Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена новая глава 25 "Налог на прибыль организаций", которая начала свое действие с 1 января 2002 г. Статьей 313 главы 25 НК РФ введено понятие "Налоговый учет" и установлена обязанность ведения налогового учета налогоплательщиками с целью исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.
Рассматривая налогообложение бюджетных учреждений, в первую очередь необходимо обратить внимание на доходы, не подлежащие налогообложению. Так, в ст. 251 НК РФ перечислены доходы, которые не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Подпунктом 14 п. 1 указанной статьи определено, что доходы бюджетного учреждения, полученные в виде субсидий, не подлежат включению в налогооблагаемую базу. А также имущество, полученное бюджетным учреждением по решению органов исполнительной власти всех уровней не подлежит обложению налогом на прибыль. В частности, в соответствии с п. 8 ст. 24 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ субсидии, выделяемые получателям бюджетных средств в виде грантов на проведение фундаментальных научных исследований и научных мероприятий, подлежат учету как средства, полученные от приносящей доход деятельности. В то же время при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций бюджетными учреждениями не учитываются полученные и использованные по назначению:
- субсидии (абз. 3 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- гранты (абз. 6, 7 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Соответственно, доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, учитываются в общем порядке(например: родительская плата за содержание детей в дошкольных учреждениях письмо (Минфина РФ № 03-03-05/41579 от 07.10.13г., платные образовательные услуги)).
Налогооблагаемой базой по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. В свою очередь, под налогооблагаемой прибылью понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса (ст. 247 НК РФ).
Налоговое законодательство выделяет три основные группы расходов:
а) расходы, связанные с производством и реализацией;
б) внереализационные расходы;
в) расходы, не учитываемые в целях налогообложения.
Расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ), подразделяются на:
- Прямые
- Косвенные
К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
- материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса;
- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе оказания услуг;
- расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода
Отметим также, что при включении расходов в налогооблагаемую базу должно быть соблюдено основное правило признания расходов: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ). Под обоснованностью расходов понимаются экономически оправданные затраты, т.е. те расходы, которые непосредственно связаны с получением прибыли. И, конечно же, расходы должны быть подтверждены первичными документами в соответствии с требованиями российского законодательства.
Доходы бюджетного учреждения также подразделяются на группы, а именно:
- доходы от реализации товаров (работ и услуг);
- внереализационные доходы;
- доходы, не подлежащие обложению налогом на прибыль.
В свою очередь, доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. При этом выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с предпринимательской деятельностью (ст. 249 НК РФ).
К внереализационным доходам могут относиться в т.ч. поступления, связанные с предоставлением имущества в аренду, безвозмездно полученным имуществом (ст. 250 НК РФ).
Бюджетное учреждение выбирает приемлемый способ признания доходов и расходов для целей налогообложения. Наиболее часто применяется метод начисления. Метод основан на том, что доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления или выбытия денежных средств (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ). Основной минус этого метода связан с тем, что если услуги (работы) были выполнены, а оплата, предположим, еще не поступила, то фактически бюджетное учреждение за счет собственных средств должно уплатить налог на прибыль.
Применение кассового метода такую ситуацию исключает. При использовании этого метода датой получения дохода будет признаваться день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу учреждения (п. п. 2, 3 ст. 273 НК РФ). Применение такого порядка определения доходов связано с определенным ограничением. Так, бюджетное учреждение имеет право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ).
Кроме того, согласно положениям пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ на бюджетные учреждения возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Не стоит забывать и про учетную политику бюджетного учреждения для целей налогообложения. Группировку доходов и расходов, а также метод их определения необходимо отразить именно в учетной политике.
В типовой конфигурации программы "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" реализовано ведение налогового учета по налогу на прибыль в соответствии с положениями главы 25 НК РФ
Рассмотрим основные инструменты для ведения налогового учета, реализованные в "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8".
Для ведения налогового учета в плане счетов (ЕПСБУ) типовой конфигурации применяются забалансовые счета налогового учета с префиксом "Н": Н01-Н99, НЕ, НПВ.
Методика учета, реализованная в программе, предполагает ведение налогового учета параллельно с бухгалтерским. Хозяйственные операции по приносящей доход деятельности (КФО=2) отражаются одновременно и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Проводки по счетам налогового учета формируются документами на основе данных бухгалтерского учета.
Например, в документах "Услуги сторонних организаций" счет и аналитика налогового учета будут заполнены программой автоматически на основании данных бухгалтерского учета.
В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" на забалансовых счетах ведется налоговый учет по следующим разделам:
- учет материально-производственных запасов (счета Н10, Н15, Н41, Н42, Н43);
- учет расходов на производство и реализацию (счета Н20, Н25, Н26, Н44);
- учет доходов и расходов (счета Н90, Н91, НЕ);
- учет расходов будущих периодов (счет Н97).
Учет доходов и расходов
Налоговый учет доходов и расходов по налогооблагаемой (приносящей доход) деятельности ведется на счетах:
- Н90 "Доходы и расходы по обычным видам деятельности",
- Н91 "Прочие доходы и расходы",
- НЕ "Доходы и расходы, не учитываемые в целях налогообложения".
Счет Н90 "Доходы и расходы по обычным видам деятельности" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с реализацией продукции, товаров, работ, услуг.
Счет Н91 "Прочие доходы и расходы" предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах учреждения, в частности, о доходах и расходах, связанных с реализацией основных средств и прочего имущества, а также о внереализационных доходах и расходах.
Счет НЕ "Доходы и расходы, не учитываемые в целях налогообложения" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, не учитываемых в целях налогообложения.
В документах, в которых невозможно однозначно определить параметры для отражения операции в налоговом учете по данным бухгалтерского учета, предусмотрены дополнительные реквизиты.
Так, в документах, отражающих прочие доходы и расходы, учитываемые на счете Н91 "Прочие доходы и расходы", необходимо вручную заполнить реквизит "Статья прочих доходов и расходов".
Например, при отражении безвозмездного получения материальных запасов в документе "Поступление материалов прочее" необходимо дополнительно заполнить реквизит "Статья прочих доходов" для формирования бухгалтерских записей по счету налогового учета Н91 "Прочие доходы и расходы".
Учет расходов производства и издержек обращения
Налоговый учет расходов производства и издержек обращения по налогооблагаемой (приносящей доход) деятельности ведется на счетах:
- Н20 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг",
- Н25 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг",
- Н26 "Общехозяйственные расходы",
- Н44 "Издержки обращения".
К каждому из счетов Н20, Н25, Н26 введены два субсчета для раздельного учета прямых и косвенных расходов производства согласно статье 318 НК РФ.Как и в бухгалтерском учете, аналитический учет расходов производства и издержек обращения в налоговом учете ведется в разрезе видов производимой учреждением готовой продукции, выполняемых работ, услуг по видам расходов (субконто "Виды затрат").
Реквизит "Вид затрат" определяет вид расходов в налоговом учете, является критерием отнесения расходов к прямым или косвенным в налоговом учете.
Правила отнесения расходов производства к прямым указываются в регистре сведений "Методы определения прямых расходов производства в налоговом учете", в который можно перейти по гиперссылке Методы определения прямых расходов производства в налоговом учете на закладке "Налог на прибыль" Учетной политики учреждения. Все остальные расходы производства считаются косвенными.
Списание затрат по услугам
Для списания расходов по услугам и работам, аккумулированных на счетах налогового учета производственных расходов Н20, Н25 и Н26, применяется документ "Списание затрат по услугам".Информация о расходах налогового учета вводится на отдельных закладках в форме документа и в сервисной форме "Помощник заполнения документа "Списание затрат по услугам (работам)".
Расчет налога на прибыль
Расчет налога на прибыль в программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" выполняется в два этапа:
- 1-й этап: расчет налоговой базы;
- 2-й этап: расчет налога на прибыль.
Расчет налоговой базы выполняется регламентной операцией "Расчет базы по налогу на прибыль".
При проведении документа "Расчет базы по налогу на прибыль" формируется налоговая база на счете Н99 "Налоговая база по налогу на прибыль" в корреспонденции со счетами Н90.09 "Прибыль / убыток от продаж" и Н91.09 "Сальдо прочих доходов и расходов".
Расчет налога на прибыль к уплате и его отражение в бухгалтерском учете выполняются регламентной операцией "Расчет налога на прибыль".
Документ "Расчет налога на прибыль" рассчитывает сумму налога на прибыль к уплате в федеральный бюджет и в бюджет субъекта РФ. При проведении документа "Расчет налога на прибыль" рассчитанные суммы налога на прибыль распределяются по "КПС" и "КЭК", исходя из приходящейся на них доли прибыли, и формируются бухгалтерские записи по начислению налога на прибыль Дт 401.10 Кт 303.03.
Документы "Расчет базы по налогу на прибыль" и "Расчет налога на прибыль" должны формироваться в программе ежемесячно.
Для ввода регламентных операций налогового учета рекомендуется использовать "Помощник закрытия периодов".
Произвести настройку ставки налога на прибыль в настройках параметров учета (меню "Операции – Константы – Настройка параметров учета") на закладке"Налог на прибыль".
Закрытие счетов НУ в конце года
Счета налогового учета в конце года закрываются, для этого используется новый документ "Закрытие счетов НУ в конце года".
Автоматическое заполнение декларации по налогу на прибыль
В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" реализовано автоматическое заполнение декларации по налогу на прибыль.
Для этого предназначен регламентированный отчет "Прибыль" (меню "Бухгалтерский учет – Регламентированные отчеты – Налоговая и статистическая отчетность").
Отчет "Прибыль" заполняется автоматически по данным налогового учета. Заполняются следующие разделы:
- Лист 02 "Расчет налога на прибыль организаций";
- Приложение 1 к листу 02 "Доходы от реализации и внереализационные доходы";
- Приложение 2 к листу 02 "Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам";
- Приложение 3 к листу 02 "Расчет суммы расходов по операциям, финансовые результаты по которым учитываются при налогообложении прибыли с учетом положений статей 264.1, 268, 275.1, 276, 279, 323 НК (за исключением отраженных в Листе 05)";
- Приложение 4 к листу 02 "Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу".