Несколько заметок об обучении пользователей

Публикация № 1097251

Сообщество - Пользователю системы

обучение пользователи учебный курс план обучения юзеров преподавание

Этот очерк посвящен такой «избитой» теме, как обучение пользователей 1С. К сожалению, обучению пользователей порой уделяется все еще недостаточное внимание, или процесс организован неправильно. Очерк составлен на основе личного опыта автора, который, не будучи сертифицированным преподавателем, однако, не раз проводил обучение пользователей разного уровня, и сам посещал разнообразные курсы 1С. Автор пытается собрать воедино свои наблюдения и мысли относительно самых распространенных ошибок проведения обучения, и подобрать наилучшие советы по его организации "из личного опыта".

Сегодня, казалось бы, обучение пользователей – стандартная и даже почти скучная веха любого проекта 1С. Однако в реальности все не так благостно и сусально. До сих пор «кое-где у нас порой», в  организациях, и/или на проектах внедрения 1С, такой вещи, как обучение пользователей, уделяется недостаточное внимание. А говоря прямо, обучение людей работе в 1С там считается ненужной тратой времени и денег. И в качестве обоснования обычно приводят два довода:

1) Пользователи «тупые», ничего не запомнят из курса обучения (не заходят запоминать, быстро забудут), а, значит, и учить их бесполезно.

2) Курсы обучения бесполезны, потому что не учитывают реальные бизнес-процессы предприятия, рассчитаны на «идеальные» условия работы.

Прочие доводы в пользу бесполезности обучения обычно являются вариациями первых двух. В реальности тут конечно кроется желание заказчика сэкономить (о чем я уже сказал), не потратить сколько-то там тысяч рублей на "ненужные" вещи. 

Вредность такого подхода очевидна - зачастую пользователей "кидают" в новую версию 1С, а то еще и из старой не-1С-ной программы в какой-нибудь ERP и все, плавайте гуси-лебеди как знаете... А потом удивляются и негодуют, что "программа не работает, нам так сказали люди". И нужно заказчику очень мягко намекнуть, что, мол, причина не в программе, а в том, что его люди не обучены и не умеют работать (или не хотят, но это отдельная история). Думаю, опытные 1С-специалисты с практикой работы "на клиентах" не раз встречали что-то подобное...

Даже в тех организациях, и на тех проектах внедрения, где все-таки начинают пользователей обучать работе в 1С (при переходе на новую версию или просто чтобы "подтянуть") - там же порой впадают в ненужные крайности.

Одна такая крайность - формальная "начитка" ученикам стандартного курса 1С по нужной конфигурации. А говоря иначе, купили (скачали) стандартный учебный курс 1С, или послали пользователей в учебный центр 1С,  или даже пригласили преподавателя 1С к себе в офис. Результат один - пользователи прослушали стандартный курс по текущей конфигурации.

Эффект от этого результата? Зачастую он такой - пользователи получают массу избыточной информации, которая им не нужна - стандартные курсы 1С пытаются описать весь полезный с их точки зрения функционал стандартной конфигурации. Т.е. не учитывают специфику предприятия, а в реальной жизни люди используют далеко не весь функционал. А если конфигурация на вашем предприятии доработана? Тогда стандартный курс и вовсе неприменим! 

Крайность другая - это сидение "рядом на стульчике" специалиста возле «тетеньки-бухгалтера», и тыканье вместе с ней мышкой по кнопочкам: "сначала жмем сюда, а потом туда... Пишите, Зинаида Карповна, пишите...".  В этом случае «Зинаида Карповна», наверное, получит всю нужную информацию, но займет это много времени, а обучать по одному человеку - долго и неправильно. У нас может таких пользователей «Зинаид» и «Людмил» быть 20 человек…

В общем, «делать» с обучением что-то надо, но что именно?

Автор - не сертифицированный преподаватель, но в силу жизненных обстоятельств много раз выступал и слушателем и преподавателем разного уровня. На основе личного опыта автор составил свое собственное видение по проведению процесса обучения пользователей, собрал и обобщил некоторые наблюдения и полезные советы. Эти наблюдения описаны ниже с помощью неформализованного перечня своеобразных пунктов и правил. Разумеется, как и во всех правилах, из них бывают исключения, а все  предлагаемые действия должны иметь разумные пределы. Главное, это помнить - как и в любом процессе, обучение нужно проводить или хорошо, или не проводить вовсе, и не впадать в крайности.

Надеюсь, кому то мои советы, заметки и мысли покажутся интересными и полезными.

 

ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ, А ОБУЧЕНИЕ ЕЩЕ РАНЬШЕ

 

Другими словами – будь по возможности готов заранее (хотя это не всегда возможно). Прежде всего - не слишком доверяй «готовым» курсам, не привлекай к организации обучения посторонние организации, составляй все планы обучения самостоятельно. Причина уже была описана – «готовые» курсы и посторонние учителя не знают лучше вас специфики вашего предприятия (вашего заказчика), и не смогут учесть эту специфику в полном объеме. Автор написал это не для «красного словца», а лично имел случай, когда его пользователям (в крупной компании, где он работал в IT-отделе), курсы читали посторонние люди из учебного центра 1С. Эти преподаватели не знали специфики этого самого предприятия и доработки текущей 1С в организации. Их вины тут нет, они без шуток и кавычек имели очень высокую квалификацию как преподаватели, но впечатления у слушателей о том случае все равно остались не самые радужные.

Хорошо организованное обучение должно быть организованным (пардон за каламбур) – т.е. вестись по четко составленным планам. План курса обучения необходимо составить заранее (это очевидно), и обязательно согласовать  этот план с заказчиком. Этим мы дадим понять заказчику - что за блоки, и в каком объеме его люди будут изучать. На "хороших" заказчиков это произведет впечатление, покажет что вы – солидная организация, раз так подходите к процессу. Кроме того, виза руководителя на плане обучения нам может пригодиться впоследствии, но об этом чуть позже…

План обучения – не просто перечень пунктов, которые нужно пройти. Как сказал Че Гевара, неважно какие у вас силы и средства, главное иметь четкий план. Так и здесь. План - это довольно четкая программа «от простого к сложному», разбитая по блокам и разделам, с указанием предполагаемого объема и времени лекции. План - это проект нашего обучающего "сражения". Заранее составленный план обучения помогает, прежде всего, самому преподавателю выстроить процесс преподавания именно в том порядке и режиме, в каком нужно ему, и способствует лучшему усвоению материала учениками (изучаем последовательно, а не хаотично). Все это, конечно, вполне очевидные вещи.

Обычно я составляю перечень пунктов-разделов по блокам, внутри каждого 1-2 предложениями и ключевыми словами описываю конкретные участки функционала, которые будем проходить, и примерное время. Например:

БЛОК 5. УЧЕТ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И УДЕРЖАНИЙ В ЗАРПЛАТЕ

5.1. Страховые взносы

Настройка страховых взносов по фондам (обложение, базы, тарифы, проценты, вычеты), их расчет в программе (90 минут). «Вредные» и дополнительные страховые взносы, классы вредности (45 минут). Добровольные страховые взносы (10 минут). Уплата взносов (10 минут). Отчеты по взносам (регламентированные и оперативные) (90 минут).

5.2. Прочие удержания

Исполнительные листы. Профвзносы. Иные удержания (всего 45 минут).  

и т.п. Пункты можно расписать подробнее.

Учитывая, какие сложные порой для рядовых пользователей в настройке отчеты 1С (СКД, иерархии, пользовательские поля), для них я выделяю отдельный блок «Отчетность», а не включаю отчеты в каждый тематический раздел. Всяческие «системные» настройки в план вообще не ставлю, т.к. это не дело конечных пользователей. Модные нынче в управляемых формах персональные настройки интерфейса, «Такси», фильтры в шапку журналов и т.п. – ставим в план обязательно, также отдельным блоком вроде «Персональные настройки системы». Все это позволяет разгрузить тематические блоки по участкам учета от «лишней» информации, вынести ее отдельно.

Вообще, обычно у меня имеется некий универсальный план-шаблон, который я затем корректирую под каждый конкретный случай. В плане обучения обязательно оставляем время и место для «дополнительных вопросов» - под этим понимается неизвестное заранее количество разного рода мелких уточнений, вопросов с мест, помощь «отставшим» и т.п. Обычно место для них я бронирую в 5-10 минут на 60-90 минут учебного времени. Это также служит резервом времени на лекцию, если что-то пойдет не так, и на прочие мелочи.

На составление плана не нужно жалеть времени. Все пункты плана я обычно сам для себя кратко «прогоняю» прямо в 1С, проверяю, что и в каком порядке работает и т.п. Это дает уверенность, что на уроке вы будете демонстрировать то, что желаете по плану, а не будете растерянно смотреть на неожиданную реакцию программы на экране.

Ну, хорошо, план мы составили. Но до начала собственно процесса обучения по этому плану, мы должны быть уверены, что обучение вообще состоится. Снова каламбур, но так оно и есть. Мы заранее должны знать количество учеников, место проведения обучения (организованный дисплей-класс или иное место), его условия (каким графиком и временем располагают ученики), нужен ли учительский ноутбук или он будет на месте, и т.д. и т.п. Все эти вещи стоит учесть при составлении плана.

Автор сталкивался с ситуацией, когда приезжал в другой город на обучение людей, и обнаруживал, что обещанного учебного класса самым натуральным образом нет в природе - компьютеры в коробках на полу, проектора и специального оборудования нет вовсе. В другой раз пользователи на обучение вовсе не пришли, потому что не знали о нем - их тривиально заранее не уведомили! «Местные» IT-отделы в организациях в основном не имеют стимула разбиваться ради вас в лепешку и сильно помогать (с них никто текущей работы не снимал). Приходилось тратить драгоценное время на организационные проволочки. Поэтому лучше не побрезговать и заранее постараться застраховаться от случайностей – лишний раз уточнить у заказчика, есть ли машины в учебном классе, предупреждены ли пользователи о времени и месте обучения, и т.д. Боитесь выглядеть занудой? Лучше быть занудой, чем растерянно «чесать репу» посреди пустого учебного класса!

Порой на разного рода подготовку к обучению, которое длится 10-12 часов, я могу потратить половину от этого времени (делаю план, организационные моменты), но зато застрахую себя от большинства случайностей.

 

УЧИТСЯ, УЧИТСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТСЯ!

 

Учить много, но только тому, что нужно

 

Курс обучения должен быть большим и насыщенным, но при этом максимально соответствовать реальным задачам системы, т.е. мы  рассказываем слушателям только о том, что им придется в 1С в дальнейшем делать.

Выше уже приводилась претензия к «готовым» курсам обучения – они не способны учесть специфику бизнес-процессов конкретного предприятия. Конечно, вины «готовых» курсов 1С тут нет, и быть не может. Их задача быть универсальным курсом, они сами по себе очень нужны и полезны! Но мы здесь и сейчас обучаем конкретных людей конкретной организации. Использование стандартных курсов понизит эффективность обучения, даст ученикам много лишней информации.

Поэтому наш курс обучения должен, во-первых, учить только тому функционалу 1С, который реально используется (будет использоваться). Если на предприятии не ведется, скажем, учета спецодежды (нет «грязного» производства), то на таком функционале акцентировать внимание не стоит вовсе.

Во-вторых, обучение конкретных пользователей должно проводиться только по их блоку (участку), но затрагивать тесно связанные с ними блоки. В реальной жизни каждый конкретный пользователь исполняет в 1С конкретную роль – например, бухгалтер по учету движения материалов. С точки зрения этого бухгалтера, а также с точки зрения эффективности работы участка материалов, ему абсолютно все равно, как в 1С работает блок, скажем, отдела кадров. Он никогда не будет работать кадровиком в 1С. Сведения о кадровом функционале ему не нужны. Несмотря на очевидность такой мысли, автор лично видел примеры обратного подхода на обучении.  

Можно возразить, как же так – мы коварно скрываем от учеников всю мощь функционала 1С? Но зачем забивать людям голову ненужными, лишними сведениями? Пользователям и так выдается много новой информации, которую среднестатистическому человеку нужно освоить. Пользователи и так на взводе…

Итак, что мы имеем в остатке? Делим наших учеников на учебные группы по блокам учета, каждой группе читаем отдельно от другой только ее блок (но учитываем взаимосвязи с другими блоками!). Люди получают ровно те сведения, которые им пригодятся, не забивая голову лишней информацией.

Форма организация процесса обучения - группы в отдельных помещениях. Польза от этого очевидна: быстрее обучить индивидуально 20 человек, или 2 группы по 10 человек? При этом группы более чем в 10-15 человек лучше не формировать - теряется контакт с конкретными людьми. Когда в группе меньше 15 человек, то вы способны «чувствовать» слушателей: следить, кто отстает, успевать отвечать на мелкие вопросы с мест, подходить помогать «застрявшим», и д.р.

Лучшей формой подачи материала будет классическая демонстрация на экране (через проектор) действий преподавателя, с последующим практическим повтором ключевых моментов пользователями на своих учебных местах.

Человек неспособен воспринимать за один раз большие объемы информации, а среднестатистический пользователь 1С еще менее способен это делать по причине стресса и отрицания всего нового (об этом позже). Поэтому помним, что делать один урок длиннее 90 минут не стоит. После каждого урока стоит делать перерыв. Обычно я разбиваю обучение на куски (уроки) в 60-80 минут, между которыми делаю перерывы в 10-15 минут. Этого вполне достаточно чтобы люди отдохнули, и ты сам перевел дух. На перерыве возможны ответы на дополнительные вопросы, помощь «отставшим» и т.п.

При этом в один день лучше не вмещать более 3-4 таких блоков (т.е. более 4-6 часов в день), люди просто не воспримут такой массив информации. Т.е. возможно нам потребуется разбивка обучения на 2 или даже более дня. Обо всем этом, конечно, лучше заранее договариваться с теми, кто заказал обучение. Впрочем, чаще всего пользователи и не смогут сидеть у вас целый день – с них никто не снимал текущей работы.

 

Диалектика лояльности

 

Итак, перед вам аудитория, сидят ученики. С чего же начать? Можно вот с чего – очень доброжелательно познакомится и рассказать план слушателям, т.е. сразу дать им понять - о чем будет обучение на лекции.

Уже в этом месте встанет вопрос о том, что преподаватель курсов должен, кроме материала урока, знать еще и немного из психологии, и быть гибким в общении с учениками. При обучении нужно быть сколь возможно лояльным к слушателям, но при этом твердо следовать программе обучения. Вот такая вот диалектика.

Быть лояльным - это не значит, что надо лебезить перед учениками. Впрочем, грозно рычать на них тоже не нужно, не стоит забывать, что для многих слушателей ваш курс обучения будет первой демонстрацией "этой самой новой программы". Почти всегда смена учетной системы происходит по решению «сверху», рядовые пользователи настроены к новой программе с осторожностью, а иногда и с агрессией и враждебностью. Тут нет прямой вины пользователей. Смена учетной системы – всегда стресс, необходимость обучаться новому, а люди привыкли к старой программе, знают ее, что от нее ждать. Кто-то более способен воспринимать новое, кто-то – менее. У всех разные характеры.

На обучении слушатели реально могут бояться: "вот нам сейчас быстро расскажут что-то, и сразу кинут работать в этой вашей непонятной программе!". Успокаиваем их - говорим, что есть инструкции, что вы обязательно повторите все важные моменты, и ответите на вопросы, что на этапе внедрения будет техподдержка и т.п. На частые жалобы "зачем менять нашу старую программу, там все работает!" можно даже посочувствовать, но подчеркнуть, что это окончательное решение руководства (а не ваша инициатива!).

Сообщим ученикам, что мы на их стороне, и потому поможем им максимально безболезненно пройти трудный первый этап. Мол, да, новая программа сложная, но на самом деле лучше старой, и главное - смена программы есть процесс необходимый (например, старая система не выдерживает нагрузки). А потому споры и обсуждения решений руководства давайте, уважаемые слушатели, оставим в стороне…

Обо всем этом мы сообщим ученикам в начале курса обучения, вообще, нужно постараться максимально настроить слушателей на позитивный лад.

В процессе обучения обязательно стоит хвалить слушателей, если они проявляют открытый интерес к курсу, задают «умные» дополнительные вопросы, или просят подтвердить свои догадки насчет функционала и назначения объектов программы (т.е. не просто запоминают, но еще и понимают). Скажем, у нас уточняют: "Получается, что мы отчетом «ААА», который вы показали, можем контролировать остатки на любой день, и затем корректировать их документом ХХХ?". Вы в ответ - "Абсолютно точно! Коллеги во втором ряду точно уловили смысл работы с остатками! Я же говорил - программа сложная, но вы с ней справитесь!". Эта, на первый взгляд, мелочь, тут же повысит градус лояльности слушателей к вам и к новой системе, а заодно заставит остальных "подтягиваться" к «отличникам».

Но лояльность не должна превышать некие разумные рамки. Не позволяйте сбить себя с  программы, создать ситуацию, когда не вы, а ученики определяют ход процесса. Бывает, что посреди урока возникает шквал дополнительных вопросов от особо «громких» слушателей, или слышны крики "а у нас не так в старой программе делается!". Слышал я и крики вроде «нам это не нужно и неинтересно!», или «вы мне эту ерунду не рассказывайте, мне интересно – как получить такой-то отчет и все, меня не интересует остальное!». Во всех таких случаях стоит мягко, но четко обозначить - что вы сейчас читаете согласованный с руководством курс, и на вопросы обязательно ответите в перерыве, или, когда закончите описывать данный блок. А сейчас, мол, чтобы не вносить сумятицы или путаницы, давайте, уважаемые коллеги, закончим этот блок. Все недовольства по поводу содержания курса, уважаемые коллеги, задавайте руководству.

Повторимся, у нас есть план обучения и его следует придерживаться. Не следует, однако, забывать выражение Энгельса: «План не догма, а руководство к действию». Если того потребуют обстоятельства, можно делать из него небольшие отступления, уделять каким-то участкам больше или меньше времени. Все зависит тут от уровня самих пользователей, может быть какой то участок они пройдут легко и быстро, а какой-то потребует повторов и усилий.

 

Смысловая нагрузка курса.

 

Это означает не конкретное содержание ваших уроков (рассказать то или иное), а требование, чтобы ученики по возможности осознавали действия в системе, о которых им рассказывают. Нужно постараться донести до слушателей причинно-следственную связь между их действиями в 1С, и бизнес-процессом.

Сегодня проблема чисто механических действий в 1С стоит очень остро. Многие пользователи изо дня в день совершают некие заученные манипуляции в программе, не вдумываясь в их бухгалтерский смысл, например, на участках ввода первичных документов «колотят» приходы-расходы, чтобы добиться «картинки в отчете, что нужно». Тут главное – «запомнить порядок кнопок, какие галочки ставить». Автор лично видел на паре курсов, как обучение сводится к запоминанию механических действий: "запомните, что для ввода первички надо нажать на кнопку А, а потом на Б, и будет коммунизм в отчете С". Однако это превращает пользователя из бухгалтера в простого оператора АСУ.

Мне крикнут: "да половина пользаков тупая, зачем им думать, пусть колотят"! Я им возражу – может вы и правы, но вторая то половина – не тупая (будем оптимистами).
Если ваш слушатель (т.е. будущий пользователь вашей системы) не просто запомнит порядок кнопок, но также и поймет - что именно (применительно к бизнес-процессу) он делает, то вы заметно понизите градус его личной неуверенности и недоверия к новой системе.

Пример из личного опыта автора, обучение людей на 1С: Документооборот на крупном добывающем предприятии. Слушатели (рядовые люди с участков) сначала с недоумением изучали "процесс согласования" документа. Для них действия в системе 1С "заполнить карточку документа" - "прикрепить скан" - "отправить на согласование" казались какой-то ерундой. "Как это, что это, документ куда-то «отправился»? Мы служебки просто печатаем и носим подписываем кому нужно, и все! Это удобно и понятно, а это что и зачем?".

Тогда я описал им связь-аналогию между их действиями в 1С, и действиями в реальной жизни: "Мы в 1С создали документ, и через 1С всем разослали на подпись. То же самое, как если бы мы документ в Ворде ручками набрали, распечатали, и затем вживую носили на подпись, или рассылали по e-mail. Теперь ходить не надо, подписи ставятся электронные. Заполнять документ не надо, только ключевые реквизиты, печатать не надо. Ваша служебка не заваляется на столе у начальника и не пропадет никогда". Теперь слушатели, понимая, что именно они делают в системе (аналог пешего хождения на подпись) и что это удобнее - стали действовать увереннее и слушать с большей лояльностью.

 

Фиксация результатов обучения.

 

Полученные учениками знания должны быть зафиксированы, причем как «в головах», так и «на бумаге».

Что такое «на бумаге»? Это когда по итогам занятия (урока, курса) будет составлен документ (акт, протокол, лист обучения). В этом документе мы изложим содержание урока, и в нем наши ученики распишутся, что они этот урок (курс) прослушали. Данная бюрократическая манипуляция нужна, во-первых, для подтверждения перед заказчиком факта проведения обучения (на это бывают завязаны вопросы оплаты), а во-вторых, дает нам частичную защиту от последующего саботажа пользователей, с их знаменитой фразой «нас этому в программе не учили, мы не знаем, как работать!». Учили, дорогие товарищи, вы все знаете, вот красивый документ с вашей подписью…

А что такое «в головах»? А это значит, что вы не просто должны рассказать пользователям материал, и на этом успокоится, нет. Повторение – мать учения, и эта старушка поможет ученикам лучше усвоить материал в голове. 

Используем в обучении «правило краткого повтора». Рассказав некий логически законченный блок (участок) материала, мы затем вместе с пользователями вкратце «пробегаем» его с начала. При этом упоминаются только основные моменты, с их демонстрацией на экране - т.е. повторяется функционально-логическая цепочка действий в блоке материала, без подробных остановок на каждом пункте.

Смысл здесь следующий. При первой демонстрации материала люди тратят много усилий на визуальное запоминание картинки, и общее понимание объясняемого. Если затем не повторить - человек спустя уже полчаса забудет значительную часть того, что он увидел и услыхал. При повторе, пусть даже частичном и кратком, память сама вытаскивает уже знакомые образы и закрепляет их, а пользователей заставляет еще раз напрячься - но уже не для визуального понимания (картинка знакома), а для понимания - что именно они сделают, если выполнят эти действия. 

Если обучение длится более одного дня, или, например, между лекциями есть перерыв на обед - то не поленитесь после перерыва, или с утра следующего дня обучения - потратить 5-10 минут на краткий обзор-повтор пройденного. После каждого блока, как уже сказано, также делаем обзор-повтор. Более того, если мы, например, прошли карточку сложного документа с множеством закладок и реквизитов - имеет смысл остановится и еще раз проговорить "итак, подытожим - этот документ нужен для того-то, и в нем есть закладки А и Б". Потратим 30 секунд, но улучшим запоминание материала.

Все это закрепит в памяти учеников уже пройденный (вчерашний) материал, а заодно взбодрит мозги слушателей на прием новых доз информации.

Специальные предложения

Комментарии
В избранное Подписаться на ответы Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. sergey_garin 188 23.07.19 14:48 Сейчас в теме
"Автор пытается собрать воедино свои наблюдения и мысли относительно самых распространенных ошибок проведения обучения, и подобрать наилучшие советы по его организации "из личного опыта".

Из вступления не очень понятно, насколько успешны ваши попытки "собрать" и "подобрать" и почему надо читать эти несколько страниц.
2. Богатырев Артур 101 23.07.19 15:00 Сейчас в теме
(1)
з вступления не очень понятно, насколько успешны ваши попытки "собрать" и "подобрать" и почему надо читать эти несколько страниц.

Вступление на то и вступление, чтобы обозначить цель статьи. Вполне обычная формулировка.
Если вы не хотите что-то читать - не читайте. Смысл того что написано - я обозначил во вступлении. :)
Serg_Tangatarov; +1 Ответить
3. Petr54-ru 77 25.07.19 07:14 Сейчас в теме
я тоже могу пару-тройку статей про технологии обучения пользователей в рамках выполнения проекта автоматизации накатать, кому-то тут это в самом деле будет интересно?
4. Богатырев Артур 101 25.07.19 09:07 Сейчас в теме
(3) А вы попробуйте, вот и посмотрим. Как говорится - не попробуешь, не узнаешь... :)
VAAngelov; +1 Ответить
Оставьте свое сообщение

См. также

Обзор рынка автоматизации ввода данных с документов в систему учета Промо

Пользователю системы Россия Бесплатно (free)

Главная цель для бизнеса - заработать как можно больше денег при меньших издержках. Тут же возникает вопрос - как? На самом деле, многих затрат можно легко избежать через автоматизацию рутинных процессов, таких как ввод первички. Сейчас представляется возможным и даже реальным такая картина, когда пользователи могут просто сфотографировать или отсканировать нужный документ, после чего программа автоматически переносит данные в систему учёта. Предлагаем узнать о таких сервисах подробнее в нашем обзоре.

07.11.2018    20711    Yana Petina    34    

Фишки платформы и конфигураций 1С, о которых все знают, но почти никто не помнит

Пользователю системы v8 Россия Бесплатно (free)

Развитие платформы 1С, а также отдельных конфигураций, предоставляют в наше распоряжение немало интересных "фишек". Под ними в данном тексте разумеются те возможности стандартного функционала 1С, которые не всегда "на виду", не всегда очевидны, и многие о них не помнят, но которые, тем не менее, очень полезны в ежедневной работе.

26.10.2020    14816    Богатырев Артур    63    

Сравнительный анализ систем 1С Предприятие и Microsoft Dynamics AX

Пользователю системы v8 ERP2 Бесплатно (free)

Написать данную статью меня побудил тот факт, что в течение 2 лет мне пришлось поработать консультантом ERP-системы Microsoft Dynamics AX (далее АХ), хотя до этого внедрял 1С в различных ролях.

01.10.2020    7923    impextr    36    

Часто задаваемые вопросы и ошибки при работе с инструкциями

Пользователю системы Бесплатно (free)

Инструкции - это неотъемлемая часть любой сложной информационной системы. При работе с ними у пользователей часто возникают вопросы.

13.08.2020    904    adhocprog    5    

Фитнес – твой личный тренер в зале и дома Промо

Пользователю системы Мобильная разработка v8 Развлечения, искусство, спорт Бесплатно (free)

Хочешь быть здоровым, прекрасно выглядеть и неустанно стремишься к совершенству? Фитнес поможет достигнуть реальных результатов на пути к идеальной фигуре и здоровому телу.

15.04.2016    37158    Baksheev-Nikita    54    

Юридические заметки №1: модификация чужих программ и тестовое задание при трудоустройстве

Пользователю системы Бесплатно (free)

Сегодня поговорим про модификацию чужих программ и особенности выполнения тестового задания при трудоустройстве.

27.07.2020    1420    user1386054    19    

Как сломать работу 1С, будучи пользователем

Пользователю системы v8 Бесплатно (free)

Шуточные и не только истории, как сломать работу 1С на пустом месте. И, возможно, остановить работу компании.

14.06.2020    7931    YPermitin    51    

Юридические риски в IT - право на код

Пользователю системы Бесплатно (free)

Данная статья написана по итогам INFOSTART MEETUP Питер.Online. В ней мы поговорим о праве на код, лицензировании контента и ПО, особенностях правовой охраны защиты авторских и патентных прав, товарных знаков, доменных имен.

05.06.2020    3327    user1386054    29    

Ошибка №1 внедрения "Бюджетирования" в 1С:ERP2 и 1С:КА2: настройка статей бюджетов и статей ДДС 1-в-1 Промо

Финансовый учет и бюджетирование (FRP) Пользователю системы Бухгалтерский учет Финансовый учет и бюджетирование (FRP) v8 ERP2 КА2 Россия УУ Бесплатно (free)

В цикле статей я хочу поделиться ошибками во внедрении подсистемы «Бюджетирование», которые мне приходится исправлять после коллег на реальных проектах, и лучшими приемами по автоматизации бюджетирования на 1С:ERP 2 и 1C:КА 2. Сегодня поговорим и о самой распространенной ошибке – настройке статей бюджетов 1-в-1 к справочнику «Статьи ДДС».

13.06.2018    31017    SergeyN    82    

Защита авторских прав на софт: что нужно знать об этом и зачем

Пользователю системы Бесплатно (free)

Разработчикам программ важно помнить некоторые правила об авторских правах, чтобы обезопасить себя от воровства. Пользователям программ тоже нужны определенные знания, чтобы не оказаться на скамье подсудимых по обвинению в пиратстве. О чем конкретно нельзя забывать ни разработчикам, ни пользователям, рассказала участникам конференции INFOSTART EVENT 2019 Inception заместитель директора НП ППП, координатор по вопросам защиты ИС 1С Анна Лавринова.

06.05.2020    5230    1C_lava    10    

Секреты 1С:ЗУП 3

Зарплата Пользователю системы v8 v8::СПР ЗУП3.x Бесплатно (free)

В этой статье описаны несколько небольших секретов, позволяющих упростить работу с программой: 1. Как не забыть о Дне рождения сотрудника 2. Как в списке сотрудников отличить сотрудника по основному месту работы от совместителя 3. Как автоматически устанавливать организацию в документах

22.01.2020    5781    Neti    8    

Затраты в растениеводстве 1С: ЕРП АПК

Пользователю системы Производство готовой продукции (работ, услуг) Производство v8 ERP2 Сельское хозяйство и рыболовство Россия БУ УУ Бесплатно (free)

К сожалению, информации об отраслевом решении 1С: ЕРП АПК крайне мало. У разработчика есть методичка под названием Обучающий курс, однако она недостаточно полно описывает функционал, да и обновляется гораздо реже, чем сама конфигурация. Поэтому возникло желание написать цикл статей, где попробовать обобщить свой опыт работы с данной конфигурацией в части учета в растениеводстве. В настоящий момент в конфигурации поддерживаются два режима формирования себестоимости в растениеводстве: ежемесячный по фактической себестоимости и расчет по плановой в течение года с расчетом фактической в конце года. Про второй вариант в данной статье не будем говорить, вариант относительно новый и на фактических данных мной еще не проверялся.

09.01.2020    4320    AXoxol    10    

Как мы визуализировали отдел продаж - графические отчеты для 1С Промо

Управление взаимоотношениями с клиентами (СRM) Пользователю системы Управление взаимоотношениями с клиентами (СRM) v8 УНФ ERP2 УТ11 КА2 1С:CRM Россия УУ Бесплатно (free)

После выполнения очередного проекта по автоматизации отдела продаж на 1С (конфигурация 1C:CRM 8, ред. 2.0) мы вдруг поняли, что чего-то не хватает. Странно: вроде и бизнес-процессы внедрены, и цифры в отчетах бьются, и заказчик в целом доволен. Но, реальным финалом проекта должна была стать визуализация данных по отделу продаж и установка TV-панели в кабинете у менеджеров по продажам.

05.09.2017    40817    alexrovich_ru    56    

Как убрать окно "Регистрация конфигурации в Центре лицензирования не выполнена"

Пользователю системы v8 1cv8.cf Бесплатно (free)

Убираем всплывающее окно после доработки конфигурации УНФ.

17.12.2019    14132    Power_0N    13    

Итоги года. Статистика выпуска релизов фирмы "1С"

Пользователю системы Бесплатно (free)

Статистика выпуска релизов фирмы "1С" за прошедший год.

16.12.2019    7111    YPermitin    29    

Работа с отчетами 1С для "чайников"

Пользователю системы Бухгалтерские v8 БП3.0 Россия Бесплатно (free)

Статья предназначена для начинающих пользователей 1С. Отчеты в 1С представляют собой довольно мощный инструмент, который можно легко настроить под свои потребности. Типовые настройки, это просто шаблон, который можно существенно улучшить.

09.10.2019    21587    LipinA4    8    

Сравнение медицинских информационных систем

Пользователю системы Здравоохранение, медицина, стоматология Россия Бесплатно (free)

Чтобы лучше понять специфику автоматизации медицинских учреждений, рассмотрим несколько реальных часто внедряемых сегодня МИС. Сравнение медицинских информационных систем на платформе 1С и облачных (веб) решений.

05.09.2019    7874    medangel    11    

Создание номенклатуры в 1С: Розница 8. Ювелирный магазин

Пользователю системы Бухгалтерский учет Розничная торговля Розничная торговля v8 Розница Ювелирная промышленность и торговля Россия УУ Бесплатно (free)

Создание номенклатуры в Розница 8. Ювелирный магазин, редакция 2.2 (2.2.13.11) с использованием правил именования номенклатуры.

02.09.2019    8004    StAn1988    0    

Доступ к регистрам в облачном сервисе 1С: Фреш

Пользователю системы v8::УФ 1cv8.cf Россия Бесплатно (free)

Как пользователю получить доступ к регистрам (по аналогии с пунктом меню "Все функции").

31.08.2019    7289    user598469    9    

Мобильное приложение "Бюджет". Руководство пользователя Промо

Пользователю системы Финансовый учет и бюджетирование (FRP) Финансовый учет и бюджетирование (FRP) v8 1cv8.cf Домашние учет и финансы УУ Бесплатно (free)

В данной статье можно ознакомиться с работой программы. Мы разберем примеры создания документов, и их особенности, покажем основные отчеты, и настройки программы.

04.09.2013    47197    Baksheev-Nikita    43    

ЕГАИС от А до Я

Пользователю системы Оптовая торговля Розничная торговля Оптовая торговля Розничная торговля Россия БУ Акцизы Бесплатно (free)

Данная статья описывает не очевидное и не документированное поведение ЕГАИС. То, чего нет в документации по УТМ.

28.08.2019    26196    goleaff2006    19    

Обзор консольных приложений для электронного архива

Пользователю системы Россия Бесплатно (free)

Потребность в архиве зрела давно, но в связи с определенными обстоятельствами, реализовывать начали в начале лета. Пока внедряли, собрали некоторое количество опыта, которым и хочу поделиться.

25.08.2019    4421    borda4ev    1    

Эволюция пользовательской документации 1С в производственной компании

Пользователю системы Управление проектом Бесплатно (free)

В идеале пользовательскую документацию надо создавать под каждый отдельный проект, менять и актуализировать ее, если в функционале что-то изменилось. Но чаще всего в организациях документацию считают неэффективной, поэтому даже не разрабатывают ее, либо документация имеется, но ее никто не использует, так как она устаревшая. Какие шаги надо предпринять, чтобы заинтересовать пользователей документацией и одновременно снизить нагрузку на консультантов 1С, рассказал руководитель службы технической поддержки в ГК «Доброфлот» Арсен Сазандрашвили.

20.08.2019    9247    Arsen1986    7    

Мобильное приложение sList (бесплатное) - самый удобный список покупок с голосовым вводом и обменом фото. Платформа 1С 8.3.6. Промо

Пользователю системы v8 Домашние учет и финансы Бесплатно (free)

Все мы ходим в магазин. Я думаю, каждый когда-либо составлял списки покупок на бумаге или составлял списки через мессенджеры или через стандартные блокноты, но это все неудобно. sList поможет составлять легко и быстро списки, делиться ими с друзьями или семьей и также будет удобным помощником в магазине, он отсортирует товары по отделам магазина и сможет показать вам картинку, какой именно товар нужно купить. Далее расскажу подробней, как им пользоваться.

25.08.2015    28226    Baksheev-Nikita    14    

4 способа быстро и легко сравнить большие таблицы

Пользователю системы Бесплатно (free)

Часто мы сталкиваемся с задачами, где необходимо сверить данные двух файлов или таблиц до изменений и после. Это не проблема, если в каждом источнике небольшое количество строк и максимум одна страница. А если предстоит найти отличия в файлах, состоящих из сотен страниц и тысяч строк? Искать глазами трудно и долго — велика вероятность что-то не заметить и потратить на столь утомительное занятие часы, дни, а то и недели. В статье я поделюсь 4 способами сравнить объемные таблицы по различным значениям, которые легко освоит любой пользователь.

07.08.2019    38421    Neti    23    

Новости для пользователей

Пользователю системы v8 1cv8.cf Бесплатно (free)

Для уведомления пользователей программных продуктов 1С о разных событиях, в них включена подсистема «Новостной центр». Это довольно удобная штука, т.к. новостные ленты сообщают о выходе обновлений, о новостях и событиях в сфере учёта. Но можно увеличить пользу от новостной подсистемы используя её локально в рамках 1С базы. Например, внутренняя служба техподдержки или внедряющая компания может через новостную ленту оповещать пользователей информационной базы об изменениях в программе, совещаниях, проведении тестирований, заполнения нужных документов или сдача отчетов к определенной дате и т.п.

05.08.2019    14229    sapervodichka    19    

Перевод длинных текстов в конфигурации 1С:Переводчик Промо

Пользователю системы v8 1cv8.cf Бесплатно (free)

Кто работает с длинными текстами (300-1500 страниц) наверняка знает, как неудобно в них делать изменения. Начиная с версии 2.0 в программе 1С:Переводчик появилась возможность импортировать тексты для перевода с разбивкой по заголовкам. Это позволяет разбить работу с длинными текстами на отдельные документы размером в 1-2 страницы.

09.02.2015    23324    boogie    1    

Облако и локальный сервер. Как способ хранения данных влияет на функционал CRM-системы

Пользователю системы Розничная и сетевая торговля (FMCG) Оптовая торговля, дистрибуция, логистика 1С:Франчайзи, автоматизация бизнеса Россия Бесплатно (free)

Важным шагом при автоматизации бизнес-процессов является выбор программного продукта для внедрения. Если это CRM-система, то приходится выбирать из двух технических решений, в зависимости от из способа хранения данных: серверные и облачные системы.

25.07.2019    5269    alexrovich_ru    0    

Работа фирмы "1С" со стороны. Или статистика выпуска релизов

Пользователю системы Бесплатно (free)

Статистика выпуска релизов фирмы "1С". Взгляд со стороны рядового разработчика. А также немного BI, GitHub и др.

24.06.2019    12752    YPermitin    68    

Часто встречающиеся ошибки 1С и общие способы их решения Промо

Администрирование данных 1С Пользователю системы v8 1cv8.cf Бесплатно (free)

Статья рассчитана в первую очередь на тех, кто недостаточно много работал с 1С и не успел набить шишек при встрече с часто встречающимися ошибками. Обычно можно определить для себя несколько действий благодаря которым можно определить решится ли проблема за несколько минут или же потребует дополнительного анализа. В первое время сталкиваясь с простыми ошибками тратил уйму времени на то, чтобы с ними разобраться. Конечно, интернет сильно помогает в таких вопросах, но не всегда есть возможность им воспользоваться. Поэтому надеюсь, что эта статья поможет кому-нибудь сэкономить время.

03.06.2014    255859    suggestive    52    

Что искать и как не потеряться на портале 1С:ИТС

Пользователю системы Россия Бесплатно (free)

Новости нужны. Новости полезны. Новости должны быть избирательны. Если вы пользуетесь программным продуктом 1С, информация, связанная с его работой, всегда актуальна. Чтобы быть в курсе всего, что влияет на вашу работу, пользуйтесь Информационной системой 1С:ИТС.

13.06.2019    4521    oboykova    9    

Быстрый ввод неудобных символов

Пользователю системы Инструментарий разработчика Бесплатно (free)

Использование Alt-кодов для ввода “[”, “]”, “”, “&”, “#”, “|”

15.04.2019    11878    pparshin    29    

Особенности учета НДС в программе «1С:ERP Управление предприятием 2.0» Промо

Пользователю системы v8 ERP2 Россия БУ НДС Бесплатно (free)

Даннная статья продолжает цикл публикаций о новой ERP-системе, выпущенной фирмой 1С в конце 2013г, "1С:ERP Управление предприятием 2.0". Статья посвящена организации учета НДС в программе 1С:УП2.0. Автор - Кашапов Руслан - руководитель проектов внедрения ERP-систем ВЦ «Раздолье», razdolie.ru.

23.05.2014    71827    1СERP    6    

Куда уходит детство: как подготовиться к переходу с «1С:УПП»

Пользователю системы v8 УПП1 Бесплатно (free)

Если решение о переходе с «1С:УПП» принято окончательно и бесповоротно – поздравляем, вы почти на «светлой стороне»! Срок жизни этого продукта подходит к концу: он снят с продаж и снимается с поддержки. Следующий шаг – выбрать новый продукт и разработать план перехода. Разберемся, как это сделать.

28.03.2019    13440    bolefirenko    45    

Сколько стоит ИТС

Пользователю системы Бесплатно (free)

Это - не обзор всевозможных вариантов ИТС с пересказом прайс-листа 1С. И не обсуждение недавнего повышения цен (хотя, этот момент будет затронут). Это - попытка анализа с целью ответить на вопросы: кому выгоден ИТС? насколько оправдана его цена? какие, в принципе, могут быть альтернативы?

15.02.2019    7963    mkalimulin    131    

Принципы проектирования справочников номенклатуры в 1С: Управление Предприятием 2 (ERP 2.4.6)

Управление бизнес-процессами (BPM) Бухгалтерский учет Пользователю системы v8 ERP2 Россия Бесплатно (free)

Принципы системного подхода к проектированию справочников номенклатуры в 1С: Управление Предприятием 2 (ERP 2.4.6) или как избежать замусоривания.

13.02.2019    26840    roman72    28    

Особенности организации регламентированного учета в программе «1С:ERP Управление предприятием 2.0» Промо

Пользователю системы Бухгалтерский учет УПП1 БУ НУ Бесплатно (free)

Даннная статья продолжает цикл публикаций о новой ERP-системе, выпущенной фирмой 1С в конце 2013г, "1С:ERP Управление предприятием 2.0". В статье дается обзор методики ведения регламентированного учета в программе 1С:УП2.0. Автор - Юданова Светлана - ведущий консультант по внедрению ERP-систем ВЦ "Раздолье".

30.03.2014    60253    1СERP    28    

Переход на "Зарплату и управление персоналом 3.1"

Интеграция Управление персоналом (HRM) Пользователю системы Бухгалтерский учет Управление персоналом (HRM) v8 v8::СПР ЗУП2.5 ЗУП3.x Россия БУ Бесплатно (free)

Сменила я тут работу и уже после того, как я приступила к исполнению обязанностей, мой новый начальник мне призналась, что выбор пал на меня только из-за того, что я знаю программу. Справедливости ради, эта уверенность была основана только на том, что я прошла тестирование, включающее только основные операции кадрового делопроизводства. Так или иначе, а работодатель попал в точку, нанимая меня в надежде, что я решу проблему: нужно перейти «с 8.2 на 8.3». Ничего сложного, скажет большинство, я тоже так говорю, но ситуация осложнялась некоторым количеством предшественников, которые уже «нафеячили» в программах до меня. Взять и сделать все заново мне не разрешили, так что пришлось исходить из того, что есть, и именно это дало пищу для размышлений и, в конце концов, привело к написанию этих рекомендаций. Если перед Вами стоит задача перехода с ЗУП 2.5 на ЗУП 3.1, я попробую облегчить Вам жизнь этой статьей.

01.02.2019    13736    VKuser24804875    33    

Практика применения подсистемы Автозадачи

Управление бизнес-процессами (BPM) Пользователю системы v8 1cv8.cf Россия УУ Бесплатно (free)

На Инфостарте есть публикация о подсистеме Автозадачи (https://infostart.ru/public/656758/). Я решил поделить своим опытом применения этой подсистемы Альфа-авто 5.

29.01.2019    9599    AntonSm    4    

Первоначальная настройка 1С:Управление торговлей 11

Пользователю системы v8 v8::ОУ УТ11 УУ Бесплатно (free)

Эта статья расскажет, как настроить 1С:Управление торговлей 11 и на что обратить внимание

19.12.2018    45307    ogre2007    5    

Учет затрат в программе «1С:ERP Управление предприятием 2.0» Промо

Пользователю системы Бухгалтерский учет Производство готовой продукции (работ, услуг) Производство готовой продукции (работ, услуг) v8 УПП1 Россия УУ Бесплатно (free)

Даннная статья начинает цикл публикаций о новой ERP-системе, выпущенной фирмой 1С в конце 2013г, "1С:ERP Управление предприятием 2.0". Статья посвящена методике учета затрат в программе 1С:УП2.0. Автор - Пикурен Вера - руководитель проектов внедрения ERP-систем ВЦ "Раздолье". На основании отзывов ьудем принимать решение о публикации следующих статей.

20.03.2014    67255    1СERP    47    

Бонусные программы лояльности в конфигурациях 1С: УТ 11.4, КА 2.4, ЕРП 2.4

Бухгалтерский учет Розничная торговля Пользователю системы Розничная торговля v8 ERP2 УТ11 Россия УУ Бесплатно (free)

О том, как настроить и использовать бонусные карты лояльности в розничной торговли в типовых конфигурациях 1С

13.11.2018    41045    ids79    41    

Дивный новый мир: краткий обзор основных отличий BAS ERP от УПП

Пользователю системы Бухгалтерский учет v8 УПП1 ERP2 Украина Бесплатно (free)

Краткий обзор нововведений и основных отличий конфигурации 1С:BAS ERP от предшественника в лице 1С:УПП, а также некоторых общих отличий конфигураций на управляемых формах от обычных.

06.11.2018    9892    JohnGalt    14    

Плюсы и минусы перехода на 1С: ERP Управление предприятием 2 для Казахстана

Пользователю системы v8 ERP2 Казахстан Бесплатно (free)

В этой статье расскажу о работе с конфигурацией 1С:ERP Управление предприятием 2 для Казахстана, о плюсах и минусах перехода.

19.10.2018    10247    Bajo    7    

Схема отражения переработки Давальческого сырья в УТ11 Промо

Пользователю системы Бухгалтерский учет Производство готовой продукции (работ, услуг) Производство готовой продукции (работ, услуг) v8 УТ11 Россия УУ Бесплатно (free)

Предлагаю вниманию коллег схему учёта переработки Давальческого сырья в 1С Управление торговлей 11. Буду рад услышать комментарии и возможно более оптимальные схемы учёта переработки чужого сырья.

30.10.2013    51418    Ibrogim    17    

Перевыставление услуг (приобретение агентом услуг для принципала). Агентский договор

Пользователю системы Управленческий учет (прочее) Бухгалтерский учет Производство готовой продукции (работ, услуг) Производство готовой продукции (работ, услуг) v8 УПП1 БП3.0 Россия БУ НДС Бесплатно (free)

Множество компаний сталкивается с вопросом учета арендных отношений, а также коммунальных платежей, таких как электроэнергия, вода, теплоэнергия и прочих, связанных с арендуемыми помещениями. Данный вопрос особенно сложен в части налогообложения по НДС. Цель данной статьи - рассмотреть схему учета перевыставляемых услуг в УПП 1.3 в сравнении с БП 3.0, в которой данный функционал уже реализован.

05.10.2018    38088    el-le    6    

Обход ошибки: Обнаружен лишний резерв по измерениям в регистре Товары организации и Резервы товаров организации в этапе производства

Пользователю системы Учет ТМЦ Учет ТМЦ v8 ERP2 Россия БУ Бесплатно (free)

В данном примере объясняется, как обойти ошибку проведения и отмены проведения лишних резервов организации по этапу производства 1С: ERP.

08.09.2018    18705    Katerpal    12    

Склонение представлений объектов в ЗУП 3.1 - как это работает?

Пользователю системы v8 v8::СПР КА2 ЗУП3.x Россия Бесплатно (free)

Эта статья о том, как устроен механизм автоматического склонения имен существительных (ФИО сотрудников, наименований подразделений и должностей) в ЗУП 3.1.

18.08.2018    34823    accounting_cons    21