ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Система – совокупность взаимосвязанных элементов.
Структура – частный случай системы (или срез) представленный в виде строения (схемы) элементов.
Система состоит из элементов, которые имеют различные свойства (например, «цвет» - свойство, а атрибут это конкретное его значение «красный»), за счет одинаковых свойств элементов между ними образуются взаимосвязи. В процессе анализа мы расцепляем систему на элементы, идентифицируем элементы и их свойства, находим связи (в том числе порванные при расцеплении) по общим свойствам элементов. Анализ системы – это выполнение половины работы, вторая часть работы (без которой первая теряет смысл) – это планирование, и оно невозможно без модели, а модель можно получить обратным действием – синтез. В процессе синтеза происходит идентификация системы и ее границ, компиляция (сборка) модели системы (пусть и не точная копия системы), с помощью которой мы сможем прогнозировать поведение системы, планировать систему, выполнить другие функции управления – в итоге управлять ею. Еще важной особенностью моделирования является получение общих свойств системы, например, для человека это будут такие показатели как температура тела, пульс, давление, вес и т.д. Для предприятия – это показатели выручки, себестоимости, рентабельности, ликвидности, устойчивости, оборачиваемости и др.
Предприятие – это система. Предприятие мы рассматриваем с точки зрения имущественного комплекса (тоже самое, что «фирма», «компания»), а организацию – с точки зрения организационно-правовой формы.
Управление – особый вид деятельности, направленный на объект с целью изменения его состояния и динамики (состояние во времени).
Функции управления (общие): анализ, планирование, организация, принятие решений, контроль, регулирование и координирование. Функции управления это «инструмент» при выполнении конкретных задач в процессе управления (не путайте функции управления с задачами в процессе управления).
Менеджмент – управление производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его персоналом. Производственно-хозяйственная деятельность включает в себя все виды деятельности на предприятии (коммерческая, маркетинговая, складская, транспортная, административно-бытовая, кадровая, учетно-экономическая, бухгалтерская, юридическая, инвестиционная, инновационная и др.). Как видно, управление персоналом уже входит в производственно-хозяйственную деятельность, но тем не менее в определении «менеджмент» выделено отдельно – и это не случайно, так как менеджмент на 80% это управление людьми (в отличии от понятия «управление»). Функции менеджмента (или частные функции управления) имеет общие функции управления плюс дополнительные, такие как мотивация и стимулирование, несколько уровней планирования.
Экономика – наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов (для домохозяек в древней Греции – эффективное ведение домашнего хозяйства). Ресурсы можно классифицировать двумя способами. Первый способ с точки зрения макроэкономики (по К.Марксу): труд, земля, капитал, предпринимательская способность. Поскольку мы работаем с предприятием как системой, то нам больше подходит классификация ресурсов с точки зрения микроэкономики (уровень предприятие, корпорация): материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы. Такая сфера как финансы находится внутри экономики. Информационные ресурсы были признаны экономическими ресурсами всего 15 лет назад.
Маркетинг – наука об эффективном управлении рынком. Маркетинг собирает информацию о конъюнктуре рынка, которую можно сгруппировать:
- социальный заказ общества (платежеспособный спрос);
- наличие на рынке поставщиков сырья для производства и поставщиков продукции для торговой деятельности;
- наличие на рынке поставщиков активного (участвующего в производственном процессе) и пассивного (не участвующего в производственном процессе) оборудования и других основных средств;
- наличие на рынке поставщиков услуг (финансовые, страховые, инновационные, биржевые, другие).
Логистика – наука об эффективном товародвижении на всех этапах «снабжение-производство-сбыт».
Современная логистика включает все три указанные этапы (старое понятие «транспортная логистика» охватывало только этап «сбыта»). Современная логистика включает в себя три области: экономика, маркетинг, менеджмент. В основе современных систем управленческого учета стоят логистические системы.
ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СИСТЕМА
Общая модель бизнес-процессов предприятия состоит из этапов «снабжение-производство-сбыт». В случае торговой деятельности этап «производство» называется «складирование». Как видно из модели предприятие представляет собой «черный ящик» имеющий вход (V1) и выход (V2).
Целью предприятия не является получение краткосрочной прибыли (получили и закрылись).
Настоящей целью предприятия является удовлетворение социального заказа общества (в объеме V2) и получение прибыли в долгосрочном периоде законным путем.
Исходящий объем V2 - социальный заказ общества выражен платежеспособным спросом ассортимента продукции. Коммерческий директор осуществляет бизнес-процессы на этапе «сбыт».
Входящий объем V1 выражен ассортиментом закупаемого сырья для производства и продукции для торговой деятельности. Менеджер по закупкам осуществляет этап «снабжение» и подчиняется коммерческому директору.
Этап «производство» и «складирование» осуществляет начальник производства и зав.складом.
Задачей управления предприятием является обеспечение объема V2, посредством обеспечения объема V1 и его переработки с помощью бизнес потенциала. Таким образом, в процессе управления, могут существовать три проблемы: объем V1 может быть ограничен во времени, объем производства (складирования) ограничен производственным потенциалом, ограничены потенциалы ресурсов и не хватает пропускной способности для прохождения ресурсных потоков.
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Удовлетворение социального заказа общества происходит посредством реализации продукции конечному потребителю, представленному в виде логистического потока (альтернативное название – «комплексный поток»). Поток – это движение ресурсов во времени. Ресурсы в микроэкономике (уровень предприятия, корпорации) классифицируются: материальный, трудовой, финансовый и информационный.
Комплексный логистический поток состоит из четырех потоков на всех этапах «снабжение-производство-сбыт»:
· Материальный поток состоит из двух частей:
· товарный поток (закупка сырья и продукции V1, изготовление полуфабрикатов, хранение продукции, реализация продукции V2) – за счет движения этого потока выполняется цель предприятия;
· поток оборудования (запуск нового оборудования, выбытие старого оборудования) – этот поток обеспечивает предприятие производственным потенциалом;
· Трудовой поток необходим для обеспечения движения материального потока, поскольку каждый бизнес-процесс выполняется конкретными людьми (бизнес-процесс состоит из нескольких бизнес-процессов следующего уровня или неделимых операций; трудовой ресурс не принято называть ресурсом, так как люди – это не ресурс, а капитал);
· Финансовый поток, также как трудовой поток, является обеспечивающим движение главного материального потока.
· Информационный поток представляет собой поток информационных сообщений управляющего характера и обеспечивает синхронное управление всеми потоками.
Ресурсный потенциал характеризует способность обрабатывать поток ресурса на каждом этапе. Например, «за счет оптимизации бизнес-процессов и сокращения простоев увеличилась скорость товарного потока» - это увеличение потенциала материального потока; или «сотрудники прошли курсы повышения квалификации» - это увеличение потенциала трудового потока; или «применим факторинг как дополнительную схему финансирования» - это увеличение потенциала финансового потока; или «внедрили новую автоматизированную систему управления предприятием (управленческий учет)» - это вложения в увеличение потенциала информационного потока.
Производственный потенциал и потенциалы 4-х ресурсов образуют бизнес потенциал.
Таким образом, эффективное управление предприятием строится на достижении сбалансированного бизнес потенциала по отношению к входящему объему V1 и соответственно к результату V2.
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, А ИЗМЕНЕНИЕ БИЗНЕС ПОТЕНЦИАЛА КАК ШАГ В РАЗВИТИЕ
Предприятие может находиться в двух состояниях: функционирование и развитие (развитие также включает в себя функционирование). Если изменяется бизнес потенциал, то только в этом случае можно говорить о развитии. «В текущем месяце выручка увеличилась на 20%» - это вовсе не означает, что предприятие развивается, так как увеличение могло быть вызвано сезонными колебаниями. А вот если это следствие качественных изменений, связанных и изменением бизнес потенциала, то тогда можно говорить о развитии.
В большинстве случаев развитие связано с осуществлением инвестиций: капитальные вложения (инвестиции в основные средства) направлены на изменение производственного потенциала. Вложения в ресурсные потенциалы также следует относить к инвестициям.
Напомним, что инвестиции могут осуществлять не только за счет внешних источников, но и за счет собственных средств. Принцип эффективности реализуется за счет:
· интенсивного пути развития (за счет внешних источников);
· экстенсивного пути развития (за счет внутренних источников и внутренних резервов).
Логистическая система содержит только модель функционирования предприятия. Для оценки эффективности инвестиций необходимо вносить небольшие изменения в логистическую систему, получая новый план функционирования предприятия (с измененным бизнес потенциалом).
Логистическая система позволит дать ответы на вопросы «мы развиваемся или буксуем на месте? Или мы вообще работаем в слепую, мы хоть в плюсе?».
Таким образом, логистическая система в основе управленческого учета позволяет не только оценить эффективность функционирования, но и эффективность развития предприятия. Первое - позволяет разработать бизнес-план функционирования предприятия, второе - позволяет разрабатывать концепцию и стратегии развития предприятия.