Путь покупателя интернет-магазина (Customer Journey) с использованием УФМТП

12.05.22

Бизнес-процессы - Анализ бизнес-процессов

Недавно у меня вышла статья под названием «Универсальная функциональная модель торгового предприятия (УФМТП) в нотации IDEF0». И одно из пожеланий читателей было пояснить подробнее, как я лично пользуюсь этой моделью и как вообще ее можно применять на практике. В этой статье я выполню просьбу читателей. И на примере взаимодействия покупателей с интернет-магазином продемонстрирую практическое применение этой модели.

Недавно у меня вышла статья под названием «Универсальная функциональная модель торгового предприятия в нотации IDEF0». И одно из пожеланий читателей было пояснить подробнее, как я лично пользуюсь этой моделью и как вообще ее можно применять на практике. В этой статье я выполню просьбу читателей. И на примере взаимодействия покупателей с интернет-магазином продемонстрирую практическое применение этой модели.

Здесь мы будем говорить именно о покупателе интернет-магазина ( Customer Journey ), а не о потенциальном покупателе или посетителе. С точки зрения функциональной модели, это разделение я вообще не использую. Покупатель – это человек, который приходит в магазин, изучает информацию и, в конце концов, совершает покупку.

 

Функции покупателя

Если мы рассматриваем поведение покупателя в процессе покупки, можно выделить 4 основных функции:

  1. Осознать потребность;

  2. Найти товар;

  3. Купить товар;

  4. Получить товар.

Здесь я не стал использовать диаграмму в формате IDEF0, так как в данном случае мы не моделируем систему. Мы просто изучаем, как взаимодействует покупатель с интернет-магазином на уровне взаимодействия с моделью УФМТП. 

Давайте разберемся с каждой из функций подробнее.

1. Осознать потребность

 

 

Все начинается с функции «Осознать потребность». Человек (покупатель) задумывается о том, что ему нужен определенный товар, например, сотовый телефон. Причин может быть много. Старый телефон разбит, утерян, нужен телефон в подарок кому-то или просто второй телефон для каких-либо целей. В любом случае, он осознал потребность – нужен телефон. У него появляется спрос.

Торговое предприятие при выполнении функции «Привлечь покупателя» анализирует этот спрос и формирует предложение, которое в том или ином варианте сможет увидеть покупатель. В данном случае это будет баннер в поисковой строке.

2. Найти товар

На этом этапе покупатель уже осознал, что именно ему нужно, и занимается поиском нужного товара. Например, он в поисковой строке вводит «купить телефон самсунг» и получает выдачу со ссылками на магазины, где продается нужный ему телефон.

Здесь также пересекаются две функции. У покупателя – «Найти товар», у продавца – «Привлечь покупателя», в данном случае, сделать так, чтобы объявление в поисковой выдаче человек увидел и обратил на него внимание.

3. Купить товар

 

 

В рамках этой функции человек нажимает на кнопку «Купить» в объявлении, переходит на сайт, оформляет заказ. И здесь запускаются несколько функций, которые изображены на диаграмме вв таком виде:

  • Продать товар;

  • Доставить товар.

Возможно, у вас уже возник вопрос, почему «Продать товар» и «Доставить товар» на диаграмме выделены особо, а еще две – «Закупить товар» и «Сохранить товар» - выглядят, как второстепенные? Дело в том, что «Продать товар» и «Доставить товар» - это функции, с которыми сталкивается покупатель в рамках своей функции «Купить товар».

Таким образом, покупатель нажимает кнопку «Купить товар». В это время система проверяет наличие товара на остатках, наличие по указанной цене и так далее.  После того, как функция «Продать товар» сработала, запускается функция «Доставить товар». В ее рамках товар доставляется непосредственно покупателю.

4. Получить товар

 

 

Это последняя из функций покупателя в рамках взаимодействия с интернет-магазином. Когда успешно выполняется функция «Доставить товар», покупатель должен его получить. На этом взаимодействие завершено.

 

Подведем итоги

Какие выводы можно сделать из этой модели:

  1. Покупателя никогда не интересует, где вы закупаете товар, где вы его храните и тому подобные вещи.

  2. В интернет-магазине практически не происходит взаимодействие покупателя с сотрудниками. Если у покупателя не возникает никаких вопросов, часто он вообще не звонит и никаким другим образом не общается с сотрудниками магазина. А товар получает, например, в постамате. Такое сейчас происходит очень часто.

  3. Для автоматизации интернет-магазина не требуется каких-то сложных решений. Нужно, чтобы человек смог увидеть предложение, оформить заказ и получить товар.

Иногда при построении подобных моделей делают акцент на эмоциях покупателя или на необходимости получить отзыв. Это не верно. Человек становится покупателем в момент осознания потребности и перестает им быть после получения товара. 

Если покупатель купил и получил товар, работа торгового предприятия считается успешной. Все подробности о том, когда он получил, как получил, не имеют значения, если товар был получен в соответствии с заранее оговоренными условиями покупки.

Отзывы, конечно, получать по возможности нужно. Но это не часть взаимодействия покупатель-продавец, это, скорее, инструмент маркетинга, который поможет на этапе привлечения покупателей. Потому их получение и применение рассматривается в рамках процессов, связанных с рекламой и маркетингом. 

Надеюсь, такой простой пример помог вам понять, как на практике можно использовать функциональные модели.

IDEF0

См. также

Анализ бизнес-процессов Архитектура решений Работа с требованиями Бесплатно (free)

Технология системного подхода упрощает сбор требований и проектирование архитектуры будущей системы. Расскажем о том, как использовать цикл управления, работу с ролями, формирование информационных результатов и проектирование интерфейсов рабочих мест в реальной автоматизации работы с обращениями.

04.08.2025    797    0    user1754524    0    

2

Работа с требованиями Анализ бизнес-процессов Моделирование бизнес-процессов Анализ предметной области Бесплатно (free)

В этой части хочу поговорить про работу с информацией, полученной из различных источников, для понимания общей картины, и поделиться своими любимыми подходами.

09.06.2025    1176    0    SerjoginaMaria    0    

1

Анализ бизнес-процессов Оптимизация бизнес-процессов Руководитель проекта 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Россия Управленческий учет Бесплатно (free)

Расскажу про собственный опыт цифровой трансформации IT компании на базе продукта ERP-Tools. Как можно автоматизировать основные и вспомогательные бизнес-процессы IT компании, как взять под контроль десятки и сотни информационных систем и сервисов

27.05.2025    1325    0    DenisErmolaev    0    

3

Анализ бизнес-процессов Анализ предметной области Внедрение изменений Бесплатно (free)

В восемнадцатом выпуске третьего сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, что из себя представляет организационный дизайн, для чего он необходим и почему каждый аналитик должен про него знать.

08.05.2025    710    0    Radio_Analyst    0    

3

Работа с требованиями Анализ бизнес-процессов Работа с заинтересованными сторонами Бесплатно (free)

Грамотный старт проекта с учетом всех вопросов, которые могут возникнуть, определяет и его успешное завершение. Чтобы ИТ-проекты были полезны бизнесу и приносили конкретные результаты, при рассмотрении требований важно развивать мышление через бизнес-цели. Расскажем о «факторах влияния», которые нужно проанализировать для каждого бизнес-требования и о том, как мышление через бизнес-цели помогает удерживать рамки проекта от раздувания требований.

28.04.2025    1626    0    chavalah    0    

6

Анализ бизнес-процессов Оптимизация бизнес-процессов 1С v8.3 Россия Бесплатно (free)

Автоматизация бизнес-процессов больше не является просто трендом — теперь это обязательное условие для компаний, желающих сохранить конкурентоспособность. Этот процесс помогает оптимизировать рутинные задачи, повысить точность информации, уменьшить затраты и улучшить управляемость бизнеса. Однако многие предприятия сталкиваются с проблемой выбора подходящего программного обеспечения (ПО). В этой статье мы разберём ключевые шаги для успешной автоматизации и расскажем, как программный продукт «Бюджетир» может стать решением для организаций в области автоматизации бюджетного и производственного планирования.

20.03.2025    908    0    user2092247    1    

0

Работа с требованиями Анализ бизнес-процессов Анализ предметной области Бизнес-аналитик Бесплатно (free)

Искусственный интеллект (ИИ) уже достаточно сильно проникает во все области. Не исключена и область работы аналитиков 1С. В этой статье я порассуждала, как ИИ может положительно повлиять на его работу. Но начну я с сентиментального рассказа «Маленький Аналитик 1С и Планеты Софт-Скиллов».

07.02.2025    4305    0    ashtey    7    

17

Анализ бизнес-процессов Бесплатно (free)

В третьем выпуске третьего сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, что из себя представляет Process Mining, в каких случаях, как и для чего его его можно применять, и какую ценность он может принести.

07.10.2024    763    0    Radio_Analyst    0    

3
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация