Порядок работ по настройки доступа в системе 1С Предприятие 8
- обследование на предмет доступа в 1С Предприятие 8 (ОбПД),
- разработка функциональных требований и ограничений доступа,
- непосредственно разработка технического задания [на права доступа],
- доработка функционала подсистемы БСП (библиотека стандартных подсистем), механизма RLS (доступ на уровне записей) или программирование ролей конфигурации,
- пуско-наладочные работы, в том числе, обучение.
Чем отличается предпроектное обследование и обследование на ограничение доступа в системе?
- Уровнем декомпозиции бизнес-процесса. В некоторых случаях бизнес-процесс требуется детализировать до действий пользователя. Например, заполнить документ, установить галку и записать/провести. Но право на установку галки имеет только конкретный профиль. Как правило, такая детализация не описывается на предпроектном обследовании.
- Отсутствием понимания сущностей 1С Предприятие у будущих пользователей системы. Неправильно требовать от ключевых лиц и им подчинённых подписание техническое задания, где они слабо представляют назначение справочника "Виды цен" (они его видели лишь на демонстрации) или того хуже "Нефинансовые показатели бюджетов". А уж тем более они не в состоянии формировать требование - "доступ к виду цен "Оптовая" только для профиля старших менеджеров".
Лучше всего ОбПД проводить параллельно с этапом "Тестовой эксплуатации" основного проекта внедрения, когда происходит максимальный контакт с пользователем системы. В этот момент можно параллельно фиксировать данные для функциональных требований и технического задания.
Переход от исследования к техническому заданию. На примере
Ниже представлен пример из моей практики автоматизации бизнес-процесса "Расчёт наценки", который на словах звучит следующим образом:
<сотрудник по закупкам> при получении товара для перепродажи предоставляет бумажный документ ТОРГ-12 <сотруднику по ценообразованию>, который по правилам организации рассчитывает цену продажи и передаёт его [ТОРГ-12] <сотруднику по продажам> для ввода электронного документа "Установка цен номенклатуры" в 1С ERP.
С точки зрения оптимизации процесса - это антиэффективно, содержит 2 лишние коммуникации с высоким риском образования ошибки (информация передаётся от руки на бумаге). Но это выбор руководства.
Согласно примеру только <сотрудник по продажам> имеет право в 1С ERP на создание документа "Установка цен номенклатуры". Благодаря списку из 1013 ролей конфигурации ERP 2.2 (2.2.2.127) и подсистеме БСП это делается установкой соответствующей галки в "Профиле группы доступа".
Установка роли "Добавление изменения цен номенклатуры"
Всё здорово и заказчик системы, глядя на гибкость системы, задаст вопрос - зачем функциональные требования на права доступа и так всё понятно???
Роль НЕ самодостаточная.
Минимальный набор прав для сотрудника по вводу цен в 1C ERP выглядит следующим образом:
Я специально выделил "Чтение нормативно справочной информации", которая требуется для доступа к справочнику "Виды цен". В тоже время она открывает на чтение большой ряд других справочников.
Возможно пользователю будет затруднительно прочитать справочник "Статей движения денежных средств", но в любом случае вы совершили ошибку информационной безопасности.
Определяйте пересекающие данные на этапе Функционального моделирования и вносите в Техническое задание: создать роль "Чтение видов цен".
Упрощение
Для предприятий меньшего масштаба возможно сокращение некоторых пунктов, но если они (1) не обладают обширным списком сквозных бизнес-процессов и (2) зон ответственности в них. Каждый сотрудник даже небольшого штата может выполнять свою роль в разных операциях одного бизнес-процессах. За эту функцию он отвечает своим показателем KPI (зарплатой).
Если вы запускаете небольшое предприятие со стандартными бизнес-процессами с минимальным количеством изменений конфигурации 1С, то не забывайте, что затраты на ОбПД, Функциональное моделирование, ТЗ могут превысить разумные границы самих работ.
- Проинтервьюируте всех сотрудников: выпишите работу, ограничения, пожелания.
- Составьте функциональную таблицу профилей пользователей
Список функций/объектов вы формируете в процессе интервьюирования - всё, что попало в предмет общения.
Данная публикация не затрагивает психологические трудности общения, где по умолчанию пользователь доказывает ту или иную потребность в системе.
Сергей Куканов, ingraf.su