Мне и так нормально!
Мне попадались коллеги, которые принципиально предпочитают работать “вчерную”: оказываешь человеку или компании услугу, а они отправляют деньги тебе на карту. Самая главная их мотивация — экономия на налогах. Но на мой взгляд, такой подход нерационален: рисков много, а экономия сомнительна: никто не мешает поднять стоимость своих услуг на 6%, которые нужно будет “отстегнуть” государству. К тому же, по опыту работы с реальными компаниями я пришел к выводу, что для многих повышение цены на 10% не играет никакой роли.
В своё время я искал дизайнера-фрилансера для компании-клиента. В итоге они долгое время параллельно работали с двумя дизайнерами, цены которых отличались процентов на тридцать. Кстати, конец года — отличный повод задуматься о повышении цен на свои услуги, подумайте над этим, почему бы и нет?
Вот и получается, что экономия от нелегальной работы остается под вопросом. А риски остаются:
- Неофициальная деятельность может заинтересовать налоговую;
- Заказчики смотрят с недоверием;
- Некоторые компании в принципе не могут/не хотят платить физлицам на карту.
Куда выйти из тени?
На сегодняшний день есть немало способов работать легально, ниже расскажу о вариантах, с которыми мне приходилось сталкиваться.
Физлицо с уплатой НДФЛ
Если работаете с компаниями, можно работать по-старинке. Некоторые организации согласны работать с физлицами, заключив разовый договор и оплачивая их услуги на карту. Но чтобы работать в таком формате, исполнитель должен представлять для компании немалую ценность, т.к. в этом случае на заказчика ложится обязанность по уплате взносов и НДФЛ, а это лишняя возня и лишние деньги.
А если клиент — физлицо?
С физлицами такой вариант не сработает, по-моему. И деньги от них принимать нельзя. Если знаете способ — поделитесь в комментариях. Мне же больше по душе следующий вариант, который подойдет для работы с “физиками” и компаниями.
Самозанятый
На мой взгляд, оптимальный вариант работы для тех, получает 100-200 тыс в месяц или меньше. Если вы только начинаете работу или хотите выйти из тени, рекомендую именно самозанятость. А что: очень просто подключить, просто закрыть (так пишут). Налог 4%, если оказываете услуги физлицам, 6% — если работаете с компаниями.
Стать самозанятым просто: можно зарегистрироваться в приложении “Мой налог” или на сайте ФНС. Кроме этого, регистрация возможна через приложения некоторых банков или при помощи сервисов-партнеров.
Если вы ИП и оказываете услуги, тоже можете стать самозанятым. ИП при этом закрывать не нужно, а работать проще. Например, ИП должны выдавать клиентам-физлицам чеки, сформированные при помощи онлайн-касс, а самозанятые выдают чеки без какой-либо кассы. К тому же, самозанятые ИП не платят взносы.
Как принимать деньги?
От юридических лиц — на карту по банковским реквизитам. Для клиента схема оплаты ничем не отличается от оплаты исполнителю-ИП или юрлицу.
От физлиц — любым способом: наличными, на карту по номеру телефона, номеру карты и любым другим переводом. Главное — потом пробить чек с принятой суммой.
Важно! Чеки нужно пробивать и для физлиц, и для контрагентов-компаний.
Есть онлайн-сервисы для приема платежей, и даже налоговая в приложении для самозанятых пыталась прикрутить какой-то платежный сервис. Но за подобные вещи нужно платить, комиссия может составлять до 3.5 процентов. Такие сервисы могут быть оправданы, если вы продаете цифровой контент, чтобы автоматизировать его доставку клиенту: он заплатил — скачал, вы получили деньги, чек пробился автоматически. При оказании услуг лучше пользоваться переводами или наличкой.
Минусы самозанятости
Несмотря на то, что этот налоговый режим появился уже достаточно давно, до сих пор некоторые контрагенты не понимают, что это за статус и на самозанятых смотрят с недоверием. Я сталкивался с парой бухгалтеров, которые не знали, как правильно организовать работу с самозанятым. Например, когда я говорил, что нужно собирать чеки от исполнителей, они удивлялись и спрашивали: зачем?
Для самозанятых есть ограничения: например, этот режим не подойдет, если зарабатываете больше 2 400 000 в год, либо перепродаете товары или услуги. Кроме того, есть ограничения по видам деятельности. Уточнить можно на сайте налоговой.
ИП
Стать индивидуальным предпринимателем чуть сложнее. Для этого нужно пойти в налоговую или отправить туда правильно заполненное заявление. Если у вас есть ЭЦП, можно стать предпринимателем через эти ваши интернеты. Для этого достаточно отправить заявление в специальном сервисе. В некоторых случаях придется заплатить госпошлину в размере 800 рублей, если же подавать заявление электронно или в МФЦ, это будет бесплатно.
ИП, в отличие от самозанятых, должны платить пенсионные взносы. К слову, самозанятые тоже могут это делать, но для них это добровольная опция, а для предпринимателей — обязательная.
Как принимать деньги
От компаний — на расчетный счет, который нужно открыть специально для предпринимательской деятельности. Счет физического лица для этого не подойдет.
От физлиц — наличные платежи или оплата картой. Во втором случае вам понадобится эквайринг — устройство или онлайн-решение, благодаря которому клиенты смогут оплачивать покупки картой. Эквайринг — платная услуга, комиссия в среднем составит от 2 до 4%. В некоторых случаях понадобится купить банковский терминал, хотя большинство банков предоставляют его в аренду, зачастую без дополнительной платы.
Кроме того, если ИП принимает платежи от физлиц, ему понадобится онлайн-касса, которая будет отправлять все пробитые чеки в ФНС. Онлайн-кассы бывают физические или облачные, в зависимости от того, где их планируется использовать — в магазине (офисе) или на сайте.
Что с налогами?
Для ИП предусмотрены несколько налоговых систем.
Общая - система налогообложения, которая применяется по умолчанию. Всё, что вы должны про нее знать - вам нужно выбрать другую систему. В большинстве случаев подходит “Упрощенка”
УСН, или упрощенная система налогообложения
Достаточно удобная и поэтому очень распространенная система налогообложения. Бывает двух типов: доходы и доходы минус расходы.
Работает это достаточно просто: схема “доходы” облагает налогом в 6% весь оборот, который прошел по вашим счетам. Упало на счет 100000 — будь добр, оплати 6000 налога. Если вы на 90 000 закупили оборудование, такая схема вам не подойдет, нужно выбрать схему “доходы минус расходы”. В ней налоговая база составляет 15%, но при этом налог считается от чистой прибыли. В предыдущем примере, если стоимость оборудования 90 000, сумма налога составит 1 500, а не 6 000. Обратите внимание, что расходы нужно подтверждать документами, на слово налоговая не поверит. Кроме того, к вычету примут не все расходы, а только связанные с бизнесом. Закупленные расходники уменьшат налоговую базу, а новенький “Бентли”, купленный для поездок на дачу — нет.
Для “упрощенки” действует ограничение по доходам, но вряд ли оно вас коснется в ближайшее время. Если вы зарабатываете меньше 200 миллионов в год, можете не переживать.
И еще кое-что
Если вы живете в Москве, Московской, Калужской областях или республике Татарстан, можете протестировать экспериментальный режим налогообложения — АУСН, или автоматизированную упрощенную систему налогообложения. На АУСН почти полностью отсутствует отчетность, а налог рассчитывается автоматически на основании онлайн-кассы и банковского счета. Ограничения — не больше 5 сотрудников и не более 60 млн годового дохода.
Нужно ли ИП?
Если говорить про ИП, то на сегодняшний день есть смысл открывать предпринимательство только в тех случаях, когда вы точно знаете, зачем вам это нужно и уверены, что режим НПД вам не подойдет. Например, вы закупаете товары и продаете их через через интернет.
Что выбрать?
Приведу несколько примеров, чтобы помочь определиться:
Пример 1. Фрилансер на удаленке.
Айтишник, дизайнер, копирайтер, еще кто-нибудь, неважно. Главное — что вы работаете удаленно и многих своих заказчиков в глаза не видели.
В этом примере идеальный режим — НПД. С доходов от клиентов-физлиц вы заплатите налог 4%, а если оплата поступит от компании, налог составит 6%. Платежи можно принимать на карту, никаких комиссий за эквайринг и абонентской платы за обслуживание расчетного счета.
Пример 2.
Пример из жизни. Я когда-то был знаком с самозанятым мастером по ремонту принтеров. Он заправлял и обслуживал оргтехнику в компаниях. Иногда продавал запчасти клиентам. Чтобы не было вопросов, писал в чеке “Доставка расходных материалов”. Не знаю, насколько это противоречит закону про НПД, но проблем у него не было.
Пример 3. Василий торгует товарами с алиэкспресс через небольшой интернет-магазин. Понятное дело, что самозанятость тут не прокатит, придется открыть ИП. Зато можно обойтись без онлайн-кассы, а это существенная экономия. Как? Василий использует робочеки. Это сервис от Робокассы, который выступает в роли платежного агента и сам отправляет клиенту чек о покупке. Возможно, есть похожие сервисы, я не проверял.
На самом деле, с робочеками тоже не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Во-первых, с самой схемой не всё понятно. Лучшие бухгалтеры страны спорят, можно ли работать по такой схеме или нет. С одной стороны, всё законно, с другой — есть нюансы. Например, при онлайн-оплате нужно отправить человеку электронный чек, а при доставке — выдать выдать еще один. Такая возможность в сервисе есть, но не знаю, удобно ли пользоваться такими сервисами в момент доставки.
Во-вторых, деньги не отправляются на ваш расчетный счет, а падают в личный кабинет Робокассы. В интернете известны истории, когда у людей были проблемы с выводом средств.
В третьих, комиссия. 3.5% против примерно двух процентов при использовании интернет-эквайринга.
Если подытожить, то подобные сервисы можно использовать на старте, когда не знаете, будет ли пользоваться спросом ваш продукт. Это позволит быть в рамках закона и не тратиться на онлайн-кассу.
А если я работаю с иностранными компаниями?
Самозанятость здесь не подойдет. А насчет ИП лучше спросить у профи. Обязательно проконсультируйтесь с профильным специалистом, чтобы вместо зарплаты не заиметь проблем. Я с такими ситуациями не сталкивался, поэтому добавить больше нечего.
А если я переехал?
Тут всё еще сложнее. Главное правило - работать по закону. А вот законы там запутаннее, и оптимизация налогов может выйти боком. При нахождении в странах Евросоюза вы должны соблюдать законодательство самого Евросоюза и нормативные акты страны, в которой находитесь. Если работаете удаленно, я бы еще изучил законы страны, где находится ваш клиент.
Вообще, я бы проконсультировался со специалистом, а то и не с одним. Иначе можно попасть в пренеприятнейшую историю. Вот вам пример, о котором писали на Хабре: одна барышня-айтишница открыла ИП в Грузии, где налоговая ставка 1%, а работала и ВНЖ получала в Эстонии, где налог составлял, с её слов, 60%. При этом работала она на компанию, которая находилась в США.
И если бы она просто работала, скорее всего, мы бы о ней ничего не узнали. Но девушка решила поделиться своим лайфхаком в Твиттере. И вскоре ей написал человек, который представился ни много ни мало бывшим президентом Эстонии. Недолго думая, наша героиня его послала, да сделала это достаточно грубо. А чуть позже оказалось, что этот товарищ - действительно бывший президент Эстонии и этой историей вроде даже заинтересовались соответствующие структуры.
Мораль этой басни такая: если планируете оптимизировать налоги, прежде проконсультируйтесь с профессионалами, слухам не верьте. А если уже оптимизируете, не надо об этом кричать об этом на весь интернет. Себе дороже. И неважно, где вы живете и кем работаете.
Подведем итоги
Мой подход такой: где бы вы ни жили, где бы ни работали, нужно действовать в рамках закона. Работать в тени, на мой скромный взгляд, сейчас рискованно.
Если вы только начинаете свою деятельность или работаете в тени и хотите из неё выйти, попробуйте самозанятость. Это отличный способ работать легально с минимальными затратами. Этот вариант работы подходит почти любым айтишникам. Если вы оказываете услуги физлицам и компаниям, не торгуете расходниками в промышленных масштабах, можно спокойно работать.
П.С.
В статье специально не затрагивается тема использования ООО/ЗАО, так как хочу поделиться опытом в последующих публикциях. И совет для начинающих, не покупайтесь на кажущуюся простоту вхождения в создание собственного юридического лица, оно съесть очень много Вашего времени.
Другие мои публикации:
Открытое ПО и опыт его внедрения
Свое облако для обмена файлами - история поиска решения
Как не потерять концентрацию на работе и сфокусироваться на рабочем процессе
Принудительное выполнение отложенного обновления информационной базы для БП 3.0