1С:Сантехник и слипшиеся пельмени
А вот еще был случай…
К Сантехнику по 1С за помощью обратился знакомый бухгалтер (пол изменен в целях конфиденциальности). Он устроился на работу на предприятие и сразу, мягко выражаясь, удивился от особенностей ведения учета предыдущим бухгалтером. Вместо номенклатурных позиций используется укрупненная номенклатура, типа "Метизы", "Металл" и т.д.
Воображение нарисовало сразу картинку со слипшимися пельменями.
«А на сколько позиций надо разделить это месиво?» - поинтересовался Сантехник по 1С. «Несколько сотен», - последовал ответ. «А стоимость пропорциональна количеству?» - в голосе была робкая надежда. Бухгалтер удрученно помотал головой.
Вспомнилась сказка про Золушку – у нее было всего лишь два вида крупы.
Воистину - простота хуже воровства.
Бухгалтер вернул к реальности вопросом: «Как лучше вернуться к нормальному ведению учета, т.е. разукрупнить?»
Обычная логика бухгалтера подсказывала, что при пересортице надо использовать документ «Комплектация номенклатуры». (см. рис № 1)
Но сразу стала очевидна сложность – доля стоимости. Надо на каждую позицию указать не сумму (количество х цена), а сумму поделить на стоимость разукомплектуемой позиции. И только потом полученный результат вставить в документ. Неудобно, когда номенклатурных позиций несколько сотен. Есть большая вероятность, что при расчете сумма по новым позициям будет определена с некоторой погрешностью.
Тогда Сантехник по 1С предложил не изобретать велосипед и воспользоваться инвентаризацией, после которой появляются два документа,– это «Списание товаров» и «Оприходование товаров». Бухгалтер, стараясь сдерживать свое раздражение, стал объяснять, что в этих документах жестко указывается корреспондирующий счет – 91. А это попадет потом в отчетность. А кому здесь нужны лишние вопросы от контролирующих органов? Не нужны! Это фиаско, братан!
Расстались с чувством глубокого неудовлетворения
Ночью Сантехнику по 1С приснился документ "Ввод остатков". Это было тем более странно, потому что ему вообще не снилось никогда и ничего.
Утром стал разглядывать «Ввод остатков. Обнаружил клавишу «Режим ввода остатков». В последнем абзаце, к немалому удивлению, прочитал про применение: «…при отражении прочих ситуаций, когда требуется довести или скорректировать входящие остатки»
И тогда Сантехник по 1С решил скорректировать. И получилось! И даже возможен ввод с минусом (см. рис. № 2).
Что делать, если номенклатуры много и вводимых строк более сотни, Сантехник по 1С знал. Надо воспользоваться внешней обработкой "Загрузка данных из табличного документа».
Рисунок 1 - Комплектация номенклатуры
Рисунок 2 - Ввод остатков
Рисунок 3 - Загрузка данных из табличного документа
1С:Сантехник и пиво без водки
А вот еще...
Как-то раз к Сантехнику по 1С позвонил старый знакомый. Давным-давно, в начале нулевых он работал у клиента, у которого внедряли 1С:УПП. По всему периметру, включая планирование и бюджетирование во взаимосвязи.
Вопрос прозвучал глупо: «А сталкивался ли Сантехник по 1С с особенностями планирования продаж по категориям?». На встречный вопрос, мол, какие могут быть там особенности, последовала издевательская рекомендация ознакомиться самостоятельно.
Знакомство оказалось ошеломляющим.
Первое недоумение – это отсутствие преемственности конфигураций 1С. Если в УТ10, КА1 и УПП было укрупненное планирование по количеству и сумме, то теперь появление суммы не предполагалась ни при каких обстоятельствах. Такой подход ломал всю матрицу. Если план укрупненный, то это план на некую отделенную и неблизкую перспективу. Мы не можем знать точно какие номенклатурные позиции будем продавать, но может (и должны) предполагать это без излишней детализации. В подавляющем большинстве случаев такое планирование происходит в суммовом выражении. Реже в количественном и суммовом. Но чтобы только в количестве… Непонятно практическая ценность такого планирования
Второе недоумение. При всем многообразии отчетных форм Сантехник по 1С не нашел отчета «Исполнение плана продаж по категориям». Аналогия пришла сразу. Она была ясная и четкая – Пиво без водки – деньги на ветер.
Третье недоумение. А какое место такой план занимает в системе планов по периодам, номенклатуре, менеджерам, подразделениям и пр. разрезам?
Как с его помощью повысить эффективность процесса планирования в целом по предприятию? Трудоемкость при формировании плана продаж по категориям только возрастает. Допустим, можно сформировать план продаж по категориям из фактических продаж прошлого периода, например года. Потом на его основе будем создавать план продаж по номенклатуре. Но для этого надо заполнить справочник «Товарные категории» и «Нормативы распределения планов продаж по категориям». Но план продаж по номенклатуре можно сформировать сразу исходя из факта продаж прошлого периода, без использования лишнего звена.
Для бюджетирования такой план использовать нельзя. Нет, ну, можно конечно. Но представить себе, что рядовой экономист ПЭО сам, без ансамбля, пропишет правило получения суммы с поправкой на изменения курса валют, ожидаемый уровень инфляции, волатильность рынка и прочие существенные факторы, очень трудно.
Или это хулиганы переводят бабушек в неположенном месте?
Сантехник по 1С позвонил своему знакомому и предложил просто игнорировать этот документ.
На его обиженное замечание, что такой ответ он знал и без него, Сантехник по 1С предложил с помощью сопровождающей фирмы-франчайзи воссоздать отсутствующий пазл стройной картины комплекса взаимосвязанных планов. А именно, новый документ укрупненного планирования с суммовой оценкой и отчетную форму для план-фактного анализа. Причем, необязательно этот план должен быть по товарным категориям, можно использовать или номенклатурные группы, или виды номенклатуры.