"…нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Кто бы ни выступал с подобным начинанием, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые…"
- Николо Макиавелли ("Государь" #vi)
Страсти, иллюзии, заблуждения - двигатель торговли, торговля - двигатель прогресса. Так живет человечество уже многие тысячелетия - человечество величественно в своем ничтожестве. Когда вокруг раскинулся прекрасный мир, целая вселенная, полная загадок и вызовов, когда ему дана величайшая возможность, используя свой разум и чувства, построить свою жизнь прекрасной и увлекательной, оно, забыв обо всем, потакая дремучим инстинктам, стремится к больному господству над всем окружающим, к безмерному потреблению и владению. Как маленький избалованный ребенок, который не видит и не учитывает никого и ничто, кроме себя, в своих сиюминутных прихотях и желаниях, пока не обожжется, пока "не наступит на грабли несколько раз". Таков наш путь, человечество.
К чему я все это? К тому, что во всем, а соответственно в проблемах и неудачах проектов и по автоматизации на базе 1С, есть корень и суть, вот я и хочу попытаться пролить свет и на них.
Давайте, для начала, задумаемся на минутку над таким парадоксом. Хотя его как-то тихонько обходят и стараются о нем не упоминать. Вот представьте, что Вы среднестатистический директор и владелец компании или фирмы. И вот в какой-то момент, когда размеры Вашего предприятия, а соответственно и потребности учета, документооборота, планирования, превышают некие пределы, Вы начинаете понимать, что пора как-то автоматизировать учет и планирование, выводить его на новый уровень, чтобы, в том числе и Вам, видеть картину целиком и оперативно, принимать решения, основываясь на реальных и достоверных, оперативно поступающих и достаточных для этого данных и параметрах. Не говоря уже о подобных возникших потребностях в самом предприятии на разных уровнях, т.е. и у Ваших сотрудников.
Что же Вы делаете, к кому пойдете? Конечно к специалистам в этом деле, будь то франчи, будь то фрилансеры, будь то сама фирма 1С. Вполне естественно, скажете Вы? А я скажу, что по сути, Вы идете к тем, чья прибыль на прямую зависит от продаж программ (франчи, фирма 1С) или от необходимости доработать эти программы или разработать свои конфигурации (опять же франчи и фрилансеры, т.е. свободные программисты и команды). А скажите мне, Вы будете доверять свое здоровье, например, врачу, зная, что у него идет, скажем, процент с аптек, в которых Вы будете покупать выписанные им медикаменты? Не думаю. Интересный парадокс, да? Тот, кто больше всего заинтересован в том, чтобы Вы купили как можно больше и более дорогого программного обеспечения или как можно больше заказали работ по его разработке, по сути, Вам и советует, что покупать и заказывать на разработку и доработку. Но и это еще не все. Ведь по законам торговли мы прекрасно знаем, что чем больше будет продано более дорогих программ и быстрее будут выполнены работы, зачастую в ущерб реальной необходимости или качеству, тем лучше. Но это лишь часть парадокса. Ведь Вы можете сказать, что есть же конкуренция, работа на результат и тому подобное. Так вот не стоит забывать, что и внутри Вашей компании есть скрытый враг - это некоторые Ваши сотрудники, которые по разным причинам не хотят нововведений и изменений. И Вы сами, так как плохо разбираетесь в этом вопросе, толком не можете оценить многие вещи и результаты, а зачастую и не будете вообще иметь непосредственное дело со многими участками учета. И вот в этой мутной водичке Вам приходится плавать, принимая зачастую интуитивные решения, зачастую доверяя специалистам, зачастую блуждая в иллюзиях, слухах и заблуждениях. Нервозная обстановочка, неправда ли? Да и сама специфика этого вопроса довольно сложна, так что некоторые результаты и достижения просто невозможно адекватно и объективно оценить и интерпретировать, тем более количественно, самим специалистам. Попробуйте заикнуться им о ТЭО (технико-экономическое обоснование), а потом попробуйте получить на практике все те результаты, которые там будут посчитаны и описаны. Я уже молчу о взаимных оценках специалистов друг другом, тем более конкурирующих между собой. Так что по некоторым, даже откровенным неудачам, довольно сложно найти и понять, кто же виноват, сторона заказчика (и кто конкретно) или исполнитель, или оба. А декларирование достижения некоторых результатов весьма условно и спорно. А специалисты, которые выполняют Вам работы и советуют, зачастую хорошо разбираются в программировании и информационных системах, но не очень в особенностях Вашей деятельности и специфике Вашего бизнеса. Хотя и Ваши сотрудники, да и Вы, будем говорить откровенно, далеко не всегда на высоте в этом вопросе. А что уж говорить о том, что Ваши сотрудники и Вы плохо понимаете специфику разработки и программирования, а разработчики в свою очередь плохо понимают специфику Вашей деятельности. Говорить и описывать это можно до бесконечности.
Но вся эта ситуация напоминает мне ситуацию с тем, что хочет женщина (это и мужчин касается, но о них пусть говорит кто-нибудь другой). Ведь есть то, что она хочет от жизни, а есть то, что ей действительно надо, а есть еще и объективная реальность, информация о которой у нее (женщины) ой как не полна. Но ей то помогают тысячелетиями отработанные и проверенные инстинкты. А какие могут быть инстинкты по автоматизации учета у Вас, как у директора или владельца, а соответственно и заказчика, когда сами компьютеры и отрасль программирования не так давно появились?
И тут нас спасет старая народная мудрость "Семь раз отмерь, один раз отрежь", но если уж отмерил и решил, то режь. Но встает вопрос, а кто будет мерить? Если тот, кто будет резать, а его прибыль будет зависеть от количества отрезанного, то сами понимаете, что он намерит. Если тот, чей материал будут резать, а в резке он ничего не понимает или разбирается плохо, то тоже ничего хорошего, скорее всего, не получится. Значит, мерить должен кто-то третий. Причем этот третий должен быть не только независимым, но и уметь, говоря простыми словами, "…переводить с программистского языка на менеджерский и обратно".
И вот тут наклевывается мысль о независимой консультации, оценке ситуации и разработке проекта и его полной стоимости. Причем не только по собственно программированию и покупке программ, это, как правило, уже завершающий этап, который, если все продумано, спланировано верно и жестко контролируется, просто обречен на успех. А по всей ситуации целиком, т.е. и по затратам на изменение бизнес-процессов, труда исполнителей и работников фирмы, как своих, так и сторонних, оборудовании, работ по программированию и автоматизации, работ по внедрению и обучению и т.д. А только уж потом принятия решений по его финансированию и исполнению.
А пока, перефразируя известную цитату Д. Кнута, можно сказать так: "Преждевременная автоматизация - корень всех зол".