Содержание:
Небольшое вступление о жизни до 1С)
Небольшое вступление о жизни до 1С)
После окончания ВУЗа я пошел работать по специальности. К слову, у нас были семестры, где мы изучали программирование. К курсу Basic, который был в школе, добавились СИ, Паскаль, Ассемблер. Но все же специальность, которая называлась "Информационно-измерительная техника и технологии" была схемотехнической, всякие резисторы, транзисторы, диоды... Попал я туда случайно и не скажу, чтобы вся эта схемотехническая тема мне сильно нравилась. Программирование для меня было понятнее, но на моей специальности оно было для общего развития.
Поработав инженером на одном заводе, я понял, что это совсем не мое. Не то чтобы там было совсем неинтересно, наоборот, было намного "веселее", чем сейчас в 1С, но постоянные командировки, и отсутствие интереса ко все этой схемотехнике сделали свое дело, и я ушел оттуда, как только, у знакомых освободилось место бухгалтера, но с перспективами карьерного роста уже в финансовой сфере.
Бухгалтерского образования у меня не было, поэтому делал самые простые вещи, был кем-то вроде бухгалтера-кассира, плюс на посылках, ездил в банк, выдавал зарплату, относил на CD готовые рег. отчеты по налоговым и прочим ФСС, скучал, и маялся от безделья, но успел получить второе высшее по специальности "финансы и кредит", было это в одно из коммерческих ВУЗов, фактически это было просто покупка корочки. К сожалению, фирма, в которой я работал, постепенно пошла ко дну, и нужно было думать, куда идти дальше. К нам в бухгалтерию ходили 1Сники. У нас была немного доработанная семерка, и иногда их вызывали, чтобы обновить базу. Также приходили девушки из Гаранта с правовой поддержкой. Работать бухгалтером я больше не хотел, и возникла мысль уйти или в Гарант, или в 1С. Вариант с 1С мне тогда показался намного лучше, была возможность попробовать себя в программировании. А работа в Гарант показалась такой же нудной и неинтересной, как и бухгалтером, и такой же девчачьей.
Первая попытка попасть в 1С была через газету объявлений, нашел вакансию и поехал "на собеседование". К этому моменту у меня были лишь небольшие знания в предметной области. Я знал, что такое счета бухгалтерского учета, но скажем такие процедуры как закрытие затратных и счетов финансового результата, для меня это было "темным лесом". Знаний по языку программирования не было вообще. Это было небольшое офисное здание на краю города, а сам офис представлял маленькую комнатку где-то 4м на 4м максимум, в ней было два человека. Первая это женщина лет тридцати, насколько я понимаю офис менеджер и, видимо владелец бизнеса, какой-то парень лет тридцати-сорока. Собственно никакой проверки моих знаний не было, хотя я ничего и не скрывал, что знаний ноль. В ходе небольшого собеседования был вопрос про план счетов, и рассказ то ли про бухгалтера то ли аудитора, которого они хотели взять, но не взяли, после того как она предложила какую-то "дичь" с 90 - ми счетами.
А дальше мне предложили сходу съездить в соседнюю область в какой-то колхоз. Машины у меня тогда не было, то есть поезд или автобус, а до колхоза на такси. Нужно было настроить сеть и, видимо, консультировать по текущим вопросам, насколько я сейчас понимаю. Видимо, чувак продал колхозникам программу, забил на них, а они его звонками доставали. Было объявлено, что бюджет всей командировки 5к, это был 2008 год, единственное не понял, я их заработаю, или получу то, что останется за вычетом расходов на проезд. На вопрос, ну допустим, я это сделаю (хотя вряд ли бы я там что-то сделал) и что дальше? Ну а дальше я отправился бы домой и ждал новых задач, когда (если) они появятся. В общем, поняв, что это не работа мечты, а какая-то фигня, я отправился домой, обещав подумать.
Вторая попытка была более продуманной. Я поговорил с тем 1Сником, который нас обслуживал, и узнал, что у них идет постоянный набор. Мне назначили время, и я пошел на собеседование. Это было тоже офисное здание на окраине города, но более солидное и тут уже было что-то похожее на нормальный офис, ресепшен, несколько комнат, рабочие места с компами. Я уже не помню, о чем там был разговор, скорее всего просто рассказал о себе, никаких тестов или проверок знаний вроде не было. Думаю, бонусом было то, что я пришел от организации, которая была их клиентом. Поэтому и взяли на обучение без особых вопросов.
Мне предложили несколько вариантов обучения, или полдня и шесть месяцев или весь день, но срок обучения 3 месяца. Так как по прежнему месту я уже не работал, то выбрал второй вариант. Там даже платили что-то, уже точно не помню, вроде 6к в месяц.
Обучение, конечно, было, как говорится, "ну такое себе", большая часть времени это книжки из коробки 1С 7.7 и "справка" в самой программе. Помню, было какое-то небольшое пособие из серии как сделать новую базу и некоторые манипуляции с ней, была куча дисков ИТС с тестами. В общем, нужно было сдать несколько тестов "1С профессионал" по итогу, что трудностей, думаю, ни у кого не вызывало. Причем на тот момент это была сдача в этом же франче, а не в стороннем. Сейчас вроде в стороннем сдается, если я ничего не путаю. На тот момент было уже разделение во франче на консультантов и программистов. Обучение было универсальное, но что-то обучение именно программированию у меня в памяти совсем не отложилось. В конце обучения было что-то вроде экзамена-собеседования с привлечением ведущих специалистов этой фирмы, которое я успешно прошел. Вроде там ничего сложного не было, по программированию спрашивали элементарные вещи, вроде того, какие есть циклы, какие операторы. Единственная непонятка у меня вышла в том, что меня почему-то определили в консультанты, а не в программисты, хотя тогда я разницу не особо понимал, да мне было и все равно, взяли и хорошо.
Один из ведущих специалистов был назначен куратором, у него можно было консультироваться, в случае каких-то вопросов. У него и специалиста, который руководил моим обучением. И началась работа, которая в основном заключалась в нахождении в офисе в ожидании конкретных задач.
У организации была бесплатная линия консультации, но решить она могла какие-то совсем примитивные вопросы, типа посоветовать поставить какую-нибудь галочку в настройках. На тот момент удаленно к клиентскому компьютеру еще не подключались, все зависело от опыта и желания конкретного сотрудника решить проблему по телефону. Соответственно, если по телефону решить проблему было сложно или невозможно, то предлагался платный выезд, а там уже подбирали конкретного сотрудника.
Мне могли "прилететь" или достаточно простые заявки, типа обновления типовой семерки, хотя там могло быть не только обновление, но и консультирование. Так и достаточно сложные и странные заявки, от которых, допустим, отказались другие сотрудники, причем по разным причинам, там большая загрузка или неадекватный клиент. К примеру, есть клиент с типовой программой и какими-то вопросами, но тетенька-бухгалтер то ли в принципе в неадеквате и ненавидит род человеческий, то ли над программистами ей нравится издеваться. И вот поступает от этой тетеньки раз в квартал заявка что-то обновить или вопросы какие. Соответственно уже ученые сотрудники придумают тысячу причин, чтобы не брать эту заявку, ну она мне и прилетала, или потом уже какому другому новичку. Думаю наше руководство новичков так тестировало на стрессоустойчивость. Плюс были всякие разные демонстрашки программ, как раз в это время появилась восьмерка и потихоньку на нее всех переводили.
Были еще странные решения, например, когда мне давали клиента с переписанной в хлам базой, толком ничего не объяснив. То есть предполагалось действовать по стандартной схеме, пришел, обновил, выслушал вопросы, если смог, то ответил сразу, не смог, то берем базу и думаем, советуемся с более опытными коллегами. В общем прихожу, делаю сравнение переписанной базы и далее впадаю в ступор, что с ней делать. Ладно, беру с собой, подумать, попробовать обновить, пробую и понимаю, что трудозатраты, что это будет жесть, мне ее неделю обновлять чисто механически, не анализируя код, и что там в итоге получится, вообще непонятно. В общем, ходил пару месяцев, тупил, потом, наконец, пошел к начальству. Те посмотрели, подумали, поговорили с сотрудником, который ее дорабатывал, и когда тот подтвердил, что в общем-то то да, база переписана сильно и по обновлению надо решать с клиентом, надо ему это или не очень. В итоге клиента у меня забрали.
Отдельно стоит отметить ценообразование на наши услуги. Все у нас до сих пор измеряется в часах, но вот количество часов, которое надо взять за работу, оно очень примерное и зависит от платежеспособности клиента, даже не в целом, а от желания его тратить деньги на 1С. Зависит и оно от "наглости" что ли, ну даже не наглости, а того как сотрудник оценивает свое время. Нет ни прайса примерного, вообще ничего на эту тему. Тут понятно, что факторов много, даже стандартное обновление, если семерка была не особо требовательная к железу, и на типовую недоработанную базу, которую перед этим даже год-два не обновляли, можно было взять и накатить последний релиз. Понятно, что если база большая, то и тогда были проблемы. Сейчас же ситуация осложнилась и бухгалтерия тройка более требовательная, и перепрыгивать можно только часть релизов. Я, конечно, подозреваю, что есть кадры, которые могут взять cf-ку и накатить ее на базу, которая года два не обновлялась, и, может, даже все обновится у них, но то такое.
Довольно размытое ценообразование и отсутствие внятных объяснений от руководства, сколько все-таки нужно выставлять часов за конкретную работу, приводило к комичным ситуациям. Помню, одна из первых была заявка, когда нужно было приехать к клиенту и обновить несколько типовых бухгалтерий. Вот сейчас эта работа заняла бы у меня, ну может, пятнадцать - двадцать минут. Но тогда я делал это поначалу очень неторопливо, все по инструкции и перепроверяя. В общем, заняло у меня это около часа. Плюс какой-то разговор был мной услышан в офисе общего характера, что больше надо часов выставлять. Решил выставить клиенту два часа. Главбух сразу напряглась, или подобную работу ей делали уже раньше за час или в офисе с ней предварительно на час договаривались, а мне ничего не сказали. Начались на меня наезды, почему так дорого, я начал придумывать отмазки, что вы на другом конце города находитесь, и вместе с дорогой как раз будет два часа. В общем, мои доводы ее не убедили, и она звонила и жаловалась на меня в офис, что за алчного сотрудника такого вы нам прислали.
Вообще стоит отметить, что работа с клиентами ведется так, чтобы заключить с ними абонентский договор на какое-то определенное число часов в месяц, от двух и выше. Это стабильный доход и фирме, и сотруднику. Тут, конечно, тоже ситуации могут быть разные. Есть организации, которые тебе за эти два часа весь мозг вынесут какими-нибудь сложными вопросами и ни одна минута не пропадет, а есть с неплохим количеством часов и при этом сильно тебя не напрягают. Понятное дело, что новичку будут прилетать абонентские договоры с какими-нибудь не очень выгодными условиями, от которых отказались другие сотрудники. А отказаться могут или если времени не хватает, и в этом случае скидывают наиболее проблемных, или конфликтных после ссор, жалоб. Но не всегда так, если коллега уходит на проект и будет долго и серьезно занят или человек увольняется, то его клиентов распределяют среди свободных сотрудников и тут распределение будет адекватное, дадут полегче клиентов с типовыми базами.
Отдельно следует рассматривать работу в крупном городе и области (районные городки или поселки). Когда я только начинал, то в области клиенты были не такие избалованные, как в городе, да и сейчас такое тоже есть, несмотря на возможность удаленной работы. Поэтому часто в область посылали молодых сотрудников, у которых не так много знаний, но много времени, и клиент будет не так придирчив. Можно было обучаться вместе с клиентом. Тогда удаленного подключения практически не было, а временные затраты на дорогу большие. Поэтому заключали договоры, где клиент оплачивал поездку, это было от 4 до 8 часов, меньшее просто фирме невыгодно. Соответственно я получал и не такого требовательного клиента, на котором можно было обучиться, и приемлемое количество часов, это было достаточно выгодно.
Если мы говорим о клиентах из области, отдельно следует отметить сельхозпредприятия. Подавляющее большинство из них покупают бухгалтерию сельскохозяйственного предприятия. Это конфигурация на базе обычной бухгалтерии. В принципе специфика не такая сложная, косяков тоже немного, есть хорошая техподдержка и канал на YuoTube. Разобраться в ней вполне реально, а сегмент рынка большой и платежеспособный. Вот эту конфигурацию мы всем сельхозпредприятиям и продавали. Единственный минус был, это то, как добраться до клиента. У меня тогда не было машины, поэтому приходилось в начале ездить или на электричке, или автобусе, основное неудобство здесь, это то, что ходят они редко и приходилось под них подстраиваться. С машиной, конечно, в этом плане проще. Правда, в непогоду уже не так все весело).