Проблемы учета ТМЦ "по-среднему"

28.10.09

Учетные задачи - Логистика, склад и ТМЦ

Все знают, что конфигурации 1С давно и уверенно поддерживают партионный учет ТМЦ наряду с учетом по средней стоимости. Но многие предприятия используют именно учет "по-среднему", с применением которого на практике связан ряд проблем. Предлагаю эти проблемы обозначить и обсудить.

Говоря о партионном учете либо учете "по-среднему", мы говорим в первую очередь о методике расчета стоимости списания товаров. Она основывается на способе оценки МПЗ, обозначенном в учетной политике. До тех пор, пока в учетной политике значится FIFO или LIFO - никаких особенных проблем можно не ожидать.

Но вот "случилось страшное" - на интересующем вас предприятии учет ведется "по-среднему". Тут уже начинаются либо могут начаться определенные проблемы.

Многие здесь уже знакомы с реализацией партионного учета товаров в конфигурациях на базе 1С:Предприятия 8. Он основан на наборе типовых регистров ПартииТоваровНаСкладах[ВидУчета]. Так вот, при выборе в учетной политике варианта "по-среднему" эти регистры продолжают использоваться, каким бы странным это на первый взгляд ни казалось. Просто в типовых конфигурациях именно на эти регистры завязан расчет стоимости списания, заложенный глубоко в недрах общих модулей.

Теперь внимание: для обеспечения корректного расчета стоимости списания "по-среднему" в регистрах партионного учета просто не заполняется ставшая "лишней" доп. аналитика, не принимающая участия в расчете среднего!

Это приводит к интересным последствиям в случаях, когда учет ТМЦ ведется с применением этой самой доп. аналитики (характеристики, серии номенклатуры). Получается, что поскольку серия номенклатуры, например, для расчета стоимости списания не важна, то в регистр ПартииТоваровНаСкладах она уже не попадает. Попытка установить для конкретной номенклатуры признак "ВестиПартионныйУчетПоСериям" приведет к тому, что стоимость ее списания будет рассчитываться уже не "по-среднему" согласно учетной политике (т.е. в среднем по всем сериям данной номенклатуры), а для этой конкретной серии, что некорректно.

Само по себе это не трагедия - можно не устанавливать флажок "ВестиПартионныйУчетПоСериям", и тогда стоимость списания будет определяться корректно. Но самое главное, что при этом в отчете "Ведомость по партиям товаров на складах" и в любых других отчетах, основанных на данных регистров партионного учета, пропадет возможность использования этих разрезов аналитики.
Таким образом, при учете "по-среднему" стоимостной учет ТМЦ в разрезе конкретных серий либо характеристик номенклатуры сразу переходит из разряда элементарных вещей в разряд нетривиальных. Такую проблему конечный пользователь самостоятельно решить обычно не способен.
Также этот казус вызывает дополнительные проблемы в ряде более сложных учетных ситуаций. В качестве примера можно привести торговлю комиссионным товаром, по которому также ведется посерийный учет. Сложность заключается в том, что партионный учет по комиссионным товарам ведется в разрезе документов оприходования, т.е. он действительно всегда партионный. Но поскольку документ "Отчет комитенту о продажах товаров" заполняется по средней стоимости, то сравнить стоимость списания реализованных товаров, указанных в отчете комитенту, с оборотами регистра партий либо (в УПП при проведении по БУ) с оборотами 004 счета будет очень проблематично - суммы могут серьезно расходиться.
Кроме того, ошибка при подборе серии номенклатуры в документе реализации может привести к тому, что продажа будет отражена в учете как реализация комиссионного товара, но не попадет в отчет комитенту при его автоматическом заполнении, т.к. серия не соответствует исходной (из документа партии).
ВЫВОД: тщательно взвесьте все за и против при внедрении типовых конфигураций на предприятиях, ведущих учет "по-среднему". Я охотно верю, что он прекрасно работает в большинстве случаев. Но проблемы с доп. аналитикой номенклатуры есть и закрывать на них глаза, боюсь, не стоит. Если организация ведет либо планирует начать вести учет по сериям либо характеристикам номенклатуры, и особенно если при этом занимается торговой деятельностью и может выступать в роли комиссионера - не поленитесь тщательно смоделировать все типовые учетные ситуации и посмотрите, не возникает ли где-то подобная проблема. Вероятность этого, увы, довольно велика, а решения ресурсоемки и недешевы.
 
Безусловно, в этой ситуации частично виноваты сами пользователи, выбравшие методику оценки ТМЦ, не соответствующую реальным требованиям учета на данном предприятии. Но учетная политика меняется не чаще 1 раза в год и обычно не без труда, так что проблемы могут "успеть" начаться задолго до появления возможности изменить учетную политику.

Очень хотелось бы услышать по этим проблемам мнения специалистов - правильно ли я понял их суть и есть ли у них какие-нибудь "красивые" решения? Могу поделиться своим скромным опытом, но особо хотелось бы услышать комментарии других внедренцев.

См. также

Логистика, склад и ТМЦ Бухгалтер Пользователь Платформа 1С v8.3 Управляемые формы Конфигурации 1cv8 Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Управленческий учет Платные (руб)

Программа позволяет организовать учет ответственного хранения товаров с весовыми характеристиками, в том числе со сроком годности и личным кабинетом Поклажедателя. Модуль реализован в виде расширения конфигурации, устанавливается в режиме 1С:Предприятие 8 за 5 минут по инструкции, что позволяет оставить конфигурацию 1С на стандартной поддержке и продолжать получать стандартные обновления от фирмы "1С".

89900 руб.

09.06.2020    38668    28    59    

64

SALE! 10%

Перенос данных 1C Взаиморасчеты Оптовая торговля Логистика, склад и ТМЦ Файловый обмен (TXT, XML, DBF), FTP Системный администратор Программист Платформа 1С v8.3 1С:Управление торговлей 10 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х Россия Управленческий учет Платные (руб)

Можно проверить до покупки, оставьте заявку! Воспользовались более 268 компаний! Перенос данных из УТ 10.3 в УТ 11 | из УТ 10.3 в КА 2 | из УТ 10.3 в ERP. Предлагаем качественное и проверенное временем решение для перехода с УТ 10.3. Можно перенести начальные остатки, нормативно-справочную информацию и все возможные документы. При выгрузке можно установить отбор по периоду, организациям и складам. При выходе новых релизов конфигураций 1C оперативно выпускаем обновление переноса данных.

55778 50200 руб.

24.04.2015    194949    150    243    

280

Логистика, склад и ТМЦ Платформа 1С v8.3 Россия Платные (руб)

Подсистема автоматизированного управления складом AS WMS для конфигураций на платформе 1С 8. AS WMS – готовое решение для эффективного управления, хранения и учета на адресном складе. Внедрение системы AS WMS способствует быстрому отбору товара, ускорению инвентаризации, снижению зависимости от персонала, исключению пересорта. AS WMS встраивается в любую конфигурацию на платформе 1С 8 и работает как единая система без обменов. В учетной системе нет необходимости менять процессы под AS WMS (например, вводить ордерную схему), AS WMS использует стандартные документы по товародвижению вашей учетной системы.

40000 руб.

26.07.2023    6064    21    0    

12

Загрузка и выгрузка в Excel Логистика, склад и ТМЦ Ценообразование, анализ цен Файловый обмен (TXT, XML, DBF), FTP Бухгалтер Пользователь Платформа 1С v8.3 1С:Бухгалтерия 2.0 1С:Управление торговлей 10 1С:Розница 2 1С:Управление нашей фирмой 1.6 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х 1С:Управление нашей фирмой 3.0 1С:Розница 3.0 Платные (руб)

Эволюция не стоит на месте - новая удобная версия функциональной обработки для Вашего бизнеса! Что же Вы получаете? Удобный и интуитивно понятный интерфейс с 3-мя этапами работы. 2 режима - автоматический и ручной. Чтение XLSX, XLSM, CSV, XML/YML форматов без офиса, на любом сервере! Визуальное связывание колонок файла и реквизитов простым перетаскиванием колонок. Создание или обновление номенклатуры с иерархией, характеристик, доп. реквизитов, упаковок, загрузка практически неограниченного количества картинок на одну номенклатуру (с возможностью загрузки в несколько потоков одновременно), с хранением в томах или в базе. Загрузка номенклатуры поставщиков или поиск по их данным номенклатуры. Загрузка доп. реквизитов в характеристики. Загрузка штрихкодов с генерацией новых. Создание элементов справочников и ПВХ "на лету" для выбранных реквизитов. (Обновление от 10.10.2024, версия 9.8 - 9.13)

15600 руб.

20.11.2015    156045    378    378    

513

Логистика, склад и ТМЦ Бухгалтер Пользователь Платформа 1С v8.3 Сельское хозяйство и рыболовство Строительство Горнодобывающая промышленность Розничная и сетевая торговля (FMCG) Транспорт, автопарки, такси Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Лесное и деревообрабатывающее хозяйство Управленческий учет Платные (руб)

Позволяет автоматизировать процесс взвешивания ТМЦ в организациях, осуществляющих приемку и отгрузку различным транспортом, для ведения складского учета и контроля остатков на складах. Конфигурация позволяет фиксировать вес вручную, напрямую с весов, а также управлять дополнительным оборудованием и контролировать движение транспорта.

35000 руб.

24.03.2015    125646    300    114    

136

SALE! 15%

Загрузка и выгрузка в Excel Розничная торговля Логистика, склад и ТМЦ Ценообразование, анализ цен Прайсы Системный администратор Программист Платформа 1С v8.3 1С:Комплексная автоматизация 1.х 1С:Розница 2 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х Управленческий учет Платные (руб)

Загрузка номенклатуры из файлов Excel (xls, xlsx, ods, csv, mxl) в УТ11, КА 2, ERP 2, Розница 2. Задействованы все возможности конфигурации - заполнение реквизитов номенклатуры, дополнительных реквизитов и сведений, характеристики, доп.реквизиты и сведения характеристик. Дополнительные обработки для расширения возможностей.

11100 9435 руб.

29.10.2014    216743    657    527    

456

Бюджетирование и планирование Оптовая торговля Розничная торговля Логистика, склад и ТМЦ Анализ продаж Пользователь Платформа 1С v7.7 Платформа 1С v8.3 1С:Комплексная автоматизация 1.х 1С:Управление торговлей 10 1С:Розница 2 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление нашей фирмой 1.6 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х Розничная и сетевая торговля (FMCG) Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Беларусь Украина Россия Казахстан Управленческий учет Платные (руб)

Система управления запасами для 1С помогает работать с запасами правильно: автоматически рассчитывает потребность и делает заказ поставщику, загружает прайсы, перемещает товары по филиалам, анализирует продажи и позволяет управлять ассортиментом.

28500 руб.

21.04.2017    96354    125    40    

214
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. CheBurator 2712 28.10.09 00:54 Сейчас в теме
для начала: "средневзвешенная" и "по среднем" - это, вообщем-то немножка разные вещи, поэтому делать заявления ".....средневзвешенной оценке МПЗ, т.е. "по-среднему" - не советую...
3. vvr908 449 28.10.09 01:03 Сейчас в теме
(1) Согласен, наверное. Нужно освежить в памяти отличия.
(2) Хмм... проверю завтра. Вроде, когда сам смотрел, было именно так. Возможно, исправлено в более позднем релизе УПП (у клиента все еще 19-й стоит).
2. CheBurator 2712 28.10.09 00:59 Сейчас в теме
хм... что-то меня напрягает... я бы посоветовал попристальнее посмотреть на "Но поскольку документ "Отчет комитенту о продажах товаров" заполняется по средней стоимости," - это точно????
4. CheBurator 2712 29.10.09 05:38 Сейчас в теме
Завтра уже наступило! ?
5. tango 545 29.10.09 08:06 Сейчас в теме
6. vvr908 449 29.10.09 09:17 Сейчас в теме
Сорри, приболел. (( Надеюсь сегодня доехать до заказчика и все еще раз перепроверить.
7. vvr908 449 29.10.09 23:58 Сейчас в теме
Подтверждаю сказанное ранее насчет заполнения отчета комитенту.
Сумма и, соответственно, цена поступления берутся по регистру ТоварыПолученные, по которому партионный учет не ведется. Поэтому при комиссионных поставках одинаковой номенклатуры по разной цене в отчет попадет не та сумма, которая фигурирут в ведомости по партиям ТМЦ.

Проверял на 19 релизе УПП, процедура ЗаполнитьРеализованными в модуле объекта ОтчетКомитентуОПродажах. Возможности проверить на других релизах пока нет, доберусь до офиса - проверю УТ и последний релиз УПП.
8. zzz86 70 01.11.09 13:17 Сейчас в теме
да, тема конечно очень актуальная но!!! у всех моих знакомых в учетной политике в программах 1с стоит метод ФИФО, а в настоящей учетной политике стоит "по средней" и что? за 7 лет ни одна налоговая не придралась, ни одна не считала/ не смотрела разницы, аудиторы - да же им по большому счету наплевать как там считается - ФИФО/По средней. Потому что тут проблема серьезнее чем Вы ее подняли.
Допустим 1 купил 10 литров бензина по цене 25 рублей, а потом по цене 30 рублей. Так кто запрещает завести две карточки в справочник номенклатура??? а если у вас что-то массовое то различия в методе списания дают копейки - ни один нормальный инспектор там ничего искать не будет.
9. vvr908 449 01.11.09 15:33 Сейчас в теме
(8) На предприятии, с которым нам сейчас приходится работать, товары поступают из-за рубежа в большом количестве, и их стоимость от партии к партии может существенно колебаться. Было бы, конечно, неплохо заставить их перейти на учетную политику по ФИФО, но высшее руководство (западное) против.

А продавать людям систему класса УПП и потом говорить "да это фигня, просто поставьте ФИФО вместо средней и все будет ОК" - не очень это правильно, имхо. Даже если там не будут искать налоговики. Данные БУ у них используются для управленческого учета, система которого уже отлажена. Составляется упр. отчетность и ведется фин. планирование, так что смена учетной политики проблему не решит - только создаст ряд новых.
10. Stеls 20.11.09 00:13 Сейчас в теме
Попытка установить для конкретной номенклатуры признак "ВестиПартионныйУчетПоСериям" приведет к тому, что стоимость ее списания будет рассчитываться уже не "по-среднему" согласно учетной политике ..., а для этой конкретной серии, что некорректно.
Не совсем верное утверждение. В типовой конфе реализован один из вариантов учета, который просто не отвечает требованиям конкретной организации. При учетной политике "по-среднему" можно вести учет как в разрезе номенклатуры, так и в разрезе серии номенклатуры - это зависит от учетной политики, принятой на предприятии. Если учетная политика организации отличается от метода реализованного в определенной конфигурации, то это не повод утверждать, что она работает неправильно - это причина доработать конфигурацию под учет в организации. И не более того.

(9) Высшее западное руководство не зря выбрало политику расчета себестоимости "по-среднему", оно понимает, что это дает возможность более гибко управлять ценовой политикой и, как следствие, доходностью предприятия.

(0)
Кроме того, ошибка при подборе серии номенклатуры в документе реализации может привести к тому, что продажа будет отражена в учете как реализация комиссионного товара, но не попадет в отчет комитенту при его автоматическом заполнении, т.к. серия не соответствует исходной (из документа партии).
Тоже не вижу проблемы. При посерийном учете - уже серия конкретной номенклатуры, а не сама номенклатура становится элементом учета. Поэтому при реализации одной и той же серии, которая поступила и через куплю-продажу и прием на комиссию не факт, что спишется именно партия серии принятой на реализацию, возможно списалась партия купленной партии этой серии - тогда она не попадет в отчет комитенту. Думаю стоит внимательнее посмотреть на партии поступивших серий, а затем сравнить их с партиями реализованных и тогда все встанет на место.
11. vvr908 449 21.11.09 22:27 Сейчас в теме
(10)
Может быть, я недостаточно компетентен в данном вопросе, но мне всегда казалось, что в учетной политике за один и тот же период не могут быть предусмотрены различные способы списания для ТМЦ разных видов. Т.е. если оценка МПЗ при списании производится по средней стоимости, то она должна быть всегда одинаковой - вне зависимости от того, ведется или не ведется для данной конкретной номенклатуры партионный учет по сериям. И нарушение этого принципа, как мне кажется, некорректно. Если я не прав, то готов принять аргументированные возражения.

Поэтому при реализации одной и той же серии, которая поступила и через куплю-продажу и прием на комиссию не факт, что спишется именно партия серии принятой на реализацию, возможно списалась партия купленной партии этой серии - тогда она не попадет в отчет комитенту.


Все дело в том, что это не одна и та же серия, поступившая разными способами. Это могут быть две совершенно разные серии, поступившие по разным документам оприходования. И автоподбор серий совершенно игнорирует тот факт, что в системе есть константа "Стратегия списания партий по статусам". У него свои критерии подбора - срок годности, например. И если он найдет серию с более ранним сроком годности, он подставит ее, даже если она никогда не поступала по договору комиссии. Из-за чего по партионному учету будет проходить реализация товара со статусом "Принятый", а в документе реализации будет проставлена совершенно другая серия. И в отчет комитенту она-таки не попадет.
12. Stеls 22.11.09 02:55 Сейчас в теме
(11)
Т.е. если оценка МПЗ при списании производится по средней стоимости, то она должна быть всегда одинаковой - вне зависимости от того, ведется или не ведется для данной конкретной номенклатуры партионный учет по сериям
- если нет законодательных регламентирующих актов на тот счет, что при учете по-среднему серию не учитывать (а я таких пока не знаю, если найдутся - буду рад получить ссылку), то можно реализовать любой из подходов. Оба они верны и выбор зависит только от учетной политики организации (в смысле учитывать серию при расчете по-среднему или нет). При учете лекарственных средств, насколько я знаю, учет номенклатуры по сериям обязателен, поэтому и среднюю можно рассчитывать как с учетом серии, так и по номенклатуре - в типовой УТ, возможно, реализован вариант с учетом серии (лично не проверял). Думаю, что если отключить флаг "Вести партионный учет по сериям" и оставить флаг "Вести учет по сериям" (там же 2 реквизита), то будет как раз нужный вариант - учет по-среднему без учета серии. Это все мои аргументы по этому поводу.

Все дело в том, что это не одна и та же серия, поступившая разными способами. Это могут быть две совершенно разные серии, поступившие по разным документам оприходования. И автоподбор серий совершенно игнорирует тот факт, что в системе есть константа "Стратегия списания партий по статусам". У него свои критерии подбора - срок годности, например. И если он найдет серию с более ранним сроком годности, он подставит ее, даже если она никогда не поступала по договору комиссии. Из-за чего по партионному учету будет проходить реализация товара со статусом "Принятый", а в документе реализации будет проставлена совершенно другая серия. И в отчет комитенту она-таки не попадет.
- если я правильно понял, то...
"Стратегия списания партий товаров по статусам" установлено значение "Сначала принятые потом собственные"
1. В реализацию при автоподборе попадает серия с наименьшим сроком годности, партия которой имеет статус "Купленный", игнорируя факт установки стратегии.
2. После проведения реализации серия, указанная в документе и в проводках по регистру отличаются друг от друга.
3. Статус партии серии, указанной в документе "Купленный", а в проводках по регистру партий статус "Принятый".
Так?
16. PtizaPtiza 5 02.08.13 13:09 Сейчас в теме
(8) zzz86, Инспектор может и нет, а сам комитент?
13. tango 545 14.06.11 13:10 Сейчас в теме
добавлю к (0) 5 копеек:
УПП, РАУЗ. по средней:
при продажах комиссионки на 76.09 не заполняется аналитика (комитента)
14. Арчибальд 2709 14.06.11 13:36 Сейчас в теме
Для внесения путаницы:
ПБУ дает два варианта учета по среднему: 1) собственно по среднему и 2) по среднемесячному. Это разные средние. Проблемы, описываемые в статье, относятся ко второму способу.
15. vvr908 449 14.06.11 13:54 Сейчас в теме
(14)
При использовании партионного учета это, по-моему, единственный доступный способ. За РАУЗ, правда, не скажу.

Кстати, еще в дополнение к (0): при ведении учета по-среднему в упр.учете при использовании отчетов вида "Валовая прибыль по поставщикам" и ему подобных будут возникать проблемы (например, не будут выводиться поставщики). Дело в том, что эти отчеты используют реквизиты документа оприходования из регистра "Продажи себестоимость". Регистр этот заполняется на основании движений по партиям. Поэтому если в партионном учете не используется ФИФО и, как следствие, документ оприходования не заполняется, то и в регистр "Продажи себестоимость" он тоже не попадает. Соответственно, плакали наши управленческие отчеты.
Оставьте свое сообщение