Расходы на прививки сотрудников: налог на прибыль, НДФЛ и взносы

09.11.2018      110651

Скоро зима, а с ней сезон простуд, гриппа и прививок. Многие предприятия оплачивают вакцинацию сотрудников. Как учесть эти расходы для налога на прибыль? Облагаются ли они НДФЛ и страховыми взносами? Читаем дальше.

Расходы для налога на прибыль при обязательной и необязательной вакцинации

Для некоторых категорий работников наше законодательство предусматривает обязательные прививки. В этом случае работодатели вправе при расчете налога на прибыль учесть «прививочные» расходы как «другие прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» – сообщает Минфин в письме от 23.11.2017 г. N 03-03-06/1/77634.

Налог на прибыль взимается с прибыли, полученной организацией. Под прибылью понимаются доходы за минусом расходов. Об этом налоге рассказывает глава 25 НК РФ. Для целей налогообложения расходы делятся по видам, один из них – прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, в том числе «другие прочие расходы» (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК). Ставка налога на прибыль обычно составляет 20%, часть из них идет в федеральный бюджет, часть – в местный. В некоторых регионах «местная» ставка налога снижена. От налога на прибыль освобождены юрлица, применяющие налоговые спецрежимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД), а также плательщики налога на игорный бизнес и участники проекта «Сколково».

Вакцинация против гриппа обязательна для работников медицинских и образовательных организаций, транспорта, коммунальной сферы, а также для беременных женщин, людей старше 60 лет, лиц, подлежащих призыву на военную службу и больных некоторыми хроническими заболеваниями. Так указано в Национальном календаре профилактических прививок, утвержденном Приказом Минздрава. Государство обязывает юрлиц и ИП выполнять требования санитарного законодательства (ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Это относится и к вакцинации.

Для подтверждения расходов на обязательные прививки необходимы документы: приказ или распоряжение руководителя о проведении вакцинации, договор с медучреждением, копия его лицензии на медицинскую деятельность, акт оказания услуг,  документ об оплате, список привитых сотрудников.

 

 

Однако многие работодатели оплачивают прививки и тем сотрудникам, которые не подлежат обязательной вакцинации.

Если организация заключила договор на добровольное медицинское страхование сотрудников (ДМС), затраты на прививки можно провести в рамках ДМС. Согласно п.16 ст. 255 НК РФ, они включаются в расходы на оплату труда. Для этого срок договора страхования должен быть не менее года, и в него следует сразу включить пункт о прививках. Расходы на ДМС не должны превышать 6% от расходов на оплату труда.

Некоторые работодатели считают, что расходы на прививки можно учитывать для налога прибыль, если они предусмотрены коллективным договором. Но такую позицию приходится доказывать в суде. Существуют решения судов как в пользу налогоплательщиков, так и против.

Опубликовано мнение специалиста Минфина: «Вакцинация работников от гриппа… делается прежде всего во избежание остановки производственного процесса. Работодатель при расчете базы по налогу на прибыль вправе учесть затраты на такую вакцинацию в случае, когда обязанность обеспечить проведение вакцинации установлена коллективным (трудовым) договором либо локальным нормативным актом организации». Однако не уточняется, идет речь об обязательных прививках или же нет.

НДФЛ и страховые взносы

Не только работодатели, но и работники заинтересованы в сохранении своего здоровья и, следовательно, в прививках. Является ли оплата прививок за счет компании трудовым доходом, нужно ли уплачивать с нее страховые взносы и налог на доходы физлиц?

Минфин в письме от 13 августа 2012 г. N 03-04-06/6-237 указал, что суммы, уплаченные за лечение и медицинское обслуживание работников, в том числе и расходы на прививки, не подлежат обложению НДФЛ лишь при соблюдении одного условия. А именно, если такие расходы осуществляются из средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль, то есть за счет чистой прибыли (п. 10 ст. 217 НК). Заметим, что в письме ничего не сказано об обязательности или необязательности вакцинации.

 

 

Получается, если расходы на прививки учтены при расчете налога на прибыль, они в обязательном порядке должны облагаться НДФЛ. Налог придется вычитать из последующей зарплаты сотрудников.

Что касается страховых взносов, специалист Минфина считает: «Затраты на такую вакцинацию рассматриваются как выплаты (оплата услуг сторонним организациям за работника) в рамках трудовых отношений, признаваемые объектом обложения страховыми взносами».

Однако суды нередко придерживаются другого мнения. Так, Первый арбитражный апелляционный суд в решении от 16.07.2012 N А43-36896/2011 указал, что стоимость вакцинации, проведенной по решению общего собрания участников общества, не относится ни к одному виду доходов, получаемых работниками по трудовым договорам, и, следовательно, не облагается страховыми взносами.

Если прививки ставятся в рамках добровольного медицинского страхования работников по договору, заключенному работодателем, то расходы на прививки не облагаются  страховыми взносами (при условии, что срок договора не менее года) и НДФЛ. См. пункт 3 ст. 213 Налогового кодекса и пункт 5 ч.1 ст 9 Закона N 212-ФЗ «О страховых взносах...».


Автор:
Обозреватель


См. также

Новость 1С:Фреш Отчетность Сервисы ИТС

Фирма «1С» сообщила о начале продаж тарифа «Зачетный Базовый», в состав которого входит сервис 1С-Отчетность для одного ИНН, 100 страниц для распознавания, 1С:Подпись, аудиокнига и бизнес-курс. Рассказываем обо всех преимуществах этого предложения.

26.09.2024    701    ЕленаЧерепнева    0       

2

Новость Отчетность Сервисы ИТС Цифровая подпись ЭДО

С 1 сентября перестают действовать сертификаты, выданные коммерческими УЦ. Фирма «1С» напомнила о необходимости переоформить электронную подпись по новым правилам и представила отчет, который помогает проверить актуальность сертификатов.

23.07.2024    1489    ЕленаЧерепнева    1       

2

Новость Отчетность Сервисы ИТС

В 1С-Отчетности появились новые возможности для бухгалтеров, работающих с множеством организаций. Особенно эти изменения актуальны для аутсорсинговых компаний, которые оказывают услуги по подготовке регламентированной отчетности.

25.06.2024    1837    ЕленаЧерепнева    3       

15

Новость ИТ-Новость Отчетность

С 15 июля 2024 года отчет о движении финансов по зарубежным счетам ИП-резидентов и ЮЛ-резидентов нужно будет сдавать в новом формате. Предыдущие форматы из писем ФНС утратят актуальность.

21.06.2024    1226    user1915669    0       

2

Новость 1С:Бухгалтерия 3.0 Бухучет Обучение

В актуальной версии курса «Ведение бухгалтерского учета в 1С:Предприятие 8» рассмотрены особенности учета по новым ФСБУ, а также учтены другие изменения в законодательстве. До 1 июля курс можно приобрести по старой цене.

06.06.2024    1285    ЕленаЧерепнева    0       

1

Новость Налог на прибыль УСН ИТ-Новость Налоги

С 1 января 2025 года ожидаются важные изменения по налогам для бизнеса: прибыли и НДПИ. А также изменятся правила применения УСН. Законопроект Минфина уже одобрен Правительством РФ и передан в Госдуму.

03.06.2024    1350    user1915669    0       

1

Новость Отчетность Сервисы ИТС

В сервисе 1С-Отчетность появилась функциональность дистанционного перевыпуска сертификата УЦ ФНС для руководителя организации. Также продлевается бесплатное использование облачного «Личного кабинета» для контроля отчетности всех инфобаз компании.

03.05.2024    2625    ЕленаЧерепнева    3       

15

Новость ИТ-Новость Отчетность

С 10 апреля 2024 года изменились правила заполнения отчета в Росстат по форме №ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Сама форма осталась прежней.

02.05.2024    1062    user1915669    0       

2

Ставите ли вы прививки против гриппа?


Да, работодатель оплачивает прививки (16.67%, 2 голосов)
16.67%
Да, ставлю за свой счет (0%, 0 голосов)
0%
Нет, я не верю в пользу прививок от гриппа (83.33%, 10 голосов)
83.33%

Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. Senator_I 195 09.11.18 16:04 Сейчас в теме
У нас в районе у метро делали прививки от гриппа, я так и не рискнул.
Maxis; vrednyi_glavred; +2 Ответить
2. vano-ekt 124 10.11.18 17:20 Сейчас в теме
3. YanTsys 12 10.11.18 19:36 Сейчас в теме
Что за бред? Почему нужно обосновывать необходимость прививок именно коллективным договором?
Ведь можно обосновать необходимость этих расходов тем что согласно законодательства обязанность оплаты первых дней больничного лежит на работодателе.
Соответственно расходы по прививкам это расходы непосредственно направленные на сокращение расходов по больничным о чем и можно составить внутренний нормативный акт.

Работник может и хотел бы полежать дома и поболеть первые дни за счет организации а следующие за счет государства, но он понимает что если будет отказываться от вакцинации и часто болеть работодатель найдет повод его нафиг уволить. Поэтому какой там еще доход?
Если у сотрудников за вакцинацию начнут удерживать деньги они же начнут отказываться от вакцинации что приведет к дополнительным расходам и работодателя и бюджета, да и просто будет портить генофонд.

Так что этот сотрудник Минфина со своими комментами форменный вредитель, сейчас появилась тенденция увольнять без разбирательств чиновников несущих вредительские мысли в массы...
4. udb2007 17 10.11.18 22:48 Сейчас в теме
(3)
Ведь можно обосновать необходимость этих расходов тем что согласно законодательства обязанность оплаты первых дней больничного лежит на работодателе.

Хорошая идея! Смотрела разные источники, но такого совета не видела.
5. Cooler 22 11.11.18 00:48 Сейчас в теме
(4)
Хорошая идея!
Да, хорошая идея... просто отличная... для профана. Который принципиально отличается от дилетанта тем, что дилетант понимает свое незнание предметной области и поэтому воздерживается от советов "космического масштаба и космической же глупости" (с).

А профан считает (искренне!) что в любой области нет и не может быть ничего такого, что нельзя было бы "разрулить по понятиям" (его понятиям). И - разруливает... в меру своего невежества.
Смотрела разные источники
Советую включить в число источников п.25 ст.255 НК:
25) другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Как вы сами пишете:
Некоторые работодатели считают, что расходы на прививки можно учитывать для налога прибыль, если они предусмотрены коллективным договором. Но такую позицию приходится доказывать в суде. Существуют решения судов как в пользу налогоплательщиков, так и против.
То есть, даже с колдоговором еще бабушка надвое сказала.

Но вот без упоминания этих выплат в колдоговоре - дело однозначно дохлое, любой инспектор ткнет вам в п.25 ст.255 и скажет: "Требования НК не соблюдены - получите недоимку, штраф и пеню".

В качестве примера важности соблюдения таких формальностей - оплата расходов на проезд сотрудников к месту работы. Вроде как - экономически обосновано, в интересах производства и так далее. Но читаем п.26 ст.270 и видим: не включена такая оплата в колдоговор - нет расходов, включена - есть расходы. Хотя, казалось бы, "по понятиям" - какая разница?

А вот как обоснование включения этих выплат в колдоговор - идея очень даже годится. Но такой пункт в нем должен быть. Или хотя бы приказ ("локальный акт") по предприятию - в конце концов, никто не отменял золотое правило российского бухгалтера: "Чем больше бумаг - тем чище попа!"
7. udb2007 17 19.11.18 17:58 Сейчас в теме
(5) Минфин предлагает учесть «прививочные» расходы как «другие прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК), а не расходы на оплату труда (ст. 255). Правда, речь об обязательных прививках. Но цель необязательных прививок та же: избежать остановки производственного процесса. Значит, и статья расходов, по идее, должна быть такая же.
8. Cooler 22 19.11.18 19:45 Сейчас в теме
(7)
«другие прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК), а не расходы на оплату труда (ст. 255).
Ну, в общем-то это логично: прививки делают не за работу, а чтобы работали. Тут я был неправ.
Правда, речь об обязательных прививках. Но цель необязательных прививок та же
Цель - та же, но проблема в том, что нет однозначной причинно-следственной связи: не привился - заболел, привился - не заболел. Так что возникает проблема с экономической обоснованностью этих расходов.

А вот с обязательными прививками все чисто: не привились - деятельность нельзя осуществлять - убытки.
9. YanTsys 12 25.11.21 13:27 Сейчас в теме
(8)
Советую включить в число источников п.25 ст.255 НК:


не за работу, а чтобы работали. Тут я был неправ.


Cooler профан "космического масштаба и космической же глупости". :)
6. nyam-nyam 12.11.18 11:49 Сейчас в теме
А с бесплатной прививки в поликлинике тоже НДФЛ надо платить? :)
Оставьте свое сообщение