Совместное решение компаний "1С" и "АСБК софт" конфигурация Управление Ветеринарными Сертификатами (далее УВС) является ответом "мира 1С" на приказ Министерства Сельского Хозяйства РФ от 17 июля 2014 г. №281 "Об утверждении правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде". В соответствии с ним оформление ветеринарных сопроводительных документов должно производиться в электронном виде с использованием государственной информационной системы – ФГИС "Меркурий". Сама по себе система Меркурий является лишь компонентом более масштабной ИС ВЕТИС. За подробностями сюда.
Итак, программа предназначена для автоматизации деятельности специалистов органов государственного ветеринарного надзора. Представляем себе, к примеру, логистический центр, осуществляющий дистрибуцию продуктов питания. Часть из них подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе (ВСЭ). Для этого соответствующий специалист авторизуется в системе Меркурий, и осуществляет оформление электронных ветеринарно-сопроводительных документов (ВСД). Представляя себе объемы отгрузки товаров, которые осуществляют "средние" оптовые базы, несложно представить себе нагрузку на вет. врачей. С другой стороны, мы понимаем, что деятельность подобных организаций скорее всего автоматизирована. И значит, эту автоматизацию можно "углубить" и распространить на работу службы вет. контроля.
Коротко о ВСД. Прилагаются к партиям товаров, подлежащим ВСЭ. Это не только некоторые продукты питания, но и корма для животных в т.ч. Рождается на производственном предприятии, в комбинате питания, забойном хозяйстве и т.д.. Следуют с товаром через логистические центры в магазины. В магазинах гасятся одновременно с моментом попадания продукта на прилавок. В случае со столовой - когда продукт питания поступает в цикл приготовления блюда. Очень приблизительно.
Выделяют производственные ВСД, транспортные, последние бывают входящие и исходящие.
- ВСД содержат следующую информацию:
- Статус,
- Номер,
- УИД,
- Дата оформления,
- Форма ВСД,
- Сведения о регионализации - может ли продукция перемещаться в адрес получателя,
- Информация о продукции (наименование и т.д.),
- Номер производственной партии,
- Объем,
- Дата выработки и срок годности,
- Результаты лабораторного исследования,
- Упаковка,
- Благополучие местности,
- Цель (например "Реализация в пищу людям"),
- Данные о связаных ВСД,
- Данные о транспортировке,
- Способ хранения при транспортировке,
- Кто выписал документ (данные об организации и специалисте)
- и т.д. и т.п.
Автоматизация рутины
Специалистам из мира 1с не составит труда спроектировать и реализовать механизмы загрузки данных в программу УВС. Допустим что средства автоматизации нашего абстрактного предприятия также реализованы на платформе 1С. Тогда, если мы говорим о производственном предприятии, то загрузке будут подлежать документы описывающие выпуск продукции. В результате в программе УВС будут создаваться документы ПроизводственнаяОперация. Если это торговое предприятие, то реализация продукции будет отражаться в виде документа ТранспортнаяОперация. Для отражения факта поступления продукции на склад следует создавать документ ПриходнаяОперация.
Порядок работы с любым документом прост:
1. Создание,
2. Проведение,
3. Оформление заявки,
4. Если заявка отклонена - разбор "полетов".
3-й пункт самый интересный, ибо здесь происходит "маленькая магия": обмен программы и ФГИС Меркурий. Это и есть та самая автоматизация рутины, ради которой все это стоит затевать. В результат одобрения заявки будут созданы электронные ВСД. Обмен с Меркурием происходит посредством выполнения предусмотренных в программе регламентных заданий, которые сначала отправляют данные, затем получают ответ. Например имеется регламентное задание, отправляющее данные новых заявок на перевозку подконтрольной продукции (например от производителя к потребителю или же от дистрибьютора к потребителю). Именно это избавляет специалистов от их рутины: теперь им не надо каждую накладную забивать руками на сайте ФГИС Меркурий. Это делает за них программа.
Записи складского журнала
В конфигурации УВС реализован не совсем обычный механизм работы с остатками. Казалось бы, у любого уважающего себя 1С-ника при слове Остатки в первую очередь в голове возникает понятие Регистр накопления. А вот у разработчиков данной конфигурации, видимо, возникли несколько иные ассоциации. И в результате в данной программе кроме справочника Продукция и регистра ДвижениеПродукции имеется еще справочник СвойстваЗаписейСкладскогоЖурнала (его синоним - ЗаписиСкладскогоЖурнала, далее по тексту ЗСЖ). И остатки фиксируются именно в разрезе элементов последнего справочника, а не справочника Продукция.
На самом деле я напрасно иронизирую над данным подходом. Скорее всего он родился в следствие специфики работы органов ветеринарного надзора, чью работу мы и автоматизируем.
Итак мы имеем:
1) Справочник Продукция,
2) Справочник ЗСЖ,
3) Регистр накопления ДвижениеПродукции.
При оформлении документов в программе пользователь подбирает в ТЧ элементы справочника ЗСЖ, для которых на данный момент имеется в наличии нужное количество продукции. При проведении документов реализованы алгоритмы контроля остатков по ЗСЖ. Довольно типичный сценарий взаимодействия с программой для 1С.
Предусмотрены инструменты обслуживания ЗСЖ: документ Инвентаризация, назначение которого не требует комментариев, документ ОбъединениеЗаписейСкладскогоЖурнала, позволяющий свести остатки по определенной продукции из нескольких записей в одну, документ КорректировкаОстатковЗаписейСкладскогоЖурнала и т.д.
Так же например, имеется обработка ПолучениеАктуальныхОстатков, с помощью которой можно синхронизировать остатки продукции в программе и на сайте. Сотрудник вет. службы может решить, что по какой-то причине возникло расхождение остатков в программе и на сайте ФГИС Меркурий.
Пользователи
Каждый вет. врач должен иметь учетную запись в системе Меркурий. Поэтому помимо справочника Пользователи в УВС имеется справочник Пользователи ИС "Меркурий". В элемент данного справочника придется забить ФИО специалиста и логин пользователя ФГИС Меркурий. Для каждого пользователя УВС, который будет заниматься оформлением ВСД, следует указать соответствующего пользователя ИС "Меркурий". Без этого логиниться в УВС можно, но полноценно работать не получится: как минимум работа с остатками и оформление ВСД будут недоступны.
Интеграция
Предусмотрена интеграция с типовыми конфигурациями в виде соответствующих планов обмена. Если конфигурация не типовая, то КД вам в помощь. Я работал только с вариантом не типовых учетных систем, поэтому на вопросах обмена с типовыми конфигурациями я останавливаться не буду.
Конкуренты
Во многих типовых конфигурациях (БП, УТ, Розница, ERP и т.д.) имеются встроенные средства интеграции с ФГИС Меркурий. Это и есть главные конкуренты программного продукта 1С УВС. Если же у вас что-то менее типовое, или же вообще 7-ка - тогда возможно 1С УВС ваш вариант.
Кроме того, имеются решения, не основанные на платформе 1С Предприятие, например Контур.Меркурий.
В заключение
В данной публикации я постарался дать общее представление о возможностях конфигурации 1С УВС. Возможно, это поможет вам, если придется принимать решение о том, с помощью какого инструмента вам построить интеграцию ваших ИС и ИС Меркурий. Если же ваша организация, не смотря ни на что, приняла решение использовать данный ПП, то я осмелюсь предложить вашему вниманию другую мою публикацию в которой описаны пред-пусковые настройки программы 1С УВС.