется о внедрении информационной системы для бухгалтерского и налогового учета - значительная часть требований достаточно понятна, они определены законодательством. Хотя даже в этом случае есть немало пространства для творчества: в одних организациях бухгалтерский учет ведётся и для использования во внутренних целях, подробно и аккуратно; в других его ведут максимально простым способом, и только для целей сдачи отчетности государству. Намного сложнее сбор требований становится в случае отхода от строго технических задач в те области, где большой фактор субъективного видения пользователей. Например, коммерческая деятельность. Хотя есть стандартизированные элементы и понятия (например, "воронка продаж" или "ценовая политика"), но в разных компаниях они могут выглядеть почти принципиально по-разному. В этих сферах даже внутри одной компании у разных менеджеров может быть разное видение того, как составлять отчетность и управлять процессами. Хуже того, у разных групп внутри компании могут быть разные интересы. Например, у рядовых продавцов, начальника отдела продаж и фин..директора взгляды и цели могут быть очень разные: продавцам важно удобство работы программы и выполнение личного плана продаж, руководителю отдела продаж важна общая эффективность продаж, а фин..директора могут интересовать прозрачность бюджетов продаж и стабильный денежный поток. Таким образом, сбор требований - это непростой этап проекта, который зачастую ложится на плечи исполнителя, т.к. заказчикам не хватает времени или опыта на то чтобы непротиворечиво и полно описать потребности всех групп своих сотрудников.

Итак, требования собраны. Далее систему нужно спроектировать. Классически об этапе проектирования думают как об этапе составления технического задания для разработки внедряемой системы. Но что, если система уже существует? В этом случае правильным будет не пытаться изобрести велосипед, а использовать уже проверенный практикой функционал. Этот функционал может даже где-то не идеально подходить заказчику, зато его внедрение намного дешевле и перспективнее, т.к. будет шанс бесплатно получать типовые обновления функционала. Таким образом, задача превращается из написания "абстрактного" ТЗ в поиск способа наиболее эффективно решить задачу с помощью уже имеющейся системы. И именно этот процесс мы называем "Моделированием".

Как знают продвинутые заказчики, одной из больших проблем в разработке информационных систем является отсутствие однозначного понимания текстов технических заданий и требований всеми участниками процесса. Есть бессчетное число примеров, когда после очень долгого сбора требования и написания технического задания - итоговая система не особо устраивает заказчиков, чьи требования, формально, были полностью учтены в ТЗ. Причина этого очень проста - не видя итогового результата очень сложно себе представить в голове итоговую систему, и это представление может быть разным у заказчиков и исполнителей. В качестве решения этой проблемы, в мире разработки коммерческого ПО уже давно лучшей практикой признана т.н. "итеративная разработка" или Agile, когда все функции реализуются постепенно, с демонстрацией промежуточного результата заказчику, чтобы он мог на более раннем этапе внести свои корректировки.

Правильное выполнение этапа моделирования базируется именно на итеративном подходе. Сначала собираются  ключевые требования Заказчика, исполнитель продумывает, как их воплотить, и сразу готовит демонстрацию способа их воплощения в информационной системе. Клиент быстро видит обратную связь, понимает, устраивает ли его предложенный подход (часто существует несколько альтернатив) и даёт более детальные требования к нюансам бизнес-процессов. Таким образом, заказчик всё время видит финальный результат, детализация проработки которого будет постепенно увеличиваться. Такой многоэтапный подход к уточнению требований можно сравнить с наведением резкости на фотоаппарате - постепенно картинка становится всё более и более чёткой. В противоположность этому, при подготовке ТЗ без промежуточных демонстраций Заказчик сразу увидит конечную картинку, но, возможно, совсем не с того ракурса, который он хотел бы.

Обобщая написанное выше, этап моделирования - это процесс постепенного сбора требований, демонстрации способов их воплощения Заказчику, и формулирования концепции необходимых доработок системы (путём настройки типовой системы, или разработки дополнительного функционала).  В ходе этапа моделирования также необходимо объяснять ключевым пользователям, как предлагаемая модель настройки типовой системы будет решать их задачи. Для этого проводится объяснение базовых принципов работы системы и происходит постепенное обучение ключевых представителей Заказчика порядку работы с системой.  То есть этап моделирования неизбежно включает в себя и частичное обучение ключевых пользователей Заказчика.

Исходя из приведенного описания, становится видно, что роль этапа моделирования при внедрении информационной системы, базирующейся на типовом продукте, является ключевой. В случаях, когда Заказчику, в итоге, подходит типовая система, выполнение моделирования эквивалентно выполнению большей части всего проекта, т.к. после него остается провести только перенос данных в новую систему и детальное обучение всех пользователей.

На практике, среди ряда последних проектов по внедрению 1С:ERP, выполненных автором данной статьи, общие трудозатраты на проект выглядели примерно следующим образом:

  • 2-5% - предпроектное обследование
  • 40-70% - моделирование
  • 10-20% - доработка функционала (печатные формы, отраслевая специфика)
  • 0-30% - перенос данных из старых систем, очистка от ошибок, унификация и т.п.
  • 1-5% - документация
  • 5-15% - обучение пользователей

Вместо послесловия

В индустрии разработки программного обеспечения есть классический коллаж (см.ниже), иллюстрирующий разработку системы путем подготовки и согласования бумажного ТЗ, вместо постепенного итеративного согласования и улучшения прототипа системы. Моделирование, как пример итеративной методики, не избавляет от указанных проблем, но позволяет быстро сопоставить результат с видением заказчика, и исправить расхождения, если они возникнут.

Что хотел заказчик, и что получил в конце

ERP управление проектами

См. также

Радио "Аналитик", 4 выпуск 2 сезона. Про решение проблем с Анастасией Московкиной

Анализ потребностей и поиск решений

В четвертом выпуске второго сезона подкаста Радио “Аналитик“ поговорили, как анализировать и приоритизировать проблемы, как работать с неопределенностью и решениями, которые приняли без нас.

17.10.2023    193    0    Radio_Analyst    0    

2

Обзор на решение 1С: Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (блок CRM)

Бизнес-анализ Платформа 1С v8.3 1С:Управление торговлей 11 1С:CRM ПРОФ, КОРП Россия Управленческий учет Бесплатно (free)

Рассмотрим объединение двух популярнейших систем: "1С:Управление торговлей 11" и полноценного модуля 1С:CRM. В нем сочетается функционал как для автоматизации торговой компании (закупки, продажи, казначейство, склад), так и функционал мощной CRM - системы (продажи, маркетинг, лидогенерация, коммуникации с клиентами).

05.10.2023    620    0    MyItLab    0    

2

Как быстро изучить новую предметную область и провести предпроектное обследование

Анализ предметной области Бесплатно (free)

Знание предметной области – важная составляющая работы аналитика. Часто именно понимание аналитиком хитросплетений бизнеса позволяет найти эффективное решение. Но на изучение новой (сложной) области может понадобиться несколько месяцев, а проекты и заказчики ждать не будут. Речь в статье пойдет о том, как быстро изучить новую предметную область через концептуальную модель бизнес-анализа и прожекторное видение исследуемой области.

27.09.2023    803    0    user1669221    2    

5

Я - ЗУПер! Часть 4. Проблемы, возникающие при заключении договоров

Бизнес-анализ Платформа 1С v8.3 Сложные периодические расчеты 1С:Зарплата и Управление Персоналом 3.x Бесплатно (free)

В первой части рассмотрели компетенции специалиста в сфере ЗУП, во второй классификацию проектов и задач на проектах. В третьей статье рассмотрены плюсы и минусы специализации на одной предметной области в разрезе сложности выполняемых задач и прогнозируемого (ожидаемого) качества работы. Также рассмотрены проблемы трудоустройства. Именно эту тему мы продолжим развивать в данной статье.

07.08.2023    4372    0    biimmap    43    

47

Как консультанты создают экспертную оценку и одновременно учатся

Бизнес-анализ Обучение, бизнес-тренинг, курсы Бесплатно (free)

Взаимодействие между проявлением экспертизы и приобретением знаний в консультационной работе. Консультанты должны находить баланс между убедительностью и обучением, чтобы доставлять ценность своим клиентам. Они используют тактики формирования релевантности, резонанса и содержательности, чтобы управлять ожиданиями клиентов, получать признание и продемонстрировать свой прогресс и продуктивность. Эти стратегии также применимы и для других профессионалов, помогая им преуспеть в своих ролях. Напряженность между обучением и убедительностью должна рассматриваться как ценный навык, который способствует росту и успеху в динамичной рабочей среде. Принятие этой напряженности позволяет людям получать новые идеи, эффективно сотрудничать и достигать долгосрочного успеха.

19.05.2023    744    0    klickg    1    

2

Более удобные рабочие места для проведения RCM-анализа в релизе 1С:RCM 1.0.18.1

Управление ремонтами и оборудованием (EAM,CMM) Бизнес-анализ Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Россия Управленческий учет Бесплатно (free)

В мае 2023 года увидел свет новый релиз системы «1С:RCM Управление надежностью». Система реализует риск-ориентированный подход к обслуживанию активов, обеспечивая проведение RCM-анализа и формирование оптимизированной, то есть более выгодной программы ТОиР при условии соблюдения всех необходимых мероприятий по обеспечению надежности.

17.05.2023    582    0    Desnol_Soft    0    

1

Успеть за 3 года: почему не стоит откладывать переход с 1С:УПП

Бизнес-анализ Платформа 1С v8.3 1С:Управление производственным предприятием 1С:ERP Управление предприятием 2 Бесплатно (free)

Как перейти c 1С:УПП без стресса и в рамках бюджета? Вместе с экспертами рассказываем, когда пора задуматься о внедрении, на что переходить, как сэкономить и избежать типовых трудностей во время реализации проекта.

13.05.2023    1012    0    ystetsenko    0    

2

Релиз 1С:ТОИР КОРП 3.0.5.1: новые отчеты, ускорение обмена данными с 1С:ERP и расчета плана-графика ППР по наработке

Управление ремонтами и оборудованием (EAM,CMM) Бизнес-анализ Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Управленческий учет Бесплатно (free)

Вышел новый релиз 1С:ТОИР КОРП 3.0.5.1. Значительно оптимизировано время расчета плана-графика ППР по наработке. Повысилась скорость обмена данными между 1С:ТОИР КОРП и системами «1С:ERP Управление предприятием» и «1C:Управление торговлей». Добавлен новый, более точный механизм учета времени при выполнении технологических операций. Появились 4 новых отчета. Изменения коснулись и приложения «Мобильная бригада».

11.05.2023    853    0    Desnol_Soft    0    

1
Оставьте свое сообщение