В части производства программа 1С:УНФ в первую очередь рассчитана на "позаказное" производство, характерное для небольших компаний. Активно используется механизм резервирования, т.е. указание, что конкретный материал/продукция/товар на складе или в подразделении могут быть использованы только целей обеспечения конкретного заказа покупателя.
Создавать, перемещать, списывать резервы может довольно большой перечень типовых документов. Основная проблема пользователей заключается в том, что не всегда понятно, каким образом формируется тот или иной резерв. Связано это с тем, что одни документы формируют резервы явно (пользователь сам определяет размер и необходимость формирования резерва), другие неявно - при проведении номенклатура автоматически попадает в резерв.
Данный материал рассчитан в первую очередь на пользователей, имеющий небольшой опыт работы с 1С:УНФ, но, как было замечено, и у опытных пользователей вопросы по системе резервирования также возникают.
Описание построено таким образом, что сначала подается краткая теоретическая часть, описывающая способы работы с резервами в конкретном документе, а затем к данному документу прилагается сквозной пример.
Изначально была идея заключить сквозной пример в спойлеры, но в данный момент движок сайта не поддерживает создание спойлеров.
Сквозной пример создавался в УНФ 1.6.6.39
Структура статьи:
- Документ "Заказ покупателя"
- Документ "Заказ на производство"
- Документ "Заказ поставщику"
- Документ "Приходная накладная"
- Документ "Перемещение запасов"
- Документ "Производство"
- Документ "Расходная накладная"
- Документ "Резервирование запасов"
- Отчет "Анализ движений по резервам"
- P.S. Закрытие заказа и резервирование
Документ "Заказ покупателя"
Резерв формируется явно.
Для того чтобы зарезервировать номенклатуру под заказ, необходимо заполнить поле "Резерв" в табличной части "Товары, услуги" .
Данное поле можно заполнить как вручную, так и автоматически по кнопке "Изменить резерв"->"Заполнить по остаткам" (прим. по свободным остаткам на складе).
Склад, на котором будет выполняться резервирование, указывается в поле "Склад (резерв)" на вкладке "Дополнительно".
Логично, что резерв возможен только при наличии свободного остатка на складе. (если вы, конечно, не отключили опцию "Контролировать остатки", что делать не рекомендуется)
Пример:
Остатки после проведения документа:
Документ "Заказ на производство"
Продукция: Не резервируется
Материалы:
Для резервирования необходимо заполнить колонку "В Резерв" в табличной части "Материалы", а также указать, откуда взять свободный остаток для создания резерва - заполнить поле "Склад резерва". В данном поле можно указать как склад, так и подразделение (цех). Резерв попадает под заказ покупателя, указанный в шапке.
Если все материалы для производства продукции из заказа покупателя были заказаны поставщику (конкретно под определенный заказ покупателя) и поступили (или поступят) на склад, то заполнять поле "В Резерв" нет смысла, так как резерв материалов сформируется автоматически документом "Приходная накладная".
Пример:
Для производства 10ти стульев нам необходимо:
- 40 ножек
- 10 сидений
- 10 спинок
- 1 кг шурупов
Остатки после проведения:
Документ "Заказ поставщику"
Непосредственного резервирования в документе не выполняется.
Пример:
Ножек, сидений и спинок на складе нет, они заказываются у поставщика под конкретный заказ покупателя.
Создаем документ "Заказ поставщику" на основании заказа на производство.
Документ "Приходная накладная"
Неявное формирование резерва.
Несмотря на то, что в документе отсутствует поле "Резерв", данный документ автоматически резервирует всю поступившую номенклатуру под заказ покупателя.
Как программа "понимает", за каким заказом покупателя будет закреплен резерв, ведь в приходной накладной нет поля "Заказ покупателя"?
Все зависит от заполнения документа "Заказ поставщику", по которому выполняется поступление.
Если документ "Заказ поставщику" привязан к конкретному заказу/заказам (заполнено поле "Заказ покупателя" в шапке или в табличной части), то поступивший товар резервируется непосредственно под данный заказ.
Значит, логично, что:
- Если поступление товара выполняется по заказу поставщику, который не ссылается на заказ покупателя, резервирования не происходит.
- Если приходная накладная вводится без использования заказа поставщику, резервирования также не происходит (даже если приходную накладную вы введете на основании заказа покупателя)
Пример:
Поставщик доставил заказанные ножки, сиденья и спинки.
Создаем документ "Приходная накладная" на основании заказа поставщику.
Остатки после проведения:
Документ "Перемещение запасов"
Поле "Резерв" заполняется для номенклатуры, которая уже находится в резерве по заказу покупателя на складе, с которого выполняется перемещение (поле "Отправитель")
Независимо от того перемещаем ли мы предварительно зарезервированную номенклатуру (с заполненной колонкой "Резерв") либо номенклатуру на свободном остатке (колонка "Резерв" не заполнена) - в результате перемещения вся номенклатура попадет под резерв на складе/подразделении-получателе.
Пример:
Все материалы, необходимые для производства (или скорее комплектации) стульев, перемещаем в цех.
Создаем документ "Перемещение запасов" на основании заказа на производство.
Остатки после проведения:
Документ "Производство"
Продукция:
Продукция в результате выпуска оказывается в резерве на складе/подразделении-получателе. (поле "Получатель")
Материалы:
В поле "Резерв" указывается уже зарезервированное количество номенклатуры, которое в результате производства спишется как со склада, так и с резерва. (поле "Списать из:")
Если на предыдущем шаге все материалы были перемещены в цех и, следовательно, попали в резерв - в таком случае поле "Резерв" в документе "Производство" должно быть заполнено. (и будет равно полю "Количество")
Пример:
Остатки после проведения:
Документ "Расходная накладная"
Явно указывается, отгружается ли товар с резерва или же со свободного остатка. Количество номенклатуры, отгружаемой с резерва, указывается в колонке "Резерв".
Пример:
Остатки после проведения: нет
Документ "Резервирование запасов"
Изменить состояние резерва в любое время можно с помощью служебного документа "Резервирование запасов".
С помощью данного документа возможно:
- Увеличить резерв
- Уменьшить резерв
- Перемещать резерв между структурными подразделениями (со склада в цех, со склада на склад и т.д.)
Но, в рамках одного документа, невозможно переместить резерв с одного заказа на другой. (для этого необходимо вводить два документа - первый списывает резерв по первому заказу, второй - добавляет в резерв по второму заказу)
Пример:
Допустим, что клиент перед отгрузкой изменил первоначальные требования и попросил уменьшить размер заказа с 12 до 10 стульев.
"Ильф и петров" - клиент, с которым мы работаем давно и плодотворно. Проявим лояльность, уменьшив размер заказа, без предъявления каких-либо штрафных санкций.
В итоге мы отгружаем клиенту не 12, а 10 стульев. Но напомню, произведено было 12 стульев.
С оставшихся 2х стульев необходимо снять резерв, так как заказ покупателя исполнен полностью.
Остатки после проведения:
Отчет "Анализ движений по резервам"
Для анализа движений по резервам в разрезе регистраторов был разработан собственный простой отчет.
Типовые отчеты не устраивали тем, что при детализации до регистратора выдавали некорректные данные.
P.S. Закрытие заказа и резервирование
При закрытии заказа покупателя после его исполнения (флажок "Закрыт" в шапке заказа) автоматически резервы с заказа не снимаются.
Резервы с закрытого заказа снять также не удастся - запрещено создавать документ "Резервирование запасов" на основании закрытого заказа. Примите данный момент во внимание.
Это отличается, например, от логики другого типового решения 1С - Управление производственным предприятием. В УПП при закрытии заказа (вводится отдельным документом) резервы с заказа снимаются, что, по моему мнению, более логично.
UPD от 30.08.16:
-Добавлен отчет "Анализ движений по резервам"
На этом все, надеюсь, что после прочтения данного материала работа механизма резервирования стала для вас более понятной. Ставьте плюс, если материал оказался полезным.
Артем Бычков