1.1 Управление цепочками поставок (supply managment chains)
Управление цепочками поставок (SCM) - процесс проектирования, развития, оптимизации и управления внутренними и внешними компонентами системы поставки, включая поставку материалов, переработку и распределения готовых изделий или услуг клиентам, который согласуется с общими целями и стратегиями .
Четыре формы интеграции цепочки поставок :
Физическая интеграция - действия, которые сосредоточены на усовершенствовании эффективности основных процессов между двумя объектами в цепочке, что уменьшает логистические затраты этих процессов. Пример физической интеграции - использование стандартизированных средств транспортировки.
Информационная интеграция - действия регулирующие поток информации. Как с физической интеграцией, основа логистических процессов и системы управления не изменяется. Пример информационной интеграции - передача информации об отгрузке от грузоотправителя к перевозчику.
Интеграция контроля управления - управленческая информация других участников цепочки систематически для объединения этих участников в цепочке. Цель этого не только в уменьшение затрат, но и в повышении уровня обслуживания клиентов. Объединяя управленческую информацию, вся цепочка может быстрее реагировать на изменения требований рынка. Пример этой интеграции - поставщик получает информацию об уровне материально-производственных запасах клиента.
Организационная интеграция - часть управленческих действий осуществляются другим участником цепочки. Это более чем заключение субподрядов у сторонних фирм (outsourcing). Определенный участник цепочки осуществляет задачи по планированию осуществления логистических задач. Пример организационной интеграции - компания, которая частично выполняет функции планирования производства для других участников цепочки.
1.2 Системы планирования
a Статистический контроль материально-производственных запасов (Statistical inventory control)
Система SIC работает исключительно с помощью прогнозирования. Этот метод управления материально-производственных запасами использует множество статистико-математических методов для управления на основе данных о товарообороте за предыдущие периоды. Этот метод управления легко поддается автоматизации.
b Планирование материальных потребностей (Materials Requirements Planning)
Автоматизированные методы обработки данных, представленные в 50-х годах прошлого века сделали возможным выполнять сложные вычисления и обрабатывать большие количества данных. В этот период были созданы системы MRP I. Впервые фактор 'время' стал учитываться в управлении запасов. MRP I системы работают на принципе существования так называемого "зависимого спроса" (dependent demand), который может быть рассчитан на основе независимого, предсказуемого спроса и учета временного фактора при управлении материальными запасами.
MRP I использует информационные технологии для планирования закупок сырья, материалов, полуфабрикатов и процесса производства на основе установленного плана производства конечных изделий. План производства определен на основе ожиданий состояния рынка и объема товарооборота. Состав каждого изделия (сырье, вспомогательные материалы и полуфабрикаты) известен и указан в спецификациях.
Учитывая установленную программу производства в течение определенного периода, управленческий аппарат использует MRP I, чтобы вычислить, какие ресурсы, в каком количестве и в какой момент времени требуется. При этом учитывается время производства или время поставки ресурсов..
c Планирования производственных ресурсов (Manufacturing Resource Planning)
MRPII - представляет собой методологию, направленную на эффективное управление всеми ресурсами производственного предприятия. В общем случае она обеспечивает решение задач планирования деятельности предприятия в натуральных единицах, финансовое планирование в денежном выражении. Эта методология представляет собой набор проверенных на практике разумных принципов, моделей и процедур управления и контроля, выполнение которых должно способствовать улучшению показателей экономической деятельности предприятия.
Стандарт APICS на системы класса MRP II содержит описание 16 групп функций системы:
- Планирование продаж и производства.
- Управление спросом.
- Составление плана производства.
- Планирование материальных потребностей (MRP).
- Спецификации продуктов.
- Управление складом.
- Плановые поставки.
- Управление на уровне производственного цеха.
- Планирование потребностей в мощностях.
- Контроль входа/выхода.
- Материально-техническое снабжение.
- Планирование ресурсов распределения.
- Планирование и управление инструментальными средствами.
- Управление финансами.
- Моделирование.
- Оценка результатов деятельности.
Многие понятия, методы и алгоритмы, заложенные в функциональные модули MRPII, остаются неизменным в течение длительного времени и входят в качестве элементов в системы; следующих поколений. По этой причине методологию MRPII можно считать базовой.
Для каждого уровня планирования MRPII характерны такие параметры, как степень детализации плана, горизонт планирования, вид условий и ограничений. Эти параметры для одного и того же уровня MRPII могут изменяться в широком диапазоне в зависимости от свойств производственного процесса на предприятии. Более того, в зависимости от характера производственного процесса возможно применение на каждом отдельном предприятии определённого набора функциональных модулей MRPII. Из сказанного следует, что MRPII является гибкой и многофункциональной системой, применение которой возможно в широком спектре условий.
В общем виде система управления предприятием, построенная в соответствии со стандартом MRPII, имеет следующий вид
Бизнес-планирование. Процесс формирования плана предприятия наиболее высокого уровня. Планирование долгосрочное, план составляется в стоимостном выражении. Наименее формализованный процесс выработки решений.
Планирование спроса. Процесс прогнозирования (планирования) спроса на определенный период.
Планирование продаж и производства. Бизнес-план и план спроса преобразуются в планы продаж основных видов продукции (как правило, от 5-ти до 10-ти). При этом производственные мощности могут не учитываться или учитываться укрупнено. План носит среднесрочный характер.
План продаж по видам продукции преобразуется в объёмный или объёмно-календарный план производства видов продукции. Под видом здесь понимаются семейства однородной продукции. В этом плане впервые в качестве планово-учётных единиц выступают изделия, но представления о них носят усреднённый характер. Например, речь может идти о всех легковых переднеприводных автомобилях, выпускаемых на заводе (без уточнения моделей). Часто этот модуль объединяется с предыдущим.
План-график выпуска продукции. План производства преобразуется в график выпуска продукции. Как правило, это среднесрочный объёмно-календарный план, задающий количества конкретных изделий (или партий) со сроками их изготовления.
Планирование потребностей в материальных ресурсах. В ходе планирования на этом уровне определяются в количественном выражении и по срокам потребности в материальных ресурсах, необходимых для обеспечения графика выпуска продукции.
Входными данными для планирования потребностей в материалах являются спецификации изделий (состав и количественные характеристики комплектующих конкретного изделия) и размер текущих материальных запасов.
Планирование производственных мощностей. Как правило, в этом модуле выполняются расчёты по определению и сравнению располагаемых и потребных производственных мощностей. С наибольшими изменениями этот модуль может применяться не только для производственных мощностей, но и для других видов производственных ресурсов, способных повлиять на пропускную способность предприятия. Подобные расчёты, как правило, производятся после формирования планов практически всех предыдущих уровней с целью повышения надёжности системы планирования. Иногда решение данной задачи включают в модуль соответствующего уровня. Входными данными при планировании производственных мощностей являются также маршрутизация выпускаемых изделий.
Управление заказами клиентов. Здесь реальные потребности клиентов сопоставляются с планами выпуска продукции.
Управление на уровне производственного цеха. Здесь формируются оперативные планы-графики. В качестве планово-учетных единиц могут выступать детали (партия), сборочные единицы глубокого уровня, операции и т. п. Длительность планирования невелика (от нескольких дней до месяца).
Оценка исполнения. По сути, в данном модуле оценивается реальное исполнение всех вышеперечисленных планов с тем, чтобы внести корректировки во все предыдущие циклы планирования.
Связь между уровнями в MRPII обеспечивается универсальной формулой, на которой строится система. Задача планирования на каждом уровне реализуется как ответ на четыре вопроса:
- Что необходимо выполнить?
- Что необходимо для этого?
- Что есть в наличии?
- Что необходимо иметь?
В роли ответа на первый вопрос всегда выступает план более высокого уровня. Этим и обеспечивается связь между уровнями. Структура ответов на последующие вопросы зависит от решаемой задачи.
d Планирования ресурсов для распределения (Distribution Resources Planning)
Распределительная сеть (distribution network) состоит главным образом из нескольких последовательных пунктов; например производство, центральный центр распределения (distribution centre) и розничные склады. В распределительной сети, координация различных действий (прогноз продаж, обработка заказов, транспортировка и контроль материальных запасов) обязательна. Принципы MRP I/II (зависимый спрос и календарное планирование) также используются в управлении запасами в распределительных сетях.
DRP - информационная система, которая поддерживает координацию в пределах распределительных сетей. Цель такой системы состоит в том, чтобы регистрировать потоки товаров, и это требует, чтобы информация о местонахождении запасов (на каких складах, куда и откуда перемещается) и их изменении была доступна. DRP даёт возможность координировать решения, принятые в различных точках распределительных сетей.
e Планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resources Planning)
ERP - основанная на различных программных продуктах информационная система, которая облегчает поток информации между всеми подразделениями в пределах компании: производство, материально-технического обеспечение, финансы и человеческие ресурсы (Hicks, 1997). В идеале, цель ERP системы состоит в том, чтобы информация поступала в компьютерную систему единожды. Например, торговый представитель оформляет в заказ в ERP систему компании. Когда производственное подразделение начинает выполнять заказ, транспортное подразделение может на основе производственной программы определить ожидаемую дату отгрузки. Также можно проверить текущие остатки на складах и определить необходимый объем производства. Как только заказ отгружается, информация попадает непосредственно в отчет по продажам для верхнего звена управленческого аппарата.
Система позволяет компании стандартизировать информационные системы. В зависимости от программного продукта, ERP может решать различные задачи: от контроля за производством до ведения бухгалтерского учета. В результате организация упрощает и упорядочивает внутренние потоки информации. В сущности, ERP системы предоставляет необходимую информацию нужным людям в нужное время.
При разрозненной автоматизации различных подразделений усложняется связь между ними. ERP системы позволяют скоординировать системы автоматизации. Компания может использовать ERP системы, для осуществления финансового управления, прогноза продаж, покупки и управления запасами, контроля производства, материально-технического обеспечения, руководства проектом.
1.3 Развитые системы планирования (Advanced Planning and Scheduling)
Система APS - система, которая охватывает всю цепочку поставок, таким образом позволяя в реальном времени получать информацию о ней, для того, чтобы составить выполнимый календарный план, который быстро и надежно удовлетворит потребности клиента. С помощью APS теперь возможно ответить на запросы клиента в пределах секунд. Это - только одна из возможностей APS. Поставщики APS могут демонстрировать внушительные результаты после внедрения APS: увеличение производительности, уменьшение времени поставки, оптимизация материально-производственных запасов и результате более лучшие результаты производства и более высокий уровень обслуживания клиента.
Существуют две причины, почему интерес и спрос на системы APS возник в настоящее время. Первая - развитие информационных технологий. Современные технологии в области компьютерных систем позволяют существенно сократить время обработки исходной информации сложного многоэтапного производства, цепочки поставок и расчетов их моделей. Это позволяет решить проблему сложного многофакторного планирования.
Вторая причина - то, что компании усиливают вертикальную интеграцию, объединяя свои цепочки поставок. Системы APS делают возможным координировать эти различные цепочки в одной системе.
APS - новый революционный шаг в планировании на предприятии и в корпоративном управлении. APS использует планирование и методы календарного планирования, которые рассматривают широкий диапазон ограничений, чтобы составить оптимизированный план:
- Доступность материалов
- Производственные мощности и производительность труда
- Потребности клиентов во временном разрезе
- Уровень материально-производственных запасов
- Затраты
- Торговые расходы
- Установка эффективного порядка исполнения операций
Вот и обещанные ссылки. Большая часть источников по...терялось - нужно собирать по папкам с подборками, но вот основные:
- Advanced Planning and Scheduling
Is logistics everything?
A research on the use(fulness) of advanced planning and scheduling systems.
Marjolein van Eck
BWI paper, April 2003
- Spekman, R.E., et al. (1998), An empirical investigation into supply chain management: a perspective on partnershipsi
- Boorsma, M. & Noord, J. Van (1992), Ketenintegratie, Tijdschrift voor inkoop en logistiek
- http://www.interface.ru/mrp/book/index.htm
- http://www.interface.ru/case/osnov.htm
Если пойдет - будет цикл, так есть чо