Несколько заметок об обучении пользователей

Публикация № 1097251

Сообщество - Пользователю системы

обучение пользователи учебный курс план обучения юзеров преподавание

19
Этот очерк посвящен такой «избитой» теме, как обучение пользователей 1С. К сожалению, обучению пользователей порой уделяется все еще недостаточное внимание, или процесс организован неправильно. Очерк составлен на основе личного опыта автора, который, не будучи сертифицированным преподавателем, однако, не раз проводил обучение пользователей разного уровня, и сам посещал разнообразные курсы 1С. Автор пытается собрать воедино свои наблюдения и мысли относительно самых распространенных ошибок проведения обучения, и подобрать наилучшие советы по его организации "из личного опыта".

Сегодня, казалось бы, обучение пользователей – стандартная и даже почти скучная веха любого проекта 1С. Однако в реальности все не так благостно и сусально. До сих пор «кое-где у нас порой», в  организациях, и/или на проектах внедрения 1С, такой вещи, как обучение пользователей, уделяется недостаточное внимание. А говоря прямо, обучение людей работе в 1С там считается ненужной тратой времени и денег. И в качестве обоснования обычно приводят два довода:

1) Пользователи «тупые», ничего не запомнят из курса обучения (не заходят запоминать, быстро забудут), а, значит, и учить их бесполезно.

2) Курсы обучения бесполезны, потому что не учитывают реальные бизнес-процессы предприятия, рассчитаны на «идеальные» условия работы.

Прочие доводы в пользу бесполезности обучения обычно являются вариациями первых двух. В реальности тут конечно кроется желание заказчика сэкономить (о чем я уже сказал), не потратить сколько-то там тысяч рублей на "ненужные" вещи. 

Вредность такого подхода очевидна - зачастую пользователей "кидают" в новую версию 1С, а то еще и из старой не-1С-ной программы в какой-нибудь ERP и все, плавайте гуси-лебеди как знаете... А потом удивляются и негодуют, что "программа не работает, нам так сказали люди". И нужно заказчику очень мягко намекнуть, что, мол, причина не в программе, а в том, что его люди не обучены и не умеют работать (или не хотят, но это отдельная история). Думаю, опытные 1С-специалисты с практикой работы "на клиентах" не раз встречали что-то подобное...

Даже в тех организациях, и на тех проектах внедрения, где все-таки начинают пользователей обучать работе в 1С (при переходе на новую версию или просто чтобы "подтянуть") - там же порой впадают в ненужные крайности.

Одна такая крайность - формальная "начитка" ученикам стандартного курса 1С по нужной конфигурации. А говоря иначе, купили (скачали) стандартный учебный курс 1С, или послали пользователей в учебный центр 1С,  или даже пригласили преподавателя 1С к себе в офис. Результат один - пользователи прослушали стандартный курс по текущей конфигурации.

Эффект от этого результата? Зачастую он такой - пользователи получают массу избыточной информации, которая им не нужна - стандартные курсы 1С пытаются описать весь полезный с их точки зрения функционал стандартной конфигурации. Т.е. не учитывают специфику предприятия, а в реальной жизни люди используют далеко не весь функционал. А если конфигурация на вашем предприятии доработана? Тогда стандартный курс и вовсе неприменим! 

Крайность другая - это сидение "рядом на стульчике" специалиста возле «тетеньки-бухгалтера», и тыканье вместе с ней мышкой по кнопочкам: "сначала жмем сюда, а потом туда... Пишите, Зинаида Карповна, пишите...".  В этом случае «Зинаида Карповна», наверное, получит всю нужную информацию, но займет это много времени, а обучать по одному человеку - долго и неправильно. У нас может таких пользователей «Зинаид» и «Людмил» быть 20 человек…

В общем, «делать» с обучением что-то надо, но что именно?

Автор - не сертифицированный преподаватель, но в силу жизненных обстоятельств много раз выступал и слушателем и преподавателем разного уровня. На основе личного опыта автор составил свое собственное видение по проведению процесса обучения пользователей, собрал и обобщил некоторые наблюдения и полезные советы. Эти наблюдения описаны ниже с помощью неформализованного перечня своеобразных пунктов и правил. Разумеется, как и во всех правилах, из них бывают исключения, а все  предлагаемые действия должны иметь разумные пределы. Главное, это помнить - как и в любом процессе, обучение нужно проводить или хорошо, или не проводить вовсе, и не впадать в крайности.

Надеюсь, кому то мои советы, заметки и мысли покажутся интересными и полезными.

 

ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ, А ОБУЧЕНИЕ ЕЩЕ РАНЬШЕ

 

Другими словами – будь по возможности готов заранее (хотя это не всегда возможно). Прежде всего - не слишком доверяй «готовым» курсам, не привлекай к организации обучения посторонние организации, составляй все планы обучения самостоятельно. Причина уже была описана – «готовые» курсы и посторонние учителя не знают лучше вас специфики вашего предприятия (вашего заказчика), и не смогут учесть эту специфику в полном объеме. Автор написал это не для «красного словца», а лично имел случай, когда его пользователям (в крупной компании, где он работал в IT-отделе), курсы читали посторонние люди из учебного центра 1С. Эти преподаватели не знали специфики этого самого предприятия и доработки текущей 1С в организации. Их вины тут нет, они без шуток и кавычек имели очень высокую квалификацию как преподаватели, но впечатления у слушателей о том случае все равно остались не самые радужные.

Хорошо организованное обучение должно быть организованным (пардон за каламбур) – т.е. вестись по четко составленным планам. План курса обучения необходимо составить заранее (это очевидно), и обязательно согласовать  этот план с заказчиком. Этим мы дадим понять заказчику - что за блоки, и в каком объеме его люди будут изучать. На "хороших" заказчиков это произведет впечатление, покажет что вы – солидная организация, раз так подходите к процессу. Кроме того, виза руководителя на плане обучения нам может пригодиться впоследствии, но об этом чуть позже…

План обучения – не просто перечень пунктов, которые нужно пройти. Как сказал Че Гевара, неважно какие у вас силы и средства, главное иметь четкий план. Так и здесь. План - это довольно четкая программа «от простого к сложному», разбитая по блокам и разделам, с указанием предполагаемого объема и времени лекции. План - это проект нашего обучающего "сражения". Заранее составленный план обучения помогает, прежде всего, самому преподавателю выстроить процесс преподавания именно в том порядке и режиме, в каком нужно ему, и способствует лучшему усвоению материала учениками (изучаем последовательно, а не хаотично). Все это, конечно, вполне очевидные вещи.

Обычно я составляю перечень пунктов-разделов по блокам, внутри каждого 1-2 предложениями и ключевыми словами описываю конкретные участки функционала, которые будем проходить, и примерное время. Например:

БЛОК 5. УЧЕТ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И УДЕРЖАНИЙ В ЗАРПЛАТЕ

5.1. Страховые взносы

Настройка страховых взносов по фондам (обложение, базы, тарифы, проценты, вычеты), их расчет в программе (90 минут). «Вредные» и дополнительные страховые взносы, классы вредности (45 минут). Добровольные страховые взносы (10 минут). Уплата взносов (10 минут). Отчеты по взносам (регламентированные и оперативные) (90 минут).

5.2. Прочие удержания

Исполнительные листы. Профвзносы. Иные удержания (всего 45 минут).  

и т.п. Пункты можно расписать подробнее.

Учитывая, какие сложные порой для рядовых пользователей в настройке отчеты 1С (СКД, иерархии, пользовательские поля), для них я выделяю отдельный блок «Отчетность», а не включаю отчеты в каждый тематический раздел. Всяческие «системные» настройки в план вообще не ставлю, т.к. это не дело конечных пользователей. Модные нынче в управляемых формах персональные настройки интерфейса, «Такси», фильтры в шапку журналов и т.п. – ставим в план обязательно, также отдельным блоком вроде «Персональные настройки системы». Все это позволяет разгрузить тематические блоки по участкам учета от «лишней» информации, вынести ее отдельно.

Вообще, обычно у меня имеется некий универсальный план-шаблон, который я затем корректирую под каждый конкретный случай. В плане обучения обязательно оставляем время и место для «дополнительных вопросов» - под этим понимается неизвестное заранее количество разного рода мелких уточнений, вопросов с мест, помощь «отставшим» и т.п. Обычно место для них я бронирую в 5-10 минут на 60-90 минут учебного времени. Это также служит резервом времени на лекцию, если что-то пойдет не так, и на прочие мелочи.

На составление плана не нужно жалеть времени. Все пункты плана я обычно сам для себя кратко «прогоняю» прямо в 1С, проверяю, что и в каком порядке работает и т.п. Это дает уверенность, что на уроке вы будете демонстрировать то, что желаете по плану, а не будете растерянно смотреть на неожиданную реакцию программы на экране.

Ну, хорошо, план мы составили. Но до начала собственно процесса обучения по этому плану, мы должны быть уверены, что обучение вообще состоится. Снова каламбур, но так оно и есть. Мы заранее должны знать количество учеников, место проведения обучения (организованный дисплей-класс или иное место), его условия (каким графиком и временем располагают ученики), нужен ли учительский ноутбук или он будет на месте, и т.д. и т.п. Все эти вещи стоит учесть при составлении плана.

Автор сталкивался с ситуацией, когда приезжал в другой город на обучение людей, и обнаруживал, что обещанного учебного класса самым натуральным образом нет в природе - компьютеры в коробках на полу, проектора и специального оборудования нет вовсе. В другой раз пользователи на обучение вовсе не пришли, потому что не знали о нем - их тривиально заранее не уведомили! «Местные» IT-отделы в организациях в основном не имеют стимула разбиваться ради вас в лепешку и сильно помогать (с них никто текущей работы не снимал). Приходилось тратить драгоценное время на организационные проволочки. Поэтому лучше не побрезговать и заранее постараться застраховаться от случайностей – лишний раз уточнить у заказчика, есть ли машины в учебном классе, предупреждены ли пользователи о времени и месте обучения, и т.д. Боитесь выглядеть занудой? Лучше быть занудой, чем растерянно «чесать репу» посреди пустого учебного класса!

Порой на разного рода подготовку к обучению, которое длится 10-12 часов, я могу потратить половину от этого времени (делаю план, организационные моменты), но зато застрахую себя от большинства случайностей.

 

УЧИТСЯ, УЧИТСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТСЯ!

 

Учить много, но только тому, что нужно

 

Курс обучения должен быть большим и насыщенным, но при этом максимально соответствовать реальным задачам системы, т.е. мы  рассказываем слушателям только о том, что им придется в 1С в дальнейшем делать.

Выше уже приводилась претензия к «готовым» курсам обучения – они не способны учесть специфику бизнес-процессов конкретного предприятия. Конечно, вины «готовых» курсов 1С тут нет, и быть не может. Их задача быть универсальным курсом, они сами по себе очень нужны и полезны! Но мы здесь и сейчас обучаем конкретных людей конкретной организации. Использование стандартных курсов понизит эффективность обучения, даст ученикам много лишней информации.

Поэтому наш курс обучения должен, во-первых, учить только тому функционалу 1С, который реально используется (будет использоваться). Если на предприятии не ведется, скажем, учета спецодежды (нет «грязного» производства), то на таком функционале акцентировать внимание не стоит вовсе.

Во-вторых, обучение конкретных пользователей должно проводиться только по их блоку (участку), но затрагивать тесно связанные с ними блоки. В реальной жизни каждый конкретный пользователь исполняет в 1С конкретную роль – например, бухгалтер по учету движения материалов. С точки зрения этого бухгалтера, а также с точки зрения эффективности работы участка материалов, ему абсолютно все равно, как в 1С работает блок, скажем, отдела кадров. Он никогда не будет работать кадровиком в 1С. Сведения о кадровом функционале ему не нужны. Несмотря на очевидность такой мысли, автор лично видел примеры обратного подхода на обучении.  

Можно возразить, как же так – мы коварно скрываем от учеников всю мощь функционала 1С? Но зачем забивать людям голову ненужными, лишними сведениями? Пользователям и так выдается много новой информации, которую среднестатистическому человеку нужно освоить. Пользователи и так на взводе…

Итак, что мы имеем в остатке? Делим наших учеников на учебные группы по блокам учета, каждой группе читаем отдельно от другой только ее блок (но учитываем взаимосвязи с другими блоками!). Люди получают ровно те сведения, которые им пригодятся, не забивая голову лишней информацией.

Форма организация процесса обучения - группы в отдельных помещениях. Польза от этого очевидна: быстрее обучить индивидуально 20 человек, или 2 группы по 10 человек? При этом группы более чем в 10-15 человек лучше не формировать - теряется контакт с конкретными людьми. Когда в группе меньше 15 человек, то вы способны «чувствовать» слушателей: следить, кто отстает, успевать отвечать на мелкие вопросы с мест, подходить помогать «застрявшим», и д.р.

Лучшей формой подачи материала будет классическая демонстрация на экране (через проектор) действий преподавателя, с последующим практическим повтором ключевых моментов пользователями на своих учебных местах.

Человек неспособен воспринимать за один раз большие объемы информации, а среднестатистический пользователь 1С еще менее способен это делать по причине стресса и отрицания всего нового (об этом позже). Поэтому помним, что делать один урок длиннее 90 минут не стоит. После каждого урока стоит делать перерыв. Обычно я разбиваю обучение на куски (уроки) в 60-80 минут, между которыми делаю перерывы в 10-15 минут. Этого вполне достаточно чтобы люди отдохнули, и ты сам перевел дух. На перерыве возможны ответы на дополнительные вопросы, помощь «отставшим» и т.п.

При этом в один день лучше не вмещать более 3-4 таких блоков (т.е. более 4-6 часов в день), люди просто не воспримут такой массив информации. Т.е. возможно нам потребуется разбивка обучения на 2 или даже более дня. Обо всем этом, конечно, лучше заранее договариваться с теми, кто заказал обучение. Впрочем, чаще всего пользователи и не смогут сидеть у вас целый день – с них никто не снимал текущей работы.

 

Диалектика лояльности

 

Итак, перед вам аудитория, сидят ученики. С чего же начать? Можно вот с чего – очень доброжелательно познакомится и рассказать план слушателям, т.е. сразу дать им понять - о чем будет обучение на лекции.

Уже в этом месте встанет вопрос о том, что преподаватель курсов должен, кроме материала урока, знать еще и немного из психологии, и быть гибким в общении с учениками. При обучении нужно быть сколь возможно лояльным к слушателям, но при этом твердо следовать программе обучения. Вот такая вот диалектика.

Быть лояльным - это не значит, что надо лебезить перед учениками. Впрочем, грозно рычать на них тоже не нужно, не стоит забывать, что для многих слушателей ваш курс обучения будет первой демонстрацией "этой самой новой программы". Почти всегда смена учетной системы происходит по решению «сверху», рядовые пользователи настроены к новой программе с осторожностью, а иногда и с агрессией и враждебностью. Тут нет прямой вины пользователей. Смена учетной системы – всегда стресс, необходимость обучаться новому, а люди привыкли к старой программе, знают ее, что от нее ждать. Кто-то более способен воспринимать новое, кто-то – менее. У всех разные характеры.

На обучении слушатели реально могут бояться: "вот нам сейчас быстро расскажут что-то, и сразу кинут работать в этой вашей непонятной программе!". Успокаиваем их - говорим, что есть инструкции, что вы обязательно повторите все важные моменты, и ответите на вопросы, что на этапе внедрения будет техподдержка и т.п. На частые жалобы "зачем менять нашу старую программу, там все работает!" можно даже посочувствовать, но подчеркнуть, что это окончательное решение руководства (а не ваша инициатива!).

Сообщим ученикам, что мы на их стороне, и потому поможем им максимально безболезненно пройти трудный первый этап. Мол, да, новая программа сложная, но на самом деле лучше старой, и главное - смена программы есть процесс необходимый (например, старая система не выдерживает нагрузки). А потому споры и обсуждения решений руководства давайте, уважаемые слушатели, оставим в стороне…

Обо всем этом мы сообщим ученикам в начале курса обучения, вообще, нужно постараться максимально настроить слушателей на позитивный лад.

В процессе обучения обязательно стоит хвалить слушателей, если они проявляют открытый интерес к курсу, задают «умные» дополнительные вопросы, или просят подтвердить свои догадки насчет функционала и назначения объектов программы (т.е. не просто запоминают, но еще и понимают). Скажем, у нас уточняют: "Получается, что мы отчетом «ААА», который вы показали, можем контролировать остатки на любой день, и затем корректировать их документом ХХХ?". Вы в ответ - "Абсолютно точно! Коллеги во втором ряду точно уловили смысл работы с остатками! Я же говорил - программа сложная, но вы с ней справитесь!". Эта, на первый взгляд, мелочь, тут же повысит градус лояльности слушателей к вам и к новой системе, а заодно заставит остальных "подтягиваться" к «отличникам».

Но лояльность не должна превышать некие разумные рамки. Не позволяйте сбить себя с  программы, создать ситуацию, когда не вы, а ученики определяют ход процесса. Бывает, что посреди урока возникает шквал дополнительных вопросов от особо «громких» слушателей, или слышны крики "а у нас не так в старой программе делается!". Слышал я и крики вроде «нам это не нужно и неинтересно!», или «вы мне эту ерунду не рассказывайте, мне интересно – как получить такой-то отчет и все, меня не интересует остальное!». Во всех таких случаях стоит мягко, но четко обозначить - что вы сейчас читаете согласованный с руководством курс, и на вопросы обязательно ответите в перерыве, или, когда закончите описывать данный блок. А сейчас, мол, чтобы не вносить сумятицы или путаницы, давайте, уважаемые коллеги, закончим этот блок. Все недовольства по поводу содержания курса, уважаемые коллеги, задавайте руководству.

Повторимся, у нас есть план обучения и его следует придерживаться. Не следует, однако, забывать выражение Энгельса: «План не догма, а руководство к действию». Если того потребуют обстоятельства, можно делать из него небольшие отступления, уделять каким-то участкам больше или меньше времени. Все зависит тут от уровня самих пользователей, может быть какой то участок они пройдут легко и быстро, а какой-то потребует повторов и усилий.

 

Смысловая нагрузка курса.

 

Это означает не конкретное содержание ваших уроков (рассказать то или иное), а требование, чтобы ученики по возможности осознавали действия в системе, о которых им рассказывают. Нужно постараться донести до слушателей причинно-следственную связь между их действиями в 1С, и бизнес-процессом.

Сегодня проблема чисто механических действий в 1С стоит очень остро. Многие пользователи изо дня в день совершают некие заученные манипуляции в программе, не вдумываясь в их бухгалтерский смысл, например, на участках ввода первичных документов «колотят» приходы-расходы, чтобы добиться «картинки в отчете, что нужно». Тут главное – «запомнить порядок кнопок, какие галочки ставить». Автор лично видел на паре курсов, как обучение сводится к запоминанию механических действий: "запомните, что для ввода первички надо нажать на кнопку А, а потом на Б, и будет коммунизм в отчете С". Однако это превращает пользователя из бухгалтера в простого оператора АСУ.

Мне крикнут: "да половина пользаков тупая, зачем им думать, пусть колотят"! Я им возражу – может вы и правы, но вторая то половина – не тупая (будем оптимистами).
Если ваш слушатель (т.е. будущий пользователь вашей системы) не просто запомнит порядок кнопок, но также и поймет - что именно (применительно к бизнес-процессу) он делает, то вы заметно понизите градус его личной неуверенности и недоверия к новой системе.

Пример из личного опыта автора, обучение людей на 1С: Документооборот на крупном добывающем предприятии. Слушатели (рядовые люди с участков) сначала с недоумением изучали "процесс согласования" документа. Для них действия в системе 1С "заполнить карточку документа" - "прикрепить скан" - "отправить на согласование" казались какой-то ерундой. "Как это, что это, документ куда-то «отправился»? Мы служебки просто печатаем и носим подписываем кому нужно, и все! Это удобно и понятно, а это что и зачем?".

Тогда я описал им связь-аналогию между их действиями в 1С, и действиями в реальной жизни: "Мы в 1С создали документ, и через 1С всем разослали на подпись. То же самое, как если бы мы документ в Ворде ручками набрали, распечатали, и затем вживую носили на подпись, или рассылали по e-mail. Теперь ходить не надо, подписи ставятся электронные. Заполнять документ не надо, только ключевые реквизиты, печатать не надо. Ваша служебка не заваляется на столе у начальника и не пропадет никогда". Теперь слушатели, понимая, что именно они делают в системе (аналог пешего хождения на подпись) и что это удобнее - стали действовать увереннее и слушать с большей лояльностью.

 

Фиксация результатов обучения.

 

Полученные учениками знания должны быть зафиксированы, причем как «в головах», так и «на бумаге».

Что такое «на бумаге»? Это когда по итогам занятия (урока, курса) будет составлен документ (акт, протокол, лист обучения). В этом документе мы изложим содержание урока, и в нем наши ученики распишутся, что они этот урок (курс) прослушали. Данная бюрократическая манипуляция нужна, во-первых, для подтверждения перед заказчиком факта проведения обучения (на это бывают завязаны вопросы оплаты), а во-вторых, дает нам частичную защиту от последующего саботажа пользователей, с их знаменитой фразой «нас этому в программе не учили, мы не знаем, как работать!». Учили, дорогие товарищи, вы все знаете, вот красивый документ с вашей подписью…

А что такое «в головах»? А это значит, что вы не просто должны рассказать пользователям материал, и на этом успокоится, нет. Повторение – мать учения, и эта старушка поможет ученикам лучше усвоить материал в голове. 

Используем в обучении «правило краткого повтора». Рассказав некий логически законченный блок (участок) материала, мы затем вместе с пользователями вкратце «пробегаем» его с начала. При этом упоминаются только основные моменты, с их демонстрацией на экране - т.е. повторяется функционально-логическая цепочка действий в блоке материала, без подробных остановок на каждом пункте.

Смысл здесь следующий. При первой демонстрации материала люди тратят много усилий на визуальное запоминание картинки, и общее понимание объясняемого. Если затем не повторить - человек спустя уже полчаса забудет значительную часть того, что он увидел и услыхал. При повторе, пусть даже частичном и кратком, память сама вытаскивает уже знакомые образы и закрепляет их, а пользователей заставляет еще раз напрячься - но уже не для визуального понимания (картинка знакома), а для понимания - что именно они сделают, если выполнят эти действия. 

Если обучение длится более одного дня, или, например, между лекциями есть перерыв на обед - то не поленитесь после перерыва, или с утра следующего дня обучения - потратить 5-10 минут на краткий обзор-повтор пройденного. После каждого блока, как уже сказано, также делаем обзор-повтор. Более того, если мы, например, прошли карточку сложного документа с множеством закладок и реквизитов - имеет смысл остановится и еще раз проговорить "итак, подытожим - этот документ нужен для того-то, и в нем есть закладки А и Б". Потратим 30 секунд, но улучшим запоминание материала.

Все это закрепит в памяти учеников уже пройденный (вчерашний) материал, а заодно взбодрит мозги слушателей на прием новых доз информации.

19

Специальные предложения

Комментарии
Избранное Подписка Сортировка: Древо
1. sergey_garin 179 23.07.19 14:48 Сейчас в теме
"Автор пытается собрать воедино свои наблюдения и мысли относительно самых распространенных ошибок проведения обучения, и подобрать наилучшие советы по его организации "из личного опыта".

Из вступления не очень понятно, насколько успешны ваши попытки "собрать" и "подобрать" и почему надо читать эти несколько страниц.
2. Богатырев Артур 41 23.07.19 15:00 Сейчас в теме
(1)
з вступления не очень понятно, насколько успешны ваши попытки "собрать" и "подобрать" и почему надо читать эти несколько страниц.

Вступление на то и вступление, чтобы обозначить цель статьи. Вполне обычная формулировка.
Если вы не хотите что-то читать - не читайте. Смысл того что написано - я обозначил во вступлении. :)
Serg_Tangatarov; +1 Ответить
3. Petr54-ru 73 25.07.19 07:14 Сейчас в теме
я тоже могу пару-тройку статей про технологии обучения пользователей в рамках выполнения проекта автоматизации накатать, кому-то тут это в самом деле будет интересно?
4. Богатырев Артур 41 25.07.19 09:07 Сейчас в теме
(3) А вы попробуйте, вот и посмотрим. Как говорится - не попробуешь, не узнаешь... :)
Оставьте свое сообщение

См. также

Работа с отчетами 1С для "чайников" 9

Статья Бухгалтер Пользователь Стажер Нет файла v8 БП3.0 Россия Windows Бесплатно (free) Пользователю системы Бухгалтерские

Статья предназначена для начинающих пользователей 1С. Отчеты в 1С представляют собой довольно мощный инструмент, который можно легко настроить под свои потребности. Типовые настройки, это просто шаблон, который можно существенно улучшить.

09.10.2019    3130    LipinA4    7       

Сравнение медицинских информационных систем 9

Статья Бизнес-аналитик Пользователь Руководитель проекта Нет файла Здравоохранение, медицина, стоматология Россия Бесплатно (free) Пользователю системы

Чтобы лучше понять специфику автоматизации медицинских учреждений, рассмотрим несколько реальных часто внедряемых сегодня МИС. Сравнение медицинских информационных систем на платформе 1С и облачных (веб) решений.

05.09.2019    1834    medangel    5       

Доступ к регистрам в облачном сервисе 1С: Фреш 10

Статья Пользователь Нет файла v8::УФ 1cv8.cf Россия Бесплатно (free) Пользователю системы

Как пользователю получить доступ к регистрам (по аналогии с пунктом меню "Все функции").

31.08.2019    2438    user598469    9       

ЕГАИС от А до Я 46

Статья no Нет файла Россия БУ Оптовая торговля Розничная торговля Акцизы Бесплатно (free) Пользователю системы

Данная статья описывает не очевидное и не документированное поведение ЕГАИС. То, чего нет в документации по УТМ.

28.08.2019    5073    goleaff2006    16       

Обзор консольных приложений для электронного архива 11

Статья no Нет файла Россия Бесплатно (free) Пользователю системы

Потребность в архиве зрела давно, но в связи с определенными обстоятельствами, реализовывать начали в начале лета. Пока внедряли, собрали некоторое количество опыта, которым и хочу поделиться.

25.08.2019    1768    borda4ev    1       

Эволюция пользовательской документации 1С в производственной компании 43

Статья no Нет файла Бесплатно (free) Пользователю системы

В идеале пользовательскую документацию надо создавать под каждый отдельный проект, менять и актуализировать ее, если в функционале что-то изменилось. Но чаще всего в организациях документацию считают неэффективной, поэтому даже не разрабатывают ее, либо документация имеется, но ее никто не использует, так как она устаревшая. Какие шаги надо предпринять, чтобы заинтересовать пользователей документацией и одновременно снизить нагрузку на консультантов 1С, рассказал руководитель службы технической поддержки в ГК «Доброфлот» Арсен Сазандрашвили.

20.08.2019    4233    KoldunOne    7       

4 способа быстро и легко сравнить большие таблицы 88

Статья Пользователь Нет файла Бесплатно (free) Пользователю системы

Часто мы сталкиваемся с задачами, где необходимо сверить данные двух файлов или таблиц до изменений и после. Это не проблема, если в каждом источнике небольшое количество строк и максимум одна страница. А если предстоит найти отличия в файлах, состоящих из сотен страниц и тысяч строк? Искать глазами трудно и долго — велика вероятность что-то не заметить и потратить на столь утомительное занятие часы, дни, а то и недели. В статье я поделюсь 4 способами сравнить объемные таблицы по различным значениям, которые легко освоит любой пользователь.

07.08.2019    5710    Neti    18       

Облако и локальный сервер. Как способ хранения данных влияет на функционал CRM-системы 1

Статья no Нет файла Розничная и сетевая торговля (FMCG) Оптовая торговля, дистрибуция, логистика 1С:Франчайзи, автоматизация бизнеса Россия Бесплатно (free) Пользователю системы

Важным шагом при автоматизации бизнес-процессов является выбор программного продукта для внедрения. Если это CRM-система, то приходится выбирать из двух технических решений, в зависимости от из способа хранения данных: серверные и облачные системы.

25.07.2019    1706    aak_alexrovich_ru    0       

Работа фирмы "1С" со стороны. Или статистика выпуска релизов 89

Статья Системный администратор Программист Пользователь Нет файла Бесплатно (free) Пользователю системы

Статистика выпуска релизов фирмы "1С". Взгляд со стороны рядового разработчика. А также немного BI, GitHub и др.

24.06.2019    7217    YPermitin    65       

Что искать и как не потеряться на портале 1С:ИТС 5

Статья Пользователь Нет файла Россия Бесплатно (free) Пользователю системы

Новости нужны. Новости полезны. Новости должны быть избирательны. Если вы пользуетесь программным продуктом 1С, информация, связанная с его работой, всегда актуальна. Чтобы быть в курсе всего, что влияет на вашу работу, пользуйтесь Информационной системой 1С:ИТС.

13.06.2019    2013    oboykova    9       

Быстрый ввод неудобных символов 66

Статья no Нет файла Бесплатно (free) Пользователю системы Инструментарий разработчика

Использование Alt-кодов для ввода “[”, “]”, “”, “&”, “#”, “|”

15.04.2019    5682    pparshin    24       

Куда уходит детство: как подготовиться к переходу с «1С:УПП» 43

Статья no Нет файла v8 УПП1 Бесплатно (free) Пользователю системы

Если решение о переходе с «1С:УПП» принято окончательно и бесповоротно – поздравляем, вы почти на «светлой стороне»! Срок жизни этого продукта подходит к концу: он снят с продаж и снимается с поддержки. Следующий шаг – выбрать новый продукт и разработать план перехода. Разберемся, как это сделать.

28.03.2019    6879    bolefirenko    41       

Сколько стоит ИТС 10

Статья no Нет файла Бесплатно (free) Пользователю системы

Это - не обзор всевозможных вариантов ИТС с пересказом прайс-листа 1С. И не обсуждение недавнего повышения цен (хотя, этот момент будет затронут). Это - попытка анализа с целью ответить на вопросы: кому выгоден ИТС? насколько оправдана его цена? какие, в принципе, могут быть альтернативы?

15.02.2019    5495    mkalimulin    131       

Принципы проектирования справочников номенклатуры в 1С: Управление Предприятием 2 (ERP 2.4.6) 73

Статья Программист Пользователь Нет файла v8 ERP2 Россия Бесплатно (free) Управление бизнес-процессами (BPM) Бухгалтерский учет Пользователю системы

Принципы системного подхода к проектированию справочников номенклатуры в 1С: Управление Предприятием 2 (ERP 2.4.6) или как избежать замусоривания.

13.02.2019    11389    roman72    20       

Переход на "Зарплату и управление персоналом 3.1" 35

Статья Программист Бухгалтер Пользователь Нет файла v8 v8::СПР ЗУП2.5 ЗУП3.x Россия БУ Управление персоналом (HRM) Бесплатно (free) Интеграция Пользователю системы Бухгалтерский учет

Сменила я тут работу и уже после того, как я приступила к исполнению обязанностей, мой новый начальник мне призналась, что выбор пал на меня только из-за того, что я знаю программу. Справедливости ради, эта уверенность была основана только на том, что я прошла тестирование, включающее только основные операции кадрового делопроизводства. Так или иначе, а работодатель попал в точку, нанимая меня в надежде, что я решу проблему: нужно перейти «с 8.2 на 8.3». Ничего сложного, скажет большинство, я тоже так говорю, но ситуация осложнялась некоторым количеством предшественников, которые уже «нафеячили» в программах до меня. Взять и сделать все заново мне не разрешили, так что пришлось исходить из того, что есть, и именно это дало пищу для размышлений и, в конце концов, привело к написанию этих рекомендаций. Если перед Вами стоит задача перехода с ЗУП 2.5 на ЗУП 3.1, я попробую облегчить Вам жизнь этой статьей.

01.02.2019    7580    VKuser24804875    33       

Практика применения подсистемы Автозадачи 26

Статья Программист Нет файла v8 1cv8.cf Россия УУ Бесплатно (free) Управление бизнес-процессами (BPM) Пользователю системы

На Инфостарте есть публикация о подсистеме Автозадачи (https://infostart.ru/public/656758/). Я решил поделить своим опытом применения этой подсистемы Альфа-авто 5.

29.01.2019    4860    AntonSm    4       

Первоначальная настройка 1С:Управление торговлей 11 33

Статья Пользователь Нет файла v8 v8::ОУ УТ11 УУ Бесплатно (free) Пользователю системы

Эта статья расскажет, как настроить 1С:Управление торговлей 11 и на что обратить внимание

19.12.2018    17572    ogre2007    4       

Обзор рынка автоматизации ввода данных с документов в систему учета 14

Статья Бухгалтер Пользователь Руководитель проекта Нет файла Россия Бесплатно (free) Пользователю системы

Главная цель для бизнеса - заработать как можно больше денег при меньших издержках. Тут же возникает вопрос - как? На самом деле, многих затрат можно легко избежать через автоматизацию рутинных процессов, таких как ввод первички. Сейчас представляется возможным и даже реальным такая картина, когда пользователи могут просто сфотографировать или отсканировать нужный документ, после чего программа автоматически переносит данные в систему учёта. Предлагаем узнать о таких сервисах подробнее в нашем обзоре.

07.11.2018    12109    Yana Petina    31       

Дивный новый мир: краткий обзор основных отличий BAS ERP от УПП 12

Статья no Нет файла v8 УПП1 ERP2 Украина Бесплатно (free) Пользователю системы Бухгалтерский учет

Краткий обзор нововведений и основных отличий конфигурации 1С:BAS ERP от предшественника в лице 1С:УПП, а также некоторых общих отличий конфигураций на управляемых формах от обычных.

06.11.2018    5265    JohnGalt    14       

Плюсы и минусы перехода на 1С: ERP Управление предприятием 2 для Казахстана 9

Статья Программист Нет файла v8 ERP2 Казахстан Бесплатно (free) Пользователю системы

В этой статье расскажу о работе с конфигурацией 1С:ERP Управление предприятием 2 для Казахстана, о плюсах и минусах перехода.

19.10.2018    5505    Bajo    7       

Перевыставление услуг (приобретение агентом услуг для принципала). Агентский договор 9

Статья Бухгалтер Нет файла v8 УПП1 БП3.0 Россия БУ Производство готовой продукции (работ, услуг) НДС Бесплатно (free) Пользователю системы Управленческий учет (прочее) Бухгалтерский учет

Множество компаний сталкивается с вопросом учета арендных отношений, а также коммунальных платежей, таких как электроэнергия, вода, теплоэнергия и прочих, связанных с арендуемыми помещениями. Данный вопрос особенно сложен в части налогообложения по НДС. Цель данной статьи - рассмотреть схему учета перевыставляемых услуг в УПП 1.3 в сравнении с БП 3.0, в которой данный функционал уже реализован.

05.10.2018    14713    el-le    4       

Обход ошибки: Обнаружен лишний резерв по измерениям в регистре Товары организации и Резервы товаров организации в этапе производства 11

Статья Бухгалтер Нет файла v8 ERP2 Россия БУ Учет ТМЦ Бесплатно (free) Пользователю системы

В данном примере объясняется, как обойти ошибку проведения и отмены проведения лишних резервов организации по этапу производства 1С: ERP.

08.09.2018    9230    Katerpal    8       

Склонение представлений объектов в ЗУП 3.1 - как это работает? 38

Статья Программист Бухгалтер Нет файла v8 v8::СПР КА2 ЗУП3.x Россия Windows Бесплатно (free) Пользователю системы

Эта статья о том, как устроен механизм автоматического склонения имен существительных (ФИО сотрудников, наименований подразделений и должностей) в ЗУП 3.1.

18.08.2018    16900    accounting_cons    19       

Криптография и электронная подпись в решениях на 1С 50

Статья no Нет файла Бесплатно (free) Пользователю системы

Андрей Глебов, докладчик конференции Infostart Event 2017 Community, делает обзор нормативной базы РФ по теме электронной подписи. Рассказывает о возможностях криптографии в платформе «1С:Предприятие 8» и ее расширении через технологию создания внешних компонент. Также он описывает функционал подсистемы «Электронная подпись» в конфигурации «1С:Библиотека стандартных подсистем», приводит примеры использования криптографии в сервисах «1С-ЭДО» и «1С:ДиректБанк», дает рекомендации по разработке собственных решений с криптографией и устранению проблем при запуске электронного документооборота на предприятиях.

13.08.2018    21256    chat007    28       

Настройка схемы "Интеркампани" в связке УТ 11.4 - БП 3.0 25

Статья Бухгалтер Пользователь Руководитель проекта Нет файла v8 v8::ОУ УТ11 БУ УУ Бесплатно (free) Пользователю системы Бухгалтерский учет

Настройка и использование схемы "Интеркампани" в связке "Управление торговлей 11.4" и "Бухгалтерия предприятия 3.0".

26.07.2018    20046    WhiteOwl    2       

Ошибка №1 внедрения "Бюджетирования" в 1С:ERP2 и 1С:КА2: настройка статей бюджетов и статей ДДС 1-в-1 54

Статья Бизнес-аналитик Бухгалтер Нет файла v8 ERP2 КА2 Россия УУ Windows Финансовый учет и бюджетирование (FRP) Бесплатно (free) Пользователю системы Бухгалтерский учет

В цикле статей я хочу поделиться ошибками во внедрении подсистемы «Бюджетирование», которые мне приходится исправлять после коллег на реальных проектах, и лучшими приемами по автоматизации бюджетирования на 1С:ERP 2 и 1C:КА 2. Сегодня поговорим и о самой распространенной ошибке – настройке статей бюджетов 1-в-1 к справочнику «Статьи ДДС».

13.06.2018    19797    SergeyN    68       

История развития 1С:Торговли, что изменилось в архитектуре учета торговых и складских операций за 15 лет 66

Статья no Нет файла v8 Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Россия УУ Оптовая торговля Розничная торговля Учет ТМЦ Ценообразование, анализ цен Бесплатно (free) Пользователю системы

В данном обзоре я хочу рассмотреть историю развития учета торговых и складских операций в 1С с точки зрения архитектуры конфигурации. Еще раз повторюсь, именно конфигурации, структуры данных, а не технологических возможностей платформы. Т.е. речь не про управляемые формы и обычные формы, не про преимущество СУБД перед dbf в расшаренной папке, а про справочники, их реквизиты и код, который этим управляет. Конечно, совсем абстрагироваться от изменений платформы не удастся, но я постараюсь.

23.04.2018    16915    monkbest    57       

Обзор систем автоматизации документооборота: 1С:Документооборот, Диадок и Directum 6

Статья no Нет файла Россия Документооборот и делопроизводство Бесплатно (free) Пользователю системы

Статья будет посвящена сравнению трех систем документооборота и выделению среди них наиболее функциональной и удобной.

16.03.2018    12998    alis112358    13       

Анатомия 1С для чайников 10

Статья Бухгалтер Руководитель проекта Нет файла v8 1cv8.cf Бесплатно (free) Пользователю системы

Друзья, следующая информация может быть полезна пользователям, которые хотят поглубже разобраться в принципах работы 1С. Но читать книги для программистов им еще  (или уже) слишком сложно. В этой статье я попытаюсь разъяснить из чего состоит база 1С. Пусть меня закидают тапками программисты, ибо информация будет не полная, а где-то это просто рерайтинг всеми любимого Радченко.

08.01.2018    16443    ogroup    21       

Сервисы 1С. Часть I 114

Статья no Нет файла Россия Бесплатно (free) Пользователю системы Сервисы ИТС

Обзор по сервисам 1С. Что это такое, как это использовать, условия получения и некоторые особенности работы.

29.11.2017    24780    D_e_X_T_e_R    34       

10 причин перехода на 1С:ERP 2.4. Что нового в 1С:ERP 2.4 31

Статья no Нет файла v8 ERP2 Бесплатно (free) Пользователю системы

Статья будет интересна руководителям и специалистам, которые планируют внедрение или перенос учета в 1С:ERP версии 2.4. из редакции 2.2. В этой статье мы рассмотрим основные изменения, которые произошли в конфигурации 1С:ERP 2.4. по сравнению с 1С:ERP 2.2. Изменений достаточно много, поэтому мы остановимся подробно только на тех, которые, по нашему мнению, являются определяющими, и которых так не хватало в предыдущих редакциях программного продукта.

23.10.2017    23751    user848643    13       

1С:ERP и 1С:УПП: А в чем же разница? Учет затрат. Отражение хозяйственных операций в регламентированном учете. Бюджетирование 19

Статья no Нет файла v8 ERP2 Россия Бесплатно (free) Пользователю системы

В первой части нашего материала, рассматривая различия 1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием (1С:УПП) и 1С:ERP Управление предприятием 2 (1С:ERP), мы начали с представления общей экономической модели предприятия, а также успели проанализировать, чем программы 1С:УПП и 1С:ERP отличаются в части отражения Торговой деятельности, Складского учета и Организации оперативного управления в производстве.

29.09.2017    20276    Апрель-С    7       

Как мы визуализировали отдел продаж - графические отчеты для 1С 111

Статья no Нет файла v8 УНФ ERP2 УТ11 КА2 1С:CRM Россия УУ Управление взаимоотношениями с клиентами (СRM) Бесплатно (free) Пользователю системы

После выполнения очередного проекта по автоматизации отдела продаж на 1С (конфигурация 1C:CRM 8, ред. 2.0) мы вдруг поняли, что чего-то не хватает. Странно: вроде и бизнес-процессы внедрены, и цифры в отчетах бьются, и заказчик в целом доволен. Но, реальным финалом проекта должна была стать визуализация данных по отделу продаж и установка TV-панели в кабинете у менеджеров по продажам.

05.09.2017    32419    aak_alexrovich_ru    56       

Практический пример автоматизации производства в 1С: УНФ 33

Статья Программист Бизнес-аналитик Нет файла v8 УНФ УУ Производство готовой продукции (работ, услуг) Бесплатно (free) Пользователю системы Управление бизнес-процессами (BPM) Бухгалтерский учет

Конфигурация 1C:УНФ обладает явным преимуществом для небольших предприятий по сравнению с другими программными продуктами семейства 1С. Это лёгкость использования с отсутствием изобилия функционала, в котором теряются многие пользователи, которым представлено УТ, КА, не говоря про ERP. Другими словами, ничего лишнего. Это большой плюс, если нет бюрократии и сложных методик в организации.

31.07.2017    24674    Gavrik    13       

1С:ERP: практика реализации требований химического производства 15

Статья Бухгалтер Руководитель проекта Нет файла v8 ERP2 Химическая промышленность Россия БУ УУ Производство готовой продукции (работ, услуг) Бесплатно (free) Пользователю системы Бухгалтерский учет

В настоящее время систему 1С:ERP Управление предприятием 2 (1С:ERP) используют многие компании России. Данная программа является универсальной и применима для предприятий, работающих в разных сферах. Тем не менее, при ведении проектов по автоматизации, обязательно нужно обращать внимание на специфику той отрасли, где работает предприятие. И адаптировать систему 1C:ERP под отраслевые требования, максимально используя типовые возможности.

27.07.2017    16390    Апрель-С    9       

Переход на новые форматы ЭДО после 01.07.2017. (использование УПД) 14

Статья Бизнес-аналитик Бухгалтер Пользователь Нет файла v8 1cv8.cf Россия БУ Документооборот и делопроизводство Бесплатно (free) Пользователю системы

В статье я постарался кратко расписать, какие варианты обмена ЭДО с контрагентами доступны в 1С (любой конфигурации 1С) по новым форматам. Скрины новых форматов в списке картинок к статье. Добавил исправление поведения УПД при формировании ЭД.

25.07.2017    15709    igo1    10       

1С:ERP и 1С:УПП: А в чем же разница? 76

Статья no Нет файла v8 УПП1 ERP2 1С:Франчайзи, автоматизация бизнеса Россия Бесплатно (free) Пользователю системы

С декабря 2013 года на рынке РФ параллельно существуют 2 системы ERP-класса, разработанные на Платформе 1С: 1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием (1С:УПП) и 1С:ERP Управление предприятием 2 (1С:ERP). Причем оба решения широко используются в различных отраслях. Но за прошедшие 4 года вопрос «а чем же отличается новая программа 1С:ERP от 1С:УПП» не потерял своей актуальности. Волнует он не только тех, кто только выбирает систему ERP-класса, но и тех, кто задумывается «а стоит ли переходить с 1C:УПП на 1С:ERP».

27.06.2017    67169    Апрель-С    19       

Ведение взаиморасчетов в конфигурациях «Комплексная автоматизация 1.1» и «Управление производственным предприятием 1.3» - часть 2 20

Статья Программист Бухгалтер Руководитель проекта Нет файла v8 КА1 УПП1 Россия БУ УУ Дебиторская и кредиторская задолженность Бесплатно (free) Пользователю системы Управленческий учет (прочее) Бухгалтерский учет

Детализация и порядок ведения взаиморасчетов с контрагентами в конфигурациях «Комплексная автоматизация 1.1» и «Управление производственным предприятием 1.3», типичные причины ошибок, их поиск и устранение. Часть 2.

22.06.2017    23639    stvorl    20       

Внешние печатные формы в Альфа-Авто 5 14

Статья Программист Бухгалтер Руководитель проекта Нет файла v8::ОУ 1cv8.cf Автомобили, автосервисы Россия УУ Windows Оптовая торговля Бесплатно (free) Пользователю системы Практика программирования

Расскажем пользователям о функционале внешних печатных форм в Альфа-Авто 5, о простых возможностях адаптации типового отраслевого решения для автобизнеса под нужды конкретного предприятия. Публикация по большей части предназначена для пользователей, заключительная часть может заинтересовать IT специалистов, сопровождающих описываемую конфигурацию.

01.06.2017    14645    miavolas    15       

Обзор блока CRM в 1С:Управление торговлей 11 10

Статья Пользователь Руководитель проекта Нет файла v8 УТ11 Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Россия УУ Windows Управление взаимоотношениями с клиентами (СRM) Бесплатно (free) Пользователю системы Бухгалтерский учет

Да, этот блок в 1С:Управление торговлей 11 есть, и он достаточно функциональный. Возможно, этот обзор позволит вам избежать покупки дополнительных сервисов.

24.05.2017    17969    alis112358    4       

Оплата банковскими картами в "Управлении торговлей для Украины" 12

Статья Бухгалтер Руководитель проекта Нет файла v8 1cv8.cf Украина УУ Банковские операции Розничная торговля Бесплатно (free) Пользователю системы

Доля безналичных оплат в торговле неуклонно растет, и сегодня уже существует законодательное требование к торговым точкам, согласно которому наличие POS-терминала является обязательным требованием. Процесс оплаты банковскими картами называется «Эквайринг». Для организации оплаты картами в своем магазине необходимо обратиться в банк и заключить с ним договор эквайринга. Существуют различные условия этого договора, но, по сути, они отличаются лишь процентной ставкой. В данной статье описывается порядок работы для конфигурации «Управление торговлей для Украины», если оплата производится с помощью платежных карт.

23.05.2017    18569    pbazeliuk    1       

1С: 8.3. Новые варианты отображения подсказок пользователю 113

Статья Программист Нет файла v8::УФ 1cv8.cf Бесплатно (free) Пользователю системы

В версии 1С 8.3 появились новые возможности отображения подсказок пользователю о назначении элементов формы

14.02.2017    27225    deutsch2008    17       

Управление договорами в 1С:Документооборот 18

Статья no Нет файла v8 ДО УУ Документооборот и делопроизводство Бесплатно (free) Управление бизнес-процессами (BPM) Пользователю системы Бухгалтерский учет

В 1С:Документооборот в релизах 2.1.7 и 2.1.8 концепция учета договоров продолжила свое развитие (появились стороны договора). Это повлияло и на бизнес-процессы (теперь вместо процесса Утверждение надо пользоваться процессом Подписание для договоров). Рассмотрим основные моменты, на которые надо обратить внимание при внедрении управления договорами в 1С:Документооборот.

24.01.2017    28391    vlush78    0       

Как сделать активное окно в 1С максимально большим? 67

Статья no Нет файла v8 1cv8.cf Бесплатно (free) Пользователю системы

В 1С:Предприятие 8.3 есть специальная возможность, о которой мало кто знает, но она может оказаться полезной для тех, кто хочет максимального обзора в текущей активной форме 1С в режиме Предприятия. Что же это?

09.12.2016    19516    Diversus    23