Всякая вещь есть форма проявления беспредельного разнообразия.
К. Прутков
Предел управления.
Описание предмета управления
СистеL9;ма (от др.-греч. σa3;στημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Основы системы:
Первая: всякая система стремится к самоуничтожению.
Вторая: всякая система стремится к самоорганизации.
Третья: система существует пока существует «сверх идея».
Организация (предприятие) рассматривается как система управления, состоящая из объекта и субъекта управления.
Объект управления – это то на что оказывают управляющее воздействие (производственно-хозяйственные процессы), т.е. то чем управляют.
Субъект управления – это то, что оказывает управляющее воздействие на объект управления (орган управления, управленческий аппарат), т.е. то, что управляет.
Принципы организации:
Первый: управление не может быть вне системы.
Второй: управление всегда определено субъектом по отношению к объекту.
Третий: управление всегда определяется обратной связью. Цикличность.
Управление производством или любой организацией имеет две стороны. С одной стороны, оно отражает объективный процесс руководства персоналом по производству потребительских стоимостей, с другой – производственные отношения в процессе создания стоимости.
Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной потребностью производства, поскольку персонал в условиях своей деятельности должен вступать в отношения управления, подчиняться руководителю, его приказам и распоряжениям.
Другая особенность, означает, что возникновение отношений управления обусловлено природой общественного производства, уровнем развития кооперации труда, то характер этих отношений определяется отношениями собственности, свойственные данной общественно-экономической формации.
Качество системы – определяется скоростью обработки информации и способность её к изменениям (атрибутивность - умение производить, воспроизводить и обрабатывать смыслы).
Основное положение системы это «покой», низшая энергетическая точка, поэтому для существования вне точки покоя, ей требуется дополнительная энергия и основной задачей управленца является смещение точки покоя к точке воспроизводства.
Чем более предсказуема система – тем, проще управлять, тем устойчивее и более измеряемое поле решений, выше рациональное управление.
В теории управления возможна постановка всего двух задач.
Первая задача: мы хотим управлять объектом в процессе его функционирования сами непосредственно. Это задача управления.
Вторая задача: мы не хотим управлять объектом в процессе его функционирования, но хотим, чтобы объект — без нашего непосредственного вмешательства в процесс — самоуправлялся в приемлемом для нас режиме. Это задача самоуправления.
Первая – это развитие, качество.
Вторая – это накопление, количество.
Основное требование к системе: разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет. Потоки информации должны содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соответственно разнообразию объекта управления.
Рис. Триединство энергий управления.
Понятие системы управления
Система управления состоит из субъекта и объекта управления.
Управление - процесс воздействия субъекта на объект.
Для управления осуществляется сбор, анализ, переработки информации.
Система состоит из множества элементов расположенных иерархически, элементы взаимосвязаны посредством прямых и обратныхсвязей , единое неразрывное целое, имеющее фиксированные связи с внешней средой.
Признаки систем управления:
- Наличие обмена информации между элементами.
- Наличие целей управления и формированию различных управляющих воздействий.
- Инвариантность поведения системы.
- Наличие характерных определенных структур, отражающих контуры управления.
- Наличие иерархической организации.
Особенности организационных систем:
- Возможность самостоятельного формирования целей и способность к самоорганизации.
- Необходимость учета в процессе управления политических, социальных, экономических факторов.
- Высокая неопределенность исходных данных, невозможность прогнозирования всех факторов.
- Основная роль человека при принятии решения и организации его выполнения.
- Большое число и разнообразие связей и отношений между органами управления.
- Отсутствие четких границ между управляющей системой и объектом управления.
Всякая система функционирует на основании определённых взаимодействий - законов управления.
Рис. Структура элементов системы управления.
Законы управления
Закон - необходимое повторяющееся отношение между явлениями в природе или обществе.
Всеобщий закон управления гласит, что все системы управляемы.
Рис. Потоки управления.
Общие законы:
Закон сохранение и превращение энергии - Управленческое воздействие всегда ведет к результату.
Закон адекватности воздействия в природе системы - чем точнее стимул соответствует сущности системы, ее свойствам тем с большей вероятностью воздействие приведет к ожидаемым результатам.
Закон жизненного цикла - любая система проходит этапы зарождения, бурного роста, постепенного роста, стабильности, кризиса, упадка, спада.
Закон объективности субъективизма - субъект пытается быть объектом по отношения к объекту, но ему не всегда это удается.
Закон субъективности восприятия эффективности управления - сколько субъектов столько и мнений об объекте.
Закон эффективного управления - эффективность управленческого воздействия, качества результата, зависит от качества управления, а качество управления от компетентности управленца.
Закон компетентности управленца - требует непрерывных усилий обучения и накопления опыта.
Закон актуальности или совершенности применения методов управления (и использование методов)
Закон экономичности управления - чем точнее выбран метод, тем достижение ожидаемого результата не только более вероятно, но и обходится дешевле, это означает, что система легче реагирует на воздействие и менее инертна по отношении к нему.
Частные законы:
Свойства системы нельзя познать, основываясь только на знаниях свойств ее элементов. У любой имеется обще системные свойства.
От перестановки элементов системы ее свойства изменяются.
Действие закона перехода количества в качество - ограничивается неопределенностью необходимого для перехода количества и слабой предсказуемостью момента перехода.
Поведение системы нельзя прогнозировать на основе знания только ее свойств без учета факторов внутри среды.
Каждая система уникальна и нельзя подходить к конкретной системе только с общей меркой или на основе знаний о другой.
Организация способна приспосабливаться изменениям внешней и внутренней среды, но не до бесконечности и не абсолютна.
Для большой сложной живой системы не существует адекватных моделей, которые могли бы полностью описать данную систему и прогнозировать ее поведение.
Любая система всегда находится в состоянии напряженности, но внешний наблюдатель не может со 100% вероятностью знать состояние объекта.
Специфические законы:
закон соответствия социального содержания управления, его целей, форм и методов отношениям и формам собственности, свойственных закон единства и целостности систем управления;
закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;
закон соответствия потребляемого и располагаемого времени при решении задач управления;
закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления;
закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления организационной системы экономической природе отношений между ее подсистемами и ее элементами;
закон единства действий законов управления;
Управленческое решение
Управленческое решение – это результат творческой мыслительной деятельности субъекта управления, связанной с идентификацией проблем, анализом и оценкой ситуации, прогнозированием тенденций развития, социально-экономическом обоснованием и выбором альтернатив поведения и программы действий организации по разрешению возникшей проблемы.
Рис. Классификация управленческого решения.
Разработкой общих принципов управления занимались практически все научные направления менеджмента. Однако наиболее широкое распространение получили разработки принципов управления административной (классической) школы управления. Сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления имеют следующее содержание:
1. Разделение труда — специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы.
2. Полномочия и ответственность — каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы.
3. Дисциплина — рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям порядка.
4. Единоначалие — работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
5. Единство действий — все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
6. Подчиненность интересов — интересы организации имеют преимущества перед интересами отдельных сотрудников.
7. Вознаграждение персонала — получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.
8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
9. Скалярная цепь — неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
10. Порядок — рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
11. Справедливость — установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
12. Стабильность персонала — установка работающих на лояльность по отношении к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть кадров снижает эффективность работы организации.
13. Инициатива — поощрение работников к выработке независимых функций, в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.
14. Корпоративный дух — гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве — сила).
Эти принципы затрагивают два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией, в частности, определение лучшего способа разделения организации на подразделения или рабочие группы. Главный вклад административной школы в теорию управления состоит в том, что она рассмотрела управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.
Контроль – это сбор и обработка информации о траектории движения управляемого объекта, сопоставление ее с параметрами, заданными заранее в законах, инструкциях, других нормативных актах, а также в планах и программах, выявление отклонений, анализ причин, вызвавших отклонения, их оценка и принятие решения о корректирующем воздействии. Контроль является одной из основных функций управления.
Различают контроль внутренний и внешний, общий или частный, линейный, функциональный или операционный.
Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций. Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр. Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.
Рис. Универсальная модель принятия решения.
Процесс подготовки решения состоит:
1. Постановка проблемы.
2. Выявление альтернатив.
3. Принятие решения.
4. Отдача распоряжений.
5. Проверка результата.
Управляющее воздействие
Стимулирование – процесс побуждения (принуждения) к тем или иным действиям, основанный на использовании внешних по отношению к субъекту и не зависящих от него факторов.
Мотивация – процесс побуждения к выбору того или иного типа поведения в зависимости от силы воздействия мотивов (потребностей, интересов, желаний, целей), стимулов и от ожидаемых результатов.
Мотив – внутренняя побудительная причина, вызывающая тот или иной тип действий индивидуума, социальной системы.
Стимул – внешнее воздействие, активизирующее (деактивизирующее) поведение индивида, социальной системы.
Методы мотивации и стимулирования делятся на материальные и нематериальные.
Методами стимулирования труда, учитывающими экономические (материальные) факторы, могут быть:
1. Заработная плата - представляет собой комплекс, включающий в себя тарифную систему, оклады, различные формы заработной платы.
2. Привязка материального вознаграждения к результатам труда.
3. Периодическое премирование сотрудников.
4. Надбавки за квалификацию.
5. Единовременные пособия.
6. Участие в прибыли предприятия.
Методами стимулирования труда, учитывающими психологические факторы, могут быть:
1. Формирование и развитие корпоративного духа и философии организации.
2. Разработка и соблюдение режима труда и отдыха, правил гигиены труда.
3. Возможность профессионального роста и уверенность в будущем.
4. Развитие дружеских отношений в коллективе.
5. Правовая защищенность сотрудников.
Обобщая практический опыт различных организаций в области стимулирования труда, можно считать, что при успешном применении методов стимулирования ожидается:
- увеличение прибыли;
- улучшение качества продукции;
- творческая работа сотрудников и активность по внедрению новых приемов, техники и технологии;
- повышенный приток сотрудников;
- повышенное использование трудового потенциала;
- более сильная сплоченность и солидарность сотрудников;
- уменьшение текучести кадров;
- улучшение репутации организации.
Виды управления
Наличие или отсутствие обратной связи в организационных системах является основным признаком для определения различных видов управления.
С позиции кибернетики выделяют три основных вида управления: управление в замкнутом контуре, управление в разомкнутом контуре и управление изоляцией.
Управление в замкнутом контуре реализуется посредством обратной связи выхода организационной системы с входом.
Наличие обратной связи обеспечивает воздействие на ресурсы входа за счет собственных средств, чем и достигается самоорганизация хозяйственных организаций.
Обязательные условия управления в замкнутом контуре:
Наличие канала информации о состоянии процесса и выходов (информационное обеспечение управления);
Наличие возможности сравнения результатов функционирования (нормативное и техническое обеспечение управления);
Наличие источника управляющего воздействия (механизмы управления стимулов и рычагов воздействия);
Наличие условий для организации воздействий на вход и процесс (самостоятельность организаций в использовании механизмов управления).
Абсолютное большинство процессов управления хозяйственными организациями осуществляется в замкнутом контуре.
Управление в разомкнутом контуре характеризуется отсутствием обратной связи от входа к выходу.
Например, когда осуществляется внешнее управление, осуществляемое вышестоящим органом управления или иной внешней управляющей организацией, позволяет компенсировать возможные отклонения от заданной предупредительными методами.
Управление изоляцией достигается организацией на входе и выходе системой фильтров, которые не пропускают из внешней среды в организационную систему нежелательные входы и из нее во внешнюю среду - нежелательные выходы.
Примерами такого вида управления являются входной контроль сырья и материалов, контроль готовой продукции на выходе, а также экологический контроль.
В реальных системах управления организациями комбинируются все три схемы управления.
Виды управления
Управление бывает:
- Административное, директивное
- Гомеостатическое, индикативное
Административное право, - совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности.
Директива (от франц. directive — направлять) — руководящее указание вышестоящей инстанции, органа управления.
Гомеостат (от греч. homoios — подобный, одинаковый, + гр. states стоящий, неподвижный) - механизм поддержания динамического постоянства функционирования системы в заданных пределах.
Индикатив (лат. modus indicativus) - повествовать, рекомендовать, пожелать.
По структуре информационных связей административные системы подразделяются на иерархические, сетевые и смешанные, причем абсолютное большинство систем управления относится к первому типу.
Иерархические системы управления устойчивы по отношению к внешним воздействиям и обладают сильным индуктивным эффектом (транслируют свою структуру в любые системы, с которыми взаимодействуют). С другой стороны, информационное сопротивление в иерархических системах очень велико, что в некоторых случаях приводит к разрыванию цепочки обратной связи и потере управления социосистемой.
В сетевых управленческих структурах разрыв обратной связи происходит из-за размывания позиции Владельца и, в конечном счете, ее утраты.
В реальности обе эти структуры работают при небольшом количестве элементов максимум до 3-5.
К общеизвестным недостаткам современных управленческих систем относятся:
- отчужденность управляемого объекта от системы управления;
- низкая эффективность управленческих механизмов, как информационных усилителей;
- недостаточная пропускная способность информационных каналов;
- неадекватность рамочных ограничений, наложенных на пространство управления.
Эти недостатки приводят к падению качества управленческой системы, к блокировке управления и развитию структурного кризиса.
Указанные проблемы не могут быть решены оптимизационными процедурами и требуют проектирования принципиально новых управленческих механизмов.
Причины блокировки управления:
- возрастания сложности управленческих задач;
- сокращения характерного времени принятия решения;
- смещения равновесия в сторону иррациональных проблем и неизмеримых пространств выбора;
- роста взаимных обусловленности задач, их прогрессирующей «междисциплинарности».
Существующие структуры управления предприятием
- Линейная
- Функциональная
- Линейно-функциональная
- Дивизиональная (филиальная)
- Матричная (несколько руководителей)
- Множественная - всего понемногу.
Примечание.
Современные исследования управления обращают своё внимание на динамическое, опережающее управление. Когда управление осуществляется не структурами, а информацией и деятельность по управлению направляют на согласования смыслов.
источник: интернет ...
с Уважением Шёпот теней, в миру Александр Шишкин ...
1. от awk дополнение к статье ... (определение смыслов, структура предприятия и др.)