Бывают ситуации, когда компании поступает заманчивое предложение по разработке, например, бизнес-приложения, сроки не терпят, нет времени на раскачку, обучение собственных сотрудников и долгие поиски новых работников. Перед руководством встает цель — заключить договор с компанией, у которой есть свободная рабочая сила, пул IT-специалистов, которые могут заняться вашим проектом. Разберем преимущества и недостатки аутстаффинга и аутсорсинга в сфере IT, а также законодательные ограничения.
Аутсорсинг — чем хорош в IT
Аутсорсинг (outsourcing в переводе с английского «внешние ресурсы»)— форма взаимодействия двух организаций, когда одна выполняет для другой определенные услуги, как правило, в течение длительного времени. Обычно это непрофильная деятельность для компании, но та, которая должна вестись на постоянной основе.
Чаще всего в российских компаниях на аутсорсинг передаются следующие услуги:
- бухгалтерский учет,
- IT,
- маркетинг, реклама и PR,
- дизайн и верстка,
- найм персонала,
- логистика,
- юридические услуги,
- охрана и безопасность.
Еcли говорить упрощенно, то компанией оплачивается выполнение услуги, а не сама работа персонала как такового. Главное — результат, а усилиями каких специалистов он был выполнен, это не так важно (для заказчика). То есть это не аренда персонала, а работа+экспертиза, то есть персонал решает определенные задачи, и их выполнение контролируется сторонней организацией, которая и предоставляет эти услуги.
По договору на IT аутсорсинг компания может оказывать, например, услуги:
- разработка программного обеспечения,
- сервисное обслуживание,
- техническая поддержка,
- UX/UI дизайн,
- создание контента и SEO-продвижение,
- поддержка локальных сетей,
- ведение сайта и др.
В законодательстве РФ нет закрепленного понятия «аутсорсинг». С юридической точки зрения аутсорсинг — это гражданско-правовые отношения. Чаще всего оказание услуг аутсорсинга регулируется нормами главы 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского Кодекса РФ. В соответствии с договором исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Иногда практикуется заключение договора о техническом или абонентском обслуживании заказчика.
Плюсы аутсорсинга для заказчика:
- заказчик получает результат работы — готовую услугу, а какими усилиями она была получена, не его зона ответственности,
- не приходится содержать штатную единицу, если объем работы небольшой,
- как правило, специализированные компании имеют больше опыта и компетенций в своей сфере, чем один сотрудник в штате.
Минусы аутсорсинга для компании:
- сложный поиск надежных партнеров,
- сложность оценки качества работы,
- высокая стоимость работ.
Аутстаффинг
Понятие «аутстаффинг» (от английских слов out и staf — «вне штата») подразумевает, что компания-заказчик не заказывает услуги у сторонней организации, а получает доступ к внешним специалистам, которые будут работать в рамках компании, выполняя необходимые функции.
Аутстаффер (компания, которая предоставляет специалистов) является, по сути, агентством по подбору персонала, которое оформляет на себя сотрудников, а те на какое-то время занимаются сторонним проектом.
В частности, аутстаффер осуществляет:
- найм и оформление персонала,
- ведение кадровой документации,
- начисление заработной платы,
- формирование отчетов в контролирующие органы.
Понятие аутстаффинга не закреплено в законодательстве Российской Федерации. Кроме того, обыденное для Запада понятие «аренда персонала» также не упоминается в отечественном законодательстве, потому что арендовать можно что-то неодушевленное (автомобиль, оборудование, квартиру, помещение и т. д.).
Однако в трудовом законодательстве есть случаи, когда может привлекаться сторонний персонал (ст. 341.2 ТК РФ):
- для замещения временно отсутствующих специалистов, например — на время декретного отпуска.
- в период временного (на срок до 9 месяцев) расширения объемов производства или услуг — вот под этот пункт как раз и подходят IT-специалисты.
Но и здесь не все так просто: заниматься предоставлением персонала могут только частные агентства занятости, которые прошли государственную аккредитацию, их перечень можно посмотреть на сайте https://trudvsem.ru/private-employment-agency
Плюсы аутстаффинга для компании:
- за счет быстрого расширения команды можно получить большую прибыль в сжатые сроки в случае крупных проектов, например, победив в тендере,
- можно пригласить команду на определенный проект, специалисты будут выполнять конкретные задачи,
- вам не нужно будет думать, какую нагрузку искать сотрудникам после окончания проекта — окончен проект, сотрудники уходят из компании,
- если сотрудник не соответствует заявленной квалификации, нарушает трудовую дисциплину и т.д., то аутстаффер обязан заменить такого сотрудника в срок, предусмотренный договором.
Минусы аутстаффинга для заказчика:
- аутстаффер не несет ответственности за результат работы IT-команды, потому что организацией работы и контролем за ее исполнением занимается заказчик,
- заказчик сам организует работу сотрудников, то есть задачи аутстаффера после найма персонала и заключения договора — минимальны,
- не всегда есть возможность заранее просчитать длительность занятости подрядной организации, если выполнение проекта затягивается, аутстаффер получает выгоду,
По большому счету аутстаффинг подходит для компаний, которые успешно управляют IT-персоналом, имеют зрелые IT-процессы, и внутренние компетенции и крепкий менеджмент, но в определенный момент времени:
- стартует новый перспективный проект, требующий больших человеческих ресурсов,
- требуются специалисты (как правило, высокой квалификации), которых трудно быстро найти для выполнения определенной работы.
А, может, принять в штат?
В большинстве случаев принятие в штат технического специалиста оправдано. При современном уровне автоматизации процессов IT-специалисты востребованы во всех сферах экономики. Компании все чаще используют чат-боты, мобильные приложения, ПО для 3D-моделирования, клиентские платформы для упрощенного взаимодействия и оплаты, технологии big data и машинного обучения.
Однако не всегда принятие в штат компании специалиста бывает целесообразно. Например, когда нагрузка минимальна, то есть когда нужно обслужить 10-15 компьютеров в офисе или помочь главному бухгалтеру с настройкой 1С — с этим вполне справится сотрудник на аутсорсинге с занятостью несколько часов в неделю.
Кроме того, содержание в штате любого сотрудника связано со значительной финансовой нагрузкой (налоги, страховые взносы с суммы заработной платы) необходимостью обеспечения множества социальных гарантий (больничные, отпуска и т. д.).
Вместо заключения
Выбрать ли формат аутсорсинга, аутстаффинга или принятия в штат IT-специалистов, зависит от целей и задач, стоящих перед организацией на определенном этапе развития. В любом случае нужно знать, что аутсорсинг позволяет быстро закрыть проблемные аспекты деятельности предприятия и дает возможность не заниматься решением кадровых вопросов, а аутстаффинг решает сложные вопросы с замещением высококвалифицированных специалистов.