С 1 июля начинается выдача условно бесплатных квалифицированных электронных подписей для юрлиц и ИП. Разъяснение новых регламентов работы с КЭП опубликовано на сайте налогового ведомства.
Как изменится порядок получения квалифицированных электронных подписей
Федеральная налоговая служба России рассказала, как будут работать сервисы по выдаче квалифицированных электронных подписей.
Речь идет о применении обновленного федерального закона, согласно которому с 1 января 2022 года ФНС будет выступать в качестве удостоверяющего центра для всех коммерческих компаний – юрлиц, индивидуальных предпринимателей, а также нотариусов.
Новые правила получения ЭП предусматривают создание нескольких удостоверяющих центров на базе государственных учреждений. Всего будет создано три государственных УЦ:
- УЦ на базе ФНС – для юрлиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов;
- УЦ на базе Центрального Банка РФ – для некредитных и кредитных финансовые организаций;
- УЦ Федерального Казначейства – для должностных лиц государственных органов и подведомственных им организации;
Что касается квалифицированных ЭП для физических лиц, то этими задачами будут заниматься коммерческие удостоверяющие центры. Точнее, те из них, кто сможет пройти аккредитацию в соответствии с новыми правилами. При этом требования к УЦ серьезно ужесточаются. Например, минимальный размер собственного капитала УЦ должен будет составлять 1 миллиард рублей, тогда как сейчас закон требует сумму в 7 миллионов рублей.
Следует отметить, что квалифицированная ЭП для физического лица, скорее всего, получит значительно более широкое распространение. То есть для коммерческих УЦ в связи с появлением новых субъектов на рынке ЭДО работы меньше не станет.
Дело в том, что по новым правилам лица, имеющие право подписи по доверенности, смогут подписывать электронные документы при выполнении двух условий:
- наличие электронной подписи физического лица, в которой указаны только ФИО сотрудника и нет данных о юрлице, в котором он работает – такую квалифицированную подпись можно будет получить в одном из аккредитованных коммерческих УЦ;
- наличие электронной (машиночитаемой) доверенности, подписанной электронной подписью уполномоченного представителя организации – такие подписи для руководителей юрлиц и ИП будет выдавать ФНС.
Предполагается, что такой подход к организации ЭДО должен повысить надежность операции в сфере электронного документооборота.
Как будет организована выдача бесплатных квалифицированных электронных подписей
Федеральная налоговая служба запланировала начало выдачи бесплатных квалифицированных электронных подписей с 1 июля этого года. Они предназначены для тех, кто будет действовать от имени организации без доверенности: «Заявитель должен лично предоставить заявление на выпуск КЭП, паспорт и СНИЛС в налоговый орган и пройти процедуру идентификации», – говорится на сайте ФНС.
При этом необходимо учесть, что с 1 января 2022 года электронные подписи, ранее выданные коммерческими удостоверяющими центрами юридическим лицам и ИП, будут недействительны.
Сертификат для юрлица бесплатный, но за носитель для записи сертификата нужно будет заплатить
ФНС предупреждает о том, что квалифицированный сертификат необходимо записывать на носитель, который предоставляется самим заявителем. Ключ должен соответствовать сертифицированным требованиям ФСТЭК России или ФСБ России. УЦ ФНС России сейчас поддерживает носители формата USB Тип-А, в том числе:
- Рутокен ЭЦП 2.0
- Рутокен S
- Рутокен Lite
- JaCarta ГОСТ
- JaCarta-2 ГОСТ
- JaCarta LT
- ESMART Token
- ESMART Token ГОСТ и другие, соответствующие установленным требованиям.
Приобрести ключи можно будет у соответствующих поставщиков, или же использовать уже имеющиеся носители при условии их соответствия существующим требованиям. Один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких КЭП и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и государственными УЦ, но не более чем для 32 экземпляров.
Полный текст рекомендаций ФНС по переходу на новые правила получения электронных подписей доступен на сайте налогового ведомства.