Soft Skill победил

22.04.25

Саморазвитие - Личная эффективность

Моя любимая «психоболтология» в тренде, и это вполне оправдано и логично, поскольку доступ к любой информации в современном мире стал не просто доступен, а, скорее от неё "не спрятаться". Для того, чтобы быть в курсе любых изменений и достижений в интересующей вас области знаний, будь то управление проектами, развитие продуктов 1С или фильмография Миядзаки, достаточно пары каналов в "телеге".

"Soft skill" победил

На конференции «Управление проектами» в системе голосования был задан вопрос залу: "Что для Вас самое сложное в проектах? (одним словом)" и "Что для Вас самое простое в проектах? (одним словом)".

И большинство ответов на первый вопрос – ЛЮДИ. Ответ на второй вопрос – МЕТОДОЛОГИЯ.

 

https://myfin.by/source/1/KjbThe0WD67RiSySPvhwAB0-PY0K0n2h.jpg

 

Моя любимая «психоболтология» в тренде, и это вполне оправдано и логично, поскольку доступ к любой информации в современном мире стал не просто доступен, а, скорее от неё "не спрятаться". Для того, чтобы быть в курсе любых изменений и достижений в интересующей вас области знаний, будь то управление проектами, развитие продуктов 1С или фильмография Миядзаки, достаточно пары каналов в "телеге". Ну а если вы "продвинутый амбассадор" направления знаний, то еще и пару подписок на профильные ресурсы, которые, кстати, как правило интегрированы в мессенджеры через боты.

Обучение больше не является сакральной тайной для избранных или богатых. В последние пару лет в резюме кандидатов на вакансии бизнес-аналитиков, аналитиков данных, да даже и руководителей проектов в графе «образование» появились уверенные и гордые Яндекс.Практимум и Skill Box, что само по себе не плохо и только подчеркивает идею доступности профильного контекстного обучения, так или иначе приходящего на смену классическому. Основная сложность не в поиске каналов взаимодействия со знаниями, а в выборе их качества.

Сегодня хочу поговорить об умении общаться не с людьми, а со знаниями, информацией и каналами её получения. Я ни разу не слышал вопроса на собеседованиях – как вы учитесь? А между тем, именно способность учиться, то есть эффективно взаимодействовать с методологиями обучения, поиском и фильтрацией знаний, выбором источников информации самый важный «мягкий скилл». Именно с него начинается любой путь адаптации к изменениям, освоение новой области знаний, построение команды, да просто общение с разными малознакомыми людьми. Приведу пример из жизни аналитика с развитыми Soft Skills:

Как есть: аналитик, специализирующийся на блоке «Производство», переведенный в усиление команды в середине проекта.

Задача: на новом проекте возглавить блок «Управление автотранспортом.

 

Шаги действий С точки зрения Hard Результат С точки зрения Soft Результат Сравнение
Погружение в новую область знаний ИТС, видеоролики в интернете, статьи на профильных форумах Знание, что такое блок УАТ, методология типового функционала Коллеги, которые сталкивались с этим блоком, пользователи заказчика по блоку Знание конкретной, узкой задачи, непосредственно на проекте через основную проблематику блока. Soft погружение быстро обозначает требования к конкретной системе и выявляет риски конкретного блока с учетом пользовательского опыта.
Взаимодействие с командой Вопросы регламентированного взаимодействия блока УАТ и блоков БУ и МСФО учета в формате требование-источник Формальное взаимодействие, узкий круг вопросов в рамках конкретной задачи, резко увеличивающий риск возникновения нестандартной ситуации, неучтенной при первичной проработке. В рамках обсуждения общей картины процессов, затрагивающих взаимодействие с УАТ выявление точек взаимодействия с аналитиками по смежным блокам. Коллективная работа над проблематикой, в рамках мозговых штурмов Укрепление доверия и поддержки внутри команды. Выявление рисков и проблематики блока на ранних стадиях проектирования. Soft создает контекст для взаимодействия и общения, а следовательно для глубокого погружения команды во все аспекты проекта, а не только в рамках своих узких блоков учета. Обмен опытом. Быстрый результат.
Взаимодействие с заказчиком Предоставление на согласование перечня требований к блоку. Разработка по проектному решению. Сдача заказчику функционала блока. Запрос на изменение. Доработка. Сдача. И так по кругу. Много документации. Все шаги строго записаны. Взаимодействие с ключевыми пользователями с первого дня, погружение в процессы работы пользователей. Процессный подход. Лояльное, доверительное отношение пользователей, преодоление сопротивления изменениям на первых стадиях проекта, выявление проблем и рисков на ранних стадиях проекта. Soft выстраивает доверительные отношения с заказчиком, помогает выявить риски и проблемы на старте, а не при старте ОПЭ.

 

Так что было раньше, курица или яйцо?

Очевидна наметившаяся тенденция на изменение парадигмы. Привычные Hard Skills уступают приоритетное место коммуникациям и, как мне кажется, вполне логично и заслужено. Даже с точки зрения любого анализа в рамках всё тех же «хардов». Начинать нужно всегда со сложной задачи, не так ли? Риски обозначать сначала с максимальным «весом», да? А методологию внедрения вообще теперь надо выбирать из многих вариантов. А как говорят опросы и тенденции:

  1. В связи с доступностью, удобством хранения и поиска информации самая сложная задача – взаимоотношения и коммуникации людей в проекте, а не технические решения.

  2. Риск с максимальным весом всё чаще связан со слабой коммуникацией (недостаточно выделенного времени заказчика; отсутствие ключевых пользователей, принимающих решения; затягивание согласований и т.д.)

  3. Раньше решало знание, полученное в классическом университете, сейчас же такое образование устаревает в момент поступления абитуриента на первый курс.

Речь не о том, что место аналитика теперь может занять любой менеджер, а именно о том, что при понимании самой методологией обучения, желанием и мотивацией любой менеджер с развитыми «софтами» за приемлемо короткий срок может стать аналитиком, с приемлемыми «хардами», а вот наоборот процесс идёт гораздо сложнее, по двум причинам:

  1. При адаптации и обучении, как правило, основное внимание уделяется Hard Skills, как попытка быстрее «накачать» новичка нужными знаниями.

  2. Soft Skills вообще не зависят от количества узкоспециализированных профильных знаний. Выучить Карла Вигерса наизусть не значит суметь рассказать об этом доступным языком.

Маятник ощутимо качнулся в сторону комфорта и безопасности в общении. И несмотря на то, что Hard Skills по-прежнему определяют нас как профессионалов, именно Soft Skills определяют нас как людей, а любые проекты делаются людьми и для людей в первую очередь.

См. также

Личная эффективность Бесплатно (free)

Синдром самозванца — частый, но малообсуждаемый спутник 1С-специалистов. Он подтачивает уверенность, мешает делиться опытом, заставляет обесценивать собственные знания и достижения. Почему именно в мире 1С он проявляется особенно остро? Как отличить здоровую самокритику от внутреннего самобичевания? И что делать, чтобы не жить с ощущением, что «просто повезло»? В этой статье — типичные симптомы и практичные способы, как вернуть себе ощущение профессиональной ценности. Подходит для тех, кто работает в одиночку, чувствует, что «все вокруг умнее», или просто устал чувствовать себя «не тем самым специалистом».

25.06.2025    5399    0    Sherbakov_Alexandr    22    

24

Коммуникации Личная эффективность Бесплатно (free)

Работа 1С-специалиста часто ассоциируется с конкретными техническими заданиями, строгими регламентами и минимальной необходимостью в общении. Но в современном IT-мире одних технических навыков становится недостаточно – всё большее значение приобретают soft skills, или «мягкие навыки»: коммуникация, критическое мышление, гибкость, умение работать с людьми. В этой статье рассказывается, как прокачивать «мягкие навыки» прямо в рамках типовой 1С-рутины, на обычных задачах и в общении с заказчиком.

23.06.2025    374    0    user2151211    1    

2

Личная эффективность Бесплатно (free)

Ограниченный набор решаемых задач и консерватизм мышления часто мешают 1С-программистам выйти за рамки базового функционала и расти как техническим специалистам. Одним из ключевых решений этой проблемы может стать целенаправленное развитие фундаментальных IT-знаний: алгоритмов, паттернов проектирования, смежных технологий и практик. На реальных кейсах рассмотрим, как это расширяет возможности и повышает эффективность, а также определим, для кого такой путь развития критически важен, а кому достаточно стандартных навыков поддержки типовых конфигураций.

18.06.2025    2675    0    AntonChausov    64    

14

Личная эффективность Бесплатно (free)

Один из ведущих мировых специалистов по Канбан в IT-индустрии, Доминика Деграндис, считает, что продуктивность работы можно увеличить с помощью техник визуализации. Автор решил разобраться, применимы ли советы из ее книги «Визуализируйте работу. Как выявить расхитителей времени и оптимизировать процессы» к нашей IT-рутине.

05.06.2025    582    0    BiboMiho    1    

3

Мотивация Личная эффективность Бесплатно (free)

Разрабатывая открытые решения, мы внимательнее относимся к коду, интерфейсу, документации и оформлению. А изучение чужого кода вдохновляет и открывает новые подходы. Расскажем об опыте создания открытых решений для 1С, ценности open-source и роли сообщества.

05.06.2025    2331    0    vandalsvq    18    

44

Личная эффективность Обучение и наставничество 1С v8.3 ИТ-компания Россия Бесплатно (free)

Здесь я рассказал, как я со временем сформировал свой взгляд, кем хочу стать и как вижу себя в будущем.

02.06.2025    621    0    user2148151    4    

1

Личная эффективность Компетенции и навыки РП Бесплатно (free)

Харизма помогает руководителю вдохновлять команду, влиять без давления и выстраивать доверие. Это не врожденное качество, а ресурс, который нужно подпитывать и развивать. Те, кто сможет развить в себе харизму, станут не только уверенными руководителями, но и свободными, по-настоящему счастливыми личностями. Расскажем о том, как харизма руководителя влияет на успешность проекта.

28.05.2025    531    0    user596192_shiiisha    0    

0

Личная эффективность Россия Бесплатно (free)

Изучая различные инструменты, методики и техники коммуникации, погружаясь с головой в дебри профайлинга и тестируя анализаторы голоса на созвонах, внезапно бросил всё и понял, что главное оружие в руках коммуникатора вовсе у него не в руках. А во рту. И это улыбка. В итоге переписал очередную серьезную статью с улыбкой на лице и в тексте, и, знаете, так гораздо лучше.

20.05.2025    402    0    FrolovAN    0    

3
Отзывы
1. zqzq 25 23.04.25 09:05 Сейчас в теме
Как вариант, на конференцию «Управление проектами» пришли любители/с проблемами/для прокачки софт скиллов.

Выборка опрошенных не факт, что репрезентативная по всем 1С-никам.

Хардскилл-интроверты по конференциям не ходят :)
blindcat2006; +1 Ответить
Остальные комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. zqzq 25 23.04.25 09:05 Сейчас в теме
Как вариант, на конференцию «Управление проектами» пришли любители/с проблемами/для прокачки софт скиллов.

Выборка опрошенных не факт, что репрезентативная по всем 1С-никам.

Хардскилл-интроверты по конференциям не ходят :)
blindcat2006; +1 Ответить
2. FrolovAN 10 24.04.25 07:22 Сейчас в теме
(1) Спасибо, что дочитали до конца)
Думаю, что вы абсолютно правы! Речь вот об этой конференции https://pm-conf.ru/archive/2024/december/. Судя по спикерам и участникам там точно только любители с проблемами в "софте")
Интересно, а хардскилл-интроверты пишут комментарии к статьям?)
Оставьте свое сообщение