Будни 1С-ника. Часть 1
2014 год – «страшный» ЗУП
Звонит клиент, переводят звонок на меня. Как выясняется у клиента ЗУП 2.5. и вопрос по заполнению РСВ-1.
ЗУП 2.5. я не видела ни разу до этого дня.
Начинаю жестами показывать коллегам, что вопрос по зарплате и хорошо, чтобы кто-то другой поговорил с клиентом - они против.
Продолжаем разговор, подключаемся по удаленке, смотрим.
Тут коллеги начинают мне подсказывать, клиент слышит происходящее и говорит:
- Девушка, я понимаю, что вас ещё не научили, дайте трубку тому, кто вам подсказывает.
Передаю телефон, консультацию продолжает коллега. Я наблюдаю за процессом и понимаю, что ничего не понимаю…
По щеке бежит слеза, я её спешно вытираю, никто не замечает. Первый раз плачу на работе.
Кто видел РСВ-1, поймет, что для человека, который никогда не работал с зарплатой, начать знакомство с конфигурацией с регламентированной отчетности – отчаянное занятие.
Беру себя в руки, потом беру книжку с полки, начинаю изучать ЗУП 2.5. и расчет зарплаты как таковой. Я с ним раньше не сталкивалась, только на уровне 70 счета в 1С:Бухгалтерии 3.0.
2014 год – оплата работ
Моя коллега собирается к клиенту – необходимо установить обновление ЗУП 2.5. и ответить на вопросы по заполнению регламентированной отчетности. Меня отправляют с ней, наверное, чтобы снова увидеть ЗУП 2.5. и победить свой страх.
Приходим, ставим обновление. Коллега консультирует, я наблюдаю. Здесь уже общие принципы работы программы становятся понятны, да и книгу не зря читала.
Дело сделано, конфигурация обновлена, ошибки при заполнении отчетности исправлены. Подписываем лист, уходим.
На следующий день звонит этот же клиент, меня менеджеры предупреждают, что оплаченных часов нет. И перед проведением работ нужно внести аванс, но всё равно переключают звонок.
Клиент говорит: давайте вы мне поможете, а мы потом оплатим работы. Я говорю мы так не работаем, на этом и прощаемся.
Потому что сейчас мы соберем отчетность, а оплату работ - не соберем до следующей отчетности!
2014 год – куда сохранить базу?
Звонит клиент по обновлению, беру заявку – обновление это просто. Пытаюсь сохранить базу на диск D – ошибка, на диск C – ошибка. Понимаю, что у пользователя нет прав на сохранение данных на компьютере от слова совсем.
Звоню, спрашиваю, куда сохранить базу, чтобы она сохранилась. Тут клиент говорит, что им нужно посовещаться! Первый раз сталкиваюсь с такой ситуацией, что сохранение архива вызывает такие сложности.
Проходит полчаса, я уже понимаю, что обновления не будет. Но тут звонит клиент – выделили место на диске, дали доступ к папке. Ура, обновляем программу.
2014 год – установка программы
Пришли две женщины в офис, меня зовет начальник отдела, говорят, что нужно установить программу и женщины меня отвезут. Собираемся.
Сажусь в черную тонированную машину, едем. Куда едем, неизвестно, едем дворами, начинаю волноваться, этих женщин я вижу впервые. Оказалось, что мы приехали через дорогу от офиса, а объезжали пробку. Ух, испугалась.
Показывают, куда ставить программу.
Вижу нетбук, мыши нет – беда.
Ничего не имею против нетбуков, но, на мой взгляд, на ноутбуке в программе работать неудобно, а тут ещё меньше экран и мыши нет.
С горем пополам устанавливаю программу, в конце бухгалтер приносит мышь. Нашел. Эх, раньше бы, мучений было бы меньше.
2014 год – установка программы на старый ноутбук
Клиент приносит ноутбук, говорит, что нужно обновить 1С:Бухгалтерию 3.0.
Говорит, что ноутбук надежный, стабильно работает уже 15 лет!
Тут я понимаю, что перед обновлением нужно посмотреть параметры ноутбука. Смотрим. ОЗУ 500 мб. Дальше становится ясно, что обновление на нём запускать рискованно, обновляю базу у себя.
Потом начинается самое интересное, устанавливаю платформу, ноутбук долго висит, но благо программа установилась. Выдохнули.
Переношу обновленную базу, запускаем. Ждём, наверное, минут 30, я скрещиваю пальцы – запустилась! Но понятно, что работать нормально в таком режиме не получится, рекомендуем по возможности докупить оперативную память или рассмотреть вариант приобретения нового компьютера.
Последний вариант клиенту не нравится, но требования к железу никто не отменял.
2014 год – обновление нетиповой УТ
Однажды начальник мне говорит, что нужно обновить нетиповую конфигурацию Управление торговлей 10.3. У меня выкатываются глаза, но надо так надо. Сажусь обновлять.
Несколько дней борюсь с ошибками, чтобы обновление просто установить, потом ещё несколько дней пытаюсь вернуть доработки на место, вроде всё готово. Ставлю. Довольная собой показываю результат клиенту - всё дело сделано.
На следующий день звонок – на форме слетели какие-то реквизиты, оказывается я не все доработки заметила при сравнении. Благо коллеги помогли исправить ошибку. Тут я впервые услышала, что на форме бывают привязки.
Всё ошибки исправлены, больше проблем быть не должно.
Но нет, снова звонок. И тут мы узнаем истинную причину обновления – не работает обмен с 1С:Бухгалтерией 2.0! Что? Какай обмен?
Оказывается обновление УТ клиент делает только потому, что не работает обмен с БП. Но мне, почему-то об этом не сказали, не посчитали важным, наверное.
Тут я начинаю спешно изучать обмены. Появляется предположение, что обмен-то может быть нетиповой и нужно будет пилить правила. Тут мы обращаемся к помощи программиста. Почему так нельзя сделать было с самого начала для меня загадка!
Он, к моему удивлению, настраивает типовой обмен, отключив какие-то параметры. У меня это сделать не получалось.
Тоже не с первого раза, но настраиваем обмен.
Здесь я четко уяснила правило, что УТ обычно просто так не обновляют: либо какая-то печатная форма изменилась, например, счет-фактура или обновили 1С:Бухгалтерию и перестал работать обмен.
2017 год – обновление типовой УТ
Лето, работы мало, сидим, скучаем. Заходит кто-то из менеджеров, говорит, что нужно обновить типовую УТ 11, чтобы в программе появилась новая форма счет-фактуры, но база давно не обновлялась. Причем менеджер уже ходил в соседний отдел по этой же заявке, но желающих не нашлось.
Опыт показывает, что прежде, чем соглашаться, нужно сходить в соседний отдел и выяснить, почему они отказались от обновления. Прихожу. Мне говорят, что там релизов около 7-10 устанавливать. Я думаю, ничего страшного, сейчас обновим.
Беру копию базы у клиента. Накатываю полный релиз, вылетает ошибка. Тут я начинаю выяснять у знающих УТ людей, что нужно последовательно хотя бы редакции соблюсти (редакция указывается после второй точки в номере релиза).
Я скачиваю релизы, начинаю обновлять. Но опять проблема. Оказывается, что при каждом обновлении редакции, нужно запускать программу в режиме 1С:Предприятие, чтобы обработки перехода ещё выполнились.
С третьего раза успех!
Ставлю базу клиенту, исправляем некоторые ошибки в учете. Дело сделано.
Благо клиент в программе особо учет не вел, выписывал только счет-фактуры, поэтому проблем с остатками не было.
По какой-то причине, не помню, мы от варианта с внешней печатной формой отказались, а так обновление можно было бы не ставить вообще.
2014 год – кот
Поступает заявка на консультации по отраслевой бухгалтерии.
Книжек нет, в Интернете нахожу три статьи на сайте разработчика. Ну хоть что-то, изучаю.
Звоню клиенту, договариваюсь о работе. Идти нужно снова в квартиру.
Прихожу. Клиент говорит, что очень рад, что меня нашёл – я единственный специалист по данной конфигурации в городе!
Интересно, кто меня так «прорекламировал». Ну ладно.
Садимся за стол, за компьютерный стол, заходим в базу.
Тут появляется он – кот. На вид килограмм 15, серый британец. Усаживается напротив и пристально начинает смотреть.
На вас когда-нибудь смотрели как на еду?
Я начинаю волноваться, интересно, его давно кормили? Такое ощущение, что если я отвернусь, он набросится.
Продолжаем работать в программе и контролировать кота. Тут бухгалтер выходит, кот чего-то пугается и уносится за ней. Он так интересно бегает, наверное от веса, – сначала падает на пол, слышен глухой удар, потом скрежет когтей и фигура быстро пропадает за углом. Фуф, беда миновала.
2014 год – любимый клиент
В 2014 году к нам на обслуживание пришёл новый клиент. Бухгалтер достаточно высокой квалификации – профессионал своего дела.
Он перед тем как позвонить с каким-то вопросом, всегда сначала посматривал в Консультанте законодательную базу, сам пробовал сделать в программе.
Помню мы каждую неделю писали в 1С, т.к. находили какие-то ошибки, или передавали пожелания на доработку, даже примеры отчетов высылали, которые нужно сделать в программе.
Вопросы, конечно, было сложными, но интересными. Они позволяли в поисках ответов изучить какой-то дополнительный материал.
Однажды перевели данного клиента на 1С:Fresh.
С этого дня я узнавала о большинстве ошибок в новых релизах конфигураций в числе первых.
Т.к. в 1С:Fresh обновление устанавливалось автоматически и довольно часто.
Приятно было работать с данным клиентом, я даже пару раз ему звонила, чтобы проконсультироваться по бухгалтерскому учету. Но не злоупотребляла этим.
2014 год – Лицензии
Лицензии – это отдельная история. Если базовая конфигурация, проблем обычно не возникало, клиент находил конверт в случае, если лицензия слетала.
Если лицензия на платформу – всё, тушите свет. Обычно в организации никто не знает, сколько ключей и в каком составе установлены. Хорошо, если у нас есть эти данные, иначе приходится проводить целое расследование.
Удача – нашли информацию. Если аппаратный ключ, проблем нет, программный – продолжаем расследование, угадай какая лицензия установлена и сколько есть свободных. Дальше ставим свободную, если нашли. Если нет – пишем в 1С.
2014 год – 1С:Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК
Как мы знаем, на работу меня брали для работы с программой «1С:Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК».
Как это странно не звучит, но с данной конфигурацией приходилось периодически работать.
Обычно клиенты покупали программу, я устанавливала и консультировала по работе в ней. У меня даже памятка собственной разработки была по обучению.
Однажды, позвонил новый клиент – нужны консультации по работе в данной программе. Сама программа уже есть. Беру свою памятку по обучению, выезжаю.
Начинаю рассказывать про работу в программе, тут мне говорят, что мы это всё знаем и нас интересует план-факторный анализ, и формирование тарифа. Шок.
Но по первому вопросу там было что-то вроде отчета. А по второму – отдельная конфигурация, как выяснилось позже.
Мы какие-то вопросы разобрали, и я спешно ушла, смотреть остальные.
Совет всем: лучше сообщайте заранее консультанту свои вопросы или высылайте список. Так можно будет сразу выяснить какие-то нюансы у разработчиков или найти другое решение.
Листы учета рабочего времени
Ещё одна отдельная история – листы учета рабочего времени.
Идешь к клиенту – подписываешь лист учета рабочего времени.
Работаешь по удаленке – отправляешь по электронной почте лист учета рабочего времени, просишь клиента, чтобы прислал тебе обратно подписанный скан.
Сейчас, мне кажется, что удобнее было бы подписывать сразу акты выполненных работ. Ну ладно, ты идёшь к клиенту подписываешь лист, по высылать, лучше сразу акт.
У меня бы случай, ходила к клиенту, обучала по работе в «1С:Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК». Подписала лист, вернулась. В конце месяца выяснилось, что клиент акт подписывать не хочет, т.к. «квитанция не настроена».
А как она может быть настроена, если про неё речь не заходила?
Т.е. мы в процессе обучения сформировали квитанцию, посмотрели начисления, всё как обычно – вопросов не было. На мой взгляд, если бы я сразу подписала акт выполненных работ. Проблем бы не было.
Сопутствующие работы
Считается, что если ты консультант (программист), ты можешь:
- настроить сеть
- подключить принтер
- развернуть сервер
- собрать мебель (и такое было) и т.п.
Я не выполняла эти работы, объясню почему.
Обычно в непонятной ситуация я ставлю себя на место директора.
Например, я подключила принтер и вдруг, случайное совпадение, из него пошёл дым.
Клиент звонит моему директору, говорит: она сломала принтер.
Директор спрашивает меня: зачем я настраивала принтер, если это не входит в наши услуги?
Зачем создавать себе проблему на ровном месте?
Ещё с чем не работала - торговое оборудование и сервисы ИТС.
И тем, и другим нужно заниматься постоянно, либо не заниматься вообще. Потому что когда ты один раз в два месяца настраиваешь онлайн-кассу или подключаешь 1С:Отчетность, тебе снова и снова нужно их изучать.
Во-первых всё забывается, во-вторых постоянно меняется.
Лучше сразу передавать заявку специально обученным людям.