Учет по срокам годности в программе 1С: Розница

10.12.25

Учетные задачи - Логистика, склад и ТМЦ

Контроль за остаточными сроками годности (ОСГ) — важный бизнес-процесс для любой компании, связанной с оборотом товаров. Типовой контроль за ОСГ в Рознице 3.0 реализуется через серийный учет. И нет ничего сложного в том, чтобы на старте запуска работы компании с 1С:Розница включить этот самый учет. Особенности появляются тогда, когда мы хотим ввести его спустя какое-то время. Т.е. поставить на серийный учет ту номенклатуру, по которой он ранее не вёлся. Именно такую ситуацию будем рассматривать в статье.

Собственно, задача довольно банальная - работаем в Рознице давно, в какой-то момент появилась необходимость контролировать сроки годности не только вручную, но и в учетной системе. Знаем/понимаем, что в 1С есть штатный функционал учета по срокам годности - вопрос, как его безболезненно включить в работу.

Для начала определимся, что не будем создавать новые номенклатурные позиции или новые виды номенклатуры, как рекомендуют нам гайды и курсы. Почему? Вот некоторые из причин:

  • В системе образуются дубли по одним и тем же номенклатурным позициям;
  • Нарушается и теряется история продаж;
  • На пустом месте сильно увеличивается объём информационной базы;

Нам нужно перейти на серийный учет по уже созданным номенклатурным позициям, что уже участвуют в обороте. Будем реализовывать это через перемещение товаров между складами и включение серийного учета по конкретным номенклатурным позициям для конкретных складов.

 

Алгоритм перехода розничной торговой точки на серийный учёт

Тестировался для 1С (8.3.27.1786) Розницы версии 3.0.12.146.

 

 

1. Розница: Настройки – Ещё больше возможностей – Общие. В подменю “Товары” ставим галочку “Серии номенклатуры, гарантийные сроки, сроки годности”

 

 

 

Важно: Когда начнём вести учёт по сериям, то просто так отключить эту настройку уже не получится, сработает защита. Для её отключения необходимо будет полностью удалить все остатки по серийным номерам в базе (а именно: удалить все движения во всех документах каждой номенклатурной позиции, у которой стоит серийный учет с политикой “Управление остатками”). Что не рекомендуется делать. Поэтому будем считать, что мы ставим эту настройку безвозвратно.

2. Создадим новый пустой склад, назовём его для удобства “Виртуальный” (Склад – Склады и магазины – Создать – Склад).  Если в системе ведётся работа по нескольким организациям, то заполняем поле Организация. Если у нас в системе несколько розничных точек/магазинов/складов, т.е структура компании в системе древовидная, то заполняем поле Группа.

Совет: Для каждого розничного магазина создаем свой Виртуальный склад. Это позволит вводить серийный учет на точках независимо друг от друга и сильно повысит контроль за процессом!

3. Теперь нам необходимо определиться с номенклатурной позицией (или позициями) по которой мы хотим вести серийный учет. Создаём новое перемещение (Склад – Перемещения – Создать).
В Отправитель указываем тот склад, на котором сейчас лежит наша номенклатурная позиция и по которому мы хотим начать вести по данной позиции серийный учет. В графе Получатель выбираем наш новый Виртуальный склад. Проверяем заполнение актуальной даты и указание нашей организации, Операция: Перемещение. Добавляем в табличную часть “Запасы” документа “Перемещение запасов” строку с нашей номенклатуры и заполняем колонку Количество.
Обратите внимание, что в табличной части уже появилась новая колонка «Серия». Но заполнять её мы пока что не можем.
ВАЖНО: Указать именно столько единиц товара, сколько его содержится на складе. Так как нам крайне важно переместить ВСЕ до единого товара с данным наименованием.

 


 

Совет: До и после операций перемещения проверяем наличие товаров на складе по типовому отчёту ”Остатки товаров”. Если у нас всего изначально было 30 шт. товара А на складе Основной, то после перемещения все 30 шт. товара должны отобразиться на складе Виртуальный и пропасть с Основного. Если всё успешно, то идём дальше.

 

 

4. Открываем карточку нашей номенклатуры - в карточке появился раздел ”Серии”. 

 

 

Меняем переключатель с “Не используется” на “Индивидуальные”. Правее выбираем/заполняем те данные, которые мы хотим видеть в серии номенклатуры. Здесь же, ниже, указываем сам срок годности товара. Если ОСГ будет учитывать не только дату, но и время, то параметр «Точность указания даты»  меняем на «до часов» и поле Срок годности сможем заполнить в часах (продолжительность времени, которое товар считается свежим с момента производства/выпуска).

Совет: Дату производства рекомендуется включать, если товар не ограничен по срокам годности (игрушки, бумага, гарнитура и т.д.). Сроки годности включать, если номенклатура имеет таковые. Одновременно включать оба этих параметра в серию – избыточно (т. к. имея один параметр второй будет рассчитываться по нему). Серийные номера рекомендуется включать для тех номенклатурных позиций, где каждая единица товара уникальна (для ювелирной продукции, товаров с гарантийным обслуживанием и т.д.).

5. Теперь необходимо указать Политику учёта серий для данной номенклатурной позиции.
Создадим новую политику (будем использовать её позже в других номенклатурных позициях) с типом
“Справочное указание серий”. В политике можем выбрать типы/операции документов, в которых будет применяться  текущая политика для нашей номенклатурной позиции. По умолчанию все галочки проставлены. Лучше так и оставить. Также, если планируется печатать этикеток с штрих-кодами серий, то ставим флаг «Автоматически создавать штрих-коды для новый серий». 

 

 

Пояснение: Выбираем Справочное указание серий, так как мы вводим серийный учет для номенклатуры, которая уже участвовала в движениях в базе, и поставить сразу безусловно тип Управление остатками по ней мы не можем!

6. После выбора политики учета серий открываем блок “Индивидуальные настройки по складам”. Здесь мы для нашего реального склада розничной точки укажем настройки для контроля по сериям. Проверяем, что указана наша организация, а в поле “Склад” указан склад нашего магазина (тот самый, с которого перемещали товары на Виртуальный склад ранее). В графе “Политика учёта серий” добавляем новую политику (теперь это уже в разрезе склада, а не всей организации). Галочки снова не трогаем, выбираем тип политики “Управление остатками серий” (выбранный склад будет требовать обязательное указание серии при работе с текущей номенклатурной позиций + проверять остатки в разрезе серий при перемещении/продаже/списании этой позиции со склада).

 

 

Возвращаемся на основную форму карточки номенклатуры и сохраняем её.

7. Снова создаём перемещение, как в пункте 3, но теперь перемещаем товары обратно с Виртуального склада на склад торговой точки. Уже с обязательным указанием серий - в документе поле подсвечено красным значком (требуется ввести серии):

 

 

Двойной клик по ячейке Серии - откроется окно подбора серий номенклатуры. Здесь можно выбрать серию или создать новую. Если мы впервые вводим Серию у данной номенклатурной позиции, то переходим в раздел “Ввод новых” и создаём новую Серию.

 

 

Заполняем Серию, ранее выбранные параметры (Годен до) и ОБЯЗАТЕЛЬНО для каждой серии (выбранной или созданной) – количество товарных единиц в данной серии.

Для позиции серии ввести можем не сразу по всему объему, а частями (несколько документов перемещений сделать), к примеру если товар находится в разных местах склада. Всего у нас на складе 150 единиц товара было - можем ввести сначала для 106 единиц информацию по сериям (сделать перемещение обратно на склад торговой точки), позже сделать ещё перемещение оставшихся 44 единиц (при этом серии могут быть одинаковыми в двух разных перемещениях).

ВАЖНО: Количество товара в строке должно быть равно суммарному количеству по всем указываемым сериям, иначе документ Перемещение не проведется и выдаст ошибку! Если все правильно введено, то индикатор “№” в ячейке Серия станет зеленым.

 

 

После проведения документа на складе торговой точки номенклатура встанет в разрезе серий.

Проверим себя: открываем типовой отчёт “Остатки серий номенклатуры по складам”. Убираем лишние фильтры и формируем отчёт. Если всё было сделано правильно, то мы увидим номенклатуру, её серии в разрезе нашего склада и количество товаров по сериям. И проверить, все ли товары мы завели обратно с серийным учётом - сверяем суммарное кол-во товаров по сериям в разрезе нашего склада (отчёт “Остатки серий номенклатуры по складам”) с количеством товаров на складе (отчёт “Остатки товаров”).

 

 

Отдельно стоит сказать про отчет “Остатки товаров по срокам годности” - это типовой отчет, позволяющий вести контроль за ОСГ. И теперь он нам доступен:

 

 

В итоге получаем в базе для нашего склада серийный учет по выбранной номенклатурной позиции - при поступлении, перемещении, оприходовании на этот склад система будет требовать заполнение серий в документах. При списании/отгрузке с нашего склада - аналогично. При этом эта же номенклатура в документах других складов заполнение серий требовать не будет.

При включении на розничной точке работы со сроками годности в первую очередь надо ввести серии (сроки годности) на уже имеющиеся на точке товары. Ручной ввод (создание) серий в документе перемещения довольно трудоемкая работа (если мы не одну позицию переводим на серийный учет). Для упрощения ручного ввода можно подумать над созданием внешней обработки – заполнить её остатками по выбранным/подобранным позициям, руками ввести сроки годности (с контролем общего остатка), для маркированного товара сделать возможность «пропикать» его сканером (автоматически сложит остатки по срокам годности из ЧЗ) – после ввода данных по одной кнопке выполнить переход на указанные сроки годности (описанный выше алгоритм с перемещением и автоматическим созданием серий по введённым срокам годности).

Вступайте в нашу телеграмм-группу Инфостарт

Розница срок годности остаточный срок годности серийный учет

См. также

Логистика, склад и ТМЦ Бухгалтер Пользователь 1С:Предприятие 8 1C:Бухгалтерия 1С:Управление торговлей 11 Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Управленческий учет Платные (руб)

Программа позволяет организовать учет ответственного хранения товаров с весовыми характеристиками, в том числе со сроком годности и личным кабинетом Поклажедателя. Модуль реализован в виде расширения конфигурации, устанавливается в режиме 1С:Предприятие 8 за 5 минут по инструкции, что позволяет оставить конфигурацию 1С на стандартной поддержке и продолжать получать стандартные обновления от фирмы "1С".

89900 руб.

09.06.2020    46453    40    60    

76

Загрузка и выгрузка в Excel Розничная торговля Логистика, склад и ТМЦ Ценообразование, анализ цен Прайсы Системный администратор Программист 1С:Предприятие 8 1С:Комплексная автоматизация 1.х 1С:Розница 2 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х Управленческий учет Платные (руб)

Загрузка номенклатуры из файлов Excel (xls, xlsx, ods, csv, mxl) в УТ11, КА 2, ERP 2, Розница 2. Задействованы все возможности конфигурации - заполнение реквизитов номенклатуры, дополнительных реквизитов и сведений, характеристики, доп.реквизиты и сведения характеристик. Дополнительные обработки для расширения возможностей.

12240 руб.

29.10.2014    227470    714    528    

482

Загрузка и выгрузка в Excel Логистика, склад и ТМЦ Ценообразование, анализ цен Файловый обмен (TXT, XML, DBF), FTP Бухгалтер Пользователь 1С:Предприятие 8 1С:Бухгалтерия 2.0 1С:Управление торговлей 10 1С:Розница 2 1С:Управление нашей фирмой 1.6 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х 1С:Управление нашей фирмой 3.0 1С:Розница 3.0 Платные (руб)

Эволюция не стоит на месте - новая удобная версия функциональной обработки для Вашего бизнеса! Что же Вы получаете? Удобный и интуитивно понятный интерфейс с 3-мя этапами работы. 2 режима - автоматический и ручной. Чтение XLSX, XLSM, CSV, XML/YML форматов без офиса, на любом сервере! Визуальное связывание колонок файла и реквизитов простым перетаскиванием колонок. Создание или обновление номенклатуры с иерархией, характеристик, доп. реквизитов, упаковок, загрузка практически неограниченного количества картинок на одну номенклатуру (с возможностью загрузки в несколько потоков одновременно), с хранением в томах или в базе. Загрузка номенклатуры поставщиков или поиск по их данным номенклатуры. Загрузка доп. реквизитов в характеристики. Загрузка штрихкодов с генерацией новых. Создание элементов справочников и ПВХ "на лету" для выбранных реквизитов. (Обновление от 10.12.2025, версия 9.3.0 - 10.6.0)

20400 руб.

20.11.2015    169895    421    389    

539

Обмен с ГосИС Логистика, склад и ТМЦ Программист Пользователь 1С:Предприятие 8 1С:Розница 2 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х 1С:Управление нашей фирмой 3.0 1С:Розница 3.0 Россия Платные (руб)

Внешняя обработка для инвентаризации кодов маркировки в системе "Честный знак". Позволяет быстро определить и списать коды маркировки проданного, испорченного, утраченного (полный перечень причин списания указан ниже)  товара, которые всё ещё числятся за организацией. Привести в соответствие остатки маркированного товара программы 1С и системы "Честного знака".

6540 руб.

09.01.2024    12271    131    30    

126

Логистика, склад и ТМЦ Пользователь 1С:Предприятие 8 Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Управленческий учет Платные (руб)

Система TMS “Легкая Логистика. Планирование автодоставки” предназначена для легкого планирования маршрутов доставки товаров покупателям и их оптимизации, а также на торговые точки или склады. Система доступна как в виде отдельной конфигурации, так и в виде расширения для УТ11, КА2, ERP2.

25680 руб.

14.05.2020    36380    28    80    

92
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация