Модель ценностей: когда, как и для чего ее разрабатывать?

30.03.23

Команда - Мотивация

Все больше руководителей понимают, что для успеха бизнеса им нужны не просто классные специалисты. А специалисты, которые разделят принятые в компании ценности и станут ее приверженцами. Но сначала надо понять и сформулировать сами эти ценности. Сегодня мы поговорим о модели ценностей компании: что это вообще такое, как, когда и зачем ее нужно создавать.

Модель корпоративных ценностей – это набор идей, убеждений, принципов и традиций работы в организации, которые помогают бизнесу в достижении его целей. Принятые ценности задают нормы поведения и взаимодействия сотрудников – друг с другом, с руководителями, клиентами и партнерами. Они объединяют коллектив и, одновременно, выделяют компанию на фоне конкурентов, транслируя ее ключевое преимущество.

Допустим, в компании есть ценность «Развитие и саморазвитие». Поощряемое поведение для нее – это профессиональный рост, повышение квалификации, обмен опытом и идеями с коллегами т.д. А среди традиций могут быть читальный клуб, участие в конференциях, проведение митапов и др.

 

Когда нужно разрабатывать модель ценностей?

Сотрудники любой действующей компании (независимо от ее размеров и возраста) уже придерживаются каких-то ценностей. Проявляются они через поведение людей и особенности корпоративной культуры.

Например, в компании может быть принято неформальное общение на «ты» и по имени или обращение исключительно по имени-отчеству. Может поощряться инициатива или строгое следование регламентам. Людей могут мотивировать на сплоченную работу в команде или поддерживать соревновательность и личную конкуренцию. Это все отражение стихийно сложившихся ценностей.

Если такое положение дел всех устраивает и не мешает развитию бизнеса, то компания может десятилетиями существовать без четко сформулированной системы ценностей. Обычно руководители задумываются о создании модели в одном из двух случаев:

1.      Текущая корпоративная культура не устраивает, назрела необходимость изменений.

Бывает, что сложившиеся ценности входят в противоречие с процессами на рынке, новыми целями компании или логикой ее развития.

«Красная» (по системе Спиральной динамики) компания с культурой силы и соперничества исчерпала возможности развития на этом уровне и готова перейти на следующий, с ценностями порядка и контроля. Но сотрудникам сложно отказаться от привычных ценностей. В этом случае стоит «сверху» прописать новые принципы, которые помогут развитию бизнеса, и разработать мероприятия по их внедрению.

2.      Бизнес начинает бурно расти, и нужно прописать формальные правила, которые бы задавали общие стандарты работы на уровне идеологии.

В маленькой компании собственник, как носитель ценностей, обычно лично доносит их до каждого сотрудника, подбирает кандидатов с похожими принципами и вообще выступает залогом сплоченности по ценностям. При расширении компании связь ее главы с членами команды размывается, и возникает потребность четко сформулировать и закрепить общие правила и идеи.

 

Как создать модель ценностей?

Процедура состоит из нескольких этапов:

1.  Интервью с носителями ценностей: собственником, командой руководителей, иногда – с лояльными и преданными компании старожилами. Их ответы помогут выявить ценности, которые разделяют ключевые лица бизнеса. Список людей для беседы согласовываем с собственником. 

2. Общекорпоративный опрос сотрудников. Спрашиваем о том, какие ценности они видят, что им нравится в компании, как складываются отношения в коллективе и т.п. Анкета обязательно должна включать открытые вопросы: нам важно, чтобы люди своими словами описали проявления корпоративной культуры, сложившиеся традиции, принятое поведение, распространенные убеждения и т.д.

3. Анализ результатов исследования, после которого у нас появится список выявленных ценностей. На этом этапе мы ищем в репликах участников опроса повторяющиеся примеры поведения, схожие факторы и т.д. Например, если почти все опрошенные упомянули работу в команде или важность развития, значит, это является в коллективе принятой ценностью. Также проясняем, что именно люди имеют в виду, когда говорят о том или ином факторе (например, как именно проявляется командный дух?).

4. Сессия по формированию модели ценностей с управляющим менеджером или собственником. На этом этапе мы показываем главе компании результаты аналитики: какие сложившиеся ценности обнаружили, как они проявляются в поведении, какие элементы существующей корпоративной культуры сотрудникам нравятся или наоборот. Он решает, подходит ли компании такая ценностная модель или ее нужно корректировать.

Ключевой момент – ценности должны соответствовать текущим бизнес-целям компании и помогать в их достижении!

  • Идеальный вариант – если ценности, которые мы выявили у собственника и сотрудников, совпадают, да еще и отвечают стратегическим целям компании. Тогда мы просто фиксируем 3-4 найденных ключевых принципа и их желаемые проявления, чтобы дальше поддерживать и развивать модель уже осознанно.

Иногда собственник предлагает согласится с большинством, хотя сложившаяся система не соответствует его собственному видению и задачам бизнеса. Это опасная ситуация, которая в дальнейшем может привести к проблемам в развитии компании.

  • В случае посложнее получившийся список нужно скорректировать: добавить или удалить из него какую-то идею, скорректировать поведение, связанное с той или иной ценностью и т.д.
  • Самый непростой вариант – когда проявленные ценности противоположны видению собственника и целям компании. Это означает, что придется формулировать и внедрять новую систему с нуля, преодолевая недовольство и сопротивление сотрудников.

В любом случае на этом этапе у нас появляется модель из 3-4 желаемых ценностей и примерный ориентир, как они должны выглядеть в поведении.

5. Описание выбранных ценностей с точки зрения поведения. Названия ценностей у разных компаний совпадают в 90% случаев (эффективность, клиентоориентированность, развитие, команда и т.д.). Зато индикаторы поведения человека, который следует этим ценностям, всегда будут различаться! Поэтому нужно найти то, что важно именно для вашей компании.

  • Обучаемость. Обычно, формулируя подобную ценность, говорят о чтении профлитературы, прохождении курсов, стремлении применять новые знания в работе. Но в одной компании обучаемость понимали как навык делать по образцу: от людей требовалось умение услышать инструкции и обратную связь от руководства и действовать на основании полученной информации.
  • Эффективность. Часто это про способность одновременно выполнять большое количество задач. Но мы знаем фирму, где эффективностью считают умение не распыляться, а делать в один отрезок времени одну конкретную задачу.
  • Команда. Формулируя эту ценность, компании любят говорить про «дружную семью», социальные связи, совместные мероприятия и т.д. Противоположный пример – «мы эффективная команда профи, но наши отношения четко ограничены рабочими задачами и не выходят за пределы офиса».

В результате для каждой ценности мы должны определить 3-4 четких поведенческих индикатора – как ведет себя человек, разделяющий эту ценность нашей компании.

Многие, сформулировав ценности и соответствующее им поведение, прописывают их на своем сайте и останавливаются на этом. Да, рассказать о ценностях сотрудникам нужно. Но еще важнее не упустить следующий этап.

6. Создание плана мероприятий по внедрению созданной модели ценностей в повседневную жизнь компании. Важно продумать конкретные шаги, которые помогут закрепить ключевые ценности в сознании и поведении сотрудников, четко прописать эти мероприятия в календаре, выделить бюджет на их проведение и начать осуществлять принятый план. Только после этого созданные ценности станут частью корпоративной культуры.

В дальнейшем нам важно следить за тем, как модель приживается в компании. Для этого рекомендуем регулярно оценивать уровень принятия сотрудниками корпоративных ценностей.

 

Сколько времени нужно для создания модели ценности?

В среднем, сама процедура разработки занимает от 2 до 6 месяцев. И еще примерно год уходит на полноценное внедрение системы.

 

Какие риски несет такой проект?

Самый главный риск – потеря части сотрудников, которые не примут новую модель ценностей (особенно, если она противоречит стихийно сложившимся в компании традициям и правилам) и решат уволиться.

Однако бояться этого не стоит. Ведь плюсов от реализации проекта гораздо больше, чем рисков.

 

Выгоды и преимущества работающей модели ценностей

Ключевая выгода – возможность набирать «своих людей», которые уже на этапе трудоустройства принимают конкретную систему ценностей. Разделяемые и поддерживаемые сотрудниками ценности становятся мощным фактором привлечения, мотивации, повышения лояльности и удержания персонала. А это позволяет решить сразу несколько острых проблем: снизить число ошибок найма, уменьшить текучесть, улучшить процесс адаптации, повысить производительность, обеспечить рост прибыли.

Пример 1. Проводя опрос удовлетворенности и лояльности, одна IT-компания осознала необходимость создания модели ценностей. Внедряя сформулированные принципы работы, фирма так прокачала свой HR-бренд, что лучшие специалисты отрасли стали сами присылать резюме эйчарам с просьбой рассмотреть их кандидатуры. Приток высококвалифицированных кадров позволил компании выиграть несколько международных конкурсов, занять более уверенное положение на рынке, привлечь новых клиентов и нарастить обороты.

Пример 2. Выше мы приводили понимание ценности «команды» как профессионального сообщества, где нет места личным отношениям, а все общение сосредоточено только на решении рабочих задач. Компания, которая внедрила этот принцип, отказалась от привычных тимбилдингов и корпоративов, зато выстроила эффективный коллектив, где нет личных конфликтов и переработок. В момент внедрения новой системы ценностей бизнес потерял почти 50% персонала. Зато на их место пришли специалисты, которые не хотят в выходные ехать с коллегами за город, но очень рады возможности с полной самоотдачей заниматься любимым делом в рабочие часы, а в 18:00 уходить домой. За последние 8 лет из этой компании не уволился ни один человек, а ее прибыли серьезно выросли. И не будем забывать об экономии на корпоративах.

Кстати, экономия бюджета – действительно, немаловажный плюс работающей модели ценностей. Ведь с ней вы можете отказаться от того, что везде принято, но, на самом деле, не важно для ваших сотрудников и бизнес-целей. Например, от спартакиад и абонементов в фитнесс-клуб, если ценность спорта не разделяется вашими людьми и ничего не дает для развития компании.

Чтобы минимизировать риски и максимизировать выгоды, проект по разработке и внедрению модели ценностей должен быть выполнен грамотно. Эксперты Proaction готовы разработать его для вашей компании «под ключ», от исследования до плана внедрения, или помочь с реализацией отдельных этапов.

 

Авторы статьи:

Дуюн Елена, руководитель направления Развитие корпоративной культуры

Шипилова Надежда, руководитель отдела консалтинга 

Модель ценностей разработка модели ценностей корпоративная культура управление корпоративной культурой управление персоналом

См. также

Мотивация Удаленная команда Презентации и публичные выступления Радио Аналитик Бесплатно (free)

В двадцать четвертом выпуске третьего сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, кто такой амбассадор бренда, по каким критериям выбирают амбассадоров, как компании создать среду, в которой сотрудники захотят рассказывать о бренде и как сотрудникам, которые хотят рассказывать о бренде, донести до руководителей ценность этих активностей.

29.07.2025    196    0    Radio_Analyst    0    

3

Мотивация Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Автор этой статьи начинала свою карьеру в бухгалтерии. С должности главного бухгалтера она перешла в сферу ИТ, где за 16 лет выросла до функционального архитектора. У нее большой опыт внедрения 1С на крупных предприятиях с фокусом на регламентированный учет и МСФО.

24.07.2025    386    0    KovalevaEG    1    

2

Мотивация Внедрение изменений Бесплатно (free)

Представьте, что у вас есть идея или предложение для команды. Вы пытаетесь ее сформулировать и уверены, что сможете заинтересовать своих коллег. Но вместо этого первой реакцией часто возникает отторжение, нежелание пробовать новое. Расскажем о пяти-компонентной структуре, которая поможет сформулировать идею и предложение так, чтобы мозг активировал систему удовольствия от будущего и сам захотел меняться и пробовать новое.

22.07.2025    413    0    user1530824    0    

5

Мотивация Бесплатно (free)

Системы грейдов – фундамент управления персоналом, но их реализация поражает разнообразием. Почему системы грейдов такие разные? Почему внутри одной компании возникают разногласия? Как система мотивации влияет на сотрудников? Эта статья – глубокий разбор парадоксов грейдинга. Мы исследуем, какие факторы и задачи бизнеса формируют принципиально разные системы в разных компаниях. Разберем корни внутренних разногласий по оценке уровня специалистов. Затронем тему мотивации и теории, объясняющие, почему грейды критически важны. И, наконец, поделимся практическим опытом внедрения: с какими вызовами пришлось столкнуться, какие инструменты сработали и какие уроки легли в основу планов на будущее.

23.06.2025    1461    0    user1270271    24    

7

Мотивация Бесплатно (free)

Недавно столкнулся с мнением, что контроффер: “устаревший метод работы, который вредит компании на любом горизонте событий” (цитата одного HR).

09.06.2025    571    0    klimdw    5    

5

Мотивация Личная эффективность Бесплатно (free)

Разрабатывая открытые решения, мы внимательнее относимся к коду, интерфейсу, документации и оформлению. А изучение чужого кода вдохновляет и открывает новые подходы. Расскажем об опыте создания открытых решений для 1С, ценности open-source и роли сообщества.

05.06.2025    2657    0    vandalsvq    18    

44

Мотивация Бесплатно (free)

OKR (Objectives and Key Results) – это способ ставить и достигать стратегические цели с максимальным вовлечением сотрудников. Расскажем об эволюции целеполагания, отличиях OKR и KPI и типичных ошибках при внедрении OKR.

06.05.2025    851    0    Gorinich007    0    

3

Мотивация Бесплатно (free)

Когда сотрудники довольны своей работой, это минимизирует выгорание, укрепляет доверие и усиливает вовлеченность в коллективе. Расскажем о шести простых методах нематериальной мотивации.

25.03.2025    664    0    vlad.e    0    

11
Оставьте свое сообщение