Ассоциация компаний интернет-торговли предложила ФНС идею на триллион – нужно избавить рынок от недобросовестных конкурентов. Формальный предлог – в магазине нет кассы, и тогда у налоговой появляется возможность отобрать у него домен до суда.
Преступление и наказание
Исследование более 1 тыс. онлайн-магазинов, которое провела Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), показало, что больше 15% из них допускают те или иные нарушения. Сокрытие или искажение наименования фирмы, юридического и фактического адресов, отказ в приеме банковских карт, отсутствие ККТ – самые типичные случаи. Для сравнения, статистика той же ФНС утверждает, что в 2017 году 95,3 тыс. проверок выявили противозаконные действия. В абсолютном выражении это больше, чем в интернет-ритейле, но относительно общего количества коммерческих организаций доля нарушителей – 2%. Почему электронные коммерсанты идут на преступления в семь раз чаще – вопрос, скорее, к аналитикам АКИТ.
Они, в свою очередь, сделали вывод, что у контрольно-надзорных органов недостаточно полномочий против таких компаний. Якобы, невозможно заблокировать злостных нарушителей порядка применения кассовых аппаратов, если они работают в Сети – у налоговых инспекторов нет прав разделегировать, или изъять, доменное имя интернет-магазина. Так что даже после приостановления деятельности юрлица в соответствии с КоАП РФ многие магазины, по данным ФНС, продолжают торговлю через свои веб-сайты.
Поэтому, одобрив инициативу АКИТ, Федеральная налоговая служба обратилась в Минкомсвязь с просьбой включить ее в список организаций, компетентных в определении нарушений в интернете.
Коррупционная составляющая
С 2012 года Координационный центр национального домена сети Интернет (КЦ), управляющий распределением доменных имен в зонах .RU, .РФ и .ДЕТИ, сотрудничает с рядом компаний и госструктур. Они предоставляют в КЦ сведения о ресурсах с противоправным контентом, о случаях фишинга, несанкционированного доступа и распространения вредоносных программ. По регламенту, с их стороны достаточно простого электронного письма. Далее КЦ информирует подчиненных регистраторов о выявленных фактах нарушений, и те могут (но не обязаны) прекратить делегирование доменов – расторгнуть соответствующие договоры аренды имен. По сути, решение о том, сохранится ли за компанией разрекламированный адрес в Сети, который нередко становится частью бренда, остается на усмотрение регистратора и принимается без суда.
На сегодняшний день в списке КЦ девять компетентных организаций: «Лига безопасного интернета», Group-IB, «Лаборатория Касперского», RU-CERT, РОЦИТ, Роскомнадзор, «БИЗон», Банк России и «Доктор Веб». Андрей Воробьев, руководитель центра, против расширения круга уполномоченных за счет налоговых служб, поскольку это противоречит правилам КЦ. Более того, подобный контроль со стороны ФНС окажется малоэффективным, поскольку разделегирование домена интернет-магазина не означает его блокировку. Компания может купить другой домен и сделать переадресацию на прежний ресурс, ведь IP останется действующим.
Однако если взглянуть на проблему под углом конкурентной борьбы, сквозь призму страницы сайта АКИТ с ее участниками из первой пятерки ритейла, мотивы инициаторов дискуссии несколько проясняются. Собственно, КЦ также подтвердил, что регулярно получает запросы от разных организаций о наделении их правом разделегирования, причем предыдущая прямая просьба АКИТ была отклонена. Теперь ассоциация подтягивает тяжелую артиллерию госнадзора, ведь игра стоит свеч – 1 трлн рублей достиг российский рынок онлайн-торговли. Учитывая тренд на усиление госучастия в цифровой экономике, в этот раз искушение властью может оказаться сильнее рассудка.