Бухгалтерия обратилась с вопросом, документы Поступления безналичных ДС стали авансовыми, хотя дебиторская задолженность контрагента согласно актам сверок ещё очень приличная.
Начал разбираться, проводки в КА носят вторичный характер, и очевидно, что основная проблема в регистрах накопления.
В конфигурации есть 2 основных регистра взаиморасчетов "Расчеты с клиентами" и "Расчеты с клиентами по документам".
Имея уже опыт работы с РАУЗ, первое, что я предположил, что изменился ключ аналитики расчетов. Проверил, ключ аналитики один и тот же.
Но вот тут заметил, что помимо универсального измерения с составным ключом аналитики в регистрах накопления есть ещё одно обычное измерение ЗаказКлиента, которое в режиме предприятия носит название "Объект расчетов". Уже сам факт не совпадения синонима с именем говорит о том, что когда его добавляли, закладывали другую сущность, а потом её расширили)) Ну и сам факт наличие этого измерения, как дополнительного, говорит о том, что хотели, что бы можно было безболезненно включать и отключать эту аналитику,
Предположение оказалось прям в точку - изменилось именно это измерение.
В моем случае был изменен "порядок расчетов" в договоре с контрагентом. Конечно разработчики знали, что подобное изменение может привести систему в тупик и вынесли это действие на кнопку ЕЩЁ->разрешить редактирование реквизитов.
Всего существует 3 вида порядка расчетов, "по договорам", "по накладным" и "по заказам". Расчет по накладным идентичен расчету по заказам и в этом случае в измерение "объект расчетов" будет попадать документ реализации товаров и услуг.
Но мне досталась база, где порядок расчетов уже поставлен на место. Детализация как была "по договорам" так и осталась "по договорам". Ещё удивлял тот факт, что при изменении порядка расчетов по договору перепроведение документов реализации не дало никакого эффекта. Это вызвано тем, что и сам документ реализации содержит в себе признак "Порядок расчетов", который после создания документа реализации интерактивно изменить не получится.
Так же признак "порядок расчетов" присутствует и в документах Заказы клиентов и переносится в реализации при вводе на основании.
В целом я полностью согласен с таким решением разработчиков, не опираться на признак из справочника договоры контрагентов, а добавлять этот признак в сами документы. Цель благородна- гарантированно сохранить проводки при повторном проведении документа, даже если пользователи подшаманили с порядком расчета в договоре.
НО ПРИ КОПИРОВАНИИ ДОКУМЕНТОВ ПРИЗНАК ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ ДОЛЖЕН ОЧИЩАТЬСЯ иначе вся суть расплещется по дороге к заветной цели- безболезненной смены порядка расчетов в договорах. Т.е. вы можете поменять порядок расчетов в договоре, а через пол годика обнаружить, что во взаиморасчетах ничегошеньки не поменялось, т.к. все нормальные пользователи создают документы копированием.
Но само решение практически удалось разработчикам, за исключением описанного выше нюанса), просто надо знать, как выкрутиться из такой ситуации, без изменения движений регистров.
Для того, чтобы вернуться обратно к порядку расчетов по договору нужно:
1) Создать новые документы реализации и заказы клиентов не копирование, а именно созданием нового документа.
2) Вычерпать все расчеты по заказам в ручную подбирая документы в документах оплаты.
Так как же с первого взгляда найти признаки изменения порядка расчетов:
1) Посмотреть документы в подборе по остаткам документов оплаты на вкладе расшифровка платежа:
Если вы видите в объекте расчетов "Заказы клиента", а в договоре стоит порядок расчетов "По договору", то не верьте клятвам пользователей, что никто ничего в договоре не менял), если бы порядок расчетов был всегда "По договору" то выглядело бы так:
Вторым признаком махинаций с порядком расчетов служит отчет "Карточка расчетов с клиентом", которая доступна практически из любого документа контрагента. Если расчеты идут по заказам, то общий накопленный долг контрагента по договору сбивается и не соответствует долгу по договору нарастающим итогом.
Если пользователи не хотят ничего "вычёрпывать" для нормализации расчетов нужно изменить "Порядок расчетов" в реализациях, корректировках и заказов клиента и поменять "Объект расчетов" в регистрах "Расчеты с клиентами" и "Расчеты с клиентами по документам"- обработка по изменению этих регистров и документов прилагается к статье.
Обработка позволяет восстановить вид расчетов "по договорам" для всех документов, так, как если бы вид расчетов в договоре никто никогда не менял.
Обработка очень простая и состоит из 5 кнопок. Для восстановления вида расчетов договора на "по договорам" нужно изменить вид расчетов в договоре интерактивно, как уже описывалось выше , выбрать требуемый ключ аналитики и нажать последовательно 5 кнопок. Специально не объединял все процедуры в одну кнопку "Исправить всё" для того, что бы у запускающего было представление о выполняемых процедурах.
Первые 2 пункта изменяют аналитику "Заказ клиента" в регистрах накопления "Расчеты с клиентами" и "Расчеты с клиентами по документам".
Последние 3 пункта изменяют порядок расчетов в самих документах. Документы записываются в режиме обмена, поэтому проводки не изменятся.
Также сделал отчет, который показывает документы по всем организациям и всем договорам, по которым был изменён порядок расчетов
p\s Кому ещё не приходилось плотно сталкиваться с флагманскими решениями 1с ERP и КА - не ждите, что всё будет работать. Иногда явные ошибки исправляются более полу года. Чего только стоила В КА корректировка реализации для уменьшения количества. КА просто рисовало некорректную проводку в бух учёте 5 релизов подряд.