Очень рада, что мы встретились в онлайн-формате, несмотря на текущую ситуацию. Меня зовут Елена Дуюн, я бизнес-психолог, работаю директором по персоналу и в ИТ-компаниях. Больше года запрашивают разные интересные проекты с 1С. В основном, я работаю с людьми: подбираю и адаптирую их в компаниях. Но большая работа производится с руководителями.
Мы оказались в ситуации, когда не видим своих сотрудников. Например, сейчас я не вижу вас, а в нашей системе нет чата. Поэтому технологии с одной стороны, упрощают нам жизнь, а с другой – создают массу дополнительных вопросов, как ими пользоваться.
Несколько слов о мотивации, прежде всего своей как руководителя. Как себя замотивировать, от чего зависит мотивация, как ее искать. Как мотивация и личная эффективность зависят друг от друга. Дам несколько упражнений по коррекции своей мотивации к работе.
Мотивация
Если говорить простым языком, мотивация – это когда вы сидите, думаете о цели, и у вас начинается физическая активность. Цель должна физически возбуждать. Я думаю о том, что мне надо сделать, и у меня ручки-ножки шевелятся, я хочу идти к цели. Вот это мотивация, я действительно этого хочу. Если мысли о цели вызывают такие эмоции: я хочу скушать банан, но вроде как и не хочу. В магазин же надо идти,... Это не мотивация, мотивация – это про физическую потребность.
С рабочей задачей все опосредованно, потому что рабочая задача решает мою потребность не сразу. В рабочих задачах чаще всего мотивация нацелена на обучение, развитие: проекты, которые я раньше не делал, и они становятся сложнее. Мотивация – это стремление чего-то достичь.
Я проявляю инициативу к себе, к задаче, которую хочу сделать, я говорю руководителю о том, что и как могу изменить. Мотивация – это оптимизм. Если вы садитесь за работу, потому что надо – это не оптимистичный настрой.
Понятно, что задачи бывают разными: что-то хочется делать, а что-то нет. Мы не можем 100% своего времени быть замотивированными, как и нельзя быть постоянно счастливыми. Это похоже на безумие. Мы будем рассматривать мотивацию по отношению к конкретной задаче. Мотивация – желание решить ситуацию здесь и сейчас, решимость.
Изучение мотивации
Если говорить о том, что нужно знать руководителю в отношении к себе и своим сотрудникам, я рекомендую большой список литературы.
Все вы помните, что сказал Маслоу – все начинается с внутренних мотивов, которые растут по мере роста навыков.
В списке целая коллекция остальных теорий, но я хочу остановится на моей любимой теории Мартина-Рича. Мотиваторов – того, что нас возбуждает и вдохновляет – много. В каждый момент времени они действуют на нас по-разному. Они рассматривают 13 мотиваторов, и только один из них – материальное награждение. За деньги мы работаем только первые два месяца работы в компании. Мы остаемся, если есть еще какие-то дополнительные мотиваторы. Взаимоотношения с коллегами, условия в офисе, возможность в удаленной работы, социальные контакты, образование, реализация, интересные проекты: я делаю что-то, что меня развивает и преображает в ежедневной деятельности.
Я обращаю внимание на эту теорию, потому что в ней мы видим различные мотивы, которые могут на нас влиять. Мотивация себя меняется, как и мотивация сотрудников в разный момент времени. Мотивация меняется. Например, полгода назад мы все хотели работать удаленно, но когда это произошло – стали случаться проблемы. Замедление работы, отсутствие полноценного общения. И подобные ситуации происходят с нами постоянно.
Собственники и руководителя бизнеса часто думают о мотивации своих сотрудников, но забывают о себе. Начинать нужно с себя, мотивировать себя, а потом – влиять на других. Я не буду тратить на это время, но погуглите список теорий, которые нужно знать, чтобы мотивировать коллег и своих сотрудников.
На практике мотивация изучается так.
-
Мы видим или ощущаем у себя потерю цели: это происходит, если перед нами стоит слишком сложная задача, либо нам непонятно, как ее решать. Когда мы изучаем теории постановки цели, нам говорят: ставьте амбициозные цели. Мы идем к ним год, полгода, ситуация меняется, и цель становится менее желаемой. На практике мы изучаем мотивацию так: хочу я этого или не хочу. Если мы чувствуем, что в нашей мотивации изменились приоритеты, их нужно расставить.
-
Если вы недовольны результатами – это демотивация, ее первые ступеньки. Обратите на них внимание.
-
Следующий инструмент изучения мотивации – откладывание действий. Есть люди, которым сказали – иди и делай – они делают. А есть те, кто откладывает до последнего. Откладывание действий – это тоже демотивация, когда и если делается все в последний момент. Вспомните себя студентами: перед сессией мы тоже учим все в последний момент.
-
Еще один фактор – отсутствие внешний поддержки, и как ее организовать.
-
«Гремлины» разума – наши страхи. Если я чего-то боюсь – это надо делать. Мы всегда боимся, нам всегда страшно начать новое дело: выступить, позвонить, прийти на собеседование. Эти гремлины занимают много времени, и если у вас есть непроработанный страх, это сказывается на мотивации, как потеря энергии. Я буду больше бояться и меньше работать.
-
Психологическая незрелость. В сфере ИТ работает много молодежи. Молодежь – до 35 лет. Поэтому у нас много молодых сотрудников, и есть аспект мудрости, которая нужна, чтобы понимать мотивацию.
Обращайте внимание на то, что происходит с вами или вашими сотрудниками. Если вы видите в работе хотя бы один из таких факторов – обращайте на них внимание. В ИТ есть одна из новых должностей: менеджер по персоналу, который работает на кухне. Когда туда приходят сотрудники попить чай, такой менеджер по персоналу понимает среднюю температуру и видит самые первые маячки данных факторов, откуда появляется демотивация.
Есть пять стадий демотивации. На каждой стадии она развивается. Первая стадия – человек просто потерял цель. Вторая стадия – происходит объединение в микрогруппы по недовольствам, и так далее. До третьей стадии мы можем вернуть сотрудника, потому что есть маяки, которые нужно наблюдать. С ними сразу нужно начинать работать.
Когда сотрудник уже увольняется, нужно провести беседу, посмотреть, сколько у него факторов недовольства, и что ему приносит радость в работе. Если недовольство перевешивает – отпустите. Если ему мешается эта работа – тут ничего не исправить, лучше отпустить. А если речь пока идет о потере цели и значимости, можно откорректировать ситуацию, их поставить.
Есть несколько спиралей, через которые проходят сотрудники компании, и на каждом витке важно работать с человеком по-разному.
А теперь перейдем к практике. Всегда делайте ошибки: это не страшно, их всегда можно исправить.
Соединение личной эффективности и мотивации
Все начинается с себя. Если вы руководитель, и хотите замотивировать коллектив, например, устроить марафон утренней зарядки – это прекрасно. Но начать нужно со своей собственной мотивации.
Все слышали поговорку, что рыба гниет с головы. Если руководитель говорит о мотивации, а сам грустный, с потухшими глазами – с ним сложно быть замотивированным. Зарядите сначала себя, а затем сотрудников. Сначала мотивация, а потом цель – это взаимосвязано.
И результаты. Если вы будете хвалить сотрудников и себя за результаты, то будет мотивация. Взаимосвязь простая. Есть мотивация – будут прекрасные цели, есть цели – будут результаты. Если результаты у нас долгие – это неправильный в масштабах мотивации подход, потому что маленькие цели легко достигаются, и мотивация повышается проще.
Еще скажу: мы сейчас с вами работаем в информационном мире. Хорошо вести записи и заметки в гаджетах. Но бОльшая мотивация у нас появляется, когда мы вычеркиваем дело из бумажного носителя или ставим галочку на бумаге. Это психологический принцип. Мы знаем, что у нас есть несколько каналов усвоения информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Когда дело вычеркиваем, мы получаем дополнительный, гормональный бонус.
Сначала мотивируем себя, наша мотивация дает мотивацию коллективу. Мотивированный коллектив из позитива ставит прекрасные цели, задачи и планы. Когда у нас есть четкие планы – результаты дают мотивацию. Взаимосвязь проста.
Личные ценности
Если вам нужна мотивация – начните с личных ценностей. Мы теряем мотивацию, когда теряем цель и ценность. Чтобы ее найти, опишите ту работу, которую вы делаете, в глаголах действия. Если вы ставите цели – проект «номер 1», «рубашка» – это не работает. Пишите: «создать проект», «купить рубашку», Создать проект, купить рубашку.
Когда глагол появился – появляется цель. Что конкретно я делаю или сделал? И после этого задайте себе вопрос «зачем» 7 раз.
Например: «Я сегодня пойду на прогулку», «Я пройду 5 километров». Зачем? Чтобы достичь хорошей физической формы. Зачем мне хорошая физическая форма? Чтобы чувствовать себя комфортно и быть красивым? Зачем мне быть красивым? Чтобы знакомиться с большим количеством людей? Зачем? И так далее.
Видите, я копаю в глубину, а не просто называю 7 причин, зачем я пошел гулять. В этой ситуации у нас несколько вариантов. Первый – в конце упражнения у нас появляется мотивация, трепет, мы одеваемся и идем гулять. Вариант номер два – зачем мне идти? Я ведь сижу дома, в халате, мне и так хорошо. У нас получается круг «А потому что?». Если у вас есть цель, которая не откликается на уровне ценностей, у вас нет мотивации. Мы можем отпустит цель, она нам не нужна.
Это упражнение хорошо делать с наставником или коучем, он будет видеть: формальный это ответ, или он честный, из проработки и глубины. Когда мы работаем с личными ценностями – нужно докопаться. У нас всегда есть несколько видов деятельности.
Если вы хотите найти мотивацию разных видов деятельности, то сделайте это упражнение несколько раз. Это про соединение с личными ценностями.
Общественные ценности
Если личной ценности не нашлось – есть упражнение второе, общественная ценность. Общественные ценности найти проще. Опишите вашу деятельность в глаголах действия и посмотрите, какие общественные ценности эта работа, деятельность, компания, цель или проект поддерживает. Например, общественные ценности, которые встречаются повсеместно:помощь малоимущим, животным в беде, пенсионерам, детским домам и так далее. Такие общественные ценности, которые могут вам откликаться. Если вдруг ваша деятельность или ваша компания поддерживает эти общественные ценности – вы оттуда можете черпать ресурс.
Практический кейс: одна из ИТ-компаний в Петербурге открыла новое направление. Сотрудники компаний ходят гулять с собаками в приют для животных дважды в неделю. И общение с животными, и общественная ценность, и совместная деятельность, которая укрепляет взаимоотношения в коллективе.
Так что ищем либо личные, либо общественные ценности.
Новый ресурс
Сюда хочу добавить еще одно важное упражнения. Если у вас в работе складываются сложные ситуации, мы привыкли думать из негатива: блин, все не так, плохо, специально, как назло. Я предлагаю подумать о любой ситуации с другим вопросом. Какие результаты и возможности дает эта ситуация? Например, наш митап должен быть «живым», но у нас произошла ситуация, и мы научились взаимодействовать на расстоянии и помогать друг другу в этой сложной ситуации.
Поддерживающая среда
Еще одно упражнение – поддерживающая среда. Хорошо, когда я делаю что-то один, но еще лучше, если есть тот, кто может поддержать в любой деятельности.
Любые люди, группы, которые могут помочь мне в развитии навыка или достижении цели. Например, у нас сейчас дистанционный формат работы, люди лишены фитнес-клубов и так далее.
Мы поддерживаем друг друга марафонами спорта, вместе готовим, ходим по пятницам в онлайн-бары и так далее.
Если у вас идет потеря мотивации – любое из упражнений поможет проработать эту ситуацию и понять, в какую сторону вам важно двигаться.
Коррекция эффективности
Есть кратковременная коррекция эффективности и личных целей. Какие маленькие упражнения я вам рекомендую записать:
-
Представьте, что сегодня последний день вашей жизни
-
Договоритесь с кем-то другим. Например, у нас митап, мы в одно время собрались и слушаем доклады. Проще что-то выполнить, если ты делаешь это не один.
-
Еще одна коррекция – это помолчать. В СПб есть такие тренинги, когда ты приезжаешь, живешь в отеле и три дня молчишь. Посмотрите фильм «Ешь, молись, люби»: у них один из блоков был – человек месяц молчал, живя в определенных условиях.
-
Представьте мой идеальный день. Как бы я жил, если бы это был самый прекрасный день моей жизни. Как я его буду проводить, с кем взаимодействовать и так далее. Задайте себе вопрос, что надо сделать, чтобы приблизить к себе этот идеальный день? Это быстрая коррекция, пять минут и вам будет легче.
-
Откажитесь от чужих целей. Проясняя личные ценности по задачам, мы встречаем формальные цели. Что это значит? Например, «Я пошел в институт, потому что так хотели родители», «Я научился играть на скрипке, потому что в три года меня отправили в музыкальную школу» и многое другое из подобной истории. Чужие цели – это глобальные, которые видно. А в жизни их больше: я не хочу бегать по утрам и сидеть на диете, я мясо люблю. Отказываясь от навязанных целей, вы экономите собственные ресурсы, убирая их из жизни. Вычеркивайте либо переделывайте эти цели под себя, в приемлемый формат.
Что делать, когда я не хочу, но надо?
Бывают такие задачи – большими буквами НАДО. Есть такое упражнение – тактика спринтера.
Что такое спринт? Забег на небольшую дистанцию – 60 метров. Спринт – это очевидная цель, мощный рывок и 100% концентрация на любом мускуле, дыхании и в конце – остановка и отдых. Не бывает подряд два спринта. Психологически тактика спринтера заточена именно на такую историю.
Подумайте о задаче, которую вам сложно сдвинуть с места, но у вас не получается, или о деле, которому хотите научиться. Поставьте перед собой очень маленькую цель на 15-20 минут. Заведите таймер, изолируйтесь от всего отвлекающего. Например, я хочу написать книгу. За 15 могу погуглить в инете, есть ли книги на данную тему.
Шаг номер два – 100%-я концентрация, отключите гаджеты, закройтесь в комнате, чтобы вас эти 20 минут никто не отвлекал. Ситуация удаленной работы нам в этом помогает.
Шаг 3. Погуглил – выключаю все и 1,5 минуты отдыхаю. Почему? Пока я 15 минут делал эту задачу, мозг накапливал информацию, и теперь ему нужно время, чтобы ее переварить. Менделеев ведь не просто так увидел таблицу, он сначала долго смотрел на эти элементы, изучал их, и во сне таблица выстроилась.
Вот так и у вас. Сделали короткую задачу – отдохнули несколько минут. Затем вернулись к работе и поставили новую цель. Это работает, ведь цель очень короткая, понятная.
Лени не существует. Лень – это когда не знаю что делать, как и зачем. Если эти параметры есть – цель достижима. Тактика спринтера работает, потому что она понятна, цель короткая, результаты появляются сразу, а вы еще и отдыхаете.
Пауза важна в целях, когда надо. Этот инструмент вам на будущее. Запомним еще одну важную вещь: обучение – лучший мотиватор. Если у вас что-то не получается сделать, решайте проблему со следующего уровня. Почитайте либо найдите другой источник решения проблемы.
Вопросы аудитории
Сколько общественных ценностей нужно найти?
Иногда достаточно одной. Если вы нашли сочетание в какой-то ценности, которая вызывает у вас трепет – этого достаточно.
Какие способы проверки мотивации есть при приеме на работу? Как узнать, чем мотивирован соискатель?
Изучите теорию Мартина-Рича. Если кратко: сотрудник в компании работает дольше, если у вас сочетаются ценности. В любой компании есть корпоративная культура. Если в вашей компании осознанная и проработанная корпоративная культура – вам очень легко нанять сотрудника, близкого к этим ценностям. Например, у нас ценность – ЗОЖ, здоровая пища, пробежки по утрам. Если соискателю это отзывается, то он вам подходит, тем дольше вы будете вместе.
Если говорить о формальных мотиваторах: мы хотим, чтобы продажники работали за деньги, а риэлторы – за жилье – это здорово. Мотивация меняется, а ценности - постоянные. Так что проработайте ценности компании. И благодаря ей формируется опросник по мотивации. Кстати, опросник есть и у Мартина-Рича, можете изучить и протестировать сотрудников.
*************
Данная статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на INFOSTART MEETUP Saint Petersburg.Online.