Общее
Предыстория
Специфика деятельности по производству бетона имеет много особенностей для понимания которых приходится потратить не один месяц работы аналитика. В то время как отраслевых решений в данном сегменте практически нет, даже на рынке России. Не говоря уже о менее ёмких рынках продуктов 1С стран бывшего СНГ. Если бы готовое отраслевое решение существовало, то его можно было бы локализовать под специфику Украины, но длительные поиски действительно гибкого решения на всех рынках не увенчались успехом.
В связи с этим было принято решение брать за основу локализованную конфигурацию 1С ERP и дорабатывать её под нужно конкретного заказчика.
Отраслевая специфика
Вид деятельности «Производство бетона» это, по сути, продажа клиенту двух услуг:
- изготовление бетонной смеси
- доставка её клиенту
Потому что если сухие смеси (полностью готовые бетон, но без воды – клиент может сам добавить воду на месте и произвести замес) и бетонные блоки клиент еще можешь вывезти собственным автотранспортом, то приготовленный бетон имеет срок годности от 2 до 4 часов максимум и чтобы его вывезти у клиента должен быть собственный или арендованный бетоновоз, что случает крайне редко.
В связи с этим автоматизация бетонного завода, это, по сути, автоматизация автотранспортного предприятия со всей его спецификой – ремонты, запчасти, тех. обслуживания, путевые листы и т.п. и непосредственно бетонного производства. Причем кроме управления затратами на автотранспорт довольно трудоёмкая и важная составляющая такой деятельности это сдельная зарплата водителей.
Доработки документов «Заказ клиента» и «Реализации товаров и услуг»
Специфика приёма заказов на изготовление и доставку бетона.
- Полностью автоматический расчет стоимости доставки бетона до клиента на основании классификатора КОАТУУ 2020 (Государственный классификатор объектов административно-территориального устройства Украины), внесённых в 1С расстояний между адресами заводов отгрузки и географическими адресами клиентов), установленных тарифов на доставку в зависимости от:
- типа транспортного средства;
- условий проходимости (на сколько сложно подъехать прямо к объекту у заказчика);
- грузоподъемности транспортного средства;
- вида продукции (бетоны, сухие смеси, бетонные блоки);
- Удобное добавление и учёт сопутствующих услуг: аренда бетонного насоса, аренда и услуги сборки-разборка лотка для подачи бетона и т.п.
- Уточнение условий доставки: время выгрузки, интервал времени между машинами (если их будет несколько) и т.п.
Расчет сдельной оплаты водителей
Специфика доставки бетона такова, что в начислении зарплаты водителя миксера участвуют много различных видов начислений и удержаний. Условно их можно разбить на 2 большие группы: повышение качества обслуживания клиентов и снижение эксплуатационных затрат собственного автотранспорта.
Кроме работы водителей по доставке бетона клиентам, так же оплачиваются по сдельной схеме и перевозки сырья и материалов (цемент, песок, щебень и т.п.) со складов поставщиков и между нашими складами. Тут играет роль в основном удалённость склада и тип транспортного средства.
Так же специфическим моментом является учёт так называемых сдвоенных и строенных ходок. Дело в том, что иногда два или три совершенно разных клиента заказывают бетон на близко расположенные объекты – например в коттеджный посёлок. При этом заказывают небольшой объем, который помещается в один миксер и таким образом сокращаются расходы – можно не гонять 2-3 миксера, а справится одним. Но при этом если начислять за такую ходку 2-3 зарплату, то это получается неоправданные расходы для предприятия (ведь поездка была одна), а если считать за одну – тогда ущемлёнными оказываются интересы водителя – ему такую ходку выполнять сложнее чем простую одинарную.
Поэтому такие двойные и тройные ходки учитываются в отдельном регистре сведений и оплачиваются по особой схеме.
В связи с этим было принято решение максимально автоматизировать процедуры учёта сдельных показателей труда водителей и расчет сдельной заработной платы.
В итоге общая схема получилась максимально простой. В систему вводят заказы клиентов и производят отгрузки и сразу же после этого можно автоматически рассчитать зарплату со всеми начислениями и детализациями и распечатать расчет лист водителю.
Далее рассчитанные данные попадают в типовую подсистему начисления и выплаты зарплаты.
Полностью автоматический весовой узел
Подсистема предназначена для точного, объективного и оперативного контроля веса автотранспорта на различных этапах производства продукции:
- перевозка сырья и материалов от поставщиков
- перевозка сырья и материалов между складами
- доставка бетона клиентам
Реализована функция полностью автоматического (без оператора) весового узла. Весовой узел представляет собой промышленные электронные весы, на которые заезжает автотранспорт до и после загрузки сырьем или продукцией.
Перевозка сырья от поставщика и между нашими складами
При этом происходит взвешивание пустого (взвешивание «Тара») и загруженного автомобиля (взвешивание «Брутто»).
При этом в системе автоматически фиксируются следующие показатели:
- дата и время взвешивания;
- точный вес;
- распознанный гос. номер автомобиля, по которому происходит поиск в справочнике транспортных средств с дальнейшей привязкой данной перевозки к конкретному транспортному средству и водителю, закреплённому за ним (для начисления сдельной ЗП водителя, статистики и учёта);
- несколько фото автомобиля с разных ракурсов (фиксируется содержимое кузова, номерные знаки, кабина спереди);
Весовой узел может работать автономно в случае перебоев со связью или электричеством и после восстановления связи все накопленные данные взвешиваний полностью автоматически передаются в 1С.
Далее в 1С на основании первичных данных о взвешивании автоматически создаются документы движения номенклатуры. Более предпочтительным является ведение складского учёта по ордерной схеме так как на момент взвешивания в системе может еще не быть информации о поставке: № накладной, поставщик, стоимость и т.п. В этом случае на каждую пару взвешиваний (взвешивания «Тара и «Брутто») автоматически создаётся документ «Приходный складской ордер».
Далее работа с созданным складским ордером происходит полностью стандартно – бухгалтер, при получении оригинала накладной от поставщика отражает операцию оприходования сырья в учёте.
Перевозка бетона клиенту
Аналогичным образом работает весовой узел для контроля веса бетона доставляемо клиентам. В данном случае взвешивание «Тара» происходит при возврате миксера обратно на завод после доставки бетона клиента, а взвешивание «Брутто» - после загрузки готовой продукцией. Разница в весе – чистый вес загруженного бетона. Эти данные должны совпадать (в пределах погрешности весов) с данным, которые поступают в 1С с бетонно-смесительного узла, работа которого тоже полностью автоматизирована.
Автоматизация работы бетонно-смесительного узла.
Бетонно-смесительный узел (далее БСУ) представляет собой устройство, в котором происходит изготовление необходимой бетонной смеси.
Для изготовления заданной бетонной смеси в БСУ из 1С поступает информация о марке и количестве бетона, который необходимо изготовить. На основании этой информации находится рецептура данной марки бетона и происходит расчет необходимого количества каждого компонента сырья (цемент, песок, щебень и т.п.).
После завершения изготовления бетонной смеси в 1С от БСУ поступает информация о точном фактическом весе изготовленной смеси и каждого израсходованного компонента, использованного при изготовлении смеси.
На основании полученных данных в 1С формируются типовые документы, отражающие в учёте:
- - выпуск продукции/полуфабриката (бетон является продукцией если клиент его заказал или полуфабрикатом если его изготовили для производства бетонных блоков);
- - передача материалов в производство;
- - списание материалов в производство;
Автоматизация учёта цемента в силосах
Силос— это бункер для хранения сухого цемента, строительных смесей или иных мелкодисперсных материалов.
Почему важен именно автоматизированный учёт хранения цементах в силосах? Дело в том, что цемент хранится в силосах под давлением и в силу технологических требований он должен заполняться цементом не полностью, а то до установленного уровня заполнения. Если это требование не выполняет, может произойти взрыв силоса с материальными потерями, а иногда и с пострадавшими.
Именно по этой причине оперативный и точный онлайн учёт текущего остатка в каждом силосе крайне важен.
Общая схема реализации в 1С учёта по силосам достаточно простая. По сути, это обычный склад, для которого:
- задаётся максимальная его вместимость в тоннах и % предельной загрузки
- установлены специальные средства контроля и оперативного оповещения ответственных лиц
Как и для любого другого склада есть два вида операций: приход и расход.
Приход происходит, когда цементовоз привозит и выгружает цемент в силос, а расход, когда БСУ расходует цемент для производства бетонной смеси.
В зависимости от технических средств, реализованных на конкретном бетонном заводе, может быть применено 2 схемы реализации.
Схема с применением датчиков уровня цемента в силосе
Эта схема является более дорогой по стоимости оборудования, но самой надёжной, точной и объективной.
Принцип работы следующий. В каждом силосе находится специальный датчик, который определяет текущий уровень загрузки силоса. Данные считываются специальным ПО, которое управляет работой датчика и далее через API эти данные поступают в 1С.
В этом случае все операции по приходу и расходу попадают в 1С в полностью автоматическом режиме и максимально точно.
Схема с ручным отражением операций движения цемента в силосах
Эту схему придётся применять если по какой-либо причине силосы не оборудованы датчиками уровня, либо нет технической возможности забирать данные об уровне загрузки из ПО датчиков.
В этом случае у нас не остаётся другого выхода как возложить функции внесения данных о движениях цемента в силосах на персонал.
Для максимально оперативного отражения информации по оприходованию цемента в силосы был выбран вариант внесения этой информации водителем цементовоза через мессенджер Телеграм. Подробнее о том, как это происходит рассказано в разделе «Интеграция с Телеграм». Дело в том, что специфика работы бетонного завода заключается в том, что это непрерывное круглосуточное производств. А значит невозможно обеспечить круглосуточное внесение данных о движениях по силосам только силами офисного персонала, которые работают за компьютерами, а это значит нужно вовлекать в работу в 1С и другой персонал – водителей, операторов БСУ и т.п.
При этом именно водитель цементовоза владеет информацией о приходе цемента максимально точно и оперативно.
Информация о расходовании цемента из силоса может попадать в 1С двумя способами:
- вручную, силами оператора БСУ
- автоматически с обменом данными с БСУ
Интеграция 1С и Телеграм.
Так как смартфоны и мессенджеры сейчас есть практически у каждого человека, то для работы с 1С водителей и т.п. пользователей было решено активно использовать интеграцию с Телеграм чат-ботом.
Идентификация пользователей.
Для надёжной идентификации пользователей Телеграм в 1С была принята следующая схема (рассмотрено на примере водителей):
- Создана группа доступа пользователей 1С «Водители».
- Каждый водитель введён в справочник пользователей и физических лиц.
- В карточке пользователя заполнен номер мобильного телефона, к которому привязан Телеграм.
Всё. Дальше водителю достаточно разрешить отображение номера телефона в настройках Телеграм и дальше он просто переходит по ссылке в специальный чат-бот, в котором и происходит всё взаимодействие с 1С.
После аутентификации пользователя в чат-боте ему становится доступно главное меню, которое зависит от его уровня доступ.
Если это водитель, то он может зафиксировать начало смены и отразить приход цемента в силос.
Начало смены — это фактическая привязка определённого транспортного средства к водителю на период смены (от 1 до 14 дней вахтовым методом), а также фиксация номенклатуры (например, цемент М500) и характеристики номенклатуры (например «АШ») которую водитель будет перевозить в течении смены.
Далее водитель, прибыв на место выгрузки цемента в конечно точке выбирает в главном меню чат-бота команду «Приход» и из выпадающего списка выбирает последовательно завод, после чего вводит № силоса и вводит количество. После окончания ввода система выводит на экран всё полученные данные и после подтверждения водителем создаёт приходный складской ордер на указанное количество цемента закрепленной за водителем номенклатуры и характеристики цемента.
Оповещение о превышении заполненности силосов.
В настройках системы для каждого силосам (или для всех сразу) задаётся значение предельной загрузки силоса в % от его вместительности. Далее, периодически по заданному расписанию запускается регламентное задание, которое проверяет заполненность всех силосов всех заводов, и в случае достижения 1го порога отправляется предупреждающее сообщение ответственному сотруднику.
Далее в случае, если по каким-то причина ответственный сотрудник не отреагировал и не вмешался в ситуации и произошло достижение 2го предельного порога, то происходит рассылка предупреждения уже более широкому кругу ответственных сотрудников о необходимости вмешаться в ситуацию.
Заявки на доставку.
Так же через Телеграм была реализована фикция распределения заявок на перевозки. Схема работы похожа на приём заявок освободившимся водителем такси. Как только водитель завершил доставку, он заходит в раздел «Заявки на доставку» и смотрит какие есть свободные заявки на доставку и может выбрать одну из них на выполнение.
Кроме того – в планах есть намерения организовать весь процесс взаимодействия с водителями через Телеграм – оповещение о наступление сроков планового тех. обслуживания, получение статистики перевозок и т.п.