Все хотят повышения зарплаты. Как правило – себе. Это совершенно нормально – своя рубашка ближе к телу. Бывает, что один добивается повышения себе, а прицепом достаётся и остальным. Однако, как вы, наверное, знаете, так случается не очень часто – счастливчика обязательно попросят никому ничего не рассказывать.
Собственно, это одна из причин жуткой нелюбви начальников к индивидуальным договорённостям по зарплате. Тот же Артемий Лебедев давно говорил, что запретил сотрудникам рассказывать друг другу, кто сколько получает – обязательно кто-нибудь придёт и скажет «а чё он больше получает?».
Вторая причина ещё банальнее: для начальника повышение зарплаты одному человеку – довольно жуткий геморрой (если он не собственник, разумеется). Чем больше компания и ниже начальник, тем процесс сложнее. Проситель-сотрудник автоматом превращает в просителя самого начальника. Тот должен идти и просить чуть ли не для себя. В ответ, с высокой вероятностью, начальник получит лекцию о собственной некомпетентности, неумении «строить команду» и использовать нематериальные методы мотивации. Вон Коля, начальник соседнего отдела, молодец – просто купил три настолки, и никто больше не ноет.
Теперь давайте зайдём с другой стороны и посмотрим на реальную статистику не индивидуальных, а массовых улучшений условий труда – и зарплаты, и всего прочего. Когда, почему, в какой момент они чаще всего случаются? Не будем рассматривать сказки о великих гигантах, которые просто индексируют зарплату на уровень инфляции. Посмотрим на что-нибудь более приземлённое.
Видели ли такой сценарий: уходят 1-2 ключевых, или просто хороших специалистов, а оставшимся улучшают условия? Встречали ли ситуацию: чувак увольняется, потому что мало платят, на его место берут нового, и платят именно столько, сколько хотел предыдущий? Почему так происходит?
По нескольким причинам. Главная – начальнику и компании, всё-таки, нужна команда, ведь именно она делает деньги. Терять команду страшно, и после увольнения любого сотрудника может возникнуть «эффект домино». Вторая причина – начальнику психологически намного проще просить повышения для оставшихся, чем для просящего. Он уже не действует под давлением, ни под кого не прогибается, он сам решил улучшить условия, потому что заботится о компании и эффективности. Уволившийся – лишь повод.
Однако, как вы знаете, далеко не каждое увольнение приводит к улучшению условий для оставшихся. Почему? Потому что большинство увольнений происходят без скандала и даже высказывания претензий. Человек, который решил уйти, не хочет сжигать мосты, портить себе репутацию пятном «скандалиста» или «истерички». Подбирает максимально обтекаемые, позитивные формулировки вроде «поступило предложение, я давно хотел работать в той компании», или «а я просто давно хотел в Москву переехать», или «мне тут всё нравится, но я давно хотел работать с такой-то технологией или ЯП», «мне там от дома пешком 10 минут», «у меня там друзья» и т.д.
Ничего плохого не скажу – сам так же делал. Но я, к сожалению, работаю начальником. И постоянно общаюсь с множеством других начальников. И правда, увы, такова: после любого «скандального» увольнения начальник садится и думает. Смотрит на свою работу, условия труда, зарплату, треки развития – на всё. На оставшихся сотрудников – причём, совершенно свежим взглядом. Кто сколько получает, кто как прирастает, кому сколько лет, у кого дети, ипотека, нет машины, далеко ли ездить, в каком он обычно настроении, пытается вспомнить, что, когда и кому говорил, не обидел ли.
И если уволившийся не был зелёным стажёром, то раздумья почти всегда приводят к изменениям. В процессах, системе подготовки, распределения задач, портфеле проектов и продуктов, направлениях развития, расстановке рабочих мест, и, конечно, зарплате. Начальник меняет то, что в его власти. И идёт выше, чтобы согласовать улучшение того, что не в его власти – обычно это зарплата, офис, мебель и т.д.
Бывает, что изменения косметические, вроде столы переставить или доску для скрама купить. Случается увеличение как абсолютных значений зарплат, так и скорости их роста, причём – в 2-3 раза. Вот такой эффект оказывают люди, которые не молчали при увольнении.
Собственно, теперь вам понятно, что я предлагаю. Если вы увольняетесь – не важно, по какой причине – расскажите начальнику о проблемах в отделе. Не надо скандалить (да вы и не будете). Спокойно, уверенно и с обязательными отсылками к реальности – это бьёт точно в цель.
Например, сравнить текущие доходы со стоимостью жизни в вашем городе, примерными платежами по ипотеке, ценами на автомобили и т.д. Не надо ныть, жаловаться и ругаться. Простая, спокойная математика. Получаю столько, в пределе смогу столько, но на эти деньги нельзя купить машину за обозримое время. Я всё понимаю, у вас тут весело и интересно, но я не хочу ждать до пенсии. И квартиру хочется… Нет, не хочется – надо. Семья, дети вот-вот, ну и вообще.
Можно сравнить доходы и условия с другими компаниями. Вообще, обычно начальники такие сравнения не любят и воспринимают в штыки, но вы ведь в другой ситуации – вы увольняетесь. По сути, одной ногой уже снаружи, почти сторонний наблюдатель. Поэтому вас будут слушать.
Конечно, неплохо бы выложить не только свои мысли, но и реальные проблемы оставшихся сотрудников. Но не упоминайте никого конкретно, ни в коем случае – человек может попасть в чёрный список ненадёжных. Хочется дать совет «соберите людей и попросите рассказать об их проблемах», но не буду – с вами не будут искренне разговаривать, ведь вы уходите. И мало ли, кому вы всё это перескажете – вы ведь уже не свой.
Да, и при разговоре с начальником ни в коем случае не делайте вид, что даёте ему совет, критикуете или поучаете. Так вы гарантируете, что не только ничего не изменится – станет хуже. Говорите только о своих проблемах и о том, что вам не нравится в компании, а не в начальнике.
Примерно так. Вы уже уходите, вам терять особо нечего, а остальным помочь можете. Спеть красивую, лебединую песню, которую будут вспоминать с радостью и благодарностью. Кстати, знаете, кто именно? Начальник, разумеется.