Есть ложь, наглая ложь и статистика.
Б. Дизраэли.
Предыстория:
Значит дело было так:
Скопилось у меня определённое количество виртуальной валюты, и возник вопрос: «Как бы её с умом потратить».
Продавать её за бесценок было неохота. Во первых – жалко, во вторых – дело это муторное, мелочное и нервное.
Поэтому я решил потратить кровные на продвижение одной из своих публикаций.
И тут во мне проснулось то, чему меня учили давно на физфаке НГУ – исследовательский дух.
Решено было заодно с продвижением публикации провести небольшое исследование:
«А насколько вообще эффективно это продвижение, каковы его количественные показатели?»
Далее в данной статье опубликованы результаты того, что из всего этого получилось.
Постановка задачи исследования:
Глядя на список продвижения, в первую очередь бросается в глаза то, что авторы публикации постоянно борются за место под солнцем,
называемым ТОП-4 списка. Они постоянно вышибают друг - друга оттуда, продвигая в целом очередь публикаций вниз.
Следовательно, в первую очередь представляет интерес скорость смещения публикации в списке продвижения.
От неё напрямую зависит эффективное время показа баннера публикации для просмотра посетителями сайта.
Эта скорость естественно зависит от времени суток.
Суточная зависимость скорости смещения также представляет интерес для планирования активности продвижения.
Также интересна статистика списка продвижения:
сколько авторов продвигают свои публикации, сколько публикаций, каких видов как часто продвигаются.
Хотелось бы также иметь представление о том,
как продвижение публикаций влияет на реальный «выхлоп» или возможные фактические результаты:
- Среднедневной объём скачиваний файлов;
- Среднемесячный прирост рейтинга публикаций;
Методика проведения исследования:
В первую очередь пришлось определиться с бюджетом исследования:
три – четыре продвижения за рабочий день, приблизительно с 10:00 до 23:00 (в среднем получилось примерно три продвижения в день).
Продвижение выполнялось без излишнего «фанатизма». Если продвигаемая публикация оставалась в ТОП-4, то очередное продвижение откладывалось.
В целом поддерживалось нахождение продвигаемой публикации в ТОП-16 списка продвижения.
Продвигаемая публикация использовалась как эталонная.
В ходе продвижения контролировалось положение эталонной публикации в списке продвижения.
Для этого «рабочие» сутки были поделены на контрольные интервалы времени:
‘NN:00’ (с 00:00 по 09:00), ‘10:00’, ‘11:00’, ‘12:00’, ‘13:00’, ‘14:00’, ‘15:00’, ‘16:00’, ‘17:00’, ‘18:00’, ‘19:00’, ‘20:00’, ‘21:00’, ‘22:00’, ‘23:00’ .
При этом использовалось местное время по Новосибирску (GMT + 07:00).
В ночное время ‘NN:00’ также было включено смещение эталонной публикации за выходные дни.
По окончанию очередного контрольного интервала фиксировалась позиция в списке продвижения.
По разнице с номером позиции по окончании предыдущего контрольного интервала вычислялась скорость смещения (в позициях за час)
как значение разницы, поделенное на длительность контрольного интервала в часах.
Кроме этого в ходе продвижения публикации периодически фиксировалось состояние среза ТОП-4 списка продвижения.
Фиксация среза выполнялась в следующих случаях:
- при смещении эталонной публикации более чем на четыре позиции в списке;
- при явном изменении среза ТОП-4 при конкуренции выше стоящих в списке продвижения публикаций;
При фиксации регистрировались следующие данные:
- Автор публикации;
- Рейтинг публикации;
- Адрес (URL) публикации (использовался в качестве её идентификатора);
- Наличие файлов (формальный признак того, что публикация является разработкой, а не статьей);
- Признак платной разработки;
- Признак алкогольной тематики публикации;
- Примерное дата и время фиксации данных;
Эти данные использовались в дальнейшем для получения различной статистики списка продвижения.
Фиксируемые и вычисляемые данные (упомянутые выше) записывались в книге Excel для дальнейшей их обработки.
После накопления массива данных за исследуемый период средствами Excel вычислялись средние значения скорости смещения публикации
в списке продвижения от времени суток с оценкой среднеквадратичного разброса.
Полученные значения скорости смещения отображались в виде диаграммы на отдельном листе книги Excel.
Затем в том же Excel по полученным усредненным значениям скорости оценивались
среднесуточная и среднедневная скорость смещения публикации в списке продвижения.
Статистика списка продвижения была получена по данным зафиксированных срезов ТОП-4 списка с помощью
обработки «Консоль запросов 1С + ADO» в составе подсистемы «COMExchange».
Для этого в консоли были созданы запросы (Рис.1 – Рис.4), выполняющие следующие задачи:
- Чтение данных из книги Excel;
- Загрузку прочитанных данных во временные таблицы 1С;
- Вычисление по временным таблицам различных статистических характеристик списка продвижения;
Для статистической обработки данных списка продвижения статьи классифицировались по следующим видам:
- «Статья» - нет файлов к публикации;
- «Бесплатная разработка» - есть файлы к публикации, нет предложения «купить»;
- «Платная разработка» - в публикации есть предложение «купить»;
Описание архива файлов к статье:
- В файле ПродвижениеИнфостарт2013-04.xlsx архива находится файл с исходными и обработанными данными за апрель 2013 года,
а также диаграмма зависимости скорости смещения в списке продвижения от времени суток за этот период; - В файле COMExchangeDemo.dt архива находится выгрузка демонстрационной базы с подсистемой «COMExchange»,
для вычисления статистики списка продвижения. - В файле ПродвижениеИнфостарт.selx архива сохранены запросы, вычисляющие статистику списка продвижения;
Для проверки и воспроизведения приведенных ниже статистических данных сначала нужно развернуть демонстрационную базу.
Затем в обработке «Консоль запросов 1С + ADO» нужно открыть файл с сохраненными запросами.
После чего потребуется запустить на «выполнение» корневой запрос «ПродвижениеИнфостарт» в дереве запросов.
В ходе этого «выполнения» обработка предложит выбрать путь к файлу Excel c данными (Рис.1),
после чего в нужной последовательности будут выполнены остальные запросы списка.
Результаты запросов со статистикой списка продвижения можно будет просмотреть, активизируя строки дерева запроса,
подчиненные строке «Статистика» (Рис.2, Рис.3 и Рис.4).
Результаты исследования (по данным за Апрель 2013 года):
1) Зависимость среднесуточной скорости смещения в списке продвижения публикаций:
Смещение публикаций оказался процессом очень нерегулярным.
По этой причине скорости смещения публикаций свойственен большой разброс.
Среднеквадратичное отклонение от среднего значения оценивается примерно 20%.
2) Средние значения скорости смещения в списке продвижения публикаций:
- Среднесуточная скорость (с учетом продвижения ночью): 1,06 поз./час
- Среднедневная скорость (без учета ночного времени): 1,57 поз./час
3) Общая статистика списка продвижения:
Число |
Число |
Число |
Продвижений по |
Продвижений |
Число срезов |
100 |
155 |
408 |
34 |
2,63 |
102 |
4) Статистика списка по видам публикаций:
Вид публикации |
Число |
Число |
Число |
Продвижений |
Продвижений |
Процент |
Процент |
Статья |
10 |
11 |
17 |
1,55 |
0 |
4,17 |
0 |
Бесплатная разработка |
55 |
76 |
150 |
1,97 |
0 |
36,76 |
0 |
Платная разработка |
48 |
72 |
241 |
3,35 |
34 |
59,07 |
8,33 |
ИТОГО: |
113 |
159 |
408 |
2,57 |
34 |
100 |
8,33 |
5) Статистика рейтингов продвигаемых публикаций:
Вид публикации |
Рейтинг |
Рейтинг |
Рейтинг |
Рост рейтинга (мин) * |
Рост рейтинга (сред) * |
Рост рейтинга (макс) * |
Статья |
3 |
46 |
313 |
0 |
0,295 |
1,25 |
Бесплатная разработка |
0 |
82 |
1 203 |
0 |
0,433 |
10,8 |
Платная разработка |
0 |
40 |
1 003 |
0 |
0,318 |
9,333 |
ИТОГО: |
0 |
56 |
1 203 |
0 |
0,349 |
10,8 |
* Рост рейтинга указан в единицах на одно продвижение публикации.
Выводы:
По данным статистики видно следующее:
- Просто статьи (без файлов) продвигаются на сайте сравнительно редко;
- Число продвигаемых платных и бесплатных разработок примерно одинаково;
- Платные разработки при этом продвигаются значительно интенсивней (процентов на 70);
- Но средний рейтинг бесплатных разработок в списке продвижения значительно выше, чем у платных;
О влиянии продвижения на фактические результаты:
Оценить влияние продвижения на фактические результаты достаточно трудно, даже имея полный доступ к базе данных сайта.
Сложность обусловлена тем,
что требуется сравнивать фактические результаты за какой-то период с продвижением с каким-то периодом без продвижения.
Единственное что я смог сделать в этом плане –
- это сравнить свои личные данные за март 2013 года (когда продвижений не было) с данными апреля.
Результат сравнения получился весьма неоднозначным, за месяц продвижения:
- Среднедневной общий объём скачиваний файлов – незначительно уменьшился;
- Среднемесячный прирост общего рейтинга – уменьшился в два раза ;
Также косвенно судить о влиянии продвижения на реальный «выхлоп» можно по
полученной статистике рейтинга продвигаемых публикаций, приведенной выше:
- платные разработки продвигаются значительно интенсивней, но средняя скорость роста их рейтинга заметно ниже.
Таким образом, напрашивается вывод:
на фактические результаты продвижение влияет значительно слабее других факторов, например новизны публикаций.